Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Стили речи"
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Стили речи"
1. Название модуля: «Функциональные разновидности языка. Стили речи.»
2. Интегрирующая дидактическая цель: сформировать умение определять стиль речи, к которому относится текст.
3. Целевой план действий для учащихся:
научиться различать стили речи и определять жанровые особенности текстов;
развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения ;
воспитывать сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Цель:выявить усвоение материала предыдущего урока.
Методический комментарий для учащихся: Продолжите определения:
Повествование — это_____________________.
Описание - это ________________________.
Рассуждение — это ____________________.
Уровень В.
Цель:выявить усвоение материала предыдущего урока.
Методический комментарий для учащихся. Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.
Основная мысль, тема, микротема; описание, повествование, рассуждение; последовательная и параллельная.
Типы речи; содержание высказывания;способы связи предложений в тексте.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Стили речи" »
Голубевой О.А.
Урок русского языка в 8 классе
1. Название модуля: «Функциональные разновидности языка. Стили речи.»
2. Интегрирующая дидактическая цель: сформировать умение определять стиль речи, к которому относится текст.
3. Целевой план действий для учащихся:
научиться различать стили речи и определять жанровые особенности текстов;
развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения ;
воспитывать сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Цель:выявить усвоение материала предыдущего урока.
Методический комментарий для учащихся: Продолжите определения:
Повествование — это_____________________.
Описание - это ________________________.
Рассуждение — это ____________________.
Уровень В.
Цель:выявить усвоение материала предыдущего урока.
Методический комментарий для учащихся. Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.
Основная мысль, тема, микротема; описание, повествование, рассуждение; последовательная и параллельная.
Типы речи; содержание высказывания;способы связи предложений в тексте.
3. Последовательная и параллельная - способы связи предложений в тексте.
4. Глагольные, именные, наречные — виды словосочетаний.
5. Основная мысль, тема и микротема - содержание высказывания.
б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Методический комментарий к стихотворению:
1. Внимательно прочитайте стихотворение.
2. Какие стили речи упоминаются в стихотворении?
3. Используя материал стихотворения, попробуйте рассказать о каждом стиле речи.
СТИЛИ РЕЧИ
Артисты говорят в гримерной, Твой друг беседует с тобой – Стиль это просто ... (разговорный), А не какой-нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай, в них ... (художественный) стиль, Стиль очень интересный. Еще есть стиль... (публицистический) – Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – ... (официально-деловой). А правила когда мы учим, Употребляем стиль ... (научный).
В.А. Синицын
Методический комментарий к таблице:
1. Рассмотрите таблицу.
2. 2. Охарактеризуйте названные стили по следующим параметрам:
– сфера использования;
– цель использования; – языковые средства; – жанры.
Стиль
Разговорный
Официально-деловой
Публицистический
Научный
Художественный
Сфера использования
Общение в быту
Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой
Агитационно-массовая деятельность
Научная деятельность
Литературно-художественное творчество
Цель использования
Общение, обмен мыслями, впечатлениями.
Передача информации.
Воздействие на читателей и слушателей.
Сообщение , объяснение научных результатов.
Пробуждение у читателей мыслей и чувств.
Языковые средства
Нейтральные и сниженные языковые средства, просторечные слова,слова с переносным значением, обращения,повторы,слов,неполные предложения.
Нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, стандартные выражения.
Нейтральные, высокие,торжественные слова и фразеологизмы, риторические вопросы, восклицания, повторы.
Специальные слова, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции.
Проза, поэзия, драма (которые делятся на соответсвующие жанры).
в) закрепление нового материала.
Уровень А.
Задание1.
Цель: научиться различать научный и разговорный стиль речи.
Методический комментарий для учащихся: Выпишите ответы совы в два столбика: 1. В научном стиле. 2. В разговорном стиле.
В это самое утро прилетела Сова, чтобы узнать, как поживает ее друг Кристофер Робин. – Слушай, Сова, – сказал Кристофер Робин, – до чего здорово! Я живу на острове! – Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными, – сказала Сова. – Что, что? – Дождик был, – пояснила Сова. – Да, – сказал Кристофер Робин, – был. – Уровень паводка достиг небывалой высоты. – Кто? – Я говорю – воды кругом много, – пояснила Сова. – Да, – согласился Кристофер Робин, – очень много.
(А.Милн)
Ответ.
В научном стиле
В разговорном стиле
Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными.
Дождик был.
Уровень паводка достиг небывалой высоты.
воды кругом много,
Задание 2.
Цель: научиться определять особенности публицистического стиля.
Методический комментарий для учащихся:Ответьте на вопросы, выполните задания.
Вопросы и задания:
1. Найдите в фельетоне Г.Рыклина речевые штампы, выпишите их. 2. Устно объясните, в каком стиле речи штампы допускаются, а в каком нет? 3. Почему автор использует штампы в таком жанре, как фельетон? Какую цель он перед собой ставит?
СОВЕЩАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В одно прекрасное утро на лужайке недалеко от окраины, которая за сравнительно небольшой отрезок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона. Получалась любопытная картина, которая не могла не оставить неизгладимое впечатление. (Г.Рыклин)
Письменный ответ.
За сравнительно небольшой отрезок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона; картина, которая не могла не оставить неизгладимое впечатление. Устный ответ.
Речевые штампы допускаются в официально-деловом стиле, но не допускаются в публицистическом (к которому относится жанр фельетон).
Автор фельетона использует речевые штампы для создания иронии, т. к. фельетон — юмористический жанр.
Задание 3.
Цель: научиться строить текст в официально-деловом стиле.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания к тесту.
Вопросы и задания:
1. Объясните, почему данный документ вызывает смех. 2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю и запишите получившийся вариант.
Записка сына, обращенная к матери
Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.
Ответ.
Мама, я сегодня купил продукты на оставленные мне деньги.
Уровень В.
Задание1.
Цель: научиться различать художественный и разговорный стили речи.
Методический комментарий для учащихся: «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный. Запишите новый вариант текста в разговорном стиле.
– Скажите, пожалуйста, который час? – Сейчас половина седьмого. – Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова? – Да, конечно. Он прибывает на третий путь. – Очень вам признателен. – Не стоит благодарности.
Ответ.
- Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени? – Сейчас половина седьмого. – Вы не скажете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова? – Да, конечно. Он прибывает на третий путь. – Большое спасибо.
- Пожалуйста.
Задание2.
Цель: научиться строить текст в научном стиле.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания к тексту.
Вопросы и задания:
1. Вы прочитали задачу по математике, которую составил ученик 5-го класса. Правильно ли он это сделал? 2. Какие ошибки, связанные с незнанием стилей русского языка, он допустил?В каком стиле должен быть составлен текст? 3. Исправьте ошибки, допущенные мальчиком. Запишите задачу так, как она могла быть помещена в учебнике математики.
Мы с семьей отправились в путешествие на машине. За два дня наш автомобиль прошел 480 км. Ух и здорово же было! За первый день мы проехали 280 км. Остановились на ночлег на берегу красивой реки, у раскидистой ивы. Мы ужинали у костра, пели песни под гитару, искали на ночном небосклоне Млечный Путь, знакомые нам созвездия. На следующий день нам осталось проехать... Все было хорошо, да, жалко, мало!Сколько же еще нам оставалось проехать?
Ответ.
Мы с семьей отправились в путешествие на машине. За два дня наш автомобиль прошел 480 км. За первый день мы проехали 280 км. Сколько км нам осталось проехать во второй день?
Задание 3.
Цель: научиться строить текст в официально-деловом стиле.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания к тесту.
Вопросы и задания:
1. Объясните, почему данный документ вызывает смех. 2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю и запишите получившийся вариант.
1. Заявление служащей начальнику.
Дорогой Иван Иванович!
Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.
С приветом, Ксения Петрова. 25 сентября 2010 г.
Ответ.
Уважаемый Иван Иванович!
Прошу предоставить мне неоплачиваемый отпуск сроком на три дня по семейным обстоятельствам.
Петрова К.С. 25 сентября 2010 г.
Уровень С.
Задание1.
Цель: научиться определять особенности разговорного стиля речи.
Методический комментарий для учащихся: Письменно укажите особенности разговорного стиля речи.
– Я на автобусе, вы тоже? – Нет, мне сейчас в магазин муки купить . – Может, все-таки со мной на двадцатом? – Нет-нет, надо еще сына с музыки забрать, он здесь занимается. – Ну, до свидания ! – Счастливо!
Ответ.
Сфера использования: общение в быту.
Цель: используется в общении с окружающими людьми.
Синтаксис: Простые короткие предложения, неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения, повторы слов, слова-предложения, свободный порядок слов, нарушение логической последовательности речи.
Задание2.
Цель: научиться различать научный и художественный стили..
Методический комментарий для учащихся: Сравните два текста о дожде. Определите, к какому стилю относится каждый из них.
Письменно докажите свою точку зрения.
1. Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6–7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью.
2. Сумерки и шум дождя за окном располагали ко сну. Весь день шел дождь порывами, переходя то в ливень, то в изморось.
Ответ.
Первый текст относится к научному стилю, т. к. :
1. Для него характерны логичность изложения, информативность, точность, отвлеченность и обобщенность.
2. Цель: сообщение научной информации о природном явлении. Сфера употребления: наука.
3. Тип текста: описание дождя.
4. Подобный текст может использоваться в научной работе, статье, учебнике, лекции, монографии, рецензии.
5. Лексика: Использование слов стилистически нейтральных (общеупотребительных), общенаучных (встречающихся в языке разных наук ), узкоспециальная лексика ( термины), употребление слов в прямом значении .
Второй текст относится к художественному стилю, т. к.:
1. Для него характерны Образность и использование изобразительно-выразительных средств речи.
2. Цель: создание художественных образов, эмоционально-эстетическое воздействие на воображение и душу читателя.
3. Сфера употребления: Используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать живую картину, изобразить данное атмосферное явление, передать читателю эмоции автора.
4. Лексика и синтаксис: использование изобразительно-выразительных средств, эмоционально-экспрессивная лексика.
Задание 3.
Цель: научиться строить текст в официально-деловом стиле.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания к тексту.
Вопросы и задания:
1. На чем основана шутка писателя В.Ардова? Какие языковые приемы он использует для создания юмористического эффекта? 2. Напишите данное объявление в соответствующем официально-деловом стиле. Расскажите об основных особенностях такого рода объявлений.
Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.
(В.Ардов)
Ответ.
Испорченные учащимися учебники будут у них изъяты.
5. Выходной контроль.
Уровень А.
Цель: контроль усвоения полученных знаний.
Методический комментарий для учащихся. Выполните задания теста:
(А) За этой пестрядью не было видно черт его лица.
(Б) Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза.
(В) Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь частое сито.
(Г) Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть.
Задание 1.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) АБВГ; 2) БГВА; 3) ВГБА; 4) ГВАБ.
Задание 2.
Определите тип речи.
1) Повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) рассуждение и повествование.
Задание 3.
Определите стиль речи, к которому принадлежит данный отрывок: