kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

“А У НАС СТРЯСЛАСЬ БЕДА: СОЧИНЕНЬЕ СНОВА…” (экспресс-программа подготовки уч-ся 11-х классов к зимнему сочинению)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед Вами – программа действий, как в короткие сроки (за месяц) подготовить выпускников к успешной сдаче итогового сочинения. Данная презентация предназначена для учителей, однако её можно использовать и на уроках.

Подготовка к написанию сочинения начата с тех направлений, которые, по мнению автора, ближе и понятней большинству учеников: с направления второго («Вопросы, заданные войной»), четвертого («Связь поколений: вместе и врозь») и пятого («Чем люди живы»). После отработки навыка написания сочинение ученики приступают к работе над темами третьего («Человек и природа») и первого направления («Недаром помнит вся Россия…»).

Разработанные уроки не являются образцом: это индивидуальный взгляд учителя на решение проблемы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«“А У НАС СТРЯСЛАСЬ БЕДА: СОЧИНЕНЬЕ СНОВА…” (экспресс-программа подготовки уч-ся 11-х классов к зимнему сочинению) »

Суязова И.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Суязова И.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЯ Урок 1. Изучение пяти направлений сочинений, критериев оценивания, инструкции для выпускников. Урок 2. Практикум (техника «мозгового  штурма»)

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЯ

Урок 1. Изучение пяти направлений

сочинений, критериев оценивания,

инструкции для выпускников.

Урок 2. Практикум (техника «мозгового

штурма»)

Урок 3. Составление проекта «Алгоритм работы над сочинением». Урок 4. Коллективная работа над композицией сочинения. Урок 5. Коллективно-групповое написание сочинения. Последующие уроки: работа над  сочинением дома и в классе

Урок 3. Составление проекта

«Алгоритм работы над сочинением».

Урок 4. Коллективная работа над

композицией сочинения.

Урок 5. Коллективно-групповое

написание сочинения.

Последующие уроки: работа над

сочинением дома и в классе

НАПРАВЛЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ

  • Направление 1 – « Недаром помнит вся Россия …» (к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова).
  • Направление второе – « Вопросы, заданные человечеству войной » .
  • Направление третье – « Человек и природа » .
  • Направление четвёртое – « Спор поколений: вместе и врозь » .
  • Направление пятое « Чем люди живы »
ПРИНЦИПЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМ:

ПРИНЦИПЫ

ФОРМУЛИРОВКИ ТЕМ:

  • посильность
  • ясность и четкость постановки проблемы
УСЛОВИЯ «ЗАЧЕТА» «Зачет» по критериям №1 и №2 «Зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5) Объем сочинения - не менее 250 слов Рекомендованное количество – 350 слово Сочинение написано самостоятельно, без источников Интернет и др.

УСЛОВИЯ «ЗАЧЕТА»

«Зачет» по критериям №1 и №2

«Зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5)

Объем сочинения - не менее 250 слов

Рекомендованное количество – 350 слово

Сочинение написано самостоятельно, без источников Интернет и др.

Формулировка темы в форме вопроса  в форме назывного предложения 1. Почему война является страшнейшим преступлением против человечества ? тезис Аргументы Тема бесчеловечности войны Война является страшнейшим преступлением против всего человечества. Одних она убивает, калечит судьбы других, нравственно ломает третьих… Отечеств. литература Зарубежн. литература Произведения: Ч.Айтматов Произведения 1 . Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать» 2 . Э.Хемингуэй. «Прощай, оружие» 3. Д.Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме» «Материнское поле». 2. В.Некрасов “В окопах Сталинграда”. 3. В.Быков. «Обелиск» «Сотников»

Формулировка темы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

1. Почему война является страшнейшим преступлением против человечества ?

тезис

Аргументы

Тема бесчеловечности войны

Война является страшнейшим преступлением против всего человечества. Одних она убивает, калечит судьбы других, нравственно ломает третьих…

Отечеств.

литература

Зарубежн.

