Комплекс упражнений, сформированный на основе классификации Г.Н. Приступы и направленный на усвоение правописания орфограммы «Безударные гласные в корне слова» посредством организации самостоятельной работы во 2 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений по русскому языку (2 класс)»
Комплекс упражнений, направленный на усвоениеправописания орфограммы «Безударные гласные в корне слова» посредством организации самостоятельной работы
Важнейшим вкладом в методику преподавания русского языка считаются классификации упражнений, сформулированные Г.Н. Приступой. Наиболее яркой считается классификация в зависимости от последовательности применения упражнений. В ней выделялись упражнения: пропедевтические, или подготовительные; иллюстративные; основные, или закрепительные; повторительно-обобщающие; творческие [1: 70].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и рассмотрев некоторые учебно-методические комплекты с точки зрения формирования и совершенствования орфографического навыка у обучающихся начальной школы, мы составили комплекс упражнений для 2 класса, направленный на развитие у младших школьников правильного написания орфограммы «Безударная гласная в корне слова». При структурировании данного комплекса мы опирались на классификацию упражнений профессора Г.Н. Приступы, представленную выше.
Пропедевтические, или подготовительные упражнения
Данные задания использовались после изучения темы «Слог. Ударение. Перенос слова» и при первичном получении знаний о безударных гласных. Самостоятельная работа обучающихся была реализована благодаря такой форме организации, как индивидуальная работа на этапах актуализации и «открытии» нового знания. Второклассникам были предложены карточки к заданиям 4, 7 и 8. Остальные упражнения были показаны на слайдах презентации.
9. Прочитайте. Распределите и запишите слова в алфавитном порядке. Подумайте, какие буквы нужно вписать в пропуски.
сн…гирь
с…бака
с…нтябрь
м…шина
м…лина
М…сква
т…варищ
т…релка
т…пор
10. Прочитайте стихотворение. Проверьте правильность написания выделенных букв. Выпишите те слова, написание которых проверить нельзя. Подчеркните буквы.
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветра свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
(В. Орлов)
Иллюстративные упражнения
Данные задания использовались при начальном изучении орфографических тем: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» и «Непроверяемая безударная гласная в корне». Самостоятельная работа обучающихся была реализована благодаря таким формам организации как индивидуальная работа и работа в парах на этапе первичного усвоения знаний и первичного понимания.Обучающимся были предложены карточки к заданиям 1, 3 и 9, а также орфографический и этимологический словари для выполнения упражнений 4, 5, 7 и 10. Условия выполнения заданий 2, 6, 8 были отображены в презентации.
1. Выясните значения данных пар слов. Обозначьте ударение. Выделите корень. Подберите проверочные слова к каждому слову.Составьте предложения с одной парой слов.
2. Прочитайте. Произнесите безударный гласный звук в выделенных словах. Подберите проверочные слова к ним и запишите.
1) За городом находились огромные леса. Среди деревьев тихо передвигалась рыжая лиса.
2) На детской площадке Васька примирял своих товарищей. Дедушка примерял новый пиджак.
3. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу словарные слова. Выделите безударные гласные, которые нельзя проверить.
На снежную ветку приземлился красногрудый ________. ________ супа была съедена. В лесу мы собирали грибы и ________. Даша отправила свой ________ на выставку. Павлик достал из банки соленый __________.
Слова для справок: огурец, тарелка, снегирь, рисунок, ягоды.
4. Выпишите из орфографического словаря слова-названия животных. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.
5. Прочитайте.
Береза лиственное дерево с тонкими веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными пятнышками, и листьями в виде сердца. Берёза получила своё название из-за цвета коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый, ясный, белый», от которого образовалось слово «берза», а затем — «берёза».
Используйте этимологический словарь, чтобы узнать происхождение слов «осина» и «яблоня».
Выпишите слова «осина» и «яблоня». Выделите буквы, написание которых надо запомнить.
6. Отгадайте загадки.
Твоему мячу подобен,
Только вкусен и съедобен.
