интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку
Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку
Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра «Брейн – ринг» «Подумай и ответь» по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Цели. 1. Активизировать познавательную деятельность детей.
2. Развивать логику, интерес.
3. Способствовать повышению интереса к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями, звуковой сигнал ( свисток, погремушка и т.д.),
ручки и листочки.
Пояснительная записка.
Форма поведения игры «Брейн-ринг» очень интересна для учащихся любого возраста. Она предполагает острый дух соперничества, развивает эвристические способности, сплачивает детские коллективы.
Каждый класс выбирает команду из 6 человек, остальные дети выступают в роли болельщиков, сочиняют «кричалки», готовят плакаты в поддержку своей команды.
Название команд должны быть связаны с русским языком, грамматикой. В качестве экспертной комиссии можно выбрать группу преподавателей-словесников. В случае спорной ситуации ведущий обращается к экспертам.
Ход игры.
1 этап. Объяснение правил.
Ведущий. Ребята, сегодня мы проведем игру, в которой определим самый интеллектуальный класс.
Объявление команд. Выступление болельщиков. После минут эмоционального взрыва, когда болельщикам позволяется шумно поддерживать свои команды, наступает тишина.
Внимание, правила игры.
У каждой команды свой звуковой сигнал ( свисток, погремушка и т.д.). Задается вопрос, звучит гонг, дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить, она подает сигнал. В случае неправильного ответа, право ответа переходит соперникам. Класс, набравший большее количество баллов становится победителем, награждается Грамотой. Важно, чтобы остальные команды-участники тоже получили поощрительные призы.
2 этап. Метаграммы.
Метаграммы - загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие изодного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву
Так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, липа-лиса.
С «Г» он будет частью слова,
С «Й» - немного схож с пластом,
С «Н» - не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом. ( слог-слой-слон)
С «К» в полях меня найдете,
С «Г»- романсы запоете,
С «В»- косички заплетете.( колос-голос-волос)
С буквой «Н», мои друзья,
Ничего не значу я.
«Н» на «С» перемените-
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой «М»,
Я пальто у вас проем.(ноль-соль-моль)
3 этап. Шарады.
Шарады появились в 6 веке у Симфосия- «Загадки». В средневековье шарадами назывались повозки на двух колесах. В лексиконе феодалов это слово стало означать «целый воз болтовни». Шарады- загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая часть представляет собой отдельное слово, как правило односложное.
Первое, знайте, есть хищная птица,
Ну, а второе – сосенке сестрица.
В карандаше вашем целое есть,
Внутрь деревяшки сумело залезть.(грифель)
Первый слог – кровавая работа,
Слог второй – свернувшись любит спать.
Целое слово – когда кого-то
Не хотят ни знать, ни узнавать.(байкот)
Слог первый – круглое творенье,
Второй – плод земли и неба.
А в целом – музыки движенье,
С учетом зрелища и хлеба.(шарманка)
4 этап. Загадки-шутки.
К какому местоимению надо прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений в доме, расположенных на одном уровне? (этаж)
В каком челноке нельзя переплыть даже самый маленький пруд? (В ткацком челноке. Слова-синонимы: челнок в значении лодка и челнок ткацкий)
В каком глаголе сто отрицаний.
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
Чему на свете нет ни меры, ни веса? (огню)
Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. ( тень)
5 этап. Конкурс пословиц о русском языке.
Живое слово дороже ( мертвой буквы).
Лучше ногой запнуться, чем (языком).
Кто грамоте горазд, тому (не пропасть).
Грамоте учиться- вперед (пригодится).
Ветер горы разрушает, слово (народ поднимает).
Слово не воробей - (вылетит- не поймаешь).
6 этап. Фразеологизмы.
Подобрать фразеологизмы со словом 1) нога, 2)язык, 3)вода.
7 этап. Конкурс «На одну букву».
А сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов.» В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на букву А.
Попробуйте сочинить короткий рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву, а именно: 1-к, 2-м, 3-о.
8 этап. Лексикология.
Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма «У черта на куличках». (Кулички - «лесистые, глухие, болотистые места»).
Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении «запечатлеть на скрижалях истории»? (скрижаль – каменная плита, доска с написанным на нем священным текстом).
Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате ( в японском-«голыми руками»), кайф (в рабском – «послеполуденный отдых»), шабаш ( в языке-источнике обозначает«большой ветер»?(тайфун)
9 этап. Четвертое-лишнее.
Дружно, рано, утром, ночью.
Облетая, глядя, чертил, прижав.
Соломенная, чернеющие, красноватый, веселенький.
10 этап. Отгадайте загадки.
Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. ( школа)
Какая водица для грамотного годится? (чернила)
Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд - сразу заговорят. ( буквы)
11 этап. Отгадайте знаки препинания.
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако, время новое настало-
Оно меня и свергло с пьедестала.(восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу-
За то, что много знать хочу.( вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный,
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый.( многоточие)
12 этап. Фонетика.
Какое слово можно составить из 4-й, 11-й, 16-й букв алфавита? (йод)
Даны слова: Ольга, ягода, баня, драться, мириться. В каком при произношении звучат только твердые согласные звуки? ( йод)
Даны слова: лён, шёл, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких слов получились у вас? (ноль, ложь, рай)
Просмотр содержимого документа
«интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку »
Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра «Брейн – ринг» «Подумай и ответь» по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Цели. 1. Активизировать познавательную деятельность детей.