литература

Произведения:

  • Ч.Айтматов

Произведения

1 . Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать»

2 . Э.Хемингуэй. «Прощай, оружие»

3. Д.Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме»

«Материнское

поле».

2. В.Некрасов “В окопах Сталинграда”.

3. В.Быков. «Обелиск» «Сотников»

1. Проверка домашнего задания и коллективное заполнение таблицы. 2. Выявление трудностей, возникших при выполнении домашнего задания. 3. Работа в группах. Техника «мозгового штурма»

1. Проверка домашнего задания и коллективное заполнение таблицы.

2. Выявление трудностей, возникших при выполнении домашнего задания.

3. Работа в группах. Техника «мозгового штурма»

Формулировка темы в форме вопроса  в форме назывного предложения Чему учит человечество война? тезис Аргументы Нравственные уроки войны… Отечествен-ная литература Война учит многому: надо самоотверженно любить родину, не терять себя как личность, принимать нравственно правильные решения в экстремальной ситуации, помнить о тех, кто погиб… Зарубежная литература 1. В.Быков «Сотников». 2. Шолохов «Судьба человека» 1. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо». 2 . Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать»

Формулировка темы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Чему учит человечество война?

тезис

Аргументы

Нравственные уроки войны…

Отечествен-ная литература

Война учит многому: надо самоотверженно любить родину,

не терять себя как личность,

принимать нравственно правильные решения в экстремальной ситуации,

помнить о тех, кто погиб…

Зарубежная

литература

1. В.Быков «Сотников».

2. Шолохов «Судьба человека»

1. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо».

2 . Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать»

Урок 2: ПРАКТИКУМ Техника «мозгового штурма»: работа в группах

Урок 2: ПРАКТИКУМ

Техника «мозгового штурма»: работа в группах

Проверка работы в группах   Направление четвёртое « Спор поколений: вместе и врозь » Группы 1-2 Формулировка темы в форме вопроса  в форме назывного предложения Какова роль семьи в жизни человека? тезис Аргументы Семьи в жизни человека Отечественная литература Семья – это основа жизни любого человека, это истоки нравственности, милосердия, мировоззрения 1. А.И.Гончаров. «Обломов» 2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 3. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» 4. Л.Н.Толстой. «Война и мир» Зарубежн. литература Высказывания (для вступления): Семья – кристалл общества. (Виктор Гюго)

Проверка работы в группах

Направление четвёртое « Спор поколений: вместе и врозь »

Группы 1-2

Формулировка темы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Какова роль семьи в жизни человека?

тезис

Аргументы

Семьи в жизни человека

Отечественная литература

Семья – это основа жизни любого человека, это истоки нравственности, милосердия, мировоззрения

1. А.И.Гончаров. «Обломов»

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

3. Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

4. Л.Н.Толстой. «Война и мир»

Зарубежн.

литература

Высказывания (для вступления):

Семья – кристалл общества. (Виктор Гюго)

Формулировка темы Вступление + тезис Почему одиночество в семье становится нормой современного общества?  Два слова - «одиночество» и «уединение»… На первый взгляд, эти однокоренные слова похожи друг на друга. Но за ними – разные эмоции, переживаемые людьми. Уединения ищут – от одиночества бегут! Об этом очень тонко сказал Б.Тиллетт: «Люди создали слово «одиночество», чтобы выразить боль того, кто один, и слово «уединённость», чтобы выразить его величие». Действительно, страшно быть одиноким, ещё страшнее, когда ты одинок рядом с близкими тебе людьми. или Одиночество среди родных людей.

Формулировка темы

Вступление + тезис

Почему одиночество в семье становится нормой современного общества?

Два слова - «одиночество» и «уединение»… На первый взгляд, эти однокоренные слова похожи друг на друга. Но за ними – разные эмоции, переживаемые людьми. Уединения ищут – от одиночества бегут! Об этом очень тонко сказал Б.Тиллетт: «Люди создали слово «одиночество», чтобы выразить боль того, кто один, и слово «уединённость», чтобы выразить его величие». Действительно, страшно быть одиноким, ещё страшнее, когда ты одинок рядом с близкими тебе людьми.

или

Одиночество среди родных людей.

Формулировка темы в форме вопроса Аргументы из отечественной литературы 1. Является ли милосердие основой жизни в современном мире? Высказывание (для вступления): Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. (Л.Н.Толстой) Произведения: 1. А.И.Куприн «Чудесный доктор» 2. В.Распутин. «Уроки французского» 2. Что побеждает в человеческой душе: добро или зло? Что следует выбирать? Высказывание (вступления): Есть Добро и Зло. Их бой - нескончаем. (Наум Коржавин) Произведения: 1. М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» 2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 3. Чем должен руководствоваться человек, выбирая будущую профессию? Высказывания (для вступления): Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вам отыщет. (К.Д.Ушинский) Произведения: 1. И.А.Крылов. Басня «Щука и кот» 2. В.Кочетов «Журбины» 3. И.Лазутин «Сержант милиции».

Формулировка темы в форме вопроса

Аргументы из отечественной литературы

1. Является ли милосердие основой жизни в современном мире?

Высказывание (для вступления): Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. (Л.Н.Толстой)

Произведения:

1. А.И.Куприн «Чудесный доктор»

2. В.Распутин. «Уроки французского»

2. Что побеждает в человеческой душе: добро или зло? Что следует выбирать?

Высказывание (вступления): Есть Добро и Зло. Их бой - нескончаем. (Наум Коржавин)

Произведения:

1. М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

3. Чем должен руководствоваться человек, выбирая будущую профессию?

Высказывания (для вступления): Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вам отыщет. (К.Д.Ушинский)

Произведения:

1. И.А.Крылов. Басня «Щука и кот»

2. В.Кочетов «Журбины»

3. И.Лазутин «Сержант милиции».

Формулировка темы в форме назывного предложения Аргументы из зарубежной литературы 1. Предательство друга. Высказывания (для вступления): Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их. (У. Мизнер) Произведения: 1. А.Дюма. «Граф Монте-Кристо» 2. Шекспир. «Гамлет» 2. Борьба добра и зла в душе человека Высказывания (для вступления): 1. Кто доброе сеет — добро его плод, Кто злое посеет — злодейство пожнет . (Саади) 2. Добро — не наука, оно действие. (Р.Роллан) Произведения: 1. Гёте. «Фауст» 2. Шекспир. «Гамлет» 3. Г.Х.Андерсен. «Снежная королева» 3. Тема оскудения духовности Бальзак. «Гобсек» О.Уайлд. «Портрет Дориана Грея»

Формулировка темы в форме назывного

предложения

Аргументы из зарубежной литературы

1. Предательство друга.

Высказывания (для вступления): Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их. (У. Мизнер)

Произведения:

1. А.Дюма. «Граф Монте-Кристо»

2. Шекспир. «Гамлет»

2. Борьба добра и зла в душе человека

Высказывания (для вступления):

1. Кто доброе сеет — добро его плод,

Кто злое посеет — злодейство пожнет . (Саади)

2. Добро — не наука, оно действие. (Р.Роллан)

Произведения:

1. Гёте. «Фауст»

2. Шекспир. «Гамлет»

3. Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»

3. Тема оскудения духовности

  • Бальзак. «Гобсек»
  • О.Уайлд. «Портрет Дориана Грея»

Заполните таблицу, сформулировав 2-3 темы первого направления « Недаром помнит вся Россия …» и подобрав для аргументации литературные произведения из отечественной и зарубежной литературы.

Заполните таблицу, сформулировав 2-3 темы

первого направления « Недаром помнит

вся Россия …» и подобрав для аргументации

литературные произведения из

отечественной и зарубежной литературы.

Составление проекта «Алгоритм работы над сочинением» Коллективная работа над композицией сочинения.

Составление проекта «Алгоритм работы над сочинением»

Коллективная работа над композицией

сочинения.

Формулировка темы в форме вопроса  в форме назывного предложения Почему образ ребёнка всегда наделён у М.Ю.Лермонтова чертами ранней взрослости? тезис Аргументы Тема детства в творчестве М.Ю.Лермонтова Отечественная литература Тезисы:  - Лермонтову принадлежит «лирическое открытие темы детства»;  - ребёнок у Лермонтова – всегда рано повзрослевший и много испытавший человек. Аргументация: 1)«Мцыри»; 2) слепой мальчик из «Тамани» (роман «Герой нашего времени») 3) «1831-го июня 11 дня» 4) драма «Испанцы» 5) «Ужасная судьба отца и сына»

Формулировка темы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Почему образ ребёнка всегда наделён у М.Ю.Лермонтова чертами ранней взрослости?

тезис

Аргументы

Тема детства в творчестве М.Ю.Лермонтова

Отечественная

литература

Тезисы:

- Лермонтову принадлежит «лирическое открытие темы детства»;

- ребёнок у Лермонтова – всегда рано повзрослевший и много испытавший человек.

Аргументация:

1)«Мцыри»;

2) слепой мальчик из «Тамани» (роман «Герой нашего времени»)

3) «1831-го июня 11 дня»

4) драма «Испанцы»

5) «Ужасная судьба отца и сына»

1)  ученикам предлагается блок, состоящий из пяти тем, из которых надо выбрать одну. Блок 1 Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова. 2. Забытые уроки «грозовых» 40-х годов XX века. 3. Роль природы в жизни человека. 4. Это страшное слово «одиночество»… (Одиночестве в семье) 5. Милосердие в современном мире.

1) ученикам предлагается блок, состоящий из пяти тем, из которых надо выбрать одну.

Блок 1

  • Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Забытые уроки «грозовых» 40-х годов XX века.

3. Роль природы в жизни человека.

4. Это страшное слово «одиночество»… (Одиночестве в семье)

5. Милосердие в современном мире.

2) Беседа — Как вы работали над данным блоком тем? — Прокомментируйте последовательность ваших действий? — Составьте алгоритм работы над сочинением

2) Беседа

Как вы работали над данным блоком

тем?

Прокомментируйте последовательность ваших действий?

Составьте алгоритм работы над

сочинением

Шаг I . Выбор темы 1. Задать вопросы :  —  Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем) — На каком материале можно раскрыть данные темы?  — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов? АЛГОРИТМ

Шаг I . Выбор темы

1. Задать вопросы :

— Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)

— На каком материале можно раскрыть данные темы?

— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

АЛГОРИТМ

2. Выбрать тему При выборе темы надо помнить, что этот выбор должен определяться не симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.   Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1.Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Выбрать тему

При выборе темы надо помнить, что этот

выбор должен определяться не

симпатиями (этого писателя люблю, а этого

нет), а знанием материала.  

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы

Тема выбрана! Что делать дальше?

1.Возвращаюсь к поставленным вопросам,

остановившись на выбранной теме.

3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть — высказывание своего взгляда на тему; — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; — обоснование причин обращения к этой теме; — эмоционально ввод в тему сочинения; — использование оригинальной цитаты , обращённой к слушателю или читателю; — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы; — проведение экскурса в историю (краткая  характеристика эпохи) и т.д.

3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть

высказывание своего взгляда на тему;

вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

обоснование причин обращения к этой теме;

эмоционально ввод в тему сочинения;

использование оригинальной цитаты , обращённой к слушателю или читателю;

проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

проведение экскурса в историю (краткая

характеристика эпохи) и т.д.

Обдумать заключение   Это может быть: — обобщение сказанного . Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанные мысли, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.

Обдумать заключение

Это может быть:

обобщение сказанного . Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанные мысли, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.

— возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»). — взгляд вперёд . Можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).

возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»).

взгляд вперёд . Можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).

— обращение к читателю . Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. — обращение к оригинальной цитате

обращение к читателю . Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.

обращение к оригинальной цитате

композиционные части содержание Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) Обоснование темы + главный тезис (можно написать об актуальности темы)

композиционные части

содержание

  • Вступление

(суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно написать об актуальности темы)

композиционные части содержание 2. Основная часть Аргументация (не менее одного литературного аргумента) 3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) Выводы (обобщение)

композиционные части

содержание

2. Основная часть

Аргументация (не менее одного литературного аргумента)

3. Заключение

(суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Выводы (обобщение)

1. Пишу сочинение на черновике. 2. Пересчитываю количество слов (не менее 250 слов, рекомендованное количество - 350 слов). 3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы: — Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? ( Это критерий 1 , обязательный для получения зачёта )

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее

250 слов, рекомендованное количество - 350

слов).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и

соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

— Правильно ли понята тема, соответствует

ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? ( Это критерий 1 , обязательный для получения зачёта )

— Доказан ли тезис? Подчинены ли все части работы доказательству тезиса? — Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? ( Это критерий 2 ,  обязательный для получения зачёта )

— Доказан ли тезис? Подчинены ли все части работы доказательству тезиса?

— Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? ( Это критерий 2 ,

обязательный для

получения зачёта )

— Соблюдены ли правила построения сочинения? — Не нарушена ли пропорциональность частей? — Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы? — Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? ( Это критерий 3 )

— Соблюдены ли правила построения сочинения?

— Не нарушена ли пропорциональность частей?

— Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?

— Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?

( Это критерий 3 )

— Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? — Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? ( Это критерий 4 ) — Насколько грамотно написана работа?  ( Это критерий 5 )

— Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал?

— Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? ( Это критерий 4 )

— Насколько грамотно написана работа?

( Это критерий 5 )

« ПРОБА ПЕРА » : напишите сочинение по одной из тем блока 1,  (наброски плана ОБЯЗАТЕЛЬНЫ)

« ПРОБА ПЕРА » :

напишите сочинение по одной из тем блока 1,

(наброски плана ОБЯЗАТЕЛЬНЫ)

Коллективная работа над сочинением. I . Проверка домашнего задания (чтение сочинений).  II . Работа в группах по третьему направлению « Природа и человек ». 1. Заполните таблицу, сформулировав 3-4 темы и подобрав для аргументации литературные произведения из отечественной и зарубежной литературы.

Коллективная работа над сочинением.

I . Проверка домашнего задания (чтение сочинений). 

II . Работа в группах по третьему

направлению « Природа и человек ».

1. Заполните таблицу, сформулировав 3-4 темы и подобрав для аргументации литературные произведения из отечественной и зарубежной литературы.

Формулировка темы в форме вопроса  в форме назывного предложения Взаимосвязаны ли природа и внутренний мир человека? тезис Аргументы из отечественной литературы Родство человека и природы Человек является частью природы 1) С.Есенин. «Ключи Марии» 2) Ю.Нагибин. «Зимний дуб» 3) Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном» (письмо тридцать четвёртое «О русской природе»; тридцать шестое «Природа других стран») 4) Пейзажные зарисовки В.Пескова

Формулировка темы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Взаимосвязаны ли природа и внутренний мир человека?

тезис

Аргументы

из отечественной литературы

Родство человека и природы

Человек является частью природы

1) С.Есенин. «Ключи Марии»

2) Ю.Нагибин. «Зимний дуб»

3) Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном» (письмо тридцать четвёртое «О русской природе»; тридцать шестое «Природа других стран»)

4) Пейзажные зарисовки В.Пескова

1. Допишите сочинение 2. Составьте план сочинения по теме « Милосердие в современном мире »  и напишите сочинение.

1. Допишите сочинение

2. Составьте план сочинения по теме « Милосердие в современном мире » и напишите сочинение.

