Развитие коммуникативной активности младших школьников на уроках познания мира через применение компетентностно-ориентированных заданий в условиях КРО
Развитие коммуникативной активности младших школьников на уроках познания мира через применение компетентностно-ориентированных заданий в условиях КРО
Доклад на тему "Развитие коммуникативной активности младших школьников на уроках познания мира через применение компетентностно-ориентированных заданий в условиях КРО"
В данной работе раскрывается важность развития коммуникативной активности младших школьников в коррекционных классах. Рассматривается система педагогических условий, способствующих эффективному процессу активизации общения младших школьников, исследуются структурные компоненты коммуникативной активности, а так же критерии и показатели её сформированности.
Одним из путей повышения коммуникативной активности автор видит использование компетентностно-ориентированных заданий. Автор раскрывает сущность этого вида заданий, их структуру и основные требования. Так же в данном материале автор делится личным опытом применения компетентностно-ориентированных заданий в педагогической практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной активности младших школьников на уроках познания мира через применение компетентностно-ориентированных заданий в условиях КРО »
Развитие коммуникативной активности младших школьников на уроках познания мира через применение компетентностно-ориентированных заданий в условиях КРО
В данной работе раскрывается важность развития коммуникативной активности младших школьников в коррекционных классах. Рассматривается система педагогических условий, способствующих эффективному процессу активизации общения младших школьников, исследуются структурные компоненты коммуникативной активности, а так же критерии и показатели её сформированности.
Одним из путей повышения коммуникативной активности автор видит использование компетентностно-ориентированных заданий. Автор раскрывает сущность этого вида заданий, их структуру и основные требования. Так же в данном материале автор делится личным опытом применения компетентностно-ориентированных заданий в педагогической практике.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.
Р. Левин
В своём Послании «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно».
Необходимо отметить, что в новом Законе Республики Казахстан “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Компетентность как способность и готовность личности к выполнению определенного вида задач развивается в активной деятельности.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и речевого общения детей.
Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит и важнейшим инструментом социализации учащихся. Поэтому развитие речи у младших школьников является одной из актуальных проблем активизации речевого общения детей.
Одним из путей решения этой проблемы считается «метод учебного проекта», в основе которого заложены компетентностные задания
В теоретическом плане проблема обучения общению к настоящему времени разработана достаточно глубоко, разносторонне, многошагово. В целях проводимого нами исследования специального освещения требуют проблемы сущности и структуры коммуникативной деятельности, а также развитие коммуникативных умений и навыков, как основной фактор для ее реализации особенно в условиях КРО.
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления дальнейшего исследования следует уточнить соотношение таких ключевых понятий, как «коммуникация» и «общение», «общение» и «деятельность», раскрыть сущность понятий «умения», «коммуникативные умения», «формирование коммуникативных умений» применительно к младшим школьникам.
В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение». В соответствии с одним из них оба понятия отождествляются.
Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании».
В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия.
Понятия «коммуникация» и «общение» также отождествляются в педагогическом и философском энциклопедическом словарях.
Образование до 10 лет призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка – формирование базовой культуры его личности (базиса личностной культуры). Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования. Объективным основанием может послужить ориентация на культурные традиции как общечеловеческие, так и национальные.
Формирование у школьников ключевых компетентностей, особенно в коммуникативной сфере - основная задача школы. Фундамент этого закладывается в начальных классах.
Активизация коммуникативной деятельности младших школьников является целостным процессом побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению, преодоление пассивной и стереотипной коммуникативной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самостоятельности и самообразования.
В основе активизации коммуникативной активности младших школьников находится специально разработанная система педагогических условий, способствующих эффективному процессу активизации общения младших школьников:
развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников с опорой на взаимосвязь интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер;
включение учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха;
стимулирование коммуникативной деятельности учащихся путем ориентировки на те области предметно-практической деятельности, которые отвечают их потребностям и интересам.
Структурными компонентами коммуникативной активности младших школьников являются:
мотивационный (стремление принимать активное участие в речевом общении, потребность в выполнении заданий, требующих мыслительной деятельности, познавательный интерес к неродному языку, как ведущий мотив изучения языка),
креативно-деятельностный (использование коммуникативных знаний, умений, навыков в процессе общения, обогащение личного коммуникативного опыта),
интеллектуальный (самооценка личностных качеств, в том числе коммуникативных, оценка личностных качеств и коммуникативной деятельности сверстников).
Критериями и показателями сформированной коммуникативной активности младших школьников являются мотивационный, креативно-деятельностный и интеллектуальный компоненты, которые проявляются:
в инициативности в общении;
в активности мышления;
в сознательности выполнения коммуникативных заданий;
в умении подбирать языковые средства, адекватные ситуациям общения;
в придании коммуникативной деятельности творческого характера;
в исследовательском подходе к учению.
Методы и средства активизации коммуникативной деятельности младших школьников в условиях КРО предусматривают использование комплекса компетентностно-ориентированных заданий, разработанных по следующим направлениям:
КОЗ, развивающие мыслительную деятельность;
КОЗ, формирующие сознательность и инициативность в осуществлении общения;
КОЗ, формирующие умение правильно строить поведение и управлять им в соответствии с задачами общения;
КОЗ, стимулирующие гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.
Реализация комплекса КОЗ на уроках значительно активизирует коммуникативную деятельность детей младшего школьного возраста по мотивационному, креативно-деятельностному и интеллектуальному параметрам.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий — погрузить учащихся в решение «жизненной» задачи.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. К компетентностно-ориентированным технологиям относятся:
учебные проекты;
ролевые игры;
сюжетные игры;
технология развития критического мышления (ТРКМ);
другие…
Использование КОЗ позволяет учителю активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы, позицию, а также характер деятельности самого учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником. КОЗы позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала, без предварительного объяснения учителя, дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, а также самостоятельно полученной из других источников.
Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, практически нет. Именно эта проблема побудила меня к созданию КОЗ и использованию их в содержании урока.
Создание КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию. Прежде всего, нужно понимать, что специфика этих заданий состоит в том, что их целью является формирование конкретных аспектов определённых ключевых компетенций.
Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.
Принципиальным отличием компетентностей от знаний, умений и навыков является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.
Список ключевых компетентностей определяется исходя из тех способов деятельности, которые являются востребованными в обществе.
И.С.Фишман выделяет шесть ключевых компетентностей
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.
По мнению А. В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, опыта деятельности учащегося.
Ключевые образовательные компетенции (по А.В.Хуторскому)
Ценностно-смысловая
Общекультурная
Учебно-познавательная
Информационная
Коммуникативная
Социально-трудовая
Компетенция личностного самосовершенствования
Каждая ключевая компетентность представлена несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях.
Компетентностно-ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»
Компетентностные задания направлены на:
Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении
Развитие общеучебных умений и навыков
Формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности
Развитие познавательного интереса учащихся
Реализация принципа связи обучения с жизнью.
Компетентностно-ориентированные задания чаще всего используются в виде теста, поскольку имеют многоцелевое назначение. Прежде всего, они дают учителю возможность за небольшое количество времени проверить усвоение учащимися большого объёма материала, чем отличаются от письменных контрольных работ.
Существуют два типа и пять видов тестовых заданий. К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и свободного изложения, отличительная особенность которых заключается в том, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (словосочетаний, предложений), продемонстрировать умение аргументировать свою точку зрения. К заданиям закрытого типа относятся четыре вида – задания альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности, когда из ряда предлагаемых ответов выбирается один или несколько правильных, указываются правильные (или неправильные) элементы списка и др.
Я проанализировала результаты диагностики образовательных достижений с помощью заданий закрытого и открытого типа, ориентированных на материалы учебников по познанию мира. Эти задания носят компетентностно-ориентированный характер (определяются компетенции познавательной деятельности, интеграции знаний, здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире), при этом предпочтение отдаётся продуктивным заданиям.
Приведу пример компетентностно-ориентированного задания закрытого типа:
Задание 1. Какая природная зона описана в тексте?
Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
1) тундра 2) тайга
3) пустыня 4) арктическая пустыня
Пример компетентностно-ориентированного задания открытого типа:
Задание 2. Определи природную зону и укажи знаком «+» её признаки.
Название:
Растения: бук, каштан, бамбук
Встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты
Реки полноводные, много озёр
Растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки
Встречаются глинистые участки – такыры
Лето короткое и холодное
Здесь живёт священный скарабей – один из самых знаменитых жуков на свете
Создан заповедник «Аксу-Джабаглы»
При выполнении подобного задания (задания-дополнения) ученик должен проанализировать данные таблицы, соотнести их с определённой природной зоной и дать её название, указывая на характерные признаки.
Представленные ниже компетентностно–ориентированные задания направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Задания организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.
Компетентностно-ориентированные задания:
«Что лишнее».
Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание той или иной темы. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.
«Верно - неверно».
Предлагаются высказывания по теме, содержащие истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением темы, пониманием причинно-следственных связейи направлено на формированиепредметных компетентностей.
«Ромашка вопросов».
Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание изучаемой темы, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование предметных и коммуникативных компетентностей.
«Ключевые слова».
Предлагается составить словарик ключевых слов по изучаемой теме. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.
«Продуктивные задания».
Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по теме. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующую от учащегося конкретных действий. Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке.
Структура КОЗ предполагает наличие следующих структурных частей:
- стимул;
- задачная формулировка;
- источник информации;
- бланк для выполнения задания;
- инструмент проверки;
- модельный ответ.
Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.
При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является наиболее сложным при конструировании.
На любом уроке учитель может отслеживать организацию учебно-познавательного процесса с точки зрения формирования ключевых компетенций младших школьников.
Критерии наблюдения:
I уровень – общекультурный: ученик понимает основные положения темы, может объяснить правило, применить его по образцу, отвечает на вопросы продуктивного характера.
II уровень – прикладной: кроме перечисленного ученик выполняет задания в изменённой ситуации, умеет демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, не выходя за его рамки.
III уровень – творческий: ученик способен решать проблемы, выходящие за рамки, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня коммуникативной активности учащихся. Работая над проблемой использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках познания мира для развития коммуникативных умений и навыков учащихся в условиях КРО, я пришла к выводу, что такой подход способствует, во-первых, более эффективному формированию умений и навыков для решения различных коммуникативных задач.
Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод:
во-первых, использование КОЗ уже на первых уроках позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях;
во- вторых, появилась возможность оценить каждого, что очень важно для учащихся класса КРО;
в-третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности;
в- четвертых, повысилось качество знаний учащихся
в-пятых, учащиеся стали намного активнее выражать своё мнение, стали менее скованными в общении между собой и на уроках
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно- коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Задача школы – готовить конкурентоспособных людей, обладающих умением мыслить нестандартно, способных добиться успеха в любой области.
Считаю, что работа по развитию познавательных и коммуникативных способностей обучающихся должна быть постоянной и носить практическую направленность. Сохранить мотивацию к обучению помогают мне компетентностно-ориентированные задания.
Использование компетентностно-ориентированных заданий предполагает умение практически применять полученные компетенции в жизненных ситуациях.
Успех кроется в мотивации учащихся, создании ситуации успеха и творчества, что позволяет стимулировать развитие коммуникативной активности учащихся.
Необходимо создавать условия для развития способностей школьников распознавать проблемы, которые возникают в действительности и могут быть решены с помощью знаний, полученных на уроках, во внеклассной работе, в результате дополнительного чтения познавательной литературы; формулировать обнаруженные проблемы; интерпретировать полученные результаты и записывать их в окончательном виде.
В итоге учащиеся понимают, что в мире многое взаимосвязано, учатся находить и решать проблемы окружающей жизни, представленные в компетентностно-ориентированных заданиях, где одной из компетенций является интеграция знаний, т.е. расширение накопленных знаний, умение использовать их на уроках по разным предметам при решении поставленных задач. Тогда учащиеся будут рассматривать задания целостно и полно.
Выполнение компетентностно-ориентированных заданий стимулирует школьников к выражению собственных мыслей, что является очень важной задачей обучения в начальных классах. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям.
Современный урок предполагает видение учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций учащихся, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель.
Список используемой литературы
Щипицина Л.М., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми. СПб., 2000
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. М., 2000
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2000
Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1996
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. –М., 2007.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003.№5
Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности. – Таллинн, 1998.
Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности - // Сов. педагогика. №5, 1990.
Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек». – М., 1999.
Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М. 2005.
Жирова Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов – М., 1997.
Зимняя И.А., Путиловская Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи
Стернин И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека,// Прагматические аспекты функционирования языковых единиц. М., 1991.