Хоть зеленые бока,
Мякоть красная сладка. (Арбуз)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро)
Запишите в тетрадь отгаданные слова. Выделите буквы, написание которых нельзя проверить.
Составьте предложения с отгаданными словами. Запишите в тетрадь.
7. Используя орфографический словарь, выпишите десять слов, вызывающие трудность в написании. Расположите их в алфавитном порядке.
8. Составьте словосочетания из слов в столбцах. Запишите их.
кр…сивый
ш…рокая
з…леное
л…бимая
б…льшая
г…лодная
ябл…ко
р…сун…к
т…релка
д…рога
с…бака
м…шинка
Вставьте пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова, где это возможно.
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
1) Моя бабушка _________ от старости. Катя _________ на качелях и ушла домой.
2) Баба-Яга ________ дверь в избушку. Она __________ овощи для салата.
Слова для справок: посидела, отварила, отворила, поседела.
Выпишите все слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные слова.
10. Выпишите из орфографического словаря названия месяцев. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.
Основные, или закрепительные упражнения
Данные задания использовались в течение нескольких уроков для формирования языковых умений второклассников. Самостоятельная работа обучающихся на уроке была реализована благодаря таким формам организации, как индивидуальная работа, работа в парах и группах на этапе первичного закрепления. Обучающимся был предложен раздаточный материал к заданиям 2, 5, 6, 7 и 8 в виде таблицы для заполнения, карточек с заданием, головоломки на внимательность. Остальные задания были наглядно показаны на слайдах презентации.
Стаяла жаркая погода. Две бабочки летали над лисной поляной. На поляне росли цвиты. Опустились бабочки на одуванчик. Тесно им было, но весило.
Найдите в тексте слова с ошибками и напишите их правильно.
4. Запишите текст «Зима». Подчеркните слова с безударной гласной в корне слова, устно объясните их написание.
Зима
Пришла зима. На полях и холмах пушистым ковром лежит снег. В лесу замело все тропинки. Уже скоро ударят сильные морозы, замерзнет река. Ребята сделают большой каток. Всем будет весело.
Запишите еще одно предложение по теме текста.
5. Спишите, рядом приписывая словосочетание по образцу. Поставьте ударение. В каждой паре однокоренных слов подчеркните те, которые являются проверочным.
Образец: лисья нора нора лисы.
еловая шишка _______________
полевые цветы ______________
городские улицы ____________
соколиное гнездо ____________
морской берег _______________
6. Обозначьте границы предложений. Найдите в тексте три слова с безударной гласной и выпишите их. Записывайте сначала проверяемое слово, потом проверочное. Выделите в них ударные и безударные гласные.
По веткам елового леса прыгал бельчонок он помогал маме собирать шишки вдруг рядом с ним приземлилась старая ворона бельчонок испугался ее и уронил все шишки на землю.
7. В каждой строчке найдите проверочное слово, обведите его, в остальных словах подчеркните безударную гласную.
Снег, снегурочка, снежок.
Краснота, краснеть, красный.
Грибной, гриб, грибок.
Лисичка, лисята, лис.
8. Найдите и запишите спрятанные слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить.
Составьте словосочетания с любыми двумя словами. Запишите их. Выделите корень.
9. Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его.
1) Он залез на дерево и не мог спуститься.
2) Они залезли на нее и сняли котенка.
3) Петя и Ваня нашли во дворе маленького котенка.
4) Дети принесли большую лестницу из дома.
5) Теперь он будет жить в тепле и уюте.
6) Мальчики взяли малыша домой и напоили его молоком.
7) В конце лета котенок поедет вместе с ребятами в город.
Запишите заголовок и текст. Подчеркните слова, в которых есть безударные гласные, которые можно проверить. Объясните их написание.
10. Прочитайте.
1.2.3.
1. Как ветром сдуло. 2. Медведь на ухо наступил. 3. Ждать у моря погоды. 4. Как кошка с собакой живут. 5. Трещит как сорока.
Соотнесите картинки с устойчивыми выражениями. Запишите выбранные вами выражения.
Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.