Проверка домашнего задания. Примерный план Пункты плана Композиционные части  (350 слов) I . Вступление. Милосердие – основа жизни в современном мире. (тезис) Вступление + тезис (примерно 60 -70слов) II . Основная часть 1. А.И.Куприн. «Чудесный доктор»; 2. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» (образ Сони Мармеладовой); Аргументация III . Заключение. «Доброта одна на все времена». (А.А.Лиханов) (примерно 234 - 240 слов) Заключение (примерно 60 - 70 слов)

Проверка домашнего задания. Примерный план

Пункты плана

Композиционные части (350 слов)

I . Вступление. Милосердие – основа жизни в современном мире. (тезис)

Вступление + тезис (примерно 60 -70слов)

II . Основная часть

1. А.И.Куприн. «Чудесный доктор»;

2. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» (образ Сони Мармеладовой);

Аргументация

III . Заключение. «Доброта одна на все времена». (А.А.Лиханов)

(примерно 234 - 240 слов)

Заключение

(примерно 60 - 70 слов)

Коллективно-групповое написание сочинения по одной из тем четвёртого направления Просмотр короткометражного фильма «Что это? - Воробей» (4 минут) Беседа после просмотра: — Понравился фильм? Какое впечатление оставил? Почему? — О чём заставил задуматься? — Со своих размышлений и начните сочинение на одну из тем четвёртого направления

Коллективно-групповое написание сочинения по одной из тем четвёртого направления

Просмотр короткометражного фильма

«Что это? - Воробей» (4 минут)

Беседа после просмотра:

— Понравился фильм? Какое впечатление

оставил? Почему?

— О чём заставил задуматься?

Со своих размышлений и начните сочинение на одну из тем четвёртого направления

Темы четвёртого направления 1. Почему предают родные и близкие люди? 2. Одиночество среди родных людей. 3. «Мысль семейная» в художественной литературе. 4. Взаимосвязь людей разных поколений. 5. «Вечная» проблема «отцов» и «детей». 6. «Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями. (Б.Ауэрбах, немецкий писатель) 7. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин)

Темы четвёртого направления

1. Почему предают родные и близкие люди?

2. Одиночество среди родных людей.

3. «Мысль семейная» в художественной литературе.

4. Взаимосвязь людей разных поколений.

5. «Вечная» проблема «отцов» и «детей».

6. «Что бы ни делал человек, его дела, даже самые

выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего

долга перед родителями. (Б.Ауэрбах, немецкий писатель)

7. «Неуважение к предкам есть первый признак

безнравственности» (А.С.Пушкин)

Формулировка темы в форме вопроса  в форме назывного предложения 1. Почему предают родные и близкие люди? тезис Аргументы Тема предательства родных людей Отечественная литература В основе предательства родных людей лежит их эгоизм и равнодушие Зарубежная литература Произведения: 1. К.Паустовский «Телеграмма» 2. А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся». Произведения 1. Тони Магуайр «Когда вернётся папа…История одного предательства»

Формулировка темы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

1. Почему предают родные и близкие люди?

тезис

Аргументы

Тема предательства родных людей

Отечественная

литература

В основе предательства родных людей лежит их эгоизм и равнодушие

Зарубежная

литература

Произведения:

1. К.Паустовский «Телеграмма»

2. А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся».

Произведения

1. Тони Магуайр «Когда вернётся папа…История одного предательства»

Формулировка темы в форме вопроса  в форме назывного предложения 2. Почему одиночество в семье стало нормой современного общества? тезис Аргументы Одиночество среди родных Отечественная литература  Одиночество среди родных людей – опасный симптом духовной болезни, называемой равнодушием Зарубежная литература  Высказывания (для вступления): Одиночество – вот проклятая вещь. Вот что может погубить человека (А.Фадеев) Произведения: 1. А.Вампилов. «Старший сын» 2. А. Лиханов «Обман» 3. А.Костюнин. «Поводырь» Высказывания (для вступления): 1. «Ничто не сравнится со страданием быть одиноким». (Габриэль Марсель) Произведения: 1 . В.Шекспир. «Гамлет» 3. Э.Хемингуэй. «Острова в океане

Формулировка темы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

2. Почему одиночество в семье стало нормой современного общества?

тезис

Аргументы

Одиночество среди родных

Отечественная

литература

Одиночество среди родных людей – опасный симптом духовной болезни, называемой равнодушием

Зарубежная

литература

Высказывания (для вступления):

Одиночество – вот проклятая вещь. Вот что может погубить человека (А.Фадеев)

Произведения:

1. А.Вампилов. «Старший сын»

2. А. Лиханов «Обман»

3. А.Костюнин. «Поводырь»

Высказывания (для вступления):

1. «Ничто не сравнится со страданием быть одиноким». (Габриэль Марсель)

Произведения:

1 . В.Шекспир. «Гамлет»

3. Э.Хемингуэй. «Острова в океане".