2. Развивать логику, интерес.
3. Способствовать повышению интереса к изучению русского языка.
Оборудование:карточки с заданиями, звуковой сигнал ( свисток, погремушка и т.д.),
ручки и листочки.
Пояснительная записка.
Форма поведения игры «Брейн-ринг» очень интересна для учащихся любого возраста. Она предполагает острый дух соперничества, развивает эвристические способности, сплачивает детские коллективы.
Каждый класс выбирает команду из 6 человек, остальные дети выступают в роли болельщиков, сочиняют «кричалки», готовят плакаты в поддержку своей команды.
Название команд должны быть связаны с русским языком, грамматикой. В качестве экспертной комиссии можно выбрать группу преподавателей-словесников. В случае спорной ситуации ведущий обращается к экспертам.
Ход игры.
1 этап. Объяснение правил.
Ведущий. Ребята, сегодня мы проведем игру, в которой определим самый интеллектуальный класс.
Объявление команд. Выступление болельщиков. После минут эмоционального взрыва, когда болельщикам позволяется шумно поддерживать свои команды, наступает тишина.
Внимание, правила игры.
У каждой команды свой звуковой сигнал ( свисток, погремушка и т.д.). Задается вопрос, звучит гонг, дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить, она подает сигнал. В случае неправильного ответа, право ответа переходит соперникам. Класс, набравший большее количество баллов становится победителем, награждается Грамотой. Важно, чтобы остальные команды-участники тоже получили поощрительные призы.
2 этап. Метаграммы.
Метаграммы - загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие изодного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву
Так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, липа-лиса.
С «Г» он будет частью слова,
С «Й» - немного схож с пластом,
С «Н» - не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом. ( слог-слой-слон)
С «К» в полях меня найдете,
С «Г»- романсы запоете,
С «В»- косички заплетете. ( колос-голос-волос)
С буквой «Н», мои друзья,
Ничего не значу я.
«Н» на «С» перемените-
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой «М»,
Я пальто у вас проем. (ноль-соль-моль)
3 этап. Шарады.
Шарады появились в 6 веке у Симфосия- «Загадки». В средневековье шарадами назывались повозки на двух колесах. В лексиконе феодалов это слово стало означать «целый воз болтовни». Шарады- загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая часть представляет собой отдельное слово, как правило односложное.
Первое, знайте, есть хищная птица,
Ну, а второе – сосенке сестрица.
В карандаше вашем целое есть,
Внутрь деревяшки сумело залезть. (грифель)
Первый слог – кровавая работа,
Слог второй – свернувшись любит спать.
Целое слово – когда кого-то
Не хотят ни знать, ни узнавать. (байкот)
Слог первый – круглое творенье,
Второй – плод земли и неба.
А в целом – музыки движенье,
С учетом зрелища и хлеба. (шарманка)
4 этап. Загадки-шутки.
К какому местоимению надо прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений в доме, расположенных на одном уровне? (этаж)
В каком челноке нельзя переплыть даже самый маленький пруд? (В ткацком челноке. Слова-синонимы: челнок в значении лодка и челнок ткацкий)
В каком глаголе сто отрицаний.
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
Чему на свете нет ни меры, ни веса? (огню)
Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. ( тень)
5 этап. Конкурс пословиц о русском языке.
Живое слово дороже ( мертвой буквы).
Лучше ногой запнуться, чем (языком).
Кто грамоте горазд, тому (не пропасть).
Грамоте учиться- вперед (пригодится).
Ветер горы разрушает, слово (народ поднимает).
Слово не воробей - (вылетит- не поймаешь).
6 этап. Фразеологизмы.
Подобрать фразеологизмы со словом 1) нога, 2)язык, 3)вода.
7 этап. Конкурс «На одну букву».
А сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов.» В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на букву А.
Попробуйте сочинить короткий рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву, а именно: 1-к, 2-м, 3-о.
8 этап. Лексикология.
Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма «У черта на куличках». (Кулички - «лесистые, глухие, болотистые места»).
Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении «запечатлеть на скрижалях истории»? (скрижаль – каменная плита, доска с написанным на нем священным текстом).
Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате ( в японском-«голыми руками»), кайф (в рабском – «послеполуденный отдых»), шабаш (в
еврейском – суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка,
в языке-источнике обозначает «большой ветер»? (тайфун)
9 этап. Четвертое-лишнее.
Дружно, рано, утром, ночью.
Облетая, глядя, чертил, прижав.
Соломенная, чернеющие, красноватый, веселенький.
10 этап. Отгадайте загадки.
Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. ( школа)
Какая водица для грамотного годится? (чернила)
Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд - сразу заговорят. ( буквы)
11 этап. Отгадайте знаки препинания.
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако, время новое настало-
Оно меня и свергло с пьедестала. (восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу-
За то, что много знать хочу. ( вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный,
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый. ( многоточие)
12 этап. Фонетика.
Какое слово можно составить из 4-й, 11-й, 16-й букв алфавита? (йод)
Даны слова: Ольга, ягода, баня, драться, мириться. В каком при произношении звучат только твердые согласные звуки? ( йод)
Даны слова: лён, шёл, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких слов получились у вас? (ноль, ложь, рай)