Повторительно-обобщающие упражнения
Данные задания использовались в течение нескольких уроков для систематизации и обобщения теоретических сведений, полученных второклассниками. Самостоятельная работа обучающихся на уроке была реализована благодаря такой форме организации, как индивидуальная работа на этапе обобщения и применения знаний, умений в новой ситуации. Обучающимся был предложен раздаточный материал к заданиям 3, 5, 6, 8 и 10 в виде карточек и таблицы для заполнения. Остальные задания были наглядно показаны на слайдах презентации.
1. Восстановите порядок действий при написании слов с безударной гласной в корне слова.
1) написать слово правильно;
2) найти букву безударного гласного звука;
3) подчеркнуть гласную букву, которую проверяли;
4) поставить в слове ударение;
5) подобрать проверочное слово, в котором гласный будем ударным.
Ответ: 42513
2. Прочитайте.
Яблоко, звезда, слова, алфавит, тигрица, лопата, город, сорняк, январь, лосиха.
Запишите 2-3 слова из списка. Подберите свои примеры слов на данные орфограммы.
Подчеркните в словах орфограммы.
Составьте с одним из слов предложение. Выделите в нем грамматическую основу.
3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Какое правило спряталось во всех словах? В скобках запишите проверочные слова.
В…сна! (________). Ст…ят (________) теплые д…ньки (________). На д…ревьях (________) набухли почки. Скоро появятся первые з…леные (________) л…сточки (________). Все вокруг будет цв…сти (________). Звери и птицы рады т…плу (________) и в…сне (________).
4. Составьте небольшой текст (4-5 предложений) на тему «Я люблю лето!». Найдите и подчеркните в составленном тексте слова с безударной гласной в корне слова.
5. Приведите примеры своих слов с орфограммой «Безударная гласная в корне слова». Запишите их в столбцы: 1 столбик слова с безударной гласной «о», 2 столбик слова с безударной гласной «и», 3 столбик слова с безударной гласной «е».
«О»
«И»
«Е»
6. Замените одним словом предложения. Запишите эти слова, обозначьте в нихорфограммы.
Синоним глагола «мчаться» ______________
Антоним слова «холод» __________________
Его добавляют в чай ____________________
Мама тигренка _________________________
Верный друг человека ____________________
Его осенью в огороде собирают ___________
Разделите записанные слова на две группы и запишите.
7. Прочитайте.
Хулиганка Маша задумала варить суп, но у нее не оказалось одного ингредиента. Она решила написать Мишке записку и передать с зайцем. Вот, что она написала: «Миша, мне срочно нужны гребы2, помоги мне!»
Когда Мишка получил записку, он удивился и совсем не понял, что нужно Маше.
Вспомните правило и помогите Маше исправить ошибку в записке. Подберите к исправленному слову проверочное. Разберите слово по составу.
8. Прочитайте текст. По какому правилу пишутся выделенные слова? Замените эти слова синонимами.
Позади веселое лето. Пришло время красивой багряной осени. Стоят дождливые дни. Пожелтевшие листья яростно срывает порывистый ветер.
Слова для справок: прекрасная, беззаботное, золотые, ненастные.
В нашем саду растет большой куст молины. На нем всегда зреют сочные ягады розового цвета. Летним утром мы с мамой набираем стоканмолины на завтрак и с удовольствием съедаем ее.
Исправьте слова, написанные с ошибками. Запишите их. Подчеркните безударные гласные в словах.
Творческие упражнения
Эти задания использовались в течение нескольких уроков для выполнения действий без образца, на основе индивидуального языкового развития второклассников. Реализация самостоятельной работы обучающихся на уроке осуществлялась благодаря таким формам организации, как индивидуальная, групповая и парная работы. Обучающимся предлагался раздаточный материал ко всем заданиям, кроме 4 и 8 они были наглядно представлены на слайдах презентации. Разнообразие творческих заданий состояло из кроссвордов, ребусов, проектного задания, аудирования, составления рассказа по картине, которые можно использовать на любом этапе урока русского языка.
1. Из каждого слова каждой строчки возьмите один слог, образуйте из них словарное слово.