4. Работа на черновиках 5. Домашнее задание. 1) Допишите сочинение по выбранной вами теме. 2) Подготовьтесь к сочинению, проанализировав темы и подобрав к ним художественные произведения, содержащие аргументы.

4. Работа на черновиках

5. Домашнее задание.

1) Допишите сочинение по выбранной вами теме.

2) Подготовьтесь к сочинению, проанализировав темы и подобрав к ним художественные произведения, содержащие аргументы.

1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова 2. Тема духовного одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова 3. Лермонтовское понимание смысла жизни. 4. Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова. 5. Отражение человеческих характеров в творчестве поэта.  

1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова

2. Тема духовного одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова

3. Лермонтовское понимание смысла жизни.

4. Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.

5. Отражение человеческих характеров в творчестве поэта.  

Самостоятельное написание сочинений и на уроках, и дома. Учитель предлагает 5 тем, ученики выбирают тему самостоятельно. План – набросок ОБЯЗАТЕЛЕН, черновик тоже! Не забываем о структуре и соразмерности частей сочинения!

Самостоятельное написание сочинений и на уроках, и дома.

Учитель предлагает 5 тем, ученики выбирают тему самостоятельно.

План – набросок ОБЯЗАТЕЛЕН,

черновик тоже!

Не забываем о структуре и соразмерности частей сочинения!

1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова 2. Война и детские судьбы… 3. Истоки безответственного отношения человека к природе. 4. Роль семьи в жизни ребенка. 5. Совесть человека.

1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова

2. Война и детские судьбы…

3. Истоки безответственного отношения человека к природе.

4. Роль семьи в жизни ребенка.

5. Совесть человека.

1. Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова. 2. Влияние войны на судьбу человека 3. Философское звучание пейзажной лирики в творчестве русских поэтов 4. «Мысль семейная» в художественной литературе. 5. Тема счастья в художественной литературе.

1. Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Влияние войны на судьбу человека

3. Философское звучание пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

4. «Мысль семейная» в художественной литературе.

5. Тема счастья в художественной литературе.

1. Изображение каких явлений человеческой натуры наблюдается в творчестве М.Ю.Лермонтова? 2. Бесчеловечная сущность войны… 3. Роль природы в художественных произведениях? 4. «Все семьи счастливы одинаково» и «каждая семья несчастна по-своему» (Л.Н.Толстой) 5. Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

1. Изображение каких явлений человеческой натуры наблюдается в творчестве М.Ю.Лермонтова?

2. Бесчеловечная сущность войны…

3. Роль природы в художественных произведениях?

4. «Все семьи счастливы одинаково» и «каждая семья несчастна по-своему» (Л.Н.Толстой)

5. Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

1. Тема «лишнего человека» в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Героизм и предательство в годы войны. 3. Благодарная природа и неблагодарный человек. 4. Тема предательства в семье. 5. «Честь дороже жизни». (Ф.Шиллер)

1. Тема «лишнего человека» в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Героизм и предательство в годы войны.

3. Благодарная природа и неблагодарный человек.

4. Тема предательства в семье.

5. «Честь дороже жизни». (Ф.Шиллер)

1. Отражение человеческих характеров в творчестве М.Ю.Лермонтова. 2. Бесчеловечная сущность войны. 3. Природа – лекарь человеческой души. 4. «У добрых супругов – две души, но одна воля». (М.де Сервантес) 5. Высокомерие – это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышание заявляющая о своём присутствии. (Франсуа Ларошфуко)

1. Отражение человеческих характеров в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Бесчеловечная сущность войны.

3. Природа – лекарь человеческой души.

