kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра  «Брейн – ринг»   «Подумай и ответь» по русскому языку для учащихся 5-6 классов.

Цели. 1. Активизировать познавательную деятельность детей.

            2. Развивать логику, интерес.

            3. Способствовать повышению интереса к изучению русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, звуковой сигнал ( свисток, погремушка и т.д.),

ручки и листочки.

Пояснительная записка.

Форма поведения игры «Брейн-ринг» очень интересна для учащихся любого возраста. Она предполагает острый дух соперничества, развивает эвристические способности, сплачивает детские коллективы.

Каждый класс выбирает команду из 6 человек, остальные дети выступают в роли болельщиков, сочиняют «кричалки», готовят плакаты в поддержку своей команды.

Название команд должны быть связаны с русским языком, грамматикой. В качестве экспертной комиссии  можно выбрать  группу преподавателей-словесников. В случае спорной ситуации ведущий обращается к экспертам.

Ход игры.

1 этап.  Объяснение правил. 

Ведущий.  Ребята, сегодня мы проведем игру, в которой определим самый интеллектуальный класс.

Объявление команд. Выступление болельщиков. После минут эмоционального взрыва, когда болельщикам позволяется шумно поддерживать свои команды, наступает тишина.

Внимание, правила игры.

У каждой команды свой звуковой сигнал ( свисток, погремушка и т.д.). Задается вопрос, звучит гонг, дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить, она подает сигнал. В случае неправильного ответа, право ответа переходит соперникам. Класс, набравший большее количество баллов становится победителем, награждается Грамотой. Важно, чтобы остальные команды-участники тоже получили поощрительные призы.

2 этап. Метаграммы.

Метаграммы - загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие изодного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву

Так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, липа-лиса.

  1. С «Г» он будет частью слова,

      С  «Й» - немного схож с пластом,

     С «Н» - не конь и не корова,

      Хоть с ногами и хвостом.                     ( слог-слой-слон)

  1. С «К» в полях меня найдете,

С «Г»- романсы запоете,

С «В»- косички заплетете.( колос-голос-волос)

  1. С буквой «Н», мои друзья,

Ничего не значу я.

«Н» на «С» перемените-

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой «М»,

Я пальто у вас проем.(ноль-соль-моль)

3 этап. Шарады.

Шарады появились в 6 веке у Симфосия- «Загадки».  В средневековье шарадами назывались повозки на двух колесах. В лексиконе феодалов это слово стало означать «целый воз болтовни».  Шарады- загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая часть представляет собой отдельное слово, как правило односложное.

  1. Первое, знайте, есть хищная птица,

Ну, а второе – сосенке сестрица.

В карандаше вашем целое есть,

Внутрь деревяшки сумело залезть.(грифель)

  1. Первый слог – кровавая работа,

Слог второй – свернувшись любит спать.

Целое слово – когда кого-то

Не хотят ни знать, ни узнавать.(байкот)

  1.   Слог первый – круглое творенье,

Второй – плод земли и неба.

А в целом – музыки движенье,

С учетом зрелища и хлеба.(шарманка)

4 этап. Загадки-шутки.

  1. К какому местоимению надо прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений в доме,  расположенных на одном уровне? (этаж)
  2. В каком челноке нельзя переплыть даже самый маленький пруд?   (В ткацком челноке. Слова-синонимы: челнок в значении лодка и челнок ткацкий)
  3. В каком глаголе сто отрицаний.
  4. Что можно видеть с закрытыми глазами?   (сон)
  5. Чему на свете нет ни меры, ни веса? (огню)
  6. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.   ( тень)

5 этап. Конкурс пословиц о русском языке.

  1. Живое слово дороже    ( мертвой буквы).
  2. Лучше ногой запнуться, чем   (языком).
  3. Кто грамоте горазд, тому   (не пропасть).
  4. Грамоте учиться- вперед   (пригодится).
  5. Ветер горы разрушает, слово  (народ поднимает).
  6. Слово не воробей -  (вылетит- не поймаешь).

6 этап. Фразеологизмы.

Подобрать фразеологизмы со словом 1) нога,  2)язык,  3)вода.

7 этап.  Конкурс «На одну букву».

А сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар  арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов.» В этом рассказе немного смысла, но зато  все слова начинаются на букву А.

Попробуйте сочинить короткий рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву, а именно:  1-к,  2-м,  3-о.

8 этап. Лексикология.

  1. Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма «У черта на куличках».     (Кулички - «лесистые, глухие, болотистые места»).
  2. Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении «запечатлеть на скрижалях истории»?  (скрижаль – каменная плита, доска с написанным на нем священным текстом).
  3. Заимствованные  слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате  ( в японском-«голыми руками»),  кайф (в рабском – «послеполуденный отдых»), шабаш ( в языке-источнике обозначает«большой ветер»?(тайфун)

9 этап. Четвертое-лишнее.

  1. Дружно, рано, утром, ночью.
  2. Облетая, глядя, чертил, прижав.
  3. Соломенная, чернеющие, красноватый, веселенький.

10 этап. Отгадайте загадки.

  1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет.   ( школа)
  2. Какая водица для грамотного  годится?  (чернила)
  3. Черные,  кривые,  от рождения немые, станут в ряд - сразу заговорят. ( буквы)

11 этап. Отгадайте знаки препинания.

  1. Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако, время новое настало-

Оно меня и свергло с пьедестала.(восклицательный знак)

  1. Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу-

За то, что много знать хочу.( вопросительный знак)

  1. Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный,

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.( многоточие)

12 этап.  Фонетика.

  1. Какое слово можно составить из 4-й, 11-й, 16-й букв алфавита?      (йод)
  2. Даны слова: Ольга, ягода, баня, драться, мириться.  В  каком  при произношении звучат только твердые согласные звуки?     ( йод)
  3. Даны слова: лён, шёл, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких слов получились у вас?   (ноль, ложь, рай)

13 этап.  Подведение итогов, награждение победителей.

Просмотр содержимого документа
«интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку »

Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра «Брейн – ринг» «Подумай и ответь» по русскому языку для учащихся 5-6 классов.

Цели. 1. Активизировать познавательную деятельность детей.

2. Развивать логику, интерес.

3. Способствовать повышению интереса к изучению русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, звуковой сигнал ( свисток, погремушка и т.д.),

ручки и листочки.

Пояснительная записка.

Форма поведения игры «Брейн-ринг» очень интересна для учащихся любого возраста. Она предполагает острый дух соперничества, развивает эвристические способности, сплачивает детские коллективы.

Каждый класс выбирает команду из 6 человек, остальные дети выступают в роли болельщиков, сочиняют «кричалки», готовят плакаты в поддержку своей команды.

Название команд должны быть связаны с русским языком, грамматикой. В качестве экспертной комиссии можно выбрать группу преподавателей-словесников. В случае спорной ситуации ведущий обращается к экспертам.

Ход игры.

1 этап. Объяснение правил.

Ведущий. Ребята, сегодня мы проведем игру, в которой определим самый интеллектуальный класс.

Объявление команд. Выступление болельщиков. После минут эмоционального взрыва, когда болельщикам позволяется шумно поддерживать свои команды, наступает тишина.

Внимание, правила игры.

У каждой команды свой звуковой сигнал ( свисток, погремушка и т.д.). Задается вопрос, звучит гонг, дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить, она подает сигнал. В случае неправильного ответа, право ответа переходит соперникам. Класс, набравший большее количество баллов становится победителем, награждается Грамотой. Важно, чтобы остальные команды-участники тоже получили поощрительные призы.

2 этап. Метаграммы.

Метаграммы - загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие изодного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву

Так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, липа-лиса.

