Комплекс упражнений по русскому языку для 5 класса "Правописание безударных гласных в корне слова"
Комплекс упражнений по русскому языку для 5 класса "Правописание безударных гласных в корне слова"
Данный комплекс упражнений для 5 класса позволяет повторить правописание безударных глассных в корне слова. Упражнения подобраны на следующие орфограммы:
1. правописание безударных проверяемых гласных в корне слова;
2. Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова;
3. Правописание корней с чередующимися гласными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений по русскому языку для 5 класса "Правописание безударных гласных в корне слова"»
Правописание безударных гласных в корне слова
Компакт-тема № 8
Безударные гласные, проверяемые ударением
Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Достижение – достичь, растяжение – растянет).
Упражнение
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва-. В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва-, придающий им значение несовершенного вида, безударноео чередуется с ударным а:
проглотить – глотка, а не проглатывать;
опоздавший – поздно, а не опаздывать;
спросить – спрос, а не спрашивать.
Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):
кратчайшее расстояние (краткость) – кротчайшее создание (кроткий);
посветить фонариком (свет) – посвятить жизнь (святость).
Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорятьи покарать(первое проверяется словом покорность, второе – кара).
Или другая пара: обоняние– «способность различать запахи» и обаяние– «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние – обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание. В слове обаяние, котороепроисходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а- – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание.
Непроверяемые гласные в корне Полногласные и неполногласные сочетания в корне
В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: сапог, топор, винегрет.
В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архитектор, концепция, периферия,эскалатор.
Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-:
град (старослав.) – город (русск.), здравие (старослав.) – здоровье (русск.);
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).
Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава:1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.
Упражнения
1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?
а) Они схватились на конях; Взрывая к небу черный прах, Под ними борзы кони бьются.
(А.Пушкин)
б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)
Словарные значения: 1. высокое. Тело человека после смерти; останки, труп. 2.Традиционно-поэтическое. Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.
Ответ: а) 2; б) 1.
Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia, из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.
Например, слово уважать происходит от увага «внимание, уважение», вага «вес». Проверочное слово в современном языке – важный. Можно привести параллели из других славянских языков.
Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».
Впечатление исторически восходит к слову печать. Это то, что впечаталось в память.
Слово преодолеть родственно существительному доля: одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка, появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».
Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом. Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е, всего девять. При этом в корне пишется и перед суффиксом -а-.
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелить – стелет и подстилка. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю.
Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать; умереть – умирать – мор – мрут. Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность.
Упражнения
1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.
проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка.
Чередование гласных о/а в корне
Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.
1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
3. Правописание корня зависит от последующей согласной.
а перед ст, щ -раст- – -ращ-возраст, растить, выращивать, приращение
о перед остальными -рос- заросли, вырос
Исключения: росток (и образованные от него подросток, подростковый), ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль
а перед к о перед ч
ускакать, скакуны выскочу, подскочить
о перед ч
ускакать, скакуны выскочу, подскочить
Исключения: скачок, скачи, скачу и др.
К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.
4. Правописание корня в зависимости от смысла.
-равн- корень со значением «одинаковый, равный, сходный»
-ровн- корень со значением «гладкий, ровный, прямой»
Подравняться, уравнение, подровнять, уровень.
Исключения: равнина и производные от него
-мак- – корень со значением «погружать, опускать в жидкость
-мок- – корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»
Макать в чай, обмакнуть в краску, промокашка, вымокнуть под дождем
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и тоже, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
Чередование в корне -плов-/-плав-/-плыв- не подчиняется никаким правилам. Мы пишемпловец, пловчиха, но плавучесть, плавучий;
ы – в словах плывуны, плывущий, плывя.
Существует еще одно важное чередование.
Ударное аили яв безударном положении чередуется с -им или -ин :
начать – начинать; принять – принимать, понять – понимать, снять – снимать, сжать -сжимать. При этом правописание -им, -ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а-.
Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины. Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.