kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме. Цель урока: уточнить с учащимися понятие устаревшие слова; показать причины устаревания слов, различие понятий историзмы, архаизмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы»

Русский язык Урок №50 6 класс


Тема. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы

Цель урока: уточнить с учащимися понятие устаревшие слова; показать причины устаревания слов, различие понятий историзмы и архаизмы, их роль в художественной литературе; учить извлекать информацию по данной теме в словарях; расши­рять словарный запас; воспитывать уважение к веками со­храняемому народом богатству русского языка.

Планируемые результаты

Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности, проявлять любознательность к изучаемому материалу

Метапредметные. Оценивать результаты выполненного задания, работа со словарём; сотрудничать с одноклассниками, строить логические рассуждения

Предметные. Понимать предметь изучения, владеть основными понятиями

УМК: Рыбченкова и др., Русский язык, ч 1, словарь

Основные понятия: активное и пассивное употребления, архаизмы, историзмы

Тип урока: усвоения новых знаний, умений и навыков

Ход урока

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н. В. Гоголь

1.Оргмомент

2.Мотивация учебной деятельности

Обратите внимание на доску. На ней записаны слова Н.В. Гоголя, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку.

Как по- вашему, в чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?

3. – Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.


4.Вопрос учащимся.

-- Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?

5.Давайте определим тему нашего урока.

О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

6.Учащиеся записывают дату, тему урока

7.Работа над темой урока

Углубление знаний о лексическом составе русского языка с тоски зрения сферы употребления

Работа с учебником

Работа со схемой упр. 155, стр. 82. Подумайте, почему происходит такое разделение.

Опираясь на схему, расскажите о словах активного и пассивного употребления

Выполнение упр. 156, стр. 82 ( по заданию)


На стр. 83 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими.

Какие слова становятся историзмами, а какие – архаизмами?. Почему?

Выполнение упр. 158, стр. 83 ( по заданию)


7. Работа с текстом.

– Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.

Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:

– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

– Да, – соглашается второй.

– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.

А второй говорит:

– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.

(Ученики зачитывают записанные слова.)

– Что это за слова – историзмы или архаизмы?

– Что они обозначают?

Происхождение слова Архаизм

Архаизм (др. греч.) старый

8. К уроку вам было задание найти примеры историзмов и архазмов в прочитанных сказках. Приведите ,примеры архаизмов или историзмов из сказок.

--Запишите устаревшие слова и подберите к ним синонимы.

--Работа с упр. 160, стр. 84 (устно)

---Прочитайте фрагмент стихотворения Ивана Сурикова. (упр. 159, стр. 83. ) Найдите устаревшие слова ( по заданию)

9.Расширяем словарный запас

Определите тип устаревшего слова (архаизм, историзм).

Определите, откуда отрывок, кто его автор.


Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён,

,Прясть, сучить, чтоб веретён Духу не Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён было в домах:

Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон.

(В. А. Жуковский)

Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица.

(А. С. Пушкин)

Между тем всё шла да шла И на терем набрела.

(А. С. Пушкин)

Дверь тихонько отворилась.

И царевна очутилась

В светлой горнице...

(А. С. Пушкин)

Отвели они девицу

Вверх во светлую светлицу...

(А. С. Пушкин)


10.Блиц - турнир


(Игра проходит в очень быстром темпе: учитель говорит историзм, учащиесясовременное слово.)

Ланиты — (щёки).

Длань — (ладонь).

Чело — (лоб).

Очи — (глаза).

Перст — (палец).

Зеница — (зрачок, глаз).

Выя — (шея).

Десница — (правая рука).


11.Рефлексия

Вопросы учащимся

Какие слова называются историзмами. А какие – архаизмами?

Употребляем мы эти слова? Если да, то в каком стиле речи?

Нужно ли нам, детям 21 века, знать такие слова?


12.Оценки за урока

13.На дом: выполнить упр. 162 , 163 или составить сказку, использовав слова, которые практически исчезли из нашей речи.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириченко Любовь Петровна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 437010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства