kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Употребление синонимов в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с понятиями синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем. Научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русскогоязыка Употребление синонимов в речи»

Урок русского языка в 5 классе на тему

«Употребление синонимов в речи».

Тип урока: Изучение новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.

Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.

Оборудование: 

-доска;

-компьютер;

-мультимедийный проектор;

Эпиграф к уроку:

Русский язык богат, образен, точен…

К. Паустовский

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Лексическая работа.

Презентация.

- По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь. Слайд № 2

1. Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

3. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

4. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)

5. Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)

- Прочтите, какие слова у вас получились.

(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Слайд № 3

IV. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела. К нам за помощью обратился ученик Петя. Проблема его заключается в том, что он не может правильно писать сочинения. Постоянно мальчик за них получает плохие оценки. Давайте его послушаем.

Петя читает свое сочинение

Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – заяц! Летит что есть духу. И  прямо к моим ногам. Дрожит заяц. Глянул – а с горы  несутся собаки. Так вот от кого спасался заяц. «Ах ты, заяц!» - думаю. Взял я зайца и спрятал за пазуху. « Сиди, заяц, не бойся»!

Учитель: Ребята, какие ошибки вы нашли в данном сочинении и как их исправить? (Часто используется слово заяц. Нужно подобрать слова, близкие по значению). Петя, мы тебе обязательно поможем, только слушай нас внимательно.

- Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Вьюга». Слайд № 4

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи-

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

- Какие слова, сходные по значению, использует поэт к названию стихотворения?

(пурга, вихри, метели)

Как называются эти слова? (Синонимы) Слайд № 6

- К какой части речи они принадлежат? (Сущ.).

Отметить различные отметки значений синонимов: Слайд № 5

Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении.

ВЫВОД: все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

Итак, вспомните из курса начальной школы - что такое синонимы?

А теперь сравните с учебником, правильно ли вы рассуждали.

Один ученик читает правило на с. 162.

-Обобщим, что такое синонимы? Слайд № 7

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

-Для чего нужны синонимы?

- Использование синонимов в речи помогает избежать повторения одних и тех же слов, синонимы являются средством выражения смысловой связи между предложениями.

Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.

Все эти слова - синонимы.

-Чем отличаются синонимы?

-Синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.



V. Изучение нового материала.

1.Подберите к данным существительным синонимы мужского рода, составьте и запишите с этими словами распространенные предложения:

Собака- (пес) Слайд № 8

Изба- (дом) Слайд № 9

Стужа- (мороз) Слайд № 10

Пламя- (огонь) Слайд № 11

2.Знакомство с новыми понятиями.

Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. Слайд № 12

Могут быть синонимические ряды

- существительных ( работа – труд – дело - занятие);

- прилагательных (влажный – мокрый – сырой)

- глаголов (бежать – спешить – торопиться);

- наречий (тут – здесь).

Работа со словарем.

- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

- Найдите слово "ГРОМКИЙ"

- Прочитайте словарную статью. (Работает один ученик)

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который   начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.

- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

VI. Физкультурная минутка. Слайд № 13

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

3.Подберите синонимы к следующим словам. Слайд № 14

Скупой- (жадный)

Кидать- (бросать)

Очи- (глаза)

Спешить- (торопиться)

Неприятель- (враг)

Товарищ- (друг, приятель)

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

4.Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. Слайд № 15

1.Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны.

(атака, наступление).

2.Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону.

(беседа, разговор)

3.Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

5. Замените разговорные слова на нейтральные синонимы. Слайд № 16

Болтать – (разговаривать)

Дуться – (сердиться)

Копаться – (искать)

Ляпнуть – (говорить)

Швырять – (кидать)

Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

6.Работа с учебником

Выполняется письменно упр. 363.



Ученик Петя читает свое исправленное сочинение

Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – заяц! Летит что есть духу. И  прямо к моим ногам. Дрожит косой. Глянул – а с горы  несутся собаки. Так вот от кого спасался трусишка. «Ах ты, зайчишка!» - думаю. Взял я зверька и спрятал за пазуху. « Сиди, серый, не бойся»!

Учитель: Молодец, Петя! Ты понял сегодняшнюю тему и правильно написал свое сочинение.

Тест Слайд № 17

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание Б) сражаться В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО?

А) бегло Б) стремительно В) быстрый

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный - невесомый

В) молодость – юность - молодеть



4. Какое из данных слов является нейтральным?

