Цель: повторить изученное о прилагательном в начальной школе; расширить сведения о синтаксической роли прилагательного в предложении; научить видеть динамику преобразования слов в тексте; видеть прекрасное, высказывать свое мнение о красоте природы; научить находить прилагательные в тексте.
I. Учет выполненного дома задания.
-Вчера на уроке у нас была работа над ошибками, а дома вы еще раз должны были повторить орфограммы и применить их к словам, в которых вы допустили ошибки. Давайте вспомним их. Поставьте три восклицательных знака. Начнем словарную работу.
II. Словарная работа.
А еще я хочу предложить вам новые слова.
Озимь – 1.всходы, посевы озимых культур
2.поле, занятое посевами озимых культур
Жернов -парный каменный круг, использующийся в
мельницах, в том числе и приливного типа, и служащий для перемалывания зёрен.
-Определите, к какой части речи они относятся.
-Определите род, число, падеж, склонение.
-Составьте словосочетания, запишите их.
-Еще одно слово я хочу вам предложить, ребята. Это слово «динамика». Сначала я познакомлю вас с его лексическим значением.
Динамика -1. раздел механики, изучающий движение тел.
С данным словом в этом значении вы еще встретитесь на уроках физики.
2. состояние движения, ход развития, изменение
какого-либо явления по влиянием действующих
на него факторов.
3. обилие движения, действия.
-Сколько значений у этого слова?
-Значит, какое это слово?
-Если бы у него было одно значение, какое бы оно было?
-А теперь попробуйте объяснить, как вы поняли его значение?
III. Ребята, предлагаю решить кроссворд. Заодно повторим орфограммы, которые встретятся в словах, и теоретический материал.
1.Какое слово мы говорим за оказанную услугу? (Спасибо)
2.Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
3.Значимая часть слова, которая стоит после корня и тоже служит для образования новых слов. (Суффикс)
4.Всходы, посевы озимых культур. (Озимь)
5.Мельничный каменный круг для размола зерна. (Жернов)
6.Помещение со специальным оборудованием в школе, поликлинике. (Кабинет)
7.Площадка с перилами у наружной стены здания. (Балкон)
-Ребята, какие орфограммы мы встретили в этих словах?
-Какое слово спрятано в кроссворде?
-Какая часть речи обозначает признак?
Ну вот и определили мы с вами тему урока. Давайте запишем ее.
А теперь послушайте стихотворение.
Ты куда поб.жал
Ручеек ____________
Омывая тр.ву
________ _________ в.дой?
Отдохнул бы д.нек
На ________________ лугу.
Ручеек пр.журчал
(Не) могу (не) могу
Я к р.ке тороплюсь.
Мне не нужен покой.
Я сроднит(?)ся хочу
С __________________ р.кой.
-Нам нужно восстановить пропущенные буквы и знаки препинания. Объявляется игра «До первой ошибки». Условия помним? Вот и хорошо.
-Ребята, в какой форме написан этот текст? О чем он?
-Давайте еще раз вспомним значение слова «динамика».
-Какие слова придают тексту динамику, то есть движение, действие?
Верно, глаголы могут создавать калейдоскоп сменяющихся событий действительности при описании быстро мелькающих перед нашим мысленным взором деталей событий, явлений, действий, перечисление которых позволяет передать динамику.
-Чего-то в стихотворении не хватает. Чего? Давайте попробуем найти утерянные слова.
(Слайд № 5)
-Поставьте к ним вопросы.
-Что придают тексту эти слова?
И снова верно. Прилагательные выразительны в описании. Текст становится ярче и динамичнее
-К каким существительным они относятся? Что обозначают?
В паре с существительными прилагательные служат для усиления существительных.
-Есть ли однородные члены предложения в тексте? Как вы определили?
Да, ребята, этот динамический однородный ряд хоть и небольшой, он тоже придает усиление, динамику действия или состояния природы. Давайте теперь сравним оба варианта стихотворения. (Слайд №6)
А вот еще одно стихотворение. Называется «Родник». А написал его Иван Бунин.
(Слайд №7)
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
- Какие слова придают динамику этому стихотворению?
-А теперь сделаем вывод. Что такое прилагательное?
-А теперь заглянем в учебники. На странице 213 упражнение «Дятел». Здесь мы снова убедились, что без прилагательных никак нам нельзя.
IV. –Ребята, вспомним все, что мы узнали на уроке. А теперь подтвердим это теорией из учебника.
V. Задание домой: выучить правила, упражнение 566 письменно. И попробуйте сочинить самостоятельно стихотворение (можно текст) о ручейке обязательно употребив слова, придающие динамику тексту.
Приложение
-И снова поиграем. На этот раз игра с творческим заданием. А называется она «Угадай-ка!» Послушайте загадки и запишите отгадки к ним. А рядом проверочные слова (если они есть).
1.Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Гриб)
2.Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)
3.Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)
4.Хвост пушистый, мех золотистый, сама хитрая. (Лиса)
5.Сам серый, живот в лесу, злой, голодный, таскает овец. (Волк)
6.Белый, холодный, пушистый, мягкий и искрится на солнце. (Снег)
-Ребята, а что помогло вам отгадать загадки? А теперь попробуйте сами придумать такие же. Для выполнения этой работы поделимся на группы. А помогут вам вот эти картинки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи »
Тема. Прилагательное как часть речи.
Цель: повторить изученное о прилагательном в начальной
школе; расширить сведения о синтаксической роли
прилагательного в предложении; научить видеть
динамику преобразования слов в тексте; видеть
прекрасное, высказывать свое мнение о красоте
природы; научить находить прилагательные в тексте.
