Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение - проблемы и решения»
Итоговое сочинение: ”Что нас ждёт?”
Как всегда, нам приходится быстро перестраиваться, искать методики, вспоминать уже забытое старое. Долго нас приучали к тому, что литература не нужна, что про сочинения надо забыть. Мы только готовились к ЕГЭ и ГИА по литературе, где необходимо писать небольшие по объёму работы. И вот в прошлом году грянуло: СОЧИНЕНИЕ!
Немного шутки, немного правды!
Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла…
– Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем…
– А я вот верю в учеников. Подрастут – сами возьмутся за книги…
– А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем…
– Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.
Вспомним, что А.Н.Толстой писал:
Способ, как творил Создатель, Что считал Он боле кстати – Знать не может председатель Комитета о печати.
А.К.Толстой
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Мнение филолога-практика С.В.Волкова
“Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона”. НО… ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.
Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
В темах сочинений умышленно не используются узкие формулировки;
реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;
не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ
Результаты сочинения от 3 декабря 2014 года Сочинение писали около 700 тыс. человек. Экзамен проходил во всех 85 регионах страны.
95% получили «зачет», около 5% – «незачет».
Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.
Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.
После результатов: Интернет и ЕГЭ виноваты в ухудшении качества сочинений
отмечается, что «президентское сочинение» выявило негативное влияние ЕГЭ и современной интернет-культуры на слог школьников.
Работы школьников изобилуют такими оборотами, как, например, «вышеупомянутые мной», а последнюю часть сочинения большинство решило обозначить оборотом «в заключение я хочу отметить», который характерен для формального развернутого ответа на ЕГЭ.
Свою роль в выборе стиля изложения также сыграл Интернет.
Большинство вузов не стали проверять сочинения
Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда ( интеллектуального уровня, культурной подготовки).
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Вера Кострова, Нижний Новгород. «Учительская газета»:
«Война и мир» и «Судьба человека» были «лидерами продаж» на итоговом сочинении. Если Андрею Соколову пришлось «отстреливаться» в теме о войне, то незабвенных героев Толстого использовали почти во всех предложенных темах, разумеется, кроме собственно литературной - по Лермонтову. Кстати, ее практически нигде не писали. В редких школах лермонтовскую тему выбрали не более одного-двух выпускников, а в основном никто.
За год дети забывают если не все, то многое – и это тоже одна из особенностей нынешнего поколения, вскормленного исключительно на видеоряде. Мгновенная смена картинок заставляет мозг защищаться – не хранить долго полученную информацию.
Еще год-два назад я удивлялась признаниям выпускников (даже отличников!) в том, что они «читали, но не помнят» сюжет и героев «Капитанской дочки», «Горе от ума», «Героя нашего времени». Теперь я точно знаю, что это так и есть. Дети, действительно, в подавляющем большинстве совсем не запоминают прочитанное. О произведении могут рассуждать, только если прочли его три дня назад, через неделю начинают путать героев, с трудом вспоминают название и автора (я не преувеличиваю, спросите ваших старшеклассников, что они прочитали две недели назад, и они вам честно признаются, что не помнят – верьте им, это не розыгрыш!).
Увиденное современные дети помнят немного дольше – и в этом смысле, конечно же, учителей спасают экранизации. Но всю классику нереально показать на уроках даже физически. Поэтому учителя вынуждены обращаться к многократному (обратите внимание!) краткому пересказу отдельных (!) эпизодов классики. Результатом такого «изучения» литературы стало ее катастрофическое усыхание, «скукоживание» - иными словами полная потеря плоти и крови. Удивительно ли, что «Война и мир» в сознании нынешних выпускников сузилась до четырех- пяти эпизодов, которыми легко «жонглировать» в любом эссе, хоть в части С, хоть на итоговом сочинении. Учителя-словесники, не задумываясь, назовут вам эти эпизоды: первый - князь Андрей смотрит в небо после боя под Аустерлицем, второй - батарея капитана Тушина сдерживает противника во время Шенграбенского сражения, третий - князь Андрей по дороге в Отрадное смотрит на дуб, вначале сухой, а потом расцветший, четвертый - Наташа Ростова во время отъезда из осажденной Москвы отдает подводы раненым. И это все! Другие эпизоды и тем более второстепенные персонажи бессмертной эпопеи или не вспоминаются вовсе, или немилосердно путаются: Долохова нередко называют Дороховым, Курагиных Куракиными, Элен превращается в княгиню – для выпускников это уже такие мелочи, что и говорить о них не стоит. Про Тихона Щербатова лучше и не спрашивать – дети о нем вовсе не слыхивали…
Привязывать к теме все, что смутно помнится с уроков, дети научились и делают это до такой степени простодушно, что просто с ума можно сойти. Так, например, учителя с удивлением прочли в итоговом сочинении, что Софья Фамусова – «умная и образованная девушка» стала такой благодаря тому, что «много читала в детстве» (тема взросления), а Белла в «Герое нашего времени» «всей душой полюбила Печорина в силу своего воспитания»…
ИЗ СОЧИНЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ-2014
"Автар тута был не прав".
"Вышев на сцену, певцы поклонились".
"...человечество пагубно относится к своей родной природе".
"Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект".
"Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста".
"Штольц - один из главных героев одноименного романа Гончарова "Обломов».
"Они потеряли на войне двух единственных сыновей".
"Так как Обломов - человек ленивый, у него был Захар - его слуга".
Недочеты в привлечении литературного материала
Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала.
Преобладание пересказа.
Формальное привлечение текста. Литературные примеры даны отдельно и не связаны с выводами.
Незнание художественного текста и, как следствие, искажение его.
Неожиданные сочетания произведений, рассмотренных в сочинении.
«Упущенные возможности» в привлечении литературного материала.
Трактовка литературного материала с нарушением диапазона достоверной интерпретации.
Негативное влияние массовой литературы на подход к отбору литературного материала.
NB Школьники с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходят за рамки школьной программы в выборе текстов для аргументации.
Выпускники, читающие мало и затрудняющиеся в создании письменного высказывания, чаще привлекают тексты школьной программы или внеклассного чтения II пол. XX в.
В слабых сочинениях заметна подмена чтения знакомством с кратким пересказом или экранизацией произведения, театральной постановкой.
Пути совершенствования умения школьников писать итоговое сочинение
1. Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–9 классах):
2. Усиление внимания к методике обучения итоговому сочинению
3. Определение приоритетных направлений методической работы по проблемам обучения итоговому сочинению
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению. Общая композиция: вступление, основная часть, заключение
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение; сформулировано ваше понимание поднятой темы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать пересказа литературного произведения, если использовать его в качестве одного из аргументов; изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Чтобы правильно написать сочинение, можно воспользоваться приёмом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать своё отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения. Основная часть - это проверка того, насколько верно понята тема.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но ёмкой; органически связана с предыдущим изложением. В самом заключении может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.
Рекомендации:
1. Не затягивайте введение! Помните, что введение и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей Вашей работы. Поэтому начинайте с главного, с существа вопроса. Уже с первых строк должна быть ясна идея, главная мысль Вашего сочинения. Заканчивая введение, перекиньте «смысловой» мостик – фразу, предложение – к главной части Вашего сочинения. Иногда пишущий уже во введении начинает говорить о главном, что неприемлемо. Введение можно сравнить с … прихожей дома, квартиры. Назначение прихожей – встретить человека, познакомиться с ним, узнать цель его прихода и, если это необходимо, провести его в другие комнаты Вашей квартиры. Как прихожая не предназначена для долгих разговоров, задушевных бесед, семейных торжеств и т.д, так и введение не должно подменять собой главную часть сочинения.
2. Всё сказанное выше приложимо и к заключению, которое подводит черту, выводит из сочинения. Заключение не должно иметь формы внезапного бегства посредине разговора и длительного прощания, когда разговор продолжается ещё в прихожей. Страшен гость уходящий, то есть превращающий ритуал прощания в длительный, непрекращающийся, бессмысленный разговор. Помните об этом, работая над заключением.
3. Во время работы над основной частью не отклоняйтесь от темы: план должен быть постоянно перед глазами в течение всего процесса написания сочинения. Это даст Вам возможность чувствовать тему, её развитие и контролировать себя. Иногда необходимо пожертвовать интересной, но далёкой мыслью, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, лучше подчиниться вновь найденной системе доказательств. Однако такая корректировка должна быть проведена уже в черновике и допустима в крайнем случае: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану.
4. Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказательства идеи Вы используете три, четыре, пять аргументов, то главная часть Вашего сочинения должна состоять соответственно из трёх, четырёх, пяти частей, примерно равных между собой. Если части существенно не равны, постарайтесь сделать их соразмерными.
5. Избегайте прямого пересказа: пересказ должен быть комментированный, направленный на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения. Выразите своё отношение к теме, желательно, чтобы этим отношением было пронизано всё Ваше сочинение.
ПОШАГОВАЯ РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. Читаем тему
2. Определяем вид заголовка:
1) тема - понятие
2) тема - вопрос
3) тема - тезис, утверждение, суждение)
3. Определяем содержание темы:
- Анализируем все слова заголовка, отвечая для себя на вопрос, что значит каждое слово
- Ищем ключевые слова в заголовке
- Задаём себе вопрос "О ЧЁМ я буду писать?
Таким образом, мы формулируем тему
4. Определяем объём темы: на какие образы, на какие произведения будем опираться
5. Высказываем тезис
6. Определяем структурные элементы, нужные нам, тех художественным произведениям, к которым будем обращаться
7. Пишем аргументы, анализируя тексты
9. Делаем вывод, пишем заключение, повторяя тезис, но по-другому, другими словами
10. Составляем план
ШАБЛОН
1. Вступление / тема - тезис: формулирование основной мысли, рассуждение/ 50 слов
2. Основная часть (250) слов. Аргумент 1 + аргумент 2
3. Заключение - 50 слов
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ
Вступление к сочинению.Виды вступлений, образцы
1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют?
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания?
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Чёрная обугленная земля до самого горизонта. Мёртвая тишина. Жизнь остановилась.
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверное, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.
7. Краткая справка о писателе.
М. Веллер - современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек?
8.Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что память - творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память - тесно взаимосвязанные вещи.
9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.
В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти и не забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжёлые.
10. Связь с современностью.
В человеке существуют два начала - рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живёт душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живёт чувство прекрасного.
11.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
«Я люблю читать книги. Раньше по радио были передачи, где артист читал главы из произведений русских писателей. А теперь таких передач нет. Вот и перебираешь книги в библиотеке, отыскивая ту, которая доставила бы тебе истинное удовольствие. А можно было бы взять книгу того писателя, о котором уже слышал или уже что-то читал, и о котором говорят, что он «классик», «настоящий писатель»
12. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
Заключение.
1. Итог и обобщение
Поразмыслив, начинаешь понимать, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям и ко всему живому.
2. Может быть развёрнута мысль, выраженная во вступительной части.
Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит своё отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
Рассуждение о ... (чём-то) не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота - это доброе чувство. Добро порождает добро.
4.Концовка - афоризм.
Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человеквоимя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.
«Безумству храбрых поём мы песню»!
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.
6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.
Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».
7. Корректное возражение автору.
Сложно не согласиться с автором ......., что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все-таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.
8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Когда-то я читала сказку о жадном человеке, мечтавшем о том, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.