Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы
Конспект урока русского языка по теме. Цель урока: уточнить с учащимися понятие устаревшие слова; показать причины устаревания слов, различие понятий историзмы, архаизмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы»
Русский язык Урок №50 6 класс
Тема. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы
Цель урока: уточнить с учащимися понятие устаревшие слова; показать причины устаревания слов, различие понятий историзмы и архаизмы, их роль в художественной литературе; учить извлекать информацию по данной теме в словарях; расширять словарный запас; воспитывать уважение к веками сохраняемому народом богатству русского языка.
Планируемые результаты
Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности, проявлять любознательность к изучаемому материалу
Метапредметные. Оценивать результаты выполненного задания, работа со словарём; сотрудничать с одноклассниками, строить логические рассуждения
Предметные. Понимать предметь изучения, владеть основными понятиями
УМК: Рыбченкова и др., Русский язык, ч 1, словарь
Основные понятия: активное и пассивное употребления, архаизмы, историзмы
Тип урока: усвоения новых знаний, умений и навыков
Ход урока
В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н. В. Гоголь
1.Оргмомент
2.Мотивация учебной деятельности
Обратите внимание на доску. На ней записаны слова Н.В. Гоголя, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку.
Как по- вашему, в чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?
3. – Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.
Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.
Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.
Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.
4.Вопрос учащимся.
-- Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?
5.Давайте определим тему нашего урока.
О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
6.Учащиеся записывают дату, тему урока
7.Работа над темой урока
Углубление знаний о лексическом составе русского языка с тоски зрения сферы употребления
Работа с учебником
Работа со схемой упр. 155, стр. 82. Подумайте, почему происходит такое разделение.
Опираясь на схему, расскажите о словах активного и пассивного употребления
Выполнение упр. 156, стр. 82 ( по заданию)
На стр. 83 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими.
Какие слова становятся историзмами, а какие – архаизмами?. Почему?
Выполнение упр. 158, стр. 83 ( по заданию)
7. Работа с текстом.
– Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.
Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:
– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!
– Да, – соглашается второй.
– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.
А второй говорит:
– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.
Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.
(Ученики зачитывают записанные слова.)
– Что это за слова – историзмы или архаизмы?
– Что они обозначают?
Происхождение слова Архаизм
Архаизм (др. греч.) старый
8. К уроку вам было задание найти примеры историзмов и архазмов в прочитанных сказках. Приведите ,примеры архаизмов или историзмов из сказок.
--Запишите устаревшие слова и подберите к ним синонимы.
--Работа с упр. 160, стр. 84 (устно)
---Прочитайте фрагмент стихотворения Ивана Сурикова. (упр. 159, стр. 83. ) Найдите устаревшие слова ( по заданию)
9.Расширяем словарный запас
Определите тип устаревшего слова (архаизм, историзм).
Определите, откуда отрывок, кто его автор.
Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
,Прясть, сучить, чтоб веретён Духу не Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён было в домах:
Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон.
(В. А. Жуковский)
Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица.
(А. С. Пушкин)
Между тем всё шла да шла И на терем набрела.
(А. С. Пушкин)
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице...
(А. С. Пушкин)
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу...
(А. С. Пушкин)
10.Блиц - турнир
(Игра проходит в очень быстром темпе: учитель говорит историзм, учащиеся — современное слово.)
Ланиты — (щёки).
Длань — (ладонь).
Чело — (лоб).
Очи — (глаза).
Перст — (палец).
Зеница — (зрачок, глаз).
Выя — (шея).
Десница — (правая рука).
11.Рефлексия
Вопросы учащимся
Какие слова называются историзмами. А какие – архаизмами?
Употребляем мы эти слова? Если да, то в каком стиле речи?
Нужно ли нам, детям 21 века, знать такие слова?
12.Оценки за урока
13.На дом: выполнить упр. 162 , 163 или составить сказку, использовав слова, которые практически исчезли из нашей речи.