kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историзмы. Архаизмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.     Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.     Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.     Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историзмы. Архаизмы.»

Класс: 6

Предметь: Русский язык.

Тема: Историзмы. Архаизмы.

Время: 45минут

Цели урока:

а) образовательные: дать понятие об историзмах и архаизмах;

определить основные отличия историзмов от архаизмов;

обратить внимание учащихся на слова (историзмы).относящиеся к истории, на связь поколений.

б) воспитательные: формировать навыки работы в группе, умение излагать свои мысли, свою точку зрения, умение прислушиваться и уважать мнение других.

в) развивающие: развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи.

Формирование элементов компетенций:

ключевые: коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования, общекультурная компетенция

предметная: речевая компетенция.

Тип урока: комбинированный.

Методы: работа в группах, интерактивное упражнение “Рыбий скелет”, выразительное чтение, “Мозговой штурм”.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 6 класса В. И. Зеленина, учебник “Литература” – I часть для 6класса с русским языком обучения, И. Н. Стыркас, Г. Ш. Абдуллаева, словарь С.И.Ожегова, скотч, мел, маркеры, бумага А3 каждой группе, проектор, слайды.


Технологическая карта урока:

Органимциоин ая часть

Повторение пройденной темы

Объяснение

новей темы

Закрепление

новей темы

оценивание

учащихся

Домашнее

задание

1 минута

7 минут

12 минут

23 минут

1 минута

1 минута



Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель заходит в класс, здоровается с учениками. Говорит о погоде.

Спрашивает у учеников: “Кто сегодня дежурный?”

2. Опрос домашнего задания с использованием “Мозгового штурма?”

Учитель. Ребята, какую тему Вы проходили на прошлом уроке? (текст)

Я вам сейчас прочитаю маленькие тексты о том, как “Истории, которые делают нас лучше”

Учитель. Какими бывают темы сочинения? (широкими и узкими).

Учитель. Для того, чтобы написать интересное сочинение, что нужно знать, определить? ( Надо чётко определить тему и продумать композицию. В этом помогает план )

Учитель. Задано было на дом написать сочинение на свободную тему.

Учитель проверяет у учеников домашнее задание, т.е. сочинение на свободную тему.

3. Объяснение новой темы.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами пройдём новую тему: “Историзмы. Архаизмы”.

Словарный состав языка отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Различные исторические события, научные открытия, развитие техники приводят к тому, что некоторые слова выходят из активного употребления, т.е. становятся историзмами.

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами.

Например: царь, соха, кольчуга, помещик, дворянин.

Они занимают в языке совершенно особое положение, являясь единственными наименованиями давно ушедших из нашего обихода предметов. Поэтому у историзмов нет и не может быть синонимов.

Устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке, называются архаизмами.

Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы – это названия устаревших предметов, то архаизмы – это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.

Например, актёра когда-то называли лицедей, комендант, говорили не путешествие, а вояж, не пальцы, а персты, не лоб, а чело.

Просмотр слайдов. Объяснение историзмов и архаизмов.

Работа с учебником.(устно)

Упражнение 62. Подберите пары слов из первой и второй строки, запишите их.

  1. очи, уста, длань, перст, цирюльник, лицедей, сей, паки, рамена.

  2. Плечи, глаза, палец, парикмахер, актёр, этот, опять, губы, ладонь.

4. Закрепление.

Работа в группах. Деление класс на малые группы по 5-6 учеников.

По усмотрению учителя.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке участвуют 30 учеников. Я сейчас буду делить вас на малые группы по 6 человек. (Обычно в работах в группе не должно быть больше 6 человек.)

Назовите мне 5 исторических городов Узбекистана.

Ученики: Самарканд, Хива, Бухара, Коканд, Термез.

Учитель. По порядку называем города, т.е. 1 ученик называет Самарканд, 2 ученики – Хива, 3 ученик – Бухара, 4 ученик – Коканд, 5 ученик – Термиз.

Все ученики встают со своего места и сядут в парту, где стоят таблички с названием их города, образуют круглый стол.

Работа в группах.

Учитель. Каждой группе даю задание. Ребята, я вас попросила сегодня принести учебник “Литература”. Мы будем работать над стихотворением А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”.

Я вам прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте и находите в нём историзмы и архаизмы.

Задание 1. Выписать из стихотворения “Песнь о вещем Олеге” историзмы, архаизмы. Если значение историзмов и архаизмов не знаете, не понимаете можете посмотреть в словарь С.И.Ожегова.

Задание 2. Упражнение “Рыбий скелет ”.



Учитель. На голове “Рыбьего скелета”напишите то, что вы будете писать историзмы, архаизмы или всё вместе.

На верхних “хрящах”напишите историзмы, выписанные из стихотворения “Песнь о вещем Олеге”, а внизу значение, если напишите архаизмы, то есть синонимы этих архаизмов.

На “Хвосте” составьте с данными историзмами или архаизмами 2-3 предложения.

Презентация.

Участник из каждой группы выходит к доске и презентует свою работу.

Обобщение. Обсуждение.

  1. Ребята, Вам понравился сегодняшний урок?

  2. Чем он вам понравился?

  3. Вам было интересно работать в группах?

  4. Ребята, как Вы думаете для чего нам нужны историзмы и архаизмы?

  5. Чем отличается историзмы от архаизмов?

5. Домашнее задание: упражнение 64 и 65, выписать дома из учебника “Литература” для 6 класса историзмы и архаизмы из повести А.С.Пушкина “Дубровский”.

6. Оценивание: Ответы учеников оцениваются по рейтинговой системе. Учитель может сказать, чтобы ученики оценивали друг друга в работе группах.















Приложение






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Историзмы. Архаизмы.

Автор: Джуманова Рано Зарлыкбаевна

Дата: 30.06.2020

Номер свидетельства: 554327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский". "
    ["seo_title"] => string(111) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-istorizmy-i-arkhaizmy-v-romanie-a-s-pushkina-dubrovskii"
    ["file_id"] => string(6) "224226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438605447"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы"
    ["seo_title"] => string(80) "lieksika_russkogho_iazyka_s_tochki_zrieniia_ieio_aktivnogho_i_passivnogho_upotri"
    ["file_id"] => string(6) "437010"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509908233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Разработка урока по теме "Архаизмы и историзмы" "
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotka-uroka-po-tiemie-arkhaizmy-i-istorizmy"
    ["file_id"] => string(6) "234438"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443449555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства