kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Функциональные стили речи. Основные признаки, языковые средства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка позволяет совершенствовать умения и навыки различения функциональных стилей речи, выявления в тексте стилистически окрашенных языковых средств, определения стиля текста (с аргументацией), создания текстов определенных стилей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Функциональные стили речи. Основные признаки, языковые средства"»

Функциональные стили речи: основные признаки, языковые средства


Цель урока:

  • Повторить и систематизация знаний учащихся о стилистике, функциональных стилях речи и функциях языка, о роли грамматических форм в формировании стилей.

  • Формировать и совершенствовать умения и навыки различения функциональных стилей речи, выявления в тексте стилистически окрашенных языковых средств, определения стиля текста (с аргументацией), создания текстов определенных стилей

  • Продолжить работу по формированию орфографической зоркости и основ культуры устной и письменной речи;

  • Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.


Оборудование: учебник


Ход урока.

  1. Орг. момент

Здравия желаю, милостивые государи и государыни! Ребята, вас ничего не смущает в таком приветствии?

Поскольку язык, как знаковая система, может претерпевать изменения в зависимости от сферы использования или функции, мы должны опираться на речевую ситуацию, учитывать сферу употребления, тему и цель высказывания.

-Что же позволит нам правильно отобрать и использовать языковые средства, наиболее пригодные в конкретной ситуации?

-Стили речи. О них мы и поговорим сегодня.


  1. Проверка домашнего задания

Заслушивание сказок о колобке в разных стилях речи

  • Какие языковые средства помогли создать текст в определенном стиле?


  1. Актуализация знаний

  1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Определить стилевую принадлежность текста, обосновать ответ.


Нам дан во владение самый б…гатый, меткий и поистине самый волшебный русский язык. Мы приняли в дар бл…стательный и неслыха(нн, н)о богатый язык наших классиков.

Всегда ли мы обраща…мся с этим языком так как он этого заслужива…т? По отношению каждого человека к своему языку можно соверше(н,нн)о точно судить не только о его культурном уровне но и о его гражданской це(н, нн)ости. Исти(н,нн)ая любовь к своей стране (не) мыслима без любви к своему языку.


  1. Сгруппировать слова по типу стилистической окраски (книжная, разговорная, нейтральная).

Ахнуть, взыскание, забота, книга, огорошить, усыновитель, плохой, окошко, злющий, огонь, картошка, хапать, лингвистика, читать, увековечить, ксенофобия, ходатайство.


Дополнительные задания:

  • Укажите, в каких стилях употребляются книжные слова.

  • Объяснить лексическое значение слов

Огорошить- поразить, озадачить чем-л. неожиданным; ошеломить. О. вопросом. Я поражён, огорошен совершенно! Тебя ничем не огорошишь!

ксенофобия - 1. Мед. Болезненное состояние, проявляющееся в навязчивом страхе перед незнакомыми людьми; боязнь высоты. 2. Ненависть, неприятие, нетерпение к кому-, чему-л. незнакомому, чужому.


  • Поставить ударение в последнем слове.(ходАтайство)





  1. Применение знаний на практике

  1. Узнайте стили по их характеристикам

  • Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

  • Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

  • Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

  • Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

  • Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.


  1. Физкультминутка


  1. Стилистический анализ текста (с опорой на таблицу)

Текст «Феноменальная способность»

Задача текста: побудить к размышлениям о психических возможностях человека

Сфера применения: аудитория студентов, статья для газеты, журнала

Стиль: публицистический

Языковые средства: употребление общедоступной лексики, эмоциональных слов, доказательность


  1. Этап контроля знаний

  1. Буквенный диктант

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается (научный).


2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).


3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).


4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).


5. Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)


6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).


7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)


8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).


9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).


10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).


КЛЮЧ: н, п, х, о, р, х, р, п, н, н


  1. Индивидуальные раноуровневые задания


Задание «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный.

– Скажите, пожалуйста, который час?

– Сейчас половина седьмого.

– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?

– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.

– Очень вам признателен.

– Не стоит благодарности.



Задание. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы.

Кикимора – в придумках наших славянских предков злющее привидение в доме, крохотная дама-невидимка (иногда почитается за супругу домового). Название Кикимора – слово из двух частей, вторая часть которого – старое имя женского героя народных суеверий – Мары (Моры).


Для справок: восточнославянский, мифология, дух, сложный, персонаж, поверье.


Задание. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.



Задание. «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный.

– Скажите, пожалуйста, который час?

– Сейчас половина седьмого.

– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?

– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.

– Очень вам признателен.

– Не стоит благодарности.


Задание. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы.


Жажда – это когда человек хочет воды. Чувствуется как сухость во рту. Бывает, если человек мало пьет, много ест соленого, теряет воду при потении, много ест и еще при каких-нибудь болезнях.


Для справок: физиологический, состояние, организм, потребность, ощущение, слизистая оболочка, полость рта, поступление воды, избыточный, минеральные соли, потоотделение.


Задание. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.


Задание. «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный.

– Скажите, пожалуйста, который час?

– Сейчас половина седьмого.

– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?

– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.

– Очень вам признателен.

– Не стоит благодарности.


Задание. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы.

Фашизм – изуверское явление в политике, родившееся при революциях в Европе после войны 14-го года и успеха Великой Октябрьской революции на Руси. Отчизной фашизма являются Германия и Италия, где составились первые фашистские сборища и учреждения.


Для справок: экстремистский, политическое движение, обстановка, революционный процесс, охватить, организация, партия.


Задание. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 11-го «Б» класса Иванова В.М.



  1. Домашнее задание:

Упр. 402 (задания 1, 3, 4, 5, 6, 7), повторить понятие перифраза


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Итак, мы с вами увидели, что стилистические разграничения важны для передачи отношения говорящего к предмету речи (положительное или отрицательное); для характеристики предмета речи (возвышенная или уничижительная), а также для характеристики самой речи (важная для многих или для определенного круга, обыденная).

А теперь попрошу вас оценить урок, используя высказывания различных стилей речи.


















Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Определить стилевую принадлежность текста, обосновать ответ.

Нам дан во владение самый б…гатый, меткий и поистине самый волшебный русский язык. Мы приняли в дар бл…стательный и неслыха(нн, н)о богатый язык наших классиков.

Всегда ли мы обраща…мся с этим языком так как он этого заслужива…т? По отношению каждого человека к своему языку можно соверше(н,нн)о точно судить не только о его культурном уровне но и о его гражданской це(н, нн)ости. Исти(н,нн)ая любовь к своей стране (не) мыслима без любви к своему языку.


Сгруппировать слова по типу стилистической окраски (книжная, разговорная, нейтральная).

Ахнуть, взыскание, забота, книга, огорошить, усыновитель, плохой, окошко, злющий, огонь, картошка, хапать, лингвистика, читать, увековечить, ксенофобия, ходатайство.



Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Определить стилевую принадлежность текста, обосновать ответ.

Нам дан во владение самый б…гатый, меткий и поистине самый волшебный русский язык. Мы приняли в дар бл…стательный и неслыха(нн, н)о богатый язык наших классиков.

Всегда ли мы обраща…мся с этим языком так как он этого заслужива…т? По отношению каждого человека к своему языку можно соверше(н,нн)о точно судить не только о его культурном уровне но и о его гражданской це(н, нн)ости. Исти(н,нн)ая любовь к своей стране (не) мыслима без любви к своему языку.


Сгруппировать слова по типу стилистической окраски (книжная, разговорная, нейтральная).

Ахнуть, взыскание, забота, книга, огорошить, усыновитель, плохой, окошко, злющий, огонь, картошка, хапать, лингвистика, читать, увековечить, ксенофобия, ходатайство.



Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Определить стилевую принадлежность текста, обосновать ответ.

Нам дан во владение самый б…гатый, меткий и поистине самый волшебный русский язык. Мы приняли в дар бл…стательный и неслыха(нн, н)о богатый язык наших классиков.

Всегда ли мы обраща…мся с этим языком так как он этого заслужива…т? По отношению каждого человека к своему языку можно соверше(н,нн)о точно судить не только о его культурном уровне но и о его гражданской це(н, нн)ости. Исти(н,нн)ая любовь к своей стране (не) мыслима без любви к своему языку.


Сгруппировать слова по типу стилистической окраски (книжная, разговорная, нейтральная).

Ахнуть, взыскание, забота, книга, огорошить, усыновитель, плохой, окошко, злющий, огонь, картошка, хапать, лингвистика, читать, увековечить, ксенофобия, ходатайство.



Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Определить стилевую принадлежность текста, обосновать ответ.

Нам дан во владение самый б…гатый, меткий и поистине самый волшебный русский язык. Мы приняли в дар бл…стательный и неслыха(нн, н)о богатый язык наших классиков.

Всегда ли мы обраща…мся с этим языком так как он этого заслужива…т? По отношению каждого человека к своему языку можно соверше(н,нн)о точно судить не только о его культурном уровне но и о его гражданской це(н, нн)ости. Исти(н,нн)ая любовь к своей стране (не) мыслима без любви к своему языку.


Сгруппировать слова по типу стилистической окраски (книжная, разговорная, нейтральная).

Ахнуть, взыскание, забота, книга, огорошить, усыновитель, плохой, окошко, злющий, огонь, картошка, хапать, лингвистика, читать, увековечить, ксенофобия, ходатайство.


Задание «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный.

– Скажите, пожалуйста, который час?

– Сейчас половина седьмого.

– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?

– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.

– Очень вам признателен.

– Не стоит благодарности.


Задание. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы.

Кикимора – в придумках наших славянских предков злющее привидение в доме, крохотная дама-невидимка (иногда почитается за супругу домового). Название Кикимора – слово из двух частей, вторая часть которого – старое имя женского героя народных суеверий – Мары (Моры).

Для справок: восточнославянский, мифология, дух, сложный, персонаж, поверье.


Задание. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.


Задание. «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный.

– Скажите, пожалуйста, который час?

– Сейчас половина седьмого.

– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?

– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.

– Очень вам признателен.

– Не стоит благодарности.


Задание. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы.

Жажда – это когда человек хочет воды. Чувствуется как сухость во рту. Бывает, если человек мало пьет, много ест соленого, теряет воду при потении, много ест и еще при каких-нибудь болезнях.

Для справок: физиологический, состояние, организм, потребность, ощущение, слизистая оболочка, полость рта, поступление воды, избыточный, минеральные соли, потоотделение.


Задание. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.


Задание. «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный.

– Скажите, пожалуйста, который час?

– Сейчас половина седьмого.

– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?

– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.

– Очень вам признателен.

– Не стоит благодарности.


Задание. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы.

Фашизм – изуверское явление в политике, родившееся при революциях в Европе после войны 14-го года и успеха Великой Октябрьской революции на Руси. Отчизной фашизма являются Германия и Италия, где составились первые фашистские сборища и учреждения.

Для справок: экстремистский, политическое движение, обстановка, революционный процесс, охватить, организация, партия.


Задание. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 11-го «Б» класса Иванова В.М.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Джусупова Ольга Николаевна

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 366002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства