Обучающее сочинение по подготовке учащихся к экзаменам. Обращается внимание на композицию сочинения и виды цитирования как одного из наиболее сложных элементов в сочинении на лингвистическую тему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Какую роль играет восклицательный знак»
Урок по теме «Сочинение на лингвистическую тему»
Какую роль играет восклицательный знак в речи?
Цель:
1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов рассуждения и написанию творческой работы на лингвистическую тему по предложенному тексту.
2. Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса к обсуждению вопросов.
Оборудование урока.
1. Тексты (А. Лиханов «Газовый Баллон»).
2. Презентация.
3. Интерактивная доска (работа с цитированием).
4. Таблицы «Учет ответов в группе».
5. Плакат «Роль восклицательного знака».
6. На доске текст 1 части сочинения для редактирования.
7. Стихотворение А. Тетивкина «Восклицательный знак».
8. Памятки для учащихся.
Ход урока.
1. Вступительное слово.
Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор. В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Одним из интереснейших знаков препинания является восклицательный знак. Он отмечается для выражения восклицания (удивления). Если пишущий ставит в конце предложения восклицательный знак, он показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания. В этом смысле восклицательный знак противопоставлен и точке, и многоточию, и вопросительному знаку. 2. Стихотворение А. Тетивкина «Восклицательный знак»
Ребята! В предложениях
стою я для того,
чтоб выделить волнение,
тревогу, восхищение,
победу, торжество…
Не зря я от рождения
противник тишины.
Где я, те предложения
с особым выражением
произнести должны.
3. Беседа по ассоциативному восприятию текста.
а) Если бы для стихотворения нужно было выбрать палитру красок, какой цвет бы выбрали?
б) Какая насыщенность света может быть?
в) Существуют ли для вас какие-то звуки? Можно ли передать состояние текста через звуки?
г) Если бы можно было передать состояние образа через движение, то как можно было бы передать это?
4. Тема и цель урока.
Сегодня мы работаем над сочинением «Какую роль играет восклицательный знак в речи?». Нам необходимо закрепить навыки написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему: эмоционально и точно формулировать основную мысль, отработать приемы цитирования, обратив внимание на различные приемы цитирования, правильно оформлять аргументы сочинения.
5. Сообщение «Восклицательный знак».
6. Работа по сбору материала к сочинению.
Для чего же в речи используется восклицательный знак?
(уч-ся отвечают и на плакате «Восклицательный знак» постепенно заполняется таблица:
4. Побуждение к действию (приказ, требование, мольба, просьба)
7. Презентация (2-5 слайд)
8. Редактирование работы (1 часть сочинения)
Как много знаков препинания в русском языке! Зачем же они нужны? Я хочу рассказать о восклицательном знаке. Это удивительный знак. Без него нельзя обойтись. Почему?
1-2 группы: найти положительное в работе;
3-4 группы: найти отрицательное в работе.
8. Написать 1 часть. (одна работа зачитывается)
9. Презентация (6 – 10 слайд)
10. Работа в группах. Составление аргументов. (сказать-процитировать-сделать вывод)
11. Отработка способов цитирования.
Интерактивная доска. Составление пр-ий с цитатой. Использование речевых клише.
Проверка: одна работа от каждой группы зачитывается, цитата - на доске
12. Презентация (11 – 12 слайд)
13. Устная работа групп. Сделать вывод (3 часть)
1-2; 3-4 гр. Одна составляет текст, другая оценивает. Проверить одну работу (это зависит от времени)
14. Подведение итогов урока.
Что необходимо помнить при написании сочинения?
15. Дома: написать сочинение по теме.
16. Приложения.
Памятка.
1. 1 часть: лирическое начало; основная мысль.
2. 2 часть:
Должно звучать правило
Своя мысль подтверждается пр-ием из текста.
Обязательно сделать небольшой вывод для каждого аргумента.
Использовать речевые клише:
1. Это мы видим (наблюдаем, читаем) в предложении: …
2. Например, в предложении …(№)
3. Так, в предложении … («…») автор использует…
Задания группе №1.
1. Ассоциативное восприятие текста
(цвет, свет, звуки, движение).
2. Какова роль восклицательного знака в речи? Для чего он используется?
3. Отредактировать 1 часть сочинения (на доске)
Найти положительное в работе.
4. Написать 1 часть сочинения (можно устно).
5. Составить 1 аргумент для второй части сочинения, используя пр-ия текста 13, 14, 15, 21. Устная работа.
6. Вставить в клише №1 цитату. Записать.
7. Часть 3. Сделать вывод. Записать.
8. Оценить работу всех членов группы.
Задания группе №2.
1. Ассоциативное восприятие текста.
(цвет, свет, звуки, движение).
2. Какова роль восклицательного знака в речи? Для чего он используется?
3. Отредактировать 1 часть сочинения (на доске)
Найти положительное в работе.
4. Написать 1 часть сочинения (можно устно).
5. Составить 1 аргумент для второй части сочинения, используя пр-ие текста 17, 18, 19 Устная работа.
6. Вставить в клише №2 цитату. Записать.
7. Часть 3. Дать оценку работе группы №1.
8. Оценить работу всех членов группы.
Задания группе №3.
1. Ассоциативное восприятие текста
(цвет, свет, звуки, движение).
2. Какова роль восклицательного знака в речи? Для чего он используется?
3. Отредактировать 1 часть сочинения (на доске)
Найти отрицательное в работе.
4. Написать 1 часть сочинения (можно устно).
5. Составить 1 аргумент для второй части сочинения, используя пр-ие текста 39 Устная работа.
6. Вставить в клише №3 цитату. Записать.
7. Часть 3. Сделать вывод. Записать.
8. Оценить работу всех членов группы.
Задания группе №4.
1. Ассоциативное восприятие текста
(цвет, свет, звуки, движение).
2. Какова роль восклицательного знака в речи? Для чего он используется?
3. Отредактировать 1 часть сочинения (на доске)
Найти отрицательное в работе.
4. Написать 1 часть сочинения (можно устно).
5. Составить 1 аргумент для второй части сочинения, когда восклицательный знак используется для побуждения к действию (приказ, требование, мольба, просьба). Использовать клише. Записать.