Одним из приоритетных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации является обеспечение доступности качественного общего образования, в рамках которого реализуется ряд задач. Среди них выделяется задача совершенствования системы оценивания личностных и учебных достижений учащихся при реализации компетентностного подхода.
При обсуждении этой системы прослеживается тенденция увеличения внимания к компетентностно-ориентированным заданиям, предлагаемым учащимся в ходе изучения дисциплины и учитывающим требования к осваиваемым компетенциям.
Сегодня на первый план выходит задача формирования такого задания. Перед педагогом возникает ряд сложностей, в первую очередь связанных с тем, что компетентностно-ориентированные задания должны учитывать многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д.
Все эти аспекты и необходимые связи между ними учитываются в электронной модели содержания образования, что позволяет использовать ее в качестве основы для технологии формирования компетентностно-ориентированных заданий, которая призвана упростить и автоматизировать этот процесс.
Внедрение компетентностно-ориентированых заданий в предметное обучение – одно из направлений, связанных с реализацией школьных стандартов второго поколения. Компетентность при выполнении таких заданий «не противопоставляется знаниям или умениям, она включает их в себя, но не путем простого суммирования, а при свободном использовании наиболее эффективного для конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале ученика знаний и умений». К отличительным признакам компетентностно-ориентированных заданий относится деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное знание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умение работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения.
Учебные компетентностно-ориентированные задания можно использовать:
при изучении нового программного материала без предварительного объяснения учителя на основе актуализации ранее полученных знаний и самостоятельного микроисследования учащихся;
при изучении темы через укрупненные дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счет дополнительных сведений, полученных самостоятельно из учебника и других источников или представленных учителем.
Компетентностно-ориентированные задания можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников.
Типы компетентностно-ориентированных заданий:
Теперь рассмотрим типы компетентностно-ориентированных заданий:
проблемная лингвистическая задача;
моделирование (лингвистическое и речевое);
исследовательская работа;
проект;
творческая работа.
Проблемная лингвистическая задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми и т. п. Приведем пример:
Определите, к какой части речи относится слово грустно. В чем причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами.