kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Функциональные стили речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал и теблицы по теме "Функциональные стили речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Функциональные стили речи"»


Среди многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный язык (книжный). В зависимости от этого различают научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы и разговорный стиль речи, который обычно используется в устной форме.

Одно из коммуникативных качеств - уместность речи - непосредственно связано со знанием стилей русского литературного языка: функциональных и эмоционально-экспрессивных. Таким образом, чтобы уместно использовать языковые средства, характерные для того или иного стиля, в своей речи, необходимо подробно познакомиться со стилями русского литературного языка, изучить их социально-содержательные особенности и речевые черты.

Функциональные стили речи – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основных функциях языка.

Под сферами общения принято понимать широкие области общественной деятельности человека: наука, политика, право, искусство. Каждую из сфер общения обслуживает определенный стиль: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы и разговорный стиль речи.

Важнейшая функция языка – функция общения. С нею связана ее производная - мыслеоформительная, или функция сообщения. Общение и сообщение - определяют термином «коммуникативная функция». Язык служит не только для выражения мысли, но и для выражения чувств и воли. Поэтому функции эмоционального и волевого воздействия рассматривают как дополнительную функцию языка.

Таким образом, функции языка, определяющие цели и задачи общения, следующие: коммуникативная (общение, сообщение), эмотивная, волюнтативная.

Функциональные стили представляют собой устойчивые разновидности речи, обусловленные сферой общения и типичной для этой сферы задачей коммуникации. Признаки речевой ситуации могут быть представлены в виде схемы: речевая ситуация – с кем говорим?, где?, с какой целью? В разных речевых ситуациях мы говорим или пишем по-разному, т.е. пользуемся разными стилями речи.

Функциональный стиль - это разновидность литературного языка в зависимости от содержания, сферы и целей общения.

Различение функциональных стилей происходит по следующим параметрам:

1. Социально-содержательные особенности:

1) сфера общения;

2) цели и задачи;

3) функции речи;

4) содержание речи.

5) форма речи;

6) тип речи.


Социально-содержательные особенности функциональных стилей русского литературного языка.


Научный стиль

Деловой стиль

Художественный стиль

Публицистический стиль

Разговорный

стиль

Сфера общения

Область науки и техники

Законодатель-

ство, деловые отношения

Искусство слова

Общественно-политическая

Повседневная

Цели и задачи

Передавать знания, объяснять их, обобщать изложенное

Инструкти-

ровать, давать указания

Влиять

образами на мысли и чувства

Влиять на поступки людей, убеждать их

Делиться мыслями, чувствами, организовы

вать работу, игру

Функции речи

Сообщение(объяснение).

Сообщение (инструктиро вание).

Воздействие (изображение, рисование словами; влияние на чувства, воображение людей).

Воздействие (убеждение, влияние на мысли и поступки людей).

Общение(установление контакта), обмен мыслями, чувствами.

Содержа

ние речи

Научные сведения

Законодатель-

ство, деловые отношения

Разное

Политика, пропаганда, общественное мнение

Обиходные, бытовые сюжеты

Форма речи

Письменная речь (иногда устная)

Письменная речь

Письменная речь

Письменная речь (иногда устная)

Устная речь

Тип речи

Монолог (иногда диалог, полилог)

Монолог

Монолог

Монолог (иногда диалог, полилог)

Диалог или полилог

2. Речевые или структурные принципы.

С точки зрения речевых или структурных принципов стили отличаются отбором, сочетанием и организацией языковых средств. При этом можно говорить о лексических различиях функциональных стилей, однако основу каждого стиля составляют общеупотребительные, нейтральные средства (земля, стол, говорить, идти, я, он) - их большинство. Именно наличием в каждом функциональном стиле общеупотребительных языковых средств и обеспечивается единство литературного языка.

Лексика с точки зрения функциональной принадлежности.

Публицистическая - общественно-политическая; морально-этическая; экономическая.

Научная - научная; терминологическая (медицинская, химическая, психологическая и др.).

Официально-деловая - дипломатическая; официально-документальная; судебно-юридическая; канцелярская.

Разговорная – разговорно-литературная; разговорно-бытовая; просторечная.

Общеупотребительная лексика характерна для всех стилей.

Таким образом, каждый из функциональных стилей русского литературного языка имеет свою специфическую лексику, что позволяет уже по лексике определить принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю речи. Однако каждый из стилей речи имеет свои речевые черты или языковые средства на всех ярусах языка, не только на лексическом, но и на фразеологическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом.


 Речевые черты каждого из стилей речи на всех ярусах языка:

Ярусы языка

Книжные стили речи

Разговорный стиль речи

Научный стиль

Деловой стиль

Художествен

ный стиль

Публицисти

ческий стиль

Лексичес

Кий

Слова

нейтральные, книжные, с обобщенным и отвлеченным значением (животные, скорость и пр.), термины 15-25% (кардиограмма, гепатит и др.).

Слова

нейтральные, книжные с обобщенным и отвлеченным значением

Конкретные слова и выражения; слова в переносном значении; сравнения, олицетворения, метафоры; эмоционально-оценочные слова.

Общественно-политическая лексика, эмоционально-экспрессивная лексика

Разговорные непринужденные слова (вымахал, вырос); эмоционально-оценочные слова (умница, безобразничать).

Фразеоло

гический

Составные термины (острый живот)

Стандартные

выражения,

клише

Книжные и

разговорные

фразеологизмы

Общественно-политическая фразеология

Разговорные фразеологизмы

Словооб

Разовате

Льный

Отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов с абстрактными книжными суффиксами -ени, -ств, -ист, -изм,-ирова

Отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов с абстрактными книжными суффиксами -ени, -ств, -ист, -изм,-ирова.

Использование разнообразных суффиксов в зависимости от цели текста

Использование слов с

уменьшительно-ласкательными суффиксами

Слова с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами (таблеточка, кисленький), слова с суффиксом неполного качества (сладковатый, синеватый)

Морфоло

гический

Существительные преобладают над глаголами, большое количество прилагательных, глаголы в форме 3-го лица настоящего времени.

Использование отглагольных существительных (ведение, заседание) и отыменных предлогов(на основании, в отношении)

В меру

существительных и глаголов в зависимости от цели и содержания текста

В меру

существительных и глаголов в зависимости от цели и содержания текста

Преобладание глаголов над существительным и, использование сокращенных форм имен (Маш, Петь) в звательной форме

Синтакси

Ческий

Составное именное сказуемое, использование вводных слов (во-первых, во-вторых и др.), причастных и уточняющих оборотов, глагола-связки «быть» в настоящем времени

Повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислениями, прямой порядок слов, наличие стандарта, обязательность формы.

Различные по цели

высказывания-предложения, простые и сложные.

Предложения побудительные и восклицательные, риторические вопросы, распространенные обращения, повторы, предложения простые и сложные.

Различные по цели высказывания предложения; предложения с обращениями, неполные предложения, пропуски слов, паузы, слова-паразиты, нарушение порядка слов, использование частиц (-ка, -то).

Если подвести итог всему вышесказанному, то можно выделить для каждого функционального стиля свои стилевые черты.

Характерными стилевыми чертами

• разговорного стиля будет непринужденность, эмоциональность;

• научного - обобщенность (говорится, например, о березе вообще как о породе дерева, подчеркнутая логичность, доказательность);

• делового - строгость, бесстрастность;

• художественного - конкретность, образность, выразительность;

• публицистического - страстность и призывность.

Эмоционально-экспрессивные стили.

В русском языке помимо дифференциации по сферам употребления существует дифференциация по эмоционально-экспрессивной окраске. Это деление языка на эмоционально-экспрессивные стили.

Эмоционально - экспрессивные стили делятся:

• высокие (с положительной оценкой);

• низкие (с отрицательной оценкой).

Более детальное членение наблюдается на уровне языковых средств, причем в большей степени - на уровне лексическом. Таким образом, лексика в русском языке классифицируется не только с точки зрения функционально-стилевой принадлежности , но и с точки зрения эмоционально-экспрессивной окрашенности.

Лексика с точки зрения эмоционально-экспрессивной окрашенности.

Нейтральная

Высокая (с положительной оценкой):

1) риторическая;

2) торжественная;

3) горделивая;

4) ироническими;

5) ласкательная;

6) шутливая.



Низкая (с отрицательной оценкой).:

1) фамильярная;

2) обличительная;

3) презрительная;

4) неодобрительная;

5) бранная;

6) сатирическая;

7) пренебрежительная;

8) оскорбительная.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Функциональные стили речи"

Автор: Проненко Оксана Дмитриевна

Дата: 28.10.2021

Номер свидетельства: 589877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по теме "Функциональные стили речи. Основные признаки, языковые средства""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_funktsional_nyie_stili_riechi_osnovnyie_priznaki_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "366002"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480938764"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок "Предлог как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434083657"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-v-5-klassie-shokoladnyi-tort"
    ["file_id"] => string(6) "131580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416166675"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "127814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415378530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства