Актуализация знаний. | Окружающий мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Где подстерегают опасности? - Согласны ли вы с таким утверждением? Лес и вода – враги человека. (проблемная ситуация) - Чтобы решить эту проблему, я предлагаю отправиться в экспедицию. Что означает это слово? - Экспедиция - это поездка группы людей с каким – нибудь специальным заданием. - Куда мы отправимся с вами, вы узнаете, если отгадаете загадки. Весной одевается. Осенью раздевается. (лес) Чуть дрожит на ветерке, Лента на просторе. Узкий кончик в роднике, А широкий в море. (река) - Куда мы отправляемся в экспедицию (тема – слайд 2 На воде и в лесу) Мы побываем на воде и в лесу - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? - Да, правильно. Наши учебные задачи представлены на слайде (узнать правила безопасного поведения в лесу; узнать правила безопасного поведения на воде; научиться различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды; научиться различать жалящих насекомых) (слайд 2) | - В лесу, в водоемах - Лес - Река - мы будем говорить о лесе и реке | Регулятивные: | М. – словесный, П. – беседа, М.- наглядный, П. – демонстрация презентации |
Первичное усвоение новых знаний | (Создание эмоционального настроения на посещение леса. Аудиозапись «шум леса, пение птиц и шум дождя) Закрыли глазки, положили голову на парту и мы отправляемся в экспедицию. (слушают музыку) - Что вы услышали? Что представили? 1 остановка «Лесная поляна»(слайд 3). - Мы с вами попали на лесную поляну. После дождя всегда появляются грибы. - Какие могут быть грибы на поляне? - Зачем мы собираем грибы? - На какие группы разделяют грибы? С. 28 учебника. Рассмотрите грибы. - Какие здесь грибы видите? Распределите их по группам: съедобные грибы закройте зелеными фишками, а несъедобные грибы – красными фишками. (индивидуальная работа). Давайте проверим, если правильно, то поднимите зеленую фишку, а если нет, то красную (взаимопроверка: ученик называет свои ответы, остальные слушают и оценивают его с помощью сигнальной карточки.) - Да, действительно ядовитые грибы – это мухомор и бледная поганка. (слайд 4) - Чем они отличаются от других грибов? Мухомор – красивый гриб. Он высоко над землей поднимает свою красную шляпку на белой ножке. Отличается он своими белыми точками на шляпке. Бледная поганка – один из главных признаков - чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки белый или зеленоватый, желтый или оливковый. Ребята, отгадайте загадки Загадка: Коренастый, в шляпе новой Гриб в бору растет сосновом. Рады бабушка и дед: – Будет праздничный обед! Ой, схватили белки вмиг Этот белый … (гриб) - Какой это гриб? У него есть двойник. Это - желчный гриб (слайд 5) - чем они различаются? Различаются они вот чем: у боровика шляпка внизу белая или желтоватая. Рисунок в виде белой сеточки, а у желчного гриба шляпка снизу розовая. На ножке черная сеточка, на срезе он розовеет. В нем нет яда, но он очень горький. Следующая загадка: Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети: На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (опята) - У них тоже есть двойники. (слайд 6) - Чем они различаются? Ложные опята кирпично-красные, а пластинки серые или даже черные. Мякоть желтая с неприятным запахом. - Чтобы не набрать несъедобных грибов, что нужно знать? (работа в парах) У вас на партах лежат карточки. На них записаны правила сбора грибов. Закончите: Я спокойно положу гриб в корзину, если он мне хорошо….(знаком) Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то я покажу…. (взрослым) Я не буду собирать грибы у ….…. .(дороги) Ядовитые грибы я не буду …. . (брать) Буду осторожно срезать грибы… . (ножом) - Кто хочет зачитать свои предложения? - Ребята, вы молодцы, теперь вы знаете правила сбора грибов 2 остановка «Лесные растения» (слайд 7) - Знаете ли вы, какие лесные ягоды можно встретить? - А какие лесные ягоды можно есть? - А все ли ягоды можно есть? Давайте снова обратимся к учебнику. Откройте С. 28 учебника. Рассмотрите иллюстрацию и назовите ягоды. - А какие из них съедобные? - Ребята, есть такое растение волчье лыко (Слайд 8) волчье лыко - это красивое, но очень опасное растение. Отравиться можно ягодами или корой веток, которые обрывают ради красивых цветов, напоминающих сирень. Встречали ли вы в лесу растение Вороний глаз? – в чем особенность внешнего вида этого растения? - Кто-нибудь знает? - 4 широких листа, а между ними черная круглая ягода. Ягода напоминает глаз вороны. Она очень ядовита. Растение неприятно пахнет и вызывает головную боль, можно умереть Видели ли вы ландыш. Кто - нибудь срывал? - - Зачем? Ландыш- все его части, особенно цветки и ягоды ядовиты. Желание попробовать ярко-красные ягоды приводит к сильному отравлению. - Назовите мне ядовитые растения. - Молодцы! А сейчас давайте отдохнем. Физминутка Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки) Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох) Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,) За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право) Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны) И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.) Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.) Стали карликами дети. А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе,) Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.) Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.) Крыльями махали. Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,) Ногами топаем. (Притопы на месте.) Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места) И немножечко устали. ( И слушают пение птиц.) | - Я услышала шум леса, представила лес, пение птиц - Съедобные и несъедобные - Чтобы их есть - съедобные и несъедобные - - Их нельзя есть - Белый гриб - - Опята - - Нужно знать правила сбора грибов - Встречаются несъедобные грибы и нужно знать правила сбора грибов) - Малина, шиповник - Малина - нет шиповник - - - - Не пробовать незнакомые ягоды, не есть никаких ягод, кроме малины, земляники | Предметные: различать съедобные и несъедобные грибы; запомнить ядовитые растения леса; знать какую опасность представляют для здоровья ядовитые растения и несъедобные грибы Личностные: | М. – словесный, П. – беседа, М. – наглядный, П. – демонстрация презентации, М. –практический, П. – работа с книгой |
Первичная проверка понимания | 3 остановка «Опасные насекомые» слайд 17 - А за нами летит целый рой насекомых. Каких насекомых можно увидеть на поляне? - Некоторых насекомых называют жалящими почему? - Посмотрите на слайд, назовите этих насекомых. (слайд) Чтобы не ужали вас насекомое, нужно соблюдать правила обращения с ними. - Какие вы знаете правила поведения с жалящими насекомыми? На с. 29. Давайте прочитаем. Я читаю - Какие правила безопасного поведения можно составить по тексту? Давайте еще раз прочитаем эти правила и запомним. (слайд 18) -А если вас все - таки укусила оса или пчела, что вы будете делать? - Да. Вынуть жало, приложить тряпочку, смоченную холодной водой, чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Насекомых в лесу не счесть Но особенно опасен клещ (Слайд 19) - Как с ними бороться? Он очень опасен Нужно перед выходом подбирать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладко-ворсистой ткани. На тело нужно надеть обтягивающее белье, чтобы клешу было меньше шансов незамеченным проползти к коже. Рукава должны быть застегнутыми. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги, на голову лучше надеть косынку, кепку или другой головной убор. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания клещей. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело. - Ребята, какие опасности таит в себе лес? 4 остановка «Купание в реке»(слайд 21) Гуляя по лесу, мы вышли к реке. Как хорошо в жаркий летний день искупаться в реке. Это дарит нам радость и здоровье. Как вы думаете, опасна ли вода? Чем? Но вовремя купания нужно соблюдать правила безопасности. - Какие вы знаете правила купания? Чтение в учебнике с. 27 - А сейчас откройте свои тетради и на стр.17 и выполните задание 1. - Давайте проверим, что у вас получилось. Предлагаю вам выполнить следующее задание Тетрадь с. 18 № 2. Рассмотрите рисунок. Куда пришли ребята? Как их зовут? Назвать () пришли купаться на речку, прошло некоторое время. - Итак, кто из ребят нырял, а кто нет? Как вы догадались? Кто не умеет плавать? Удачно ли ребята выбрали место для купания? Нет, не удачно. Надо выбирать чистый водоем. - Что нужно помнить при купании в реке? Кто мне может сказать? | - Бабочки, пчелы - У них есть жало, они могут ужалить - Не надо махать руками, убегать - - Вынуть жало, приложить тряпочку, смоченную холодной водой, чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. - Нужно ставить прививки - остерегаться жалящих насекомых, клещей и соблюдать правила поведения с ними - В лесу есть такие насекомые, которые могут укусить, а это опасно - нельзя купаться в запрещенных местах. Нельзя во время купания толкаться - Нет, неудачно - При купании нужно соблюдать правила безопасности | Предметные: знать об опасностях, подстерегающих на воде запомнить правила поведения во время купания запомнить правила поведения при встрече с насекомыми в лесу познакомиться со способами оказания первой помощи при укусах жалящих насекомых. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности: умению наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. | М. – словесный, П. – беседа, М. – практический, П. – работа с книгой, работа с рабочей тетрадью, М. – наглядный, П. – демонстрация презентации |
Первичное закрепление | Ребята, возьмите карточки, прочитайте задание и выполните. №1Распределите их на съедобные и несъедобные. Съедобные грибы и растения несъедобные грибы и растения Малина, опята, вороний глаз, шиповник, поганка, земляника, лисички, мухомор, волчье лыко, ландыш. (в парах) (проверка по эталону.)слайд 23 №2 – Подчеркни: одной линией, что можно делать, двумя - что запрещено купаться можно только в разрешенных местах; - можно нырять в незнакомых местах – (нельзя, т.к. на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.; - нельзя отплывать далеко от берега -можно цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования: бакены, буйки и т.д.; - нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зоны заплыва. - нельзя купаться в штормовую погоду или местах сильного прибоя; - можно купаться при недомогании, повышенной температуре, острых инфекционных заболеваниях; - нельзя подавать крики ложной тревоги. - карточки 2 цветов (синяя и красная) Сначала проверим задания на красных карточках. Правильно. Ребята, те у кого синие карточки давайте проверим | | Предметные: | М. - словесный |