4. «У добрых супругов – две души, но одна воля». (М.де Сервантес)

5. Высокомерие – это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышание заявляющая о своём присутствии. (Франсуа Ларошфуко)

1. «Каждый стих – дитя любви…» (М.Цветаева) 2. “Война – преступление против всего живого, против самой природы”. (Чингиз Айтматов) 3. «Мы нуждаемся в животных гораздо больше, чем они в нас ... они могут дать нам что-то такое, чего мы сами не умеем добиться». ( Джон Адамсон) 4. «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. (Эмиль Золя, французский писатель) 5. «Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя».( А.П.Чехов)

1. «Каждый стих – дитя любви…» (М.Цветаева)

2. “Война – преступление против всего живого, против самой природы”. (Чингиз Айтматов)

3. «Мы нуждаемся в животных гораздо больше, чем они в нас ... они могут дать нам что-то такое, чего мы сами не умеем добиться». ( Джон Адамсон)

4. «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. (Эмиль Золя, французский писатель)

5. «Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя».( А.П.Чехов)

1. «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется». ( Д.Хармс) 2. «Павшие умели побеждать./Живые обязаны помнить». (М.Дудин) 3. «Каждый в природе любит своё». ( Л.Бродская) 4. «Родители продолжают жить в детях». (Фр. Ницше) 5. «Без истинной дружбы жизнь – ничто». (Цицерон)

1. «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется». ( Д.Хармс)

2. «Павшие умели побеждать./Живые обязаны помнить». (М.Дудин)

3. «Каждый в природе любит своё». ( Л.Бродская)

4. «Родители продолжают жить в детях». (Фр. Ницше)

5. «Без истинной дружбы жизнь – ничто». (Цицерон)

1. «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать». (А.И.Гончаров) 2. «Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме людей» (Л.Н.Толстой) 3. «Наставницей я взял себе Природу - Учительницу всех учителей». (Леонардо да Винчи) 4. «Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало – родителей». (Арнольд Конар) 5. «Книга всегда найдет того, кому она нужна». (Д.С.Лихачев)

1. «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать». (А.И.Гончаров)

2. «Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме людей» (Л.Н.Толстой)

3. «Наставницей я взял себе Природу - Учительницу всех учителей». (Леонардо да Винчи)

4. «Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало – родителей». (Арнольд Конар)

5. «Книга всегда найдет того, кому она нужна». (Д.С.Лихачев)

1. « Я меж людей беспечный странник, /Для мира и небес чужой». (М.Ю.Лермонтов) 2. «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых». ( Цицерон ) 3. «Самый опасный браконьер - в душе каждого из нас». (В.П.Астафьев) 4. «Относись к родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы дети твои относились к тебе». (Джакомо Леопарди) 5. «Учитель – это человек, который держит в руках грядущий день страны, будущее планеты». (Ф.А.Абрамов)

1. « Я меж людей беспечный странник, /Для мира и небес чужой». (М.Ю.Лермонтов)

2. «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых». ( Цицерон )

3. «Самый опасный браконьер - в душе каждого из нас». (В.П.Астафьев)

4. «Относись к родителям точно так же, как ты

хотел бы, чтобы дети твои относились к тебе».

(Джакомо Леопарди)

5. «Учитель – это человек, который держит в руках грядущий день страны, будущее планеты». (Ф.А.Абрамов)

И НТЕНСИВНАЯ  Т ВОРЧЕСКАЯ  О БЩАЯ  Г ОТОВНОСТЬ   К СОЧИНЕНИЮ

И НТЕНСИВНАЯ

Т ВОРЧЕСКАЯ

О БЩАЯ

Г ОТОВНОСТЬ

К СОЧИНЕНИЮ

РЕКОМЕНДАЦИИ Адреса сайта: Методические рекомендации http/ / : ege.edu.ru , fipi.ru   n-belyaeva@yandex.ru ( презентация ) Сайт: сочинение.11.рф.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Адреса сайта:

Методические рекомендации

http/ / : ege.edu.ru , fipi.ru

[email protected]

( презентация )

Сайт: сочинение.11.рф.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суязова Ирина Анатольевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства