kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Актуальность использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации является обеспечение доступности качественного общего образования, в рамках которого реализуется ряд задач. Среди них выделяется задача совершенствования системы оценивания личностных и учебных достижений учащихся при реализации компетентностного подхода.

При обсуждении этой системы прослеживается тенденция увеличения внимания к компетентностно-ориентированным заданиям, предлагаемым учащимся в ходе изучения дисциплины и учитывающим требования к осваиваемым компетенциям.

Сегодня на первый план выходит задача формирования такого задания. Перед педагогом возникает ряд сложностей, в первую очередь связанных с тем, что компетентностно-ориентированные задания должны учитывать многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д.

Все эти аспекты и необходимые связи между ними учитываются в электронной модели содержания образования, что позволяет использовать ее в качестве основы для технологии формирования компетентностно-ориентированных заданий, которая призвана упростить и автоматизировать этот процесс.

Внедрение компетентностно-ориентированых заданий в предметное обучение – одно из направлений, связанных с реализацией школьных стандартов второго поколения. Компетентность при выполнении таких заданий «не противопоставляется знаниям или умениям, она включает их в себя, но не путем простого суммирования, а при свободном использовании наиболее эффективного для конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале ученика знаний и умений». К отличительным признакам компетентностно-ориентированных заданий относится деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное знание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умение работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения.

Учебные компетентностно-ориентированные задания можно использовать:

при изучении нового программного материала без предварительного объяснения учителя на основе актуализации ранее полученных знаний и самостоятельного микроисследования учащихся;

при изучении темы через укрупненные дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счет дополнительных сведений, полученных самостоятельно из учебника и других источников или представленных учителем.

Компетентностно-ориентированные задания можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников.

Типы компетентностно-ориентированных заданий:

Теперь рассмотрим типы компетентностно-ориентированных заданий:

проблемная лингвистическая задача;

моделирование (лингвистическое и речевое);

исследовательская работа;

проект;

творческая работа.

Проблемная лингвистическая задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми и т. п. Приведем пример:

Определите, к какой части речи относится слово грустно. В чем причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гамидова Гульнара Алведдиновна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529742


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства