«Компетентностно-ориентированные задания на уроках истории»
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках истории»
«По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».
Р.У. Эмерсон
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
Что же именно, какие качества и какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего? – вот в чем вопрос. Это вопрос общечеловеческий. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. и т.п. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Они называются – ключевыми компетентностями.
В современной теории педагогики дискутируется вопрос о соотношении и важности "знаниевого" и "компетентностного" подхода в обучении. В прагматическом смысле их вообще нельзя противопоставлять, ибо прежние ЗУНы служат непосредственной основой способности их применять. Тем не менее эти подходы не тождественны, так как компетентностный подход устанавливает подчиненность знаний умениям, делая акцент на практической стороне вопроса.
Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:
– использование в работе интерактивных технологий;
– проведение нестандартных уроков;
– организацию исследовательской работы;
– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;
– подготовку заданий творческого характера;
– стимулирование высказывания собственных мыслей;
– создание проблемных ситуаций;
– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;
– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Компетентностно-ориентированные задания на уроках истории» »
ГУ «Каменск – Уральская средняя школа»
«Компетентностно-ориентированные задания
на уроках истории»
c. Каменскуральское
2010 год
Составитель: Хусаинова Анар Кадыржановна,
учитель истории Каменск – Уральской СШ
Составленный сборник компетентностно-ориентированных заданий послужит основой для творчески работающих учителей, внедряющих компетентностный подход в изучении истории. Назначение данной брошюры - помочь учителям освоить технологию разработки КОЗ по истории. Предлагаемые задания рассчитаны на развитие ключевых компетенций, познавательных способностей учащихся и могут использоваться на различных этапах урока, внеурочной деятельности.
Содержание
1. Компетентностный подход - один из приоритетов новой системы образования.
стр. 4
2. Структура компетентностно - ориентированных заданий. стр. 9
3. Типы заданий. стр. 12
4. Использованная литература. стр.35
«По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».
Р.У. Эмерсон
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
Что же именно, какие качества и какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего? – вот в чем вопрос. Это вопрос общечеловеческий. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. и т.п. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Они называются – ключевыми компетентностями.
В современной теории педагогики дискутируется вопрос о соотношении и важности "знаниевого" и "компетентностного" подхода в обучении. В прагматическом смысле их вообще нельзя противопоставлять, ибо прежние ЗУНы служат непосредственной основой способности их применять. Тем не менее эти подходы не тождественны, так как компетентностный подход устанавливает подчиненность знаний умениям, делая акцент на практической стороне вопроса. Фактически этот подход составляет сердцевину практико-ориентированного образования, в котором знания служат не самоцелью, а средством приобретения опыта практической деятельности в определенной области. Ведь компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение конечных результатов, приобретения значимых компетенций, готовности личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся ЗУНов.
Здесь не отменяется прежняя триада "знания-умения-навыки" а дополняется четвертым элементом - "знания - умения - навыки - опыт деятельности". Сравнительный анализ, который демонстрируют исследователи, позволяет более отчетливо увидеть новые цели и задачи образования, способы повышения его эффективности и качества:
Сравнение
Знаниевый подход
Компетентностный подход
1. Цели
Формирование ЗУНов, основ мировоззрения и культуры
Самостоятельности, формирования содержания образования, включенности в процесс, открытости свободы выбора
4. Организация образовательного процесса
Последовательная, лекционно-семинарская
Перманентная, модульная
5.Технологичность
Методы обучения - объяснительный, проблемный, поисковый
Технология обучения - проектирование, кейсовая, презентация идей
6.Система оценивания
Пятибалльная, одноразовая
Рейтинговая, перманентная
7.Роль педагога
Лидер, наставник
Тьютор, консультант
8.Роль ученика
Объект обучения
Субъект обучения
9.Модель подготовки
ЗУНовская
Компетентностная
10. Ключевые слова
Знания, умения, навыки
Компетенции
Компетенция – это личная способность человека решать определенный класс задач.
Компетентность – это совокупность компетенций.
Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности.
Школа должна создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся.
Первая задача учителя – изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно- ориентированных заданий.
Необходимо создать такую дидактическую основу урока, которая будет способствовать не только формированию нового знания, но и формированию мировоззрения, становлению надпредметных (ключевых) компетентностей. Наиболее значимые из них:
компетентность разрешения проблем - готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты;
информационная компетентность - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;
коммуникативная компетентность - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.
Развитие данных компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий. Таких как:
– умение решать проблемы, использовать собственный опыт;
– заниматься самообразованием;
– работать с различными базами данных, документацией;
– добывать информацию;
– иметь собственное мнение;
– понимать позицию других людей;
– оценивать поступки, вредные привычки;
– сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;
– принимать решения;
– уметь прийти к общему мнению;
– работать в группах;
– уметь организовать свою работу;
– устоять перед трудностями и т.д.
Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:
– использование в работе интерактивных технологий;
– проведение нестандартных уроков;
– организацию исследовательской работы;
– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;
– отслеживание динамики развития учащихся;
– пропаганду достижений науки и культуры;
– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;
– обучение приемам составления плана, написанию конспектов, оставления схем и заполнения таблиц;
– подготовку заданий творческого характера;
– стимулирование высказывания собственных мыслей;
– разработку заданий разного уровня;
– создание проблемных ситуаций;
– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;
– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Компетентностно-ориентированное задание состоит из:
стимула, введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой).
- задачной формулировки – что именно сможет сделать обучаемый (исполнение) – глаголы для постановки целей: варьировать, видоизменить, модифицировать, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, выразить мысль, высказать согласие (несогласие), ответить, поблагодарить и т.д. – то есть, здесь идет цель: что именно должен продемонстрировать ребенок, чтобы учитель счел его компетентным). Их должно быть достаточно для того, чтобы дети смогли показать то, что нужно учителю.
Под цели ставим задачи ( это что должен сделать учитель, чтобы ребенок стал компетентным) - организовать работу по…; ввести понятие …; организовать исследование, деятельность….
источника информации,
бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
- инструмента проверки, в оценивании результатов КОЗ используется 3
варианта:
1. Ключ - эталон результата выполнения учащимися задания закрытого типа;
Ключ – это четко зафиксированный правильный ответ.
2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл).
3. Критерии оценивания (за что и в каких пределах дать баллы, разрабатываются вместе с УЗ, например, эссе, то есть, творческая работа с личным рассуждением. Нужно как можно четче прописывать критерии, то есть, не просто составить презентацию…, а конкретно сколько слайдов и каких).
На уроках истории наиболее удобны КОЗ на этапе получения новой информации, так как они позволяют учителю изменить традиционную форму урока, в которой главное место отводится учителю и информации из его уст. Данные задания ориентированы на получение информации самими учениками из исторических документов, что позволяет отойти от готового материала учебника. Компетентностные задания в отличие от карточек и тестов используются не для того, чтобы поставить оценку, а для того, чтобы учащийся вник и понял материал, смог его пронести через себя, осознать и только после этого выполнить задание. Учащиеся получают знания самостоятельно.
Заключение
Я понимаю, что будущее за компетентностным подходом в образовании. Однако, перед учителем стоят ряд противоречий, проблем, трудностей объективного и субъективного характера. Одно из главных противоречий, с которым мы сталкиваемся – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов акцент делается на знания, причем на расширенные и углубленные.
Следующая проблема, трудность – отсутствие измерителей, тестов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей. При разработке компетентностно-ориентированных заданий я испытываю определенные трудности, и это требует достаточно много времени. И еще одна проблема, которая существует уже внутри школы: компетентностный подход должен пронизывать весь процесс образования в школе. Одному учителю это сделать не под силу. Радует тот факт, что в нашей школе создана творческая группа по внедрению компетентностного подхода в обучении и воспитании детей.
Закончить мне хочется фразой: «Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я пытаюсь научить своих детей.
Типы заданий.
5 класс
Рассказы по истории Казахстана
Компетентностно-ориентированное задание
Мотивация: Ответив на данные вопросы, вы узнаете, в чем состоит уникальность «Золотого человека».
Задачная формулировка: Прочитайте информацию учебника за 4-5 минут, и вставьте пропущенные слова.
Источник: учебник, с.68-70.
Бланк ответов:
Одежда «Золотого человека» была украшена
--------- тыс.золотыми пластинами.
Украшения были выполнены в----------------- стиле.
По традиции захоронения, одежде мы можем судить, что “золотой человек» был ----------------.
4.Остроконечный головной убор был украшен ----------- камнями и высотой ------- см.
1. Одежда «Золотого человека» была украшена 4 тыс.золотыми пластинами.
2. Украшения были выполнены в зверином стиле.
3.По традиции захоронения, одежде мы можем судить, что “золотой человек» был молодым вождем, полководцем.
4. Остроконечный головной убор был украшен драгоценными камнями и высотой 70 см.
5. Из оружия найдены железный кинжал, меч.
Вывод: Найденный уникальный памятник служит богатым источником сведений о материальной культуре, искусстве, мифологии сакского времени. «Золотой человек» стал символом независимого Казахстана.
6 класс
Всемирная история
Компетентностно-ориентированное задание
Стимул: Римляне говорили, что есть орудия «немые», «мычащие», и «говорящие»; «Сколько рабов, столько врагов»; «Раб должен работать или спать».
Задачная формулировка: Как римские рабовладельцы применяли эти «орудия труда» в своем хозяйстве?
Источник: учебник «История древнего мира» §26 п.4, иллюстрация «Рабовладельческое поместье»
Бланк для выполнения задания: При ответе используйте следующие слова и словосочетания: a) Римляне, завоевания, рабы; в) Заморский поход, воин-легионер, хозяйство, разорение, земельный надел; c) Крестьяне, продавать, земельный надел, богач, отправляться, Рим, случайные заработки
Инструмент проверки: Аналитическая шкала Предложения между собой связаны, логически выстроены -5 баллов Не связанные между собой предложения – 4 балла Не умение оформлять свои мысли в предложения письменно – 3 балла Не умение оформлять свои мысли в предложения устно – 2 балла
6 класс
Всемирная история
Компетентностно-ориентированное задание
Стимул: Известно, что при разгроме Сиракуз римляне обратили в рабство 100 тыс. человек, 150 тыс. жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами на рынках рабов, из побежденного Карфагена было вывезено в Рим 60 тыс. рабов. Задачная формулировка: Выскажите свою точку зрения в течение двух минут и будьте готовы ответить на вопросы ваших одноклассников. Как войны влияли на развитие рабовладения в Риме?
Источник информации: историческая карта, учебник «История древнего мира» §26,п2.
Инструмент проверки: Аналитическая шкала
1.Публичное выступление в течение двух минут и ответы на заданные вопросы- 5 баллов
2.Публичное выступление в течение двух минут - 4 балла
7 класс
История Казахстана
Компетентностно-ориентированное задание
Стимул:Почему же монголы так много воевали? В чём причины их завоевательных походов? Какие будут предположения?
Учащиеся выдвигают предположения, которые записываются на доске.
А теперь поработаем в роли исследователей и проверим правильность наших предположений. Учащиеся работают в группах с текстами.
Задачная формулировка: Прочитайте и проанализируйте текст1 и текст2. Подготовьте краткое сообщение для своей группы, содержащее ваш вывод о причинах завоевательных походов монголов.
Источник: Текст 1- « …В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии. Содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путём непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и чётко организованной, прекрасно вооружённой…»
Текст 2- «…В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий- улусов. Западный улус был предназначен старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до «последнего моря» на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но её нужно было ещё покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила их соседей.»
Ученики анализируют тексты, выявляют причины завоевательных походов, сравнивают их с предложенными, выдвинутыми ранее.
Модельный ответ: · Наличие многочисленной армии, которая должна была самостоятельно себя содержать. · Поиск новых пастбищ. · Стремление знати к обогащению. · Желание покорить весь мир.
7 класс
История Казахстана
Компетентностно-ориентированное задание
Стимул. В 1245 году Папа Римский Иннокентий IV отправил монгольскому хану трёх монахов. Официальной задачей посольства было предложение монгольскому хану принять христианство. Неофициально его участники выполняли роль разведчиков. Посольство не выполнило официального поручения, но были собраны ценнейшие сведения о ханском дворе, быте, нравах и, самое главное, о войске монголо-татар.
Задачная формулировка.
Прочитайте отрывок из сочинения монаха Плано Карпини «История монголов» (Приложение 5).
Какие советы вы бы дали правителям государств Казахстана при подготовке сражений с татаро-монголами?
Выберите форму организации своей работы (индивидуальная работа, работа в паре, в группе)
Самостоятельно определите форму представления своего исследования.
Источники информации: отрывок из сочинения монаха Плано Карпини «История монголов», учебник Т.С.Садыкова, С.Жолдасбаева «История средневекового Казахстана.7 класс», §21.
Модельный ответ.
Элементы ответа
Баллы
Объединение сил
1б.
Не верить обещаниям татаро-монгол
1б.
Иметь такое же вооружение (луки, баллисты, стрелы, палицы, секиры, мечи, копья, ножи)
1б.
Воины должны быть защищены двойными латами
1б.
Хорошо вооружённые воины должны быть в первых рядах войска
1б.
Выбирать для сражения гладкую равнину
1б.
Войско должно состоять из нескольких отрядов, находящихся недалеко друг от друга
1б.
Не нужно преследовать отступающее войско татаро-монгол – это может быть ловушка
1б.
Укрепить города и крепости, обеспечить их оружием, продовольствием, дровами
1б.
Другой правильный вариант ответа
1б.
Максимальный балл -10б.
Оценка «2» - 0-4 балла
Оценка «3» - 5-6 баллов
Оценка «4» - 7-8 баллов
Оценка «5» - 9-10 баллов
Приложение
Плано Карпини «История монголов» (отрывок).
Если христиане хотят сохранить себя самих, свою землю и христианство, то царям, князьям, баронам и правителям земель надлежит собраться воедино и с общего решения послать против них (монголотатар) людей на бой, прежде чем они начнут распространяться по земле...
Ни один народ не может доверять их словам, ибо они не соблюдают всего того, что обещают, когда видят, что обстоятельства им благоприятствуют.
Все же желающие сражаться с ними должны иметь следующее оружие: хорошие и крепкие луки, баллисты, которых они очень боятся, достаточное количество стрел, палицу (dolabrum) из хорошего железа, или секиру с длинной ручкой (острия стрел для лука или баллисты должны, как у татар, когда они горячие, закаляться в воде, смешанной с солью, чтобы они имели силу пронзить их оружие), также мечи и копья с крючком, чтобы иметь возможность стаскивать их с седла, так как они весьма легко падают с него, ножики и двойные латы, так как стрелы их нелегко пронзают их, шлем и другое оружие для защиты тела и коня от оружия и стрел их. А если некоторые не вооружены так хорошо, как мы сказали, то они должны идти сзади других, как делают татары, и стрелять в них из луков или баллист. И не должно щадить денег на приготовление оружия, чтобы иметь возможность спасти душу, тело, свободу и все прочее.
Если возможно, то место для сражения должно выбрать такое, где простирается гладкая равнина и татар можно отовсюду видеть; если можно, то с тыла или сбоку надлежит иметь большой лес, но так, чтобы татары не могли проникнуть между войском и лесом.
И не должно всем зараз собираться воедино, но следует устроить много отрядов, разделенных взаимно, однако не очень отстоящих друг от друга... если же татары устроят притворное бегство, то не надо идти далеко сзади их, чтобы враги не увлекли случайно в уготованную засаду, как они обычно делают, и другой отряд должен быть готов, чтобы помочь на случай нужды тому отряду.