Март, лист, вена _________________ (малина)
Рога, диск, пена _________________ (родина)
Соль, баня, река _________________ (собака)
2. Измените порядок слогов и букв, чтобы получились слова.
Ноксури __________________
Ницауче __________________
Супода ___________________
Дашранка _________________
Ответ: рисунок, ученица, посуда, карандаш.
3. Вставьте пропущенные буквы в слова и раскрасьте их нужным цветом: «а» красный, «е» оранжевый, «и» зеленый, «о» желтый, «я» голубой.
4. Подготовьте небольшой проекто происхождении одного или двух словарных слов по плану.
1) слово;
2) лексическое значение слова;
3) однокоренные слова;
4) синонимы, антонимы;
5) свое предложение с данным словом.
5. Разгадайте кроссворд. Отгадки пишите в пустые клетки, начиная с буквы «М».
Составьте предложение с любым из отгаданных слов.
6. Отгадайте ребусы. Запишите отгадки, подчеркните безударную гласную в корне слова. Подберите проверочное слово к каждому.
она
ворона ворон
б
беда беды
г
гроза грозы
7. Прочитайте начало рассказа. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.
Однажды мы с друзьями увидели …жа. Я прикоснулся к нему кончиком кроссовка, а еж с…рдито фыркнул и стал уб…гать. Я поймал его и понес д…мой. Бабушка всегда говорила мне: «Если во дв…ре живет еж, то жить будет спокойнее».
Продолжите рассказ, отвечая на вопросы:
а) Почему бабушка говорила так про ежа?
б) Что мальчик сделает, когда принесет ежа домой?
8. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
От этого Матроскина ж…тья совсем не стало! Мне не нужно мыть посуду. Яз…ком обл…знул и все. И дрова не нужны, мне в моей шкуре и так тепло.
Какое время года любите вы? Напишите, чем оно тебе нравится.
9. Прослушайте аудиозапись текста. Запишите словарные слова, которые услышали в тексте. Выделите безударные гласные.
У дедушки Саши есть огород. Он вскопал лопатой грядки и посадил овощи. С внуком Ваней они ухаживали за капустой и морковью. Вырос у них хороший урожай.
Составьте 1-2 предложения с любыми из услышанных словарных слов.
10. Рассмотрите картину К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Предварительная беседа перед написанием рассказа
Кто изображен на картине? Где они находятся? От чего бегут дети? Обратите внимание на обеспокоенный взгляд девочки. Куда она смотрит? Почему она беспокоится? Взгляните на мальчика. Почему он так крепко обнял девочку? Какое чувство он испытывает? Как вы думаете, только грозы боятся дети?
Что вы почувствовали, когда увидели картину?
Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.
Таким образом, при структурировании данного комплекса мы опирались на классификацию упражнений профессора Г.Н. Приступы, представленную выше. В комплексе заданий использовались пропедевтические, иллюстративные, основные, или закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие упражнения для учащихся вторых классов, направленные на усвоение орфограмм «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» и «Непроверяемая безударная гласная в корне слова». Данный комплекс упражнений имеет строгую последовательность, дифференциацию заданий и будет успешно реализован, если грамотно организовать самостоятельную деятельность обучающихся на уроках русского языка во 2 классе.
Список использованной литературы
Приступа, Г.Н. Краткий курс методики русского языка / Г.Н. Приступа. Текст : непосредственный // Рязань, 1975. 379 с.
Русский язык. 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. 4-е изд., перераб. М. :Вентана-Граф, 2012. 176 с. : ил. (Начальная школа XXI века).
Русский язык. 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. 4-е изд., перераб. М. :Вентана-Граф, 2012. 176 с. : ил. (Начальная школа XXI века).
Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина. 2-е изд. М. : Просвещение, 2012. 64 с. : ил.
Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина. 2-е изд. М. : Просвещение, 2012. 64 с. : ил.
Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. 143 с. : ил. (Школа России).
Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 7-е изд. М. : Просвещение, 2017. 143 с. : ил. (Школа России).