I. Учет выполненного дома задания.
-Вчера на уроке у нас была работа над ошибками, а дома вы еще раз должны были повторить орфограммы и применить их к словам, в которых вы допустили ошибки. Давайте вспомним их. Поставьте три восклицательных знака. Начнем словарную работу.
II. Словарная работа.
А еще я хочу предложить вам новые слова.
Озимь – 1.всходы, посевы озимых культур
2.поле, занятое посевами озимых культур
Жернов -парный каменный круг, использующийся в
мельницах, в том числе и приливного типа, и служащий для перемалывания зёрен.
-Определите, к какой части речи они относятся.
-Определите род, число, падеж, склонение.
-Составьте словосочетания, запишите их.
-Еще одно слово я хочу вам предложить, ребята. Это слово «динамика». Сначала я познакомлю вас с его лексическим значением.
Динамика -1. раздел механики, изучающий движение тел.
С данным словом в этом значении вы еще встретитесь на уроках физики.
2. состояние движения, ход развития, изменение
какого-либо явления по влиянием действующих
на него факторов.
3. обилие движения, действия.
-Сколько значений у этого слова?
-Значит, какое это слово?
-Если бы у него было одно значение, какое бы оно было?
-А теперь попробуйте объяснить, как вы поняли его значение?
III. Ребята, предлагаю решить кроссворд. Заодно повторим орфограммы, которые встретятся в словах, и теоретический материал.
1
2
3
4
5
6
7
1.Какое слово мы говорим за оказанную услугу? (Спасибо)
2.Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
3.Значимая часть слова, которая стоит после корня и тоже служит для образования новых слов. (Суффикс)
4.Всходы, посевы озимых культур. (Озимь)
5.Мельничный каменный круг для размола зерна. (Жернов)
6.Помещение со специальным оборудованием в школе, поликлинике. (Кабинет)
7.Площадка с перилами у наружной стены здания. (Балкон)
-Ребята, какие орфограммы мы встретили в этих словах?
-Какое слово спрятано в кроссворде?
-Какая часть речи обозначает признак?
Ну вот и определили мы с вами тему урока. Давайте запишем ее.
А теперь послушайте стихотворение.
Ты куда поб.жал
Ручеек ____________
Омывая тр.ву
________ _________ в.дой?
Отдохнул бы д.нек
На ________________ лугу.
Ручеек пр.журчал
(Не) могу (не) могу
Я к р.ке тороплюсь.
Мне не нужен покой.
Я сроднит(?)ся хочу
С __________________ р.кой.
-Нам нужно восстановить пропущенные буквы и знаки препинания. Объявляется игра «До первой ошибки». Условия помним? Вот и хорошо.
-Ребята, в какой форме написан этот текст? О чем он?
-Давайте еще раз вспомним значение слова «динамика».
-Какие слова придают тексту динамику, то есть движение, действие?
Верно, глаголы могут создавать калейдоскоп сменяющихся событий действительности при описании быстро мелькающих перед нашим мысленным взором деталей событий, явлений, действий, перечисление которых позволяет передать динамику.
-Чего-то в стихотворении не хватает. Чего? Давайте попробуем найти утерянные слова.
(Слайд № 5)
-Поставьте к ним вопросы.
-Что придают тексту эти слова?
И снова верно. Прилагательные выразительны в описании. Текст становится ярче и динамичнее
-К каким существительным они относятся? Что обозначают?
В паре с существительными прилагательные служат для усиления существительных.
-Есть ли однородные члены предложения в тексте? Как вы определили?
Да, ребята, этот динамический однородный ряд хоть и небольшой, он тоже придает усиление, динамику действия или состояния природы. Давайте теперь сравним оба варианта стихотворения. (Слайд №6)
А вот еще одно стихотворение. Называется «Родник». А написал его Иван Бунин.
(Слайд №7)
В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит.
- Какие слова придают динамику этому стихотворению?
-А теперь сделаем вывод. Что такое прилагательное?
-А теперь заглянем в учебники. На странице 213 упражнение «Дятел». Здесь мы снова убедились, что без прилагательных никак нам нельзя.
IV. –Ребята, вспомним все, что мы узнали на уроке. А теперь подтвердим это теорией из учебника.
V. Задание домой: выучить правила, упражнение 566 письменно. И попробуйте сочинить самостоятельно стихотворение (можно текст) о ручейке обязательно употребив слова, придающие динамику тексту.
Приложение
-И снова поиграем. На этот раз игра с творческим заданием. А называется она «Угадай-ка!» Послушайте загадки и запишите отгадки к ним. А рядом проверочные слова (если они есть).
1.Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Гриб)
2.Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)
3.Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)
4.Хвост пушистый, мех золотистый, сама хитрая. (Лиса)
5.Сам серый, живот в лесу, злой, голодный, таскает овец. (Волк)
6.Белый, холодный, пушистый, мягкий и искрится на солнце. (Снег)
-Ребята, а что помогло вам отгадать загадки? А теперь попробуйте сами придумать такие же. Для выполнения этой работы поделимся на группы. А помогут вам вот эти картинки.
-А теперь заглянем в учебники. На странице 213 упражнение «Дятел». Здесь мы снова убедились, что без прилагательных никак нам нельзя.
IV. –Ребята, вспомним все, что мы узнали на уроке. А теперь подтвердим это теорией из учебника.
V. Задание домой: выучить правила, упражнение 566 письменно.