А) болтать Б) ляпнуть В) говорить

Ответы: Слайд № 18

1.Б

2.В

3.Б

4.В

VII. Итоги урока. Слайд № 19

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие слова называются синонимами?

- Что такое синонимический ряд?

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

VIII. Домашнее задание: ­­­п. 68, упр. 367.



­­































Просмотр содержимого презентации
«Употребление синонимов в речи»

Тема урока:

Тема урока:

Лексическая работа . Определить слова по лексическому значению . Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению Слова, имеющие несколько лексических значений 4. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются 5. Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное

Лексическая работа .

Определить слова по лексическому значению .

  • Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов
  • Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
  • Слова, имеющие несколько лексических значений

4. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются

5. Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное

ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ

  • Лексика
  • Омонимы
  • Многозначные слова
  • Однозначными
  • Переносное
Выпишите слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения. Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей.

Выпишите слова одной и той же части речи,

которые обозначают одно и то же, но

могут отличаться оттенками

лексического значения.

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе. Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах. Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении. Вихрь –  порывистое круговое движение ветра.

Вьюга – снежная буря, сопровождаемая

ветром, заставляющим снег носиться,

кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на

открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая

сильным ветром в одном направлении.

Вихрь – порывистое круговое движение

ветра.

Вьюга Пурга Метель Вихрь СИНОНИМЫ

Вьюга

Пурга

Метель

Вихрь

СИНОНИМЫ

СИНОНИМЫ – слова одной и той же  части речи, которые обозначают одно  и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением  в речи.

СИНОНИМЫ – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения СОБАКА ПЁС

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

СОБАКА

ПЁС

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ИЗБА ДОМ

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

ИЗБА

ДОМ

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения СТУЖА МОРОЗ

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

СТУЖА

МОРОЗ

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ПЛАМЯ ОГОНЬ

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

ПЛАМЯ

ОГОНЬ

Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом . Могут быть синонимические ряды

Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом .

Могут быть синонимические ряды

  • существительных (работа – труд – дело – занятие) ;
  • прилагательных (влажный – мокрый – сырой) ;
  • глаголов (бежать – спешить – торопиться) ;
  • наречий (тут – здесь).
Задание. Подберите синонимы к следующим словам:   скупой  кидать  очи  спешить  неприятель  товарищ жадный бросать глаза торопиться враг друг, приятель

Задание. Подберите синонимы к следующим словам:

скупой

кидать

очи

спешить

неприятель

товарищ

жадный

бросать

глаза

торопиться

враг

друг, приятель

Задание. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже .   1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление).  2) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор).  3) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

Задание. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже .

1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление).

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор).

3) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

Задание. Замените разговорные слова на нейтральные синонимы болтать разговаривать сердиться дуться искать копаться ляпнуть говорить швырять кидать

Задание. Замените разговорные слова на нейтральные синонимы

болтать

разговаривать

сердиться

дуться

искать

копаться

ляпнуть

говорить

швырять

кидать

Тест 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. В) борьба А) состязание Б) сражаться 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО? В) быстрый А) бегло Б) стремительно 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый - человеколюбие Б) лёгкий – воздушный - невесомый В) молодость – юность - молодеть 4. Какое из данных слов является нейтральным? А) болтать Б) ляпнуть В) говорить

Тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

В) борьба

А) состязание

Б) сражаться

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО?

В) быстрый

А) бегло

Б) стремительно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый - человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный - невесомый

В) молодость – юность - молодеть

4. Какое из данных слов является нейтральным?

А) болтать

Б) ляпнуть

В) говорить

ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ

  • Б
  • В
  • Б
  • В
Ответьте на вопросы: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются синонимами? - Что такое синонимический ряд?

Ответьте на вопросы:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие слова называются синонимами?

- Что такое синонимический ряд?

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • §68, упр.367.
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Употребление синонимов в речи"

Автор: Мустакимова Светлана Анатольевна

Дата: 13.08.2015

Номер свидетельства: 225202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема: «Фразеологизмы»"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokarusskoghoiazykav6klassietiemafrazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "291363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455107666"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Слова, с противоположным значением. Антонимы "
    ["seo_title"] => string(46) "slova-s-protivopolozhnym-znachieniiem-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "174987"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424195580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства