Урок русского языка в 5 классе на тему
«Употребление синонимов в речи».
Тип урока: Изучение новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.
Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.
Оборудование:
-доска;
-компьютер;
-мультимедийный проектор;
Эпиграф к уроку:
Русский язык богат, образен, точен…
К. Паустовский
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Лексическая работа.
Презентация.
- По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь. Слайд № 2
1. Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).
2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).
4. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)
5. Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)
- Прочтите, какие слова у вас получились.
(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Слайд № 3
IV. Введение в тему.
Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела. К нам за помощью обратился ученик Петя. Проблема его заключается в том, что он не может правильно писать сочинения. Постоянно мальчик за них получает плохие оценки. Давайте его послушаем.
Петя читает свое сочинение
Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – заяц! Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит заяц. Глянул – а с горы несутся собаки. Так вот от кого спасался заяц. «Ах ты, заяц!» - думаю. Взял я зайца и спрятал за пазуху. « Сиди, заяц, не бойся»!
Учитель: Ребята, какие ошибки вы нашли в данном сочинении и как их исправить? (Часто используется слово заяц. Нужно подобрать слова, близкие по значению). Петя, мы тебе обязательно поможем, только слушай нас внимательно.
- Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Вьюга». Слайд № 4
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи-
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
- Какие слова, сходные по значению, использует поэт к названию стихотворения?
(пурга, вихри, метели)
Как называются эти слова? (Синонимы) Слайд № 6
- К какой части речи они принадлежат? (Сущ.).
Отметить различные отметки значений синонимов: Слайд № 5
Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе.
Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.
Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении.
ВЫВОД: все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.
Итак, вспомните из курса начальной школы - что такое синонимы?
А теперь сравните с учебником, правильно ли вы рассуждали.
Один ученик читает правило на с. 162.
-Обобщим, что такое синонимы? Слайд № 7
И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.
-Для чего нужны синонимы?
- Использование синонимов в речи помогает избежать повторения одних и тех же слов, синонимы являются средством выражения смысловой связи между предложениями.
Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.
Все эти слова - синонимы.
-Чем отличаются синонимы?
-Синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
V. Изучение нового материала.
1.Подберите к данным существительным синонимы мужского рода, составьте и запишите с этими словами распространенные предложения:
Собака- (пес) Слайд № 8
Изба- (дом) Слайд № 9
Стужа- (мороз) Слайд № 10
Пламя- (огонь) Слайд № 11
2.Знакомство с новыми понятиями.
Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. Слайд № 12
Могут быть синонимические ряды
- существительных ( работа – труд – дело - занятие);
- прилагательных (влажный – мокрый – сырой)
- глаголов (бежать – спешить – торопиться);
- наречий (тут – здесь).
Работа со словарем.
- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?
- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.
- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.
- Найдите слово "ГРОМКИЙ"
- Прочитайте словарную статью. (Работает один ученик)
Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.
- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.
- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)
VI. Физкультурная минутка. Слайд № 13
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
3.Подберите синонимы к следующим словам. Слайд № 14
Скупой- (жадный)
Кидать- (бросать)
Очи- (глаза)
Спешить- (торопиться)
Неприятель- (враг)
Товарищ- (друг, приятель)
Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.
4.Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. Слайд № 15
1.Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны.
(атака, наступление).
2.Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону.
(беседа, разговор)
3.Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль.
(вид, пейзаж).
5. Замените разговорные слова на нейтральные синонимы. Слайд № 16
Болтать – (разговаривать)
Дуться – (сердиться)
Копаться – (искать)
Ляпнуть – (говорить)
Швырять – (кидать)
Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
6.Работа с учебником
Выполняется письменно упр. 363.
Ученик Петя читает свое исправленное сочинение
Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – заяц! Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит косой. Глянул – а с горы несутся собаки. Так вот от кого спасался трусишка. «Ах ты, зайчишка!» - думаю. Взял я зверька и спрятал за пазуху. « Сиди, серый, не бойся»!
Учитель: Молодец, Петя! Ты понял сегодняшнюю тему и правильно написал свое сочинение.
Тест Слайд № 17
1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание Б) сражаться В) борьба
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО?
А) бегло Б) стремительно В) быстрый
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный - невесомый
В) молодость – юность - молодеть
4. Какое из данных слов является нейтральным?
А) болтать Б) ляпнуть В) говорить
Ответы: Слайд № 18
1.Б
2.В
3.Б
4.В
VII. Итоги урока. Слайд № 19
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие слова называются синонимами?
- Что такое синонимический ряд?
Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.
VIII. Домашнее задание: п. 68, упр. 367.