kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Исследовательская работа на тему:

"Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский".

 

 

 

 

       

        Подготовили:

        учащиеся 8 "Б" класса

                                                                                   Круглова Анастасия и

                                                                                         Туркин Илья.

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                          Куренева Н.П.

"Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский".

Цель:

1. Расширить культурный кругозор учащихся.

Задачи:

1. Вызвать интерес учащихся к богатству и выразительности  русского языка.

2. Показать, что устаревшая лексика - необходимый элемент в романе А.С. Пушкина "Дубровский".

3. Показать, как с помощью устаревших слов автор достигает исторической достоверности изображаемого.

4. Обобщить результаты исследования.

План.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

1.Вступление.

 В шестом классе на уроках литературы мы изучали  роман А.С. Пушкина «Дубровский».

 Нам постоянно приходилось обращать внимание на непонятные слова.  Но ведь нельзя же изучать произведение, если тебе что-то непонятно, тем более написанное на твоём родном  русском  языке!

 Учитель объяснила нам, что эти непонятные слова - устаревшие, то есть вышедшие из активного употребления.

 Я решила подробнее рассмотреть, как часто употребляются эти слова в романе  «Дубровский», что они значат, какую художественную роль играют.

 Так сложилось моё исследование.

2.Основная часть.

  Устаревшая лексика делится на два вида: историзмы и архаизмы.

 Историзмы - это названия устаревших, ушедших из жизни, не встречающихся в современной действительности вещей, явлений.

 Это могут быть названия предметов старого быта, наименования ушедших в прошлое видов вооружения,  названия общественно- политических явлений, не существующих ныне.

 Архаизмы - это устаревшие названия современных вещей, признаков, явлений, которые являются более поздними наименованиями.

 Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке.

 Архаизмы, напротив, таковые имеют (яство- еда, пища; рдеет - краснеет) и т.д.

Всего в тексте романа А.С. Пушкина «Дубровский» мною найдено 85 архаизмов и 28 историзмов.

                                            Архаизмы.

1.     Авось в глаза попадётся - на глаза.

2.     Ассигнации – бумажные деньги.

3.     Ахти – ах.

4.     Бельведер – башенка на крыше дома.

5.     В животе и смерти – в жизни и смерти.

6.     В постеле – от старой формы «постеля» вместо «постель».

7.     В усах, в бороде- с усами, с бородой.

8.     Вестимо – известно, конечно, само собой разумеется.

9.     Вкрив и впрям - вкривь и впрямь.

10. Вороты – ворота.

11. Впал в усыпление - заснул.

12. Гвардия – отборное войско.

13. Дабы - чтобы.

14. Дворецкий – главный слуга в доме помещика.

15. Дворовые – крепостные слуги, живущие в помещичьей усадьбе.

16. До земи - до земли.

17. Друга (неделя)- другая.

18. Заседатель – судейский чиновник.

19. Знакомец- знакомый.

20. Ибо - так как.

21. Изоб- Р.п. мн.ч. от изба- изб

22. Изъявляла- проявляла.

23. Иные - другие.

24. Искони – издавна, с самого начала.

25. Кабы - если бы.

26. Как бишь- как же.

27. Кои, от коих, коим - которые.

28. Коли - если.

29. Колодезям- колодцам.

30. Кондитор – теперь говорят «кондитер».

31. Кофей – кофе.

32. Лазарет- больница.

33. Меж им- между ним.

34. Мне до тебя нужда - ты мне нужен.

35. Мужеска (пола)- мужского пола.

36. На холму - на холме.

37. Надлежащая - соответствующая.

38. Надобно - надо.

39. Насилу - едва, кое-как.

40. Нашед – старая форма, теперь говорят: найдя.

41. Нежели - чем.

42. Нонече - нынче.

43. Образ- икона.

44. Окны – теперь говорят окна.

45. Оного (дела)- этого.

46. Острог – тюрьма.

47. Отдать под начал- под начало.

48. Пашпор – теперь говорят «паспорт».

49. Перилы (старая форма) – вместо перила.

50. Пеш – пешком.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский". »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2











Исследовательская работа на тему:

"Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский".













Подготовили:

учащиеся 8 "Б" класса

Круглова Анастасия и

Туркин Илья.

Научный руководитель:

Куренева Н.П.





"Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский".



Цель:

1. Расширить культурный кругозор учащихся.



Задачи:

1. Вызвать интерес учащихся к богатству и выразительности русского языка.

2. Показать, что устаревшая лексика - необходимый элемент в романе А.С. Пушкина "Дубровский".

3. Показать, как с помощью устаревших слов автор достигает исторической достоверности изображаемого.

4. Обобщить результаты исследования.

















План.



1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

























1.Вступление.

 В шестом классе на уроках литературы мы изучали  роман А.С. Пушкина «Дубровский».

 Нам постоянно приходилось обращать внимание на непонятные слова.  Но ведь нельзя же изучать произведение, если тебе что-то непонятно, тем более написанное на твоём родном  русском  языке!

 Учитель объяснила нам, что эти непонятные слова - устаревшие, то есть вышедшие из активного употребления.

 Я решила подробнее рассмотреть, как часто употребляются эти слова в романе  «Дубровский», что они значат, какую художественную роль играют.

 Так сложилось моё исследование.

2.Основная часть.

  Устаревшая лексика делится на два вида: историзмы и архаизмы.

 Историзмы - это названия устаревших, ушедших из жизни, не встречающихся в современной действительности вещей, явлений.

 Это могут быть названия предметов старого быта, наименования ушедших в прошлое видов вооружения,  названия общественно- политических явлений, не существующих ныне.

 Архаизмы - это устаревшие названия современных вещей, признаков, явлений, которые являются более поздними наименованиями.

 Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке.

 Архаизмы, напротив, таковые имеют (яство- еда, пища; рдеет - краснеет) и т.д.

Всего в тексте романа А.С. Пушкина «Дубровский» мною найдено 85 архаизмов и 28 историзмов.

                                            Архаизмы.

  1. Авось в глаза попадётся - на глаза.

  2. Ассигнации – бумажные деньги.

  3. Ахти – ах.

  4. Бельведер – башенка на крыше дома.

  5. В животе и смерти – в жизни и смерти.

  6. В постеле – от старой формы «постеля» вместо «постель».

  7. В усах, в бороде- с усами, с бородой.

  8. Вестимо – известно, конечно, само собой разумеется.

  9. Вкрив и впрям - вкривь и впрямь.

  10. Вороты – ворота.

  11. Впал в усыпление - заснул.

  12. Гвардия – отборное войско.

  13. Дабы - чтобы.

  14. Дворецкий – главный слуга в доме помещика.

  15. Дворовые – крепостные слуги, живущие в помещичьей усадьбе.

  16. До земи - до земли.

  17. Друга (неделя)- другая.

  18. Заседатель – судейский чиновник.

  19. Знакомец- знакомый.

  20. Ибо - так как.

  21. Изоб- Р.п. мн.ч. от изба- изб

  22. Изъявляла- проявляла.

  23. Иные - другие.

  24. Искони – издавна, с самого начала.

  25. Кабы - если бы.

  26. Как бишь- как же.

  27. Кои, от коих, коим - которые.

  28. Коли - если.

  29. Колодезям- колодцам.

  30. Кондитор – теперь говорят «кондитер».

  31. Кофей – кофе.

  32. Лазарет- больница.

  33. Меж им- между ним.

  34. Мне до тебя нужда - ты мне нужен.

  35. Мужеска (пола)- мужского пола.

  36. На холму - на холме.

  37. Надлежащая - соответствующая.

  38. Надобно - надо.

  39. Насилу - едва, кое-как.

  40. Нашед – старая форма, теперь говорят: найдя.

  41. Нежели - чем.

  42. Нонече - нынче.

  43. Образ- икона.

  44. Окны – теперь говорят окна.

  45. Оного (дела)- этого.

  46. Острог – тюрьма.

  47. Отдать под начал- под начало.

  48. Пашпор – теперь говорят «паспорт».

  49. Перилы (старая форма) – вместо перила.

  50. Пеш – пешком.

  51. По сказкам - (бывших его двор. людей).

  52. По сказкам- по словам.

  53. По учинении – произведя (расследование).

  54. Покамест – пока.

  55. Пол-аршина- приблизительно 36 см (аршин-71 см)

  56. Полно – довольно.

  57. Помочь – помощь.

  58. Почасту - часто.

  59. Пошепту – шёпотом.

  60. Предварить – предупредить.

  61. Приказал  долго жить - умер.

  62. Приметно - заметно.

  63. Пришед - старая форма, теперь говорят: прийдя.

  64. Пробудил-разбудил.

  65. Проворство- проворность.

  66. Прогладавшегося (медведя)- проголодавшегося.

  67. Пуще – больше.

  68. Пяльцы - пяльца.

  69. Рдеть – краснеть.

  70. Роптала- возмущалась.

  71. Росла в глазах родителя- на глазах.

  72. Свиделись- увиделись.

  73. Сделалось смятение - поднялось волнение.

  74. Сей - этот.

  75. Сетовать- жаловаться.

  76. Сжалился- пожалел.

  77. Смиренное (состояние)- скромное.

  78. Сношения- отношения.

  79. Соседам - соседям.

  80. Сряду - подряд.

  81. Стращать- пугать.

  82. Сумневались- сомневались.

  83. Травить зверя – охотиться на него.

  84. Трунить – подшучивать.

  85. Туалет- столик с зеркалом.

                                                Историзмы.

  1. Генерал-аншеф – генеральский чин (отменен в кон. XVIII века)

  2. Губернатор- начальник губернии.

  3. Гувернёр- воспитатель, а иногда и учитель в дворянских семьях

  4.  Дворовые- крепостные слуги.

  5.  Земский судья- выборный судья, ведавший судебными делами дворян в уезде.

  6.  Искони – издавна, с самого начала.

  7.  Исправник – начальник полиции в уезде.

  8.  Кадетский корпус – закрытое дворянское военное заведение.

  9.  Камердинер – комнатный слуга.

  10. Корнет - младший офицерский чин в кавалерийских частях в царской армии.

  11. Купчая – документ на право владения землёй.

  12. Линейка – длинный открытый экипаж.

  13. Людские (избы)- крестьянские.

  14. Околоток – округ.

  15. Остальной деревне – оставшейся.

  16. Отъезжее поле – дальнее поле, куда выезжали на охоту.

  17. Паперть – церковное крыльцо.

  18. Паче чаяния – против ожидания.

  19. Поверенный- человек, которому доверено вести дело в суде.

  20. Повинная – просьба о прощении.

  21. Подорожная – документ на получение определенного количества почтовых лошадей.

  22. Пономарь – мелкий служитель церкви.

  23. Поручик – младший офицерский чин в царской армии.

  24. Почтовый тракт – дорога, по которой до устройства железных дорог возили на лошадях почту и пассажиров.

  25. Приказчик- управляющий имением помещика.

  26. Присутствие – канцелярия, где чиновники принимали посетителей.

  27. Псарь – слуга для наблюдения за охотничьими собаками.

  28. Сертук (старая форма) – теперь говорят сюртук.

  29. Смотритель – начальник почтовой станции.

 Исследуя принадлежность устаревших слов к различным частям речи, я пришла к выводу, что романе А.С. Пушкина «Дубровский» таковыми являются слова всех частей речи. Это имена существительные(53), глаголы(15), имена прилагательные(10),местоимения, наречия и слова служебных частей речи.

Так, мною найдено 10 наречий  (надобно, пуще, покамест, приметно, почасту, вестимо, насилу, пошепту, сряду, нонече). Все эти наречия имеют синонимы в современном русском языке.

Гораздо меньше список  местоимений- архаизмов: их всего 4(кои, сей, оный, иной), но частота употребления этих слов в тексте довольно велика. Так, например, местоимение сей, соответствующее современному местоимению этот, встречается в разных формах 43 раза.

«Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего…»

«Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением…»

«… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения.»

 Местоимение оный встречается в тексте 23 раза.

Местоимение коих употребляется 15 раз.

Из служебных частей речи встретились устаревшие формы союзов(коли, кабы, ибо, дабы).

Архаичными являются некоторые грамматические формы, например, падежные формы имен существительных единственного и множественного числа: окны, соседам, на постеле, на холму, на пяльцы. Также можно отметить изменение гласных и согласных звуков в корне слова и других морфемах: противуречие, сумневались, отымая, сжалился, свиделись, пробудил. Устаревшими являются формы имён существительных и прилагательных с усечёнными окончаниями: пеш (пеший),  друга (другая), мужеска (мужского), отдал под начал(под начало).

Ещё мною найдено одно слово с неполногласным сочетанием в корне: прогладавшегося (медведя). В современном языке - проголодавшегося. Остальные архаизмы относятся к именам существительным, прилагательным и глаголам.

Встречаются архаизмы - словосочетания: впал в усыпление, сделалось смятение, земский судья, авось в глаза попадётся, приказал долго жить, от времени до времени, мне до тебя нужда, паче чаяния и другие.

 Иногда устаревшее слово приобретает иной смысл в современном языке.

 Например, слово «туалет» в романе А.С. Пушкина означает -  столик с зеркалом, а в наше время это слово имеет совершенно другое значение.

  Работая над текстом романа, я пришла к выводу, что устаревшие слова распределены в тексте неравномерно. Большая их часть встречается в тех главах и эпизодах, которые описывают молодость героев старшего поколения - Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

           Также часто встречаются они в речи представителей простого народа. Буквально пестрит архаизмами текст официального документа- определения суда, что подчёркивает его подлинный характер, ведь подобные бумаги пишутся и сейчас по определённым шаблонам.  

 «Из коего дела видно…», «… и со всеми принадлежащими к оному имению…», «… коих по нынешней в том сельце всего ** душ…», «… представляя при оном прошении, ту подлинную купчую…». «А за несправедливое оного присвоение, с коего он пользовался получаемыми доходами, по учинении об оных надлежащего дознания, положить с него, Дубровского, следующее по законам взыскание и оным его Троекурова, удовлетворить.»

 Довольно редко употребляются архаизмы в речи молодых героев - Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

   Также они практически исчезают и в авторской речи в последних главах романа. Например, вот отрывок из диалога молодых героев:

«Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:

     -Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.

Он молчал и, казалося, собирался с духом.

     - Обстоятельства требуют… я должен вас оставить,- сказал он наконец…-Вы скоро, может быть, услышите… Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться…»    

 Это может быть следствием того, что А.С. Пушкин намеренно использовал архаизмы в первых главах романа, стремясь достичь большей достоверности в изображении исторической эпохи начала ХIХ века.

 Действительно, в речи героев старшего поколения архаизмы звучат  вполне естественно, а молодёжь - представители нового поколения- говорят достаточно  современным языком, употребляя в речи те слова- историзмы, которые означают предметы и явления, которые существовали в их время.

                    Заключение.

 Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. устаревшая лексика- необходимый элемент в романе А.С. Пушкина «Дубровский»;

  2. во времена Пушкина эти слова были в активном употреблении, их применение в тексте уместно и даже необходимо;

  3. с помощью устаревших слов  автор достигает исторической достоверности изображаемого;

  4. нам, людям ХХI века необходимо  лучше изучать свой родной язык, его историю, чтобы свободно читать произведения великой русской литературы.

































Список использованной литературы:



  1. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 6. "Дубровский", стр. 215-317. Москва. "Наука", 1964.

  2. В.И. Даль. Толковый словарь в 4 томах.  Москва, "Русский язык", 1990.

  3.  Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Санкт-Петербург, "Норинт" , 1998.

  4. Р.П.Рогожникова, Т.С. Карская. Словарь устаревших слов русского языка. Москва, "Дрофа", 2005.

  5. Интернет-ресурсы.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 03.08.2015

Номер свидетельства: 224226


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства