Сборник конструктов классных часов, направленных на формирование информационной безопасности обучающихся 4 класса
Сборник конструктов классных часов, направленных на формирование информационной безопасности обучающихся 4 класса
сборник конструктов классных часов, направленных на формирование информационной безопасности у обучающихся 4 класса будет очень необходим для учителей начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник конструктов классных часов, направленных на формирование информационной безопасности обучающихся 4 класса»
СБОРНИК КОНСТРУКТОВ КЛАССНЫХ ЧАСОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Карпова А.И., студентка
ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж», г. Камышлов,
специальность «Преподавание в начальных
классах», 4 курс
Вилюм М.Н., преподаватель
На современном этапе жизни общества Российской Федерации возникают новые трудности для формирования личности, которые связаны глобализацией информационного пространства. Технические возможности способствуют мгновенному распространению информации в социальном пространстве. Однако информация часто оказывается противоречивой, агрессивной, негативной и влияет на социально- нравственные ориентиры общества, в связи с этим происходят влияющие на состояние и процессы во всех ведущих сферах жизни общества деструктивные изменения и деформация духовной сферы общества: искажаются нравственные нормы и критерии, появляются неадекватные общественные стандарты и установки, неверные ценности и ориентации. Исходя из этой ситуации возникает проблема формирования информационной безопасности, решение которой способствует полноценному развития как личности, так и общества.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО) у учеников начальных классов должны быть сформированы метапредметные результаты, включающие умение активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения познавательных и коммуникативных задач, умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, обработки, организации, передачи и интерпретации информации [6].
По Г. В. Грачеву, информационная безопасность личности – это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.
Н. И. Саттарова под информационной безопасностью личности понимает состояние защищенности ее основных интересов, которые состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии, от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие человека разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества.
Были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (ФГОС НО), также были проанализированы работы различных психологов и педагогов, которые посвятили свои исследования проблеме формирования информационной безопасности обучающихся, что стало основой для разработки конструктов классных часов, направленных на формирование информационной безопасности детей младшего школьного возрастах [3].
На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:
– между требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми к личностным и метапредметным результатам образования и недостаточно высоким уровнем формирования информационной безопасности младших школьников. По статистике опроса по проекту «Основы информационной безопасности» было выявлено, что во многих школах у детей не сформирована информационная безопасность основным показателем качественного образования стала не способность запоминать, а умение находить необходимую информацию. То есть важнейшим показателем качества образования стала сформированность информационной безопасности личности, которой не хватает в учебных организациях.
– между достаточной теоретической изученностью проблемы информационной безопасности в психолого-педагогической литературе и не применением в педагогической практике использования классных часов, направленных на формирование информационной безопасности младших школьников. В школах классные часы по формированию информационной безопасности не проводятся, что является необходимостью разрабатывать и применять их в педагогической практике.
– между значимостью использования классных часов для осуществления целенаправленной работы по формированию информационной безопасности младших школьников и отсутствием методических разработок по вопросам формирования информационной безопасности младших школьников во внеурочное время посредством классных часов.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточный уровень сформированности информационной безопасности младших школьников.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Сборник конструктов классных часов, направленных на формирование информационной безопасности обучающихся 4 класса».
Для достижения цели и решения данной проблемы, мы:
1) обосновали особенности и возможности формирования навыков информационной безопасности посредством сборника конструктов классных часов;
2) обосновали структуру и содержание сборника конструктов классных часов, направленного на формирование информационной безопасности младших школьников;
3) проанализировали ресурсы и педагогические условия реализации сборника конструктов классных часов, направленного на формирование информационной безопасности младших школьников;
4) обосновали выбор диагностического инструментария по определению уровня сформированности навыков информационной безопасности, апробировали и оценили результативность разработанного сборника конструктов классных часов, направленного на формирование информационной безопасности младших школьников.
Таким образом, результатом является сборник конструктов классных часов, направленных на формирование информационной культуры у обучающихся 4 классов.
Анализ методической литературы позволил сделать вывод о недостаточном уровне методического обеспечения формирования информационной безопасности детей школьного возраста посредством классных часов. Для того чтобы решить данную проблему, целесообразно разработать интересные классные часы, направленные на формирование информационной безопасности [4].
Поэтому нами выбрана форма проектирования – сборник конструктов классных часов, направленных на формирование информационной культуры.
Сборник - издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а также различные официальные, научные и информационные материалы на определенную тему.
Сборник классных часов, направленных на формирование информационной культуры младших школьников – это методическое пособие, предназначенное для педагогов, учителей начальных классов, с целью облегчить организацию процесса формирования информационной культуры [2].
Целевые ориентиры данных классных часов:
• формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
• формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование основы культуры межэтнического общения;
Классные часы имеют определённую структуру, отличающую её от других форм организации учебной деятельности детей.
Структура, этапы классного часа:
1. Вступительный;
2. Основной;
3. Заключительный
Включенный в процесс познания ребенок оказывается незащищенным от различных потоков информации. Педагогическую проблему представляют популяризация жестокость средствами массовой информации, отсутствие цензуры и возрастание роли глобальной сети Интернет. Именно качество и уровень образованности подрастающего поколения, готовности личности к самореализации в обществе, степень ее зрелости могут стать решением этой проблемы, поэтому необходимо расширять содержание начального образования, системно влиять на формирование информационной культуры школьника, а этому может послужить классный час [5].
Целью методической разработки является разработка и систематизация конструктов классных часов, направленных на формирования информационной безопасности младших школьников.
Для определения уровня сформированности информационной безопасности младших школьников нами разработана карта наблюдения за уровнем сформированности информационной безопасности учащихся 4 класса. Т.В. Борисовой, методика диагностики информационной культуры Т.В. Борисовой, подобран диагностический инструментарий (тест на определение уровня информационной безопасности), который понятен и прост в обработке, соответствует поставленной цели и задачам дипломного проекта, таким образом, позволяющий выявить результативность исследования [1].
Учитывая, что разнообразные методы педагогической диагностики имеют свои плюсы и минусы, планируется их применение в комплексе. Это будет способствовать получению достоверных результатов, валидных и надежных данных, на основе которых можно делать вывод о степени сформированности информационной безопасности младших школьников.
Таким образом, данная методическая разработка имеет большое значение в формировании информационной безопасности младших школьников. На классных часах дети узнают правила ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде; способы защиты от противоправных посягательств в сети Интернет, также, как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т. ч. электронным). Узнают, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной информации, как распознать признаки злоупотребления доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет. Это позволяет им глубоко и прочно усвоить материал, формирует у них практические навыки и умения, развивает информационную безопасность. Дети учатся, как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии.
Список использованных источников
Гендина Н.И. Формирование информационной безопасности личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. : Школьная библиотека, 2002. – 288 с. – (Прил. к журн. «Школьная библиотека». Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).
Генедина Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры /Школьная библиотека URL: h_b5d2642b97807074df3fdeda44f91c62 (yandex.ru) дата обращения (17.11.2021)
Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» №2 2009г
Кириленко А.В. Основы информационной безопасности. Библиография.: учеб. Пособие А.В. Кириленко; под ред. Е.Г. Расплетиной. Вып. 1. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. – 156 с. (дата обращения 17.11.2021)
Султанова И. П. комплексное воспитание культуры поведения и информационной безопасности школьников в сети интернет. Лицей №9, г. Сибай .URL: https://pandia.ru/text/78/435/18131.php
Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 17.11.2021).