Проблемы гуманитарного образования в условиях введения итогового сочинения как формы допуска к ГИА
Проблемы гуманитарного образования в условиях введения итогового сочинения как формы допуска к ГИА
С 2014-2015 учебного года по решению Правительства Российской Федерации как форма допуска к государственной аттестации вводится итоговое сочинение по литературе. Учителями русского языка и литературы, работающими в выпускных классах, решение о возвращении итогового сочинения было принято неоднозначно. Причин много.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы гуманитарного образования в условиях введения итогового сочинения как формы допуска к ГИА»
Проблемы гуманитарного образования
в условиях введения итогового сочинения
как формы допуска к ГИА
Выступление
на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы
учителя русского языка и литературы Башкирской гимназии- интернат
Лысенковой К.Р.
25 августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
С 2014-2015 учебного года по решению Правительства Российской Федерации как форма допуска к государственной аттестации вводится итоговое сочинение по литературе.
Учителями русского языка и литературы, работающими в выпускных классах, решение о возвращении итогового сочинения было принято неоднозначно. Причин много.
1. Часть педагогов считает, что предлагаемая «концепция итогового сочинения» не решит проблем литературного и духовно-нравственного развития современного школьника, а их на сегодняшний день множество: проблема чтения, проблема «письма», проблема воспитания подрастающего поколения.1 В связи со снижением интереса к классической литературе, переориентацией на литературу детективного, криминального, мистического характера современный школьник утрачивает привычку к серьезному чтению, навыки интерпретации текста. Об эстетической и духовно-нравственной рефлексии над прочитанным не приходится и говорить.
2. Пришлось проводить корректировку часов внутри учебного курса, а также формировать новые подходы к изучению текстов художественных произведений и литературной критики, потому что информации о нововведении в начале учебного года было недостаточно.
3. Высказывалось мнение о том, что писать сочинение в декабре рано, так как изучение курса литературы ХХ века еще не окончено.
4. Для качественной подготовки к итоговому сочинению необходимо увеличение времени на изучение предмета "Литература" уже с пятого класса. Определенных базовым планом часов недостаточно для планомерной подготовки к написанию сочинений данного вида.
5. Родители выпускников считают, что дети ряд лет живут в постоянном эксперименте, а это является причиной учебных перегрузок, стрессовых ситуаций, ухудшения здоровья.
6. Кроме того, необходима комплексная оценка, которая бы учитывала весь путь литературного и личностного развития ученика: знание литературы, его читательский рост, качество творческих и исследовательских работ как показателя его эстетической и духовной зрелости. Есть опасение, что сочинение не справится с этой ролью. Но много и сторонников, поддерживающих возвращение сочинения в качестве письменной экзаменационной работы: большинство учителей понимает, что без умения правильно, грамотно и логично выражать свои мысли выпускнику сложно добиться успеха в жизни и карьере. Есть и надежда, что введение итогового сочинения в выпускном классе станет мотивацией для старшеклассников к более серьезному изучению классической литературы.
Я хочу остановиться на том, какую РЕАЛЬНУЮ картину изучения литературы за последнее десятилетие показали работы наших выпускников.
Одна из целей введения итогового сочинения состоит в том, что на выпуске, в идеале, выпускник должен показать уровень своего культурного, интеллектуального и эстетического развития, т. е. продемонстрировать, составляющие понятие «образованный читатель».
Как показывает практика работы в выпускных классах, многие ученики в сочинениях допускают ошибки, свидетельствующие о плохом знании литературы, о недостаточно высоком (можно даже сказать низком) уровне речевой культуры. Однако особую тревогу вызывают разнообразные ошибки, связанные с неэстетическим уровнем восприятия художественного произведения.
При таком восприятии в сознании читателя возникают внеконтекстные образы: читательский образ (образ восприятия), не совпадая с писательским образом, искажает его (например: «Татьяна Ларина — отрицательная героиня, потому что она ленива: «Ее изнеженные пальцы не знали игл”»). Неэстетическим считается и наивно-реалистическое восприятие произведения, когда воспринимается и оценивается предмет первоначального отражения независимо от средств изображения, т. е. герой воспринимается как исторически достоверная личность, а события, составляющие сюжет произведения, — как события самой жизни, без учета условности искусства.
Ошибки, обусловленные неэстетическим восприятием художественного произведения, могут быть в любом сочинении, независимо от его жанровой формы. Но есть ошибки, характерные лишь для того или иного жанра. Наиболее распространенными жанрами экзаменационных сочинений являются два: элементарная литературно-критическая статья (рассуждение) и свободные заметки, построенные по принципу разноплановых ассоциативных связей.
В последние годы учащиеся все чаще и чаще пишут сочинения в жанре свободных заметок. Предполагается, что в таком сочинении пишущий, не скованный никакими планами и правилами, имеет больше возможностей раскрыть свое отношение к литературе, к жизни. К сожалению, это не совсем так. Так, на одном из уроков по подготовке к сочинению ребятам предлагались две аналогичные темы: «Последняя прочитанная мною книга» и «Об одном стихотворении». Все работы были написаны в жанре свободных заметок. Отличных оценок поставлено не было, хороших — одна, плохих — 11 и получили рецензии примерно такого содержания: «Сочинение представляет собой пересказ произведения».
Сочинение, построенное по принципу разноплановых ассоциативных связей, имеет право на существование: «душу» этого жанра составляет фактическая ценность отдельных замечаний, поражающих читателя или новизной информации, или оригинальностью восприятия, или блеском остроумия. Кто может писать в таком жанре? Очевидно, что большинству выпускников рано браться за него. Во-первых, у них нет достаточной суммы достоверных знаний, необходимых как «опоры» мыслительно-речевой деятельности; они допускают ошибки, непростительные в сочинении любого жанра, а в сочинении, рассчитанном на полную самостоятельность мышления, — тем более (нередко не помнят, например, названия стихотворения, о котором пишут как о любимом, не знают, где и когда оно было написано; искажают отдельные места художественного текста, плохо ориентируются в географических названиях). Во-вторых, многие наивно-реалистически воспринимают художественное произведение, поэтому не могут писать о нем как о произведении искусства — сбиваются на элементарный пересказ, попутно пытаясь выразить «свое мнение». Но именно «своего мнения» фактически у пишущего и нет. Нельзя же считать «своим мнением» заявления такого рода: «Меня глубоко волнует творчество Александра Пушкина, который, по-моему, является «началом всех начал русской литературы”. Прекрасным образцом его любовной лирики является стихотворение «Я помню чудное мгновенье”. Я считаю это стихотворение шедевром русской поэзии».
Пишущие в жанре свободных заметок, как правило, допускают больше, чем авторы сочинений других жанров, ошибок, свидетельствующих об отсутствии эстетического вкуса, «чувства языка», о примитивизме мышления и речи.
Как показала практика, к наиболее типичным ошибкам, допущенным учащимися при написании итогового сочинения, относятся:
- отход от выбранной темы;
- незнание композиции сочинения;
- приведение аргументов упрощенных или не относящихся к выбранной теме;
- неудачное привлечение литературного материала в качестве аргументации;
- фактические ошибки в именах, фамилиях, названиях произведений, биографиях писателей;
- отсутствие логических связей между композиционными частями сочинения;
- нарушение или отсутствие абзацного членения;
- избыток речевых клише;
- пунктуационные, грамматические, речевые и другие ошибки;
- недостаточный объем сочинения.
Для предупреждения ошибок такого рода необходимо анализировать с учащимися готовые тексты с разных сторон: определять их коммуникативную задачу (вычленять главную информацию, темы и микротемы текста), их логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Следует помнить о важности самоанализа, нужно уделять внимание вопросам анализа формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать ее.2
Сочинения необходимо анализировать в классе с обязательной опорой на критерии оценивания; обсуждать наиболее удачные сочинения и их фрагменты; вести работу по доработке анализируемых сочинений (обоснованность подбора аргументов к ним, варианты вступления и заключения, поиск способов перехода от одной композиционной части к другой и др.).
На каждом уроке рекомендуется включать следующие виды упражнений:
- развёрнутые письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению;
- задания на составление рецензий, отзывов, аннотаций, читательских дневников по прочитанному;
- истолкование лексического значения слов, обозначающих разные стороны личности человека, его жизненные убеждения и принципы, черты характера;
- задания на редактирование грамматических, пунктуационных, речевых и орфографических ошибок;
- задания на составление логических переходов между частями высказывания, частями сочинения, между аргументами;
- анализ образцов сочинений для развития навыка рецензирования своей и чужой работы;
- контрольные работы в формате итогового сочинения.
Перспективной в этом направлении видится возможность введения в школах специального курса для учащихся 10-11 классов, состоящего из нескольких блоков:
1. Теория литературы (восприятие литературного произведения как идейно-художественного единства, выявление особенностей произведения).
2. Теория сочинения (знакомство с различными жанрами литературного творчества).
3. Практикум по написанию сочинения (решение задач практического характера, направленных на предупреждение ошибок, формирование умения составить характеристику героя, цитатный план сочинения и т.д.).
Таким образом, каждому учителю русского языка и литературы предстоит продолжить большую работу не только по обеспечению учащихся знаниями из области орфографии, лексики, синтаксиса, пунктуации, , но и по способствованию усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.
1 Ядровская Е.Р. От чтения к творчеству. О возвращении сочинения и судьбе школьного литературного образования // Учительская газета. 2014. №22.
2 Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) / Федеральная служба по надзору в сфере образования. М. 2014.С.17-18.