При желании же укрепить города и крепости прежде надлежит рассмотреть, каково их местоположение.
Именно местоположение крепостей должно быть таково, чтобы их нельзя было завоевать орудиями и стрелами, чтобы у них было достаточно воды и дров, чтобы нельзя было, насколько возможно, пресечь к ним вход и выход и чтобы было достаточное количество лиц, могущих сражаться попеременно. И должно тщательно смотреть за тем, чтобы татары не могли взять крепости какою-нибудь хитростью».
7 класс
Всемирная история
Компетентностно-ориентированное задание
Стимул
В середине 1 тысячелетия на обломках Западной Римской империи сложились «варварские» королевства. В 768 году на франкский престол взошел второй каролингский правитель – Карл, прозванный Великим. Его деяния произвели столь сильное впечатление на потомков, что с той поры во многих странах Европы наследственных глав стали называть «королями» (от латинской формы его имени – «Carolus»).
Задачная формулировка.
Определите, используя кластер, особенности, из которых вырисовывается образ Карла Великого. Каким же был на самом деле Карл Великий – истинный король?
Информация, необходимая для решения данной задачи
Учебник «Всемирная история средних веков. 7 класс» стр 12-15.
Дополнительный материал, представленный учителем на уроке. («100 человек, которые изменили ход истории».
О личности Карла Великого рассказывает его биограф Эйнгард.
«Карл неплохо разбирался в римских традициях, но никогда не открещивался от культуры собственного народа. Он не любил сложных римских нарядов и предпочитал традиционную франкскую одежду, не стеснявшую движений. Как любой франк и вообще германец, король увлекался охотой. Даже в старости он по нескольку месяцев в году проводил на охоте в лесах Саксонии. Король отличался умеренностью как в еде, так и питье, ненавидел пьянство – во всяком, не говоря уже о себе и своих близких».
«Карл Великий прожил долгую жизнь и пережил многих своих детей. Ни одна из десяти дочерей не вышла замуж, так как не находилось им достойных женихов. Старший сын – Пипин, большую часть жизни провел в монастырском заточении за организацию заговора против отца, из восьми сыновей остался живым лишь Людовик Благочестивый, младший сын, который и стал единственным наследником. Он был миролюбивым и очень набожным человеком, видимо, поэтому при нем государство и начало распадаться».
7 класс
Всемирная история
Компетентностно-ориентированное задание
Стимул: Оценить имеющиеся знания по теме: « Российское государство в период правления Ивана Грозного».
Задачная формулировка: Используя текст учебника, выделить экономические и политические последствия политики Ивана Грозного. Сделать вывод об отрицательных и положительных сторонах политики ИванаIV и какое влияние оказала политика царя на дальнейший ход истории Российского государства.
Бланк:
стороны
Политические последствия
стороны
Экономические последствия
«+»
«+»
« _»
«_»
Вывод:
Источник: учебник «Всемирная история средних веков» § 45.
Инструмент проверки:
1.Количество положительных сторон политических и
экономических последствий политики ИванаIV.
2. Количество отрицательных сторон политических и
экономических последствий политики ИванаIV.
3. В выводе ученик отмечает, каких сторон больше, каких –
меньше и их влияние на дальнейший ход истории Русского государства.
Модельный ответ с подсчетом баллов: 1. Выделение только одну из сторон последствий-3 балла;
2. Выделение двух сторон последствий-4 балла;
3. Выделение двух сторон и вывод к таблице-5баллов.
Обсуждение результатов выполнения задания:
Анализируя таблицу, учащиеся делают вывод о том, что отрицательных сторон политических и экономических последствий было гораздо больше, чем положительных. Следовательно, политика, проводимая царем Иваном IV оказала негативное влияние на дальнейший ход развития Русского государства.
Использованная литература
1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
2. Юнаковская И.Г . Формирование ключевых компетенций. М,2006.