Урок русского языка. 2 класс.
УМК «Школа 2100».
Оборудование: учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунева, О.В. Пронин. Москва БАЛАСС 2012г.
Тема: Роль приставки в слове. Определение приставки.
Цель: - развивать умение наблюдать, анализировать, делать обобщения, сравнивать;
-развитие умений выделять приставку в слове, называть её отличительные признаки и графически обозначать;
-воспитать аккуратность, любовь к русскому языку.
Ход урока
1.Орг. момент. Прозвенел уже звонок.
Начался у нас урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
2. Актуализация знаний.
-Откройте тетрадь.
-Что надо записать? (Дату).
Комментированная запись числа.
-Какую запись должны сделать дальше?
-Напишите слова «Классная работа».
3. Словарная работа.
-Далее мы будем работать в группах.
Каждая группа получает своё задание. Слова записаны на доске.
К…пуста, р…бота, х…рошо, т…традь, дев…чка, с…рока, п…суда, сн…чала.
1 группа. Списать слова, вставить пропущенные буквы.
2 группа. Записать данные слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы.
3 группа. Списать слова, вставить пропущенные буквы, поставить ударение.
4 группа. Списать слова, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть букву в слове, которую надо запомнить.
-Обменяйтесь группы тетрадями и проверьте по словарю.
Знакомство с новым словарным словом.
-Это слово имеет несколько лексических значений:
а)Подвижный орган во рту, который является органом вкуса.
б) Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.
-Правильно. Это слово язык.
Работа в парах.
Когда так говорят? Соедини стрелками выражения с предложением, объясняющим их значение.
Язык отнялся. Кто-то чрезмерно болтлив, говорит лишнее.
Кто-то не может внятно, ясно сказать что-либо.
Проглотил язык.
Кто-либо внезапно потерял способность говорить, от удивления или от страха.
Язык заплетается.
Язык без костей. Перестать говорить, замолчать.
Проверка результатов.
4. Введение в новый раздел.
-Рассмотрите новый кадр на киноплёнке в учебнике на стр. 94.
-Что вы видите на центральном кадре?
- Почему Катюша подставила башню к корню?
- Как думаете, что это означает, применительно к названию параграфа? (Это часть, которая находится перед корнем и называется приставкой.)
5. Составление плана урока совместно с учениками.
-Запишите тему урока и задайте вопросы по этой теме.
Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план.
- Что такое приставка?
- Какие бывают приставки?
- Зачем в слове нужна приставка?
6.Наблюдение над словами с последующим формулированием определения приставки.
- Посмотрите на доску. (На доске слова: полетел, прилетел, улетел, долетел.)
-Что одинакового в этих словах? (Корень ЛЕТ.)
- А что изменялось каждый раз в слове? (Первая часть.)
- Как же называется эта часть? (Приставка.)
- Где её место в слове? (Перед корнем, в начале слова.)
-Запишите слова с приставкой.
- Какие вы использовали приставки? (по-, при-, у-, до-.)
-В словах они обозначаются так: полетел.
- Выделите приставки в записанных словах.
- А теперь немного поиграем. Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними надо делать, к какому слову приставить.
- Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я говорю: В - !
- Что вы сделаете? (Включим телевизор.)
- А если я скажу: Пере - ? (Переключим на другую программу.)
- Я говорю: Вы - ? (Выключим.)
- Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несёт определённый смысл.)
- Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.
7. Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз-наклон
И два - наклон
Зашумел листвою клён.
Работа по учебнику.
Упр. 132, стр. 94. (Развивается умение находить разные приставки в словах, наблюдать за изменением значения слова.)
-Посмотрите на доску
- Что вы видите? (Ромашку.)
-Образуйте и запишите однокоренные слова, приставляя к ним приставки. Не забывайте выделять приставки.
до- от-
при- раз-
-учить
под- на-
из- вы-
- Чем отличаются слова? (Разные приставки.)
- Назовите эти приставки. (от-, из-, вы-, на-, под-, при-, раз-, до-.)
- Что произошло со словом? (Изменилось значение.)
- На основе записанных слов сделайте вывод, что такое приставка?
Вывод: приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова.
- Сравните свой вывод с определением в рамке на стр. 95.
- Прочитайте определение.
- Посмотрите маленькое добавление к этому определению. Почему в конце стоит восклицательный знак? (Это важно.)
- Да, ребята, надо запомнить, что приставки пишутся слитно со словами.
- Конкурс «Кто больше». (Работа по вариантам).
I вариант - ехал
II вариант- бежать
8. Развитие учебно-языковых умений.
Приставка под- имеет значение «находиться снизу» в слове
- подбородок 3) подбежать
- подъехать 4) подлечить
- Выберите нужный вариант, объясните, как вы определяли значение. (Объясняли слово: подбородок – место под бородой, снизу.)
9. Рефлексия
- Кто доволен своей работой?
- Что на уроке осталось не понятным?
10. Подведение итогов урока
- Что такое приставка?
- Какие приставки вы запомнили?
- Может ли слово состоять из одной приставки? Почему?
- Что у вас сегодня получилось лучше всего?
- В чём испытывали затруднения?
- Кто сегодня получил отметку в дневник? За что?
10. Домашнее задание. Упр. 133.