kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль компетентностно-ориентированных заданий в формировании универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности


Новая образовательная инициатива «новая школа» декларировала компетентностный  подход в образовании. Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей нового поколения.  С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностямиприменительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Главная идея компетентностного подхода:к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.

Компетентность, как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а  компетентностно – ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.

Требования к проведению компетентностного урока

1. Изменить формы и технологии обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности, выбора

2. Учебный материал отличается проблемностью.

3.Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение  в социальном опыте.

4. Конструирование  новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным.

5. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме

6. Организация всевозможных практикумов,  реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.

7.Самостоятельное добывание знаний учащимися.

8.В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения.

9.Школа должна приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом.

10. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности

Применения КОЗ  как один из инструментов, обеспечивающих  комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках биологии, как результат образования,а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию ,выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания умения, навыки. Знания полностью подчиняются умениям. 

Сейчас  основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями.

Компетентностно-ориентированные задания  являются одним из способов повышения мотивации к изучению биологии.   

во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания;                                                                                                                      

во-вторых, компетентностно-ориентированные задания требуют других способов  деятельности;

 в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала                                                                                                   

в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.

Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.

К структурным элементам КОЗ также предъявляются определенные требования.

Характеристика заданий  Данный элемент структуры включает в себя: название, предмет, класс, формируемую компетентность, аспект и уровень.

Компетентностно-ориентированные задания интересны тем, что начинаются со стимула, который мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок. Описание, каких- либо жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирует ребят на активную работу. Возникающие при проектировании ошибки: 

– непомерное удлинение и наличие отрицания.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Задачная формулировка может быть как простой структуры, так и сложной. Она задаёт деятельность, формулирует требования к ответу. Здесь главное для учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся. На данном этапе формирую аспекты первичной обработки информации, планирование информационного поиска.

Возникающие при проектировании ошибки:

- несоответствие заявленному уровню;

- наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ (назови, расскажи);

- ориентированность на проверку знаний, а не на умение работать с предложенной информацией;

- избыточность формулировки;

- использование формы представления результата, незнакомой учащимся (приказ, экспертное заключение и т.п.).

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Наиболее оптимально в виде источника информации использовать цифровые ресурсы, представленные как набором ЦОР к учебникам, так и информационными источниками. Источник информации должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учеников. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.

Главное требование - учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Кроме того,  источник информации может содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица, диаграмма, музыка и др.) или сочетание отдельных видов информации. Возникающие при проектировании ошибки:

- неоправданная громоздкость;

- использование источника, содержащего программный материал;

- несоответствие возрасту;

- избыточность формулировки;

- недостаток информации.

Инструмент проверки  Определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.

 Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной). Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено.

       Работая с компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается коммуникативная компетентность.

После того как учащиеся выполнят компетентностно-ориентированное задание, им предлагается модельный ответ. Это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.

На этом этапе у учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Или же оценка результата (продукта) деятельности, когда ученик сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий. Всё это формирует компетентность разрешения проблем.

Таким образом, организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет формировать основы компетенций.

КОЗ включают:

—                   материал, связанный с событиями, явлениями, объектами, доступными не­посредственному восприятию школьни­ка (в том числе в учебных ситуациях);

—                   материал, допускающий выход за пределы школы, требующий изучения на базе предприятий, вузов, учрежде­ний культуры и т.п.;

—                   материал, изучение которого бази­руется на части программы, имеющей прикладной характер;

—                   материал, важный для местного со­общества, связанный с широко обсуж­даемыми в обществе вопросами (эколо­гические, межэтнические, нравственные и другие проблемы);

—                   материал, содержащий противоре­чивые сведения, противоположные по­зиции и, следовательно, допускающий разные толкования.

КОЗ можно использовать:

—                  при изучении нового программного материала без предварительного объяс­нения учителя на основе актуализации ранее полученных знаний и самостоя­тельного микроисследования учащихся;

—                  при изучении темы через укрупнен­ные дидактические единицы или кон­центрированное объяснение нового ма­териала с последующим расширением границ содержания за счет дополни­тельных сведений, полученных самосто­ятельно из учебника и других источни­ков или представленных учителем.

КОЗ можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможнос­тью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников.

На начальном этапе  использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

Разработка и внедрение КОЗ в предметное обучение -  актуальная проблема современной школы. Компетент­ность при выполнении таких заданий «не противопоставляется знаниям или умениям, она включает их в себя, но не путем простого суммирования, а при сво­бодном использовании наиболее эффек­тивного для конкретной ситуации набо­ра из имеющихся в арсенале ученика знаний и умений» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Демидова М. Компетентносто-ориентированные задания в научно-естественном образовании // Народное образование . – 2008. - №4.
  2.  http://bionadja.ucoz.ru
  3. http://40422-s-007.edusite.ru
  4. http://www.kriroipk.com

Просмотр содержимого документа
«Роль компетентностно-ориентированных заданий в формировании универсальных учебных действий »

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей . Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Главная идея компетентностного подхода : к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
  • С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей .
  • Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
  • Главная идея компетентностного подхода : к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
Что отличает КОЗ от традиционного задания?

Что отличает КОЗ от традиционного задания?

  • Во-первых, это деятельностное задание. В КОЗ есть деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку кото­рых направлено то или иное задание), которая включает: предметные умения, умения работать с информацией, исследовательские умения.
  • Во-вторых, оно моделирует жизненную ситуацию.
  • В-третьих, строится на актуальном для учащихся материале.
  • В четвертых, КОЗ имеет определенную структуру.
Структура КОЗ:

Структура КОЗ:

Введение в проблему.  Тема: Лишайники. В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их к верху, и казалось, что они падают с неба. «Манна»! Манна! С неба падает манна! Манна небесная!». Все, кто еще мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили кашу и пекли лепешки.

Введение в проблему. Тема: Лишайники.

В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их к верху, и казалось, что они падают с неба. «Манна»! Манна! С неба падает манна! Манна небесная!». Все, кто еще мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили кашу и пекли лепешки.

Введение в проблему.  Тема: Клетка.  Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится количество клеток в разных группах через некоторое время и почему?

Введение в проблему. Тема: Клетка.

Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится количество клеток в разных группах через некоторое время и почему?

Стимул - мотивирует ученика на выполнения задания, включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации.  Мотивирует учащегося на выполнения задания; моделирует практическую, жизненную ситуацию при необходимости может нести функцию источника информации  Стимул должен:

Стимул - мотивирует ученика на выполнения задания, включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации. Мотивирует учащегося на выполнения задания;

  • моделирует практическую, жизненную ситуацию
  • при необходимости может нести функцию источника информации

Стимул должен:

  • Быть кратким (не более трёх предложений)
  • Не отвлекать учащегося от содержания задания
Стимул.  Тема: Клетка.  если выяснить функции ядра, то можно объяснить его роль в жизнедеятельности клетки.  Тема: Лишайники.

Стимул. Тема: Клетка.

  • если выяснить функции ядра, то можно объяснить его роль в жизнедеятельности клетки.

Тема: Лишайники.

  • если выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников, то можно понять, почему древние люди называли их «манной небесной».
Задачная формулировка  – понимается однозначно, чётко соотносится с модельным ответом (шкалой), соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. (Мы не должны проверять то, что предписывали в задачной формулировке)

Задачная формулировка – понимается однозначно, чётко соотносится с модельным ответом (шкалой), соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. (Мы не должны проверять то, что предписывали в задачной формулировке)

Задачная формулировка: Тема: Лишайники. Чем была эта «манна» на самом деле? Тема: Клетка.

Задачная формулировка:

Тема: Лишайники.

  • Чем была эта «манна» на самом деле?

Тема: Клетка.

  • Выясните, как изменится количество клеток в разных группах через некоторое время и почему?
Источник информации - содержит информацию, необходимую, для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. (Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся). На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Источник информации - содержит информацию, необходимую, для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. (Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся). На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк –  задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Бланк – задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Бланк для выполнения задания:  Тема: Лишайники 1. Внимательно изучите рисунки и информацию о строении лишайников. 2. Рассмотрите рисунок 1 и подпишите его части. 3. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, каким способом размножаются лишайники. 4. Сделайте вывод об особенностях строения лишайника и способах размножения.

Бланк для выполнения задания: Тема: Лишайники

1. Внимательно изучите рисунки и информацию о строении лишайников.

2. Рассмотрите рисунок 1 и подпишите его части.

3. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, каким способом размножаются лишайники.

4. Сделайте вывод об особенностях строения лишайника и способах размножения.

Бланк для выполнения задания  Клетка:

Бланк для выполнения задания Клетка:

  • Задание№ 1 . Внимательно изучите информацию о строении и функциях ядра.
  • Задание № 2. Какие изменения произойдут с клеткой, если у нее удалить ядро?
  • Задание № 3. Почему в отсутствии ядра клетка перестает делиться?
  • Задание № 4 . Сделайте вывод о роли ядра в жизнедеятельности клетки.
  •  
Инструмент проверки – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.  Инструментом проверки может быть:  Ключ – используется для тестовых заданий закрытого типа.  Модельный ответ –  обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.  Аналитическая шкала – используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.  Бланк наблюдений за групповой работой -  используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом

Инструмент проверки – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.

Инструментом проверки может быть:

Ключ используется для тестовых заданий закрытого типа.

Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

Аналитическая шкала – используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

Бланк наблюдений за групповой работой - используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Маркина Наталья Геннадьевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126626

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства