Урок на тему: "ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНЫМ КОМПЛЕКСОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
Урок на тему: "ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНЫМ КОМПЛЕКСОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
Урок 1
Тема: ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНЫМ КОМПЛЕКСОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Цели: познакомить учащихся с учебным комплексом по русскому языку, по которому предстоит заниматься (с оформлением,содержанием и структурой практической части учебного комплекса
по русскому языку для 5 класса); формировать коммуникативные умения и навыки учащихся.
Форма урока: игра «Путешествие по нашим учебным книгам»
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9кл. » / В.В.. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 5кл.» / Л. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова II и др., «Русская речь. 5 класс» / Е. И. Никитина.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- С 5 класса вы начинаете заниматься по учебному комплексу для 5-9 классов. По структуре он представляет собой трехкомпо- нентный учебник, каждая часть которого выполняет свою функцию во взаимосвязи с другими частями.
В книге «Русский язык. Теория» (авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) изложены теоретические сведения, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Откройте с. 7 и обратите внимание на основные темы, которые будут предметом пристального изучения в 5 классе. Это подчеркнуто лупой, выделяющей в тексте из стихотворения А. С. Пушкина именно то, что будет в центре внимания в течение всего учебного года.
Учебник разбит на параграфы для удобства пользоваться им как при изучении нового материала, так и при повторении и обобщении ранее изученного. Учитесь пользоваться оглавлением.
Вторая книга учебного комплекса - «Русский язык. Практика». Как вы понимаете смысл заглавия? (Дети отвечают.) Назначение пособия - помочь вам найти для себя новое и интересное в языке, понять и освоить его законы и правила, научиться применять свои знания и умения на практике.
Мы еще вернемся к книге, а сейчас обратимся к третьей части учебного комплекса - к «Русской речи» (автор Е. И. Никитина), на первом уроке развития речи познакомимся с ней.
Рассмотрите переплеты всех этих книг: как в их оформлении показано, что перед нами три части единого учебного комплекса? В чем переплеты сходны? Чем различаются?
Обратите внимание на обложки книг: чем объяснить, что они оформлены художником единообразно? Действительно, таким оформлением показывается, что это не случайный набор книг, а комплекс, все части которого помогут учиться лишь в том случае, если будут «работать» вместе. В то же время в оформлении каждой книги есть отличия, которые указывают на их назначение. «Русский язык. Теория» излагает теоретические сведения о языке; «Русский язык. Практика» организует практическую работу над языком; в «Русской речи» рассматривается использование языка как средства общения.
Учитель предлагает учащимся перелистать страницы пособия «Русский язык». Практика».
«Спрашивайте - отвечаем».
Вопросы (задает учитель).
Вы уже прочитали изречение, помещенное на обложке книги. К чему оно побуждает? Возможно, и у вас появится желание самим подбирать и записывать интересные высказывания о русском языке?
Кто написал эту книгу, какой художник оформил, кто подготовил к печати, где и когда она издана, каков ее тираж? (Эти сведения учащиеся находят на титульном листе и обратной его стороне, а также в конце книги. Нужно приучать их обращать внимание на эти сведения.)
Какие три большие части выделены в оглавлении?
Перелистайте страницы и найдите те из них, которыми начинается каждая часть книги и где обозначено содержание вводного курса, основного курса и итогового повторения. Это шмуцтитулы. Как они оформлены?
Что в оглавлении вам показалось знакомым, а с чем встретились впервые?
Физ.минутка
Знакомство с условными знаками, принятыми в книге «Практика».
Просматривая страницы «Практики», вы заметили перед некоторыми заданиями условные знаки. Обратите еще раз на них внимание (учащиеся рассматривают их на с. 5). Дело в том, что материал в пособии предусматривает не только различные упражнения, но и решение задач.
И книге также есть таблицы, схемы, рисунки, слова, выделенные разными способами (они записаны справа на страницах).
Знакомство с приложением.
Учащиеся выясняют, что в нем содержится; к каким материалам учебника, когда и зачем они будут им пользоваться.
Затем повторяют уже известные им виды разбора, учитель сообщает о незнакомых пятиклассникам (с. 4).
v Итог урока
В конце урока учитель делает вывод.
По книгам, с которыми вы познакомились, будете учиться правильно говорить и грамотно писать, умело воспринимать устную и. и письменную речь, что очень важно для воспитания культуры общения между людьми. Успехов вам!
VI Домашнее задание: подобрать высказывания выдающихся людей о русском языке.
VII Организация на перемену.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНЫМ КОМПЛЕКСОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ" »
Урок 1
Тема: ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНЫМ КОМПЛЕКСОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Цели: познакомить учащихся с учебным комплексом по русскому языку, по которому предстоит заниматься (с оформлением,содержанием и структурой практической части учебного комплекса
по русскому языку для 5 класса); формировать коммуникативные умения и навыки учащихся.
Форма урока: игра «Путешествие по нашим учебным книгам»
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9кл. » / В.В.. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 5кл.» / Л. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова II и др., «Русская речь. 5 класс» / Е. И. Никитина.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- С 5 класса вы начинаете заниматься по учебному комплексу для 5-9 классов. По структуре он представляет собой трехкомпо- нентный учебник, каждая часть которого выполняет свою функцию во взаимосвязи с другими частями.
В книге «Русский язык. Теория» (авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) изложены теоретические сведения, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Откройте с. 7 и обратите внимание на основные темы, которые будут предметом пристального изучения в 5 классе. Это подчеркнуто лупой, выделяющей в тексте из стихотворения А. С. Пушкина именно то, что будет в центре внимания в течение всего учебного года.
Учебник разбит на параграфы для удобства пользоваться им как при изучении нового материала, так и при повторении и обобщении ранее изученного. Учитесь пользоваться оглавлением.
Вторая книга учебного комплекса - «Русский язык. Практика». Как вы понимаете смысл заглавия? (Дети отвечают.) Назначение пособия - помочь вам найти для себя новое и интересное в языке, понять и освоить его законы и правила, научиться применять свои знания и умения на практике.
Мы еще вернемся к книге, а сейчас обратимся к третьей части учебного комплекса - к «Русской речи» (автор Е. И. Никитина), на первом уроке развития речи познакомимся с ней.
Рассмотрите переплеты всех этих книг: как в их оформлении показано, что перед нами три части единого учебного комплекса? В чем переплеты сходны? Чем различаются?
Обратите внимание на обложки книг: чем объяснить, что они оформлены художником единообразно? Действительно, таким оформлением показывается, что это не случайный набор книг, а комплекс, все части которого помогут учиться лишь в том случае, если будут «работать» вместе. В то же время в оформлении каждой книги есть отличия, которые указывают на их назначение. «Русский язык. Теория» излагает теоретические сведения о языке; «Русский язык. Практика» организует практическую работу над языком; в «Русской речи» рассматривается использование языка как средства общения.
Учитель предлагает учащимся перелистать страницы пособия «Русский язык». Практика».
«Спрашивайте - отвечаем».
Вопросы (задает учитель).
Вы уже прочитали изречение, помещенное на обложке книги. К чему оно побуждает? Возможно, и у вас появится желание самим подбирать и записывать интересные высказывания о русском языке?
Кто написал эту книгу, какой художник оформил, кто подготовил к печати, где и когда она издана, каков ее тираж? (Эти сведения учащиеся находят на титульном листе и обратной его стороне, а также в конце книги. Нужно приучать их обращать внимание на эти сведения.)
Какие три большие части выделены в оглавлении?
Перелистайте страницы и найдите те из них, которыми начинается каждая часть книги и где обозначено содержание вводного курса, основного курса и итогового повторения. Это шмуцтитулы. Как они оформлены?
Что в оглавлении вам показалось знакомым, а с чем встретились впервые?
Физ.минутка
Знакомство с условными знаками, принятыми в книге «Практика».
Просматривая страницы «Практики», вы заметили перед некоторыми заданиями условные знаки. Обратите еще раз на них внимание (учащиеся рассматривают их на с. 5). Дело в том, что материал в пособии предусматривает не только различные упражнения, но и решение задач.
И книге также есть таблицы, схемы, рисунки, слова, выделенные разными способами (они записаны справа на страницах).
Знакомство с приложением.
Учащиеся выясняют, что в нем содержится; к каким материалам учебника, когда и зачем они будут им пользоваться.
Затем повторяют уже известные им виды разбора, учитель сообщает о незнакомых пятиклассникам (с. 4).
vИтог урока
В конце урока учитель делает вывод.
По книгам, с которыми вы познакомились, будете учиться правильно говорить и грамотно писать, умело воспринимать устную и. и письменную речь, что очень важно для воспитания культуры общения между людьми. Успехов вам!
VI Домашнее задание: подобрать высказывания выдающихся людей о русском языке.