  1. С «Г» он будет частью слова,

С «Й» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом. ( слог-слой-слон)

  1. С «К» в полях меня найдете,

С «Г»- романсы запоете,

С «В»- косички заплетете. ( колос-голос-волос)

  1. С буквой «Н», мои друзья,

Ничего не значу я.

«Н» на «С» перемените-

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой «М»,

Я пальто у вас проем. (ноль-соль-моль)

3 этап. Шарады.

Шарады появились в 6 веке у Симфосия- «Загадки». В средневековье шарадами назывались повозки на двух колесах. В лексиконе феодалов это слово стало означать «целый воз болтовни». Шарады- загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая часть представляет собой отдельное слово, как правило односложное.

  1. Первое, знайте, есть хищная птица,

Ну, а второе – сосенке сестрица.

В карандаше вашем целое есть,

Внутрь деревяшки сумело залезть. (грифель)

  1. Первый слог – кровавая работа,

Слог второй – свернувшись любит спать.

Целое слово – когда кого-то

Не хотят ни знать, ни узнавать. (байкот)

  1. Слог первый – круглое творенье,

Второй – плод земли и неба.

А в целом – музыки движенье,

С учетом зрелища и хлеба. (шарманка)

4 этап. Загадки-шутки.

  1. К какому местоимению надо прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений в доме, расположенных на одном уровне? (этаж)

  2. В каком челноке нельзя переплыть даже самый маленький пруд? (В ткацком челноке. Слова-синонимы: челнок в значении лодка и челнок ткацкий)

  3. В каком глаголе сто отрицаний.

  4. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

  5. Чему на свете нет ни меры, ни веса? (огню)

  6. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. ( тень)

5 этап. Конкурс пословиц о русском языке.

  1. Живое слово дороже ( мертвой буквы).

  2. Лучше ногой запнуться, чем (языком).

  3. Кто грамоте горазд, тому (не пропасть).

  4. Грамоте учиться- вперед (пригодится).

  5. Ветер горы разрушает, слово (народ поднимает).

  6. Слово не воробей - (вылетит- не поймаешь).

6 этап. Фразеологизмы.

Подобрать фразеологизмы со словом 1) нога, 2)язык, 3)вода.

7 этап. Конкурс «На одну букву».

А сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов.» В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на букву А.

Попробуйте сочинить короткий рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву, а именно: 1-к, 2-м, 3-о.

8 этап. Лексикология.

  1. Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма «У черта на куличках». (Кулички - «лесистые, глухие, болотистые места»).

  2. Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении «запечатлеть на скрижалях истории»? (скрижаль – каменная плита, доска с написанным на нем священным текстом).

  3. Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате ( в японском-«голыми руками»), кайф (в рабском – «послеполуденный отдых»), шабаш (в

еврейском – суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка,

в языке-источнике обозначает «большой ветер»? (тайфун)

9 этап. Четвертое-лишнее.

  1. Дружно, рано, утром, ночью.

  2. Облетая, глядя, чертил, прижав.

  3. Соломенная, чернеющие, красноватый, веселенький.

10 этап. Отгадайте загадки.

  1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. ( школа)

  2. Какая водица для грамотного годится? (чернила)

  3. Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд - сразу заговорят. ( буквы)

11 этап. Отгадайте знаки препинания.

  1. Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако, время новое настало-

Оно меня и свергло с пьедестала. (восклицательный знак)

  1. Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу-

За то, что много знать хочу. ( вопросительный знак)

  1. Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный,

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый. ( многоточие)

12 этап. Фонетика.

  1. Какое слово можно составить из 4-й, 11-й, 16-й букв алфавита? (йод)

  2. Даны слова: Ольга, ягода, баня, драться, мириться. В каком при произношении звучат только твердые согласные звуки? ( йод)

  3. Даны слова: лён, шёл, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких слов получились у вас? (ноль, ложь, рай)

13 этап. Подведение итогов, награждение победителей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку

Автор: Дзюбчик Людмила Дмитриевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152456

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства