kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Историзмы и архаизмы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с терминами «историзмы», «архаизмы», научить работать с ними на примере конкретных текстов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Историзмы и архаизмы»»

Тема: «Историзмы и архаизмы»


Цель урока: познакомить учащихся с терминами «историзмы», «архаизмы», научить работать с ними на примере конкретных текстов.

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять историзмы и архаизмы в тексте художественной литературы и объяснять их значение

- метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

- личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Словарная работа.

Вет_ран, г_раж, ген_рал, девяност_,  з_главие,  ил_юстрац_я, искус_ный, ис_кус_тво.

Слайд 3 Ветеран, гараж, генерал, девяносто,  двести,  заглавие,  иллюстрация, искусный, искусство.

  1. Проверка домашнего задания.


Актуализация знаний.

На слайде картинки. Как называются эти предметы?

- Давайте вспомним, как называются такие слова?

- Дайте определение устаревшим словам.

3. Формулирование темы и целеполагание.

Устаревшие слова могут быть двоякого рода.

На доске листочки.

Давайте посмотрим на данные группы слов и определим, чем они отличаются.

КАФТАН ЧЕЛО (ЛОБ)

ВЕРЕТЕНО РЫБАРЬ (РЫБАК)

ТРЕУГОЛКА ЗЕНИЦА (ГЛАЗ)

- Чем же отличаются эти группы слов?

Как мы можем назвать слова из 1 группы слов? Мы можем встретить эти слова сейчас в нашей жизни? Такие слова называются историзмами.

- Как назовем 2 группу слов? Мы встречаем сейчас данные слова? А чем они заменены? Такие слова называются архаизмами.

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- Какую цель поставим перед собой? Какие задачи поставим на уроке?

4. Изучение нового материала.

1. Историзмы – это такие устаревшие слова, которые обозначают явления и предметы, ушедшие из жизни:

1) Названия старых мер длины, веса: аршин, вершок, сажень.

2) Старинной одежды и обуви: армяк, кафтан, камзол.

3) Названия учреждений и должностных лиц: вече, управа, воевода, исправник.

4) Лиц по профессии, занятию: стрелец, стражник, ратник, приказчик.

5) Старых учебных заведений и учащихся: бурса, институтка, курсистка.

6) Бытовые понятия: корчма, лабаз, алтын, целковый.

2. Архаизмы – это такие устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке: чело – лоб, ланита – щека, око – глаз, перст – палец,воитель - воин, рыбарь - рыбак, вотще - напрасно, понеже - потому что, вельми - очень, присно - постоянно, стезя – дорога, десница - правая рука, шуйца – левая,агнец - ягненок, ведать - знать, внимать - слушать, врата - ворота, глас - голос,грясти - идти, длань - ладонь, днесь - сегодня, дщерь - дочь, зело - очень, зреть - смотреть, кормчий - рулевой.

Слайд. Самостоятельная работа. Задание № 1: Найдите в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина устаревшие слова и выпишите, поясните значение:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».


Ключ:

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».


Толкование слов:

Терем (Большой энциклопедический словарь) (от греч. Teremnon – жилище) – в Древней Руси верхний жилой ярус богатых хором, палат; были и отдельные терема (над воротами, на высоком подклете).

Душегрейка (Толковый словарь Ожегова) –и, ж. (устар.). Женская теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

Чупру́н (Большой толковый словарь русского языка. – 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998), -а́; м. нар.-разг. Прядь волос, спадающая на лоб; чуб (обычно у мужчины). Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает (Пушкин).

Барин (Толковый словарь Ожегова), -а, мн. Господа, -од и (прост.) баре и бары, м. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. Сидеть барином (перен.: бездельничать; разг.). Жить барином (перен.: жить в достатке и праздности; разг.). 2. Перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. И ласк. Барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. Барский, -ая, -ое. Барская усадьба. Барская прихоть.

Суда́рыня, сударыни (устар.). женск. К «сударь». «Скажите, сударыня, вы верите в предчувствия?» Чехов«А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной!»Грибоедов.

Дворяни́н, -а, мн. –я́не, -я́н, м. Лицо, принадлежащее к дворянству.


Физминутка. Когда я называю историзмы – вы хлопаете, когда архаизмы – топаете.

КАФТАН ЧЕЛО

ВЕРЕТЕНО РЫБАРЬ

ТРЕУГОЛКА ЗЕНИЦА

Работа в парах.

Задание № 2: подберите к данным устаревшим словам современные (используйте слова для справок), запишите получившиеся пары:

(1) Внимать, (2) глагол, (3) глас, (4) грядущее, (5) десница, (6) днесь, (7) изречь, (8)лик, (9) око, (10) перст, (11) рок, (12) сей, (13) стезя, (14) трапеза, (15) токмо, (16)тщетно, (17) уповать, (18) уста, (19) чадо, (20) чета.

Слова для справок: слово, будущее, сегодня, сказать, глаз, палец, этот, путь, обед, напрасно, надеяться, губы, пара, слушать, голос, правая рука, лицо, судьба, только, ребенок.

Ключ:

(1) Внимать – слушать, (2) глагол – слово, (3) глас – голос, (4) грядущее, (5) десница – правая рука, (6) днесь – сегодня, (7) изречь – сказать, (8) лик – лицо, (9) око – глаз,(10) перст – палец, (11) рок – судьба, (12) сей – этот, (13) стезя – путь, (14) трапеза –обед, (15) токмо – только, (16) тщетно – напрасно, (17) уповать – надеяться, (18) уста – губы, (19) чадо – ребенок, (20) чета – пара.


Задание № 3. Выполняем по вариантам. Выпишите слова по вариантам. 1) архаизмы; 2) историзмы, устно объясните их значение:

1). Собором положили в последний раз отведать силу просьбы. 2). Так точно дьяк вприказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных. 3). Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармыМономаха. 4). Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи5). Любовь идружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас6). В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородных – стольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу. 7). Мушкетов бы прислали неломаных иогневого зелья к нам. 8). Раскольники читали соловецкие тетради.


Ключ:

архаизмы

историзмы

1.

отведать (попробовать)

собор

2.

зрит (смотрит)

дьяк

3.

инда (даже)

приказ

4.

очи (глаза)

венец

5.

глядючи (глядя)

бармы

6.

дружество (дружба)

боярские

7.

глас (голос)

мелкопоместные

8.

огневое зелье (порох)

худородные

9.


стольник

10.


мушкет

11.


раскольники


5. Закрепление изученного материала.

Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам.

Слабые – карточка № 1.

Сильные – карточка № 2.

6. Итог урока.

- О чем мы говорили на нашем сегодняшнем уроке?

- Что такое историзмы?

- Что называют архаизмами?

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание:

Карточка. Выписать из толкового словаря значение слов аршин, душегрейка, белояровый, длань, брадобрей, вершок.





Викторина по русскому языку "Чистое слово". 7-й класс

Колесникова Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа



Класс: 7



Цель: развитие интереса к изучению русского языка.



Задачи:



воспитание бережного отношения к слову

развитие познавательной активности,

развитие речи учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, секундомер, раздаточный материал.



Предварительная работа: учащиеся заранее разделены на 3 команды. В каждой команде выбран капитан.



Ход занятия



Презентация. (Слайд 1)



1-й конкурс “Приветствие”.



(Слайд 2)



Каждая команда представляет название, девиз, а также приветственное слово РУССКОМУ ЯЗЫКУ (зачитывают слова великих писателей и поэтов об огромном значении русского языка в жизни человека или представляют работы собственного сочинения).



Оценивание: лучшая команда – 3 балла, средняя – 2, худшая – 1. Максимум 10 баллов



Ведущий: Настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках. Они хранят опыт народа, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым.



2-й конкурс “Собери пословицу”



(Слайд 3)



Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. Каждая команда получает бланк с заданием (Приложение 1). 1 правильный ответ – 1 балл. Максимум 10 баллов (Слайд 4)



доброе, пирога, лучше, мягкого, слово

язык, не, приветливых, отсохнет, слов, от

молчание, а, слово, золото, серебро

говори, услышишь, побольше, поменьше

поле, умом, а, красно, пшеницей, беседа

в, человека, общении, лошадь, езде, а, узнают, по

враг, говорит, язык, мой, прежде, ума, мой

на, себя, кто, много, накликает, тот, болтает, беду

что, говорить, с, напиться, меду, тобой

слова, голова, пустые, не скажет, умная

Ответы:



Доброе слово лучше мягкого пирога.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Слово – серебро, а молчание – золото.

Поменьше говори – побольше услышишь.

Красно поле пшеницей, а беседа – умом.

Лошадь узнают по езде, а человека в общении.

Язык мой – враг мой: прежде ума говорит.

Кто много болтает, тот беду на себя накликает.

С тобой говорить, что меду напиться.

Умная голова не скажет пустые слова.

Дополнительное задание: (Слайд 5) Назовите самого знаменитого собирателя русского фольклора, автора сборника “Пословицы и поговорки русского народа”. (Владимир Иванович Даль). Оцениваем 1 балл. (Слайд 6)



Ведущий: Что значит быть грамотным? (Дополнительный вопрос, если ребята не ответили: “Достаточно ли сказать, что грамотный – это человек, умеющий читать и писать?”)



Ответ: Грамотный – человек, умеющий читать и писать согласно нормам грамматики и правописания. За правильный ответ 1 балл.



3-й конкурс “Корректор”.



(Слайд 7)



В этом конкурсе соревнуются капитаны команд. Каждый капитан получает листок с заданием.



(Слайд 8)



Ведущий: Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:



– Шесть порций орфографических ошибок.

– Этого подать не можем, не держим, – ответил официант.

– Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное меню.



Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы. (Приложение 2)



1.Бул...н кур...ый с фрик...дельками.

2. К..тлеты св..ные

3. Ра…ольник с к…лбасой

4. П..льмени

5. Шамп..ньоны в яич…ном соусе

6. К..мпот груш..вый

7. К..сель клюкв..ый

8. П..рожное б..сквитное

9. Коври...ка ржа...ая

10. Пиро..ки с печ..нкой



Ответы:



1. Бульон куриный с фрикадельками.

2. Котлеты свиные.

3. Рассольник с колбасой.

4. Пельмени.

5. Шампиньоны в яичном соусе.

6. Компот грушевый.

7. Кисель клюквенный.

8. Пирожное бисквитное.

9. Коврижка ржаная.

8. Пирожки с печёнкой.



Исправленное меню капитаны отдают жюри. Одна ошибка – 1 балл. Максимум 20 баллов.



Пока капитаны исправляют ошибки в меню, игра “Корректор” проходит для остальных участников команд. Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. Предложения по очереди выводим на экран. За каждую ошибку – 1 бал, за объяснение (тип ошибки, как исправить) +1 балл. Максимум 20 баллов



При входе в горящее здание надо одевать противогаз. (Слайд 9)

У нее были очень огромные глаза. (Слайд 10)

Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. \ (Слайд 11)

Он всегда ложит локти на стол. (Слайд 12)

Волга ширее Дона. (Слайд 13)

Вдали показалась стая уток и зайцев. (Слайд 14)

Пожухла лиственница на березках. (Слайд 15)

Он снял шапку с головы и подбросил её вверх. (Слайд 16)

Я готов голосовать за это обоими руками. (Слайд 17)

Собрание будет в декабре месяце. (Слайд 18)

Ответы:



При входе в горящее здание надо одевать противогаз (глагол “одеть” сочетается с одушевленным существительными; “надеть” – с неодушевленными).

У нее были очень огромные глаза (лишнее слово “очень”. Многословие).

Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. (Когда я пришел на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма).

Он всегда ложит локти на стол (должно быть “кладет”).

Волга ширее Дона (должно быть “шире”, не правильно образована степень сравнения).

Вдали показалась стая уток и зайцев (Вдали показались зайцы и стая уток. Стая – преимущественно о птицах, рыбах.)

Пожухла лиственница на березках (неправильный выбор слова. Пожухла листва на березках).

Он снял шапку с головы и подбросил её вверх. (Двусмысленность. Ошибки в употреблении местоимений Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.)

Я готов голосовать за это обоими руками (Я готов голосовать за это обеими руками. Оба, обе – это собирательные числительные).

Собрание будет в декабре месяце (Речевая избыточность. Собрание будет в декабре).

4-й конкурс “Самый умный”.



(Слайд 19)



В конкурсе участвуют представители команд. В течение 30 секунд каждый участник должен отвечать на вопросы. Если игрок не может ответить, он должен попросить ведущего перейти к следующему вопросу. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов. Один правильный ответ – 1 балл. Максимум 15 баллов



1. Раскройте смысл фразеологизма…

Для 1 команды Для 2 команды Для 3 команды

Рукой подать Сломя голову Зарубить на носу

Ответ: близко Ответ: быстро Ответ: запомнить

2. Подберите антоним к слову …..

рассеянный острый верхний

Ответ: внимательный Ответ: тупой Ответ: нижний

3. Замените русским синонимом заимствованное слово…

трасса дискуссия прогресс

Ответ: дорога Ответ: спор Ответ: развитие

4. Поставьте слово …… во множественное число

море трава река

Ответ: моря Ответ: травы Ответ: реки

5. Определите часть речи у слова…

двенадцать действовать вражда

Ответ: числительное Ответ: глагол Ответ: существительное

6. Раздел науки о языке, изучающий…

… постановку знаков препинания … правописание слов … словарный состав языка

Ответ: пунктуация Ответ: орфография Ответ: лексика

7. Назовите приставку в слове…

сберечь рассказ подъезд

Ответ: с Ответ: рас Ответ: под

8. Определите род у слова…

тюль лебедь вуаль

Ответ: мужской Ответ: мужской Ответ: женский

9. Замените синонимом устаревшее слово…

очи уста перст

Ответ: глаза Ответ: губы Ответ: палец

10. Закончите предложение…

… по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и …. … второстепенные члены предложения – это определение, дополнение и … … по интонации предложения бывают восклицательные и …

Ответ: побудительные Ответ: обстоятельство Ответ: невосклицательные

11. Слова какой части речи отвечают на вопросы…

какой? который? чей? как? когда? куда? почему? зачем? что делая? что сделав?

Ответ: прилагательное Ответ: наречие Ответ: деепричастие

12. Сколько звуков в слове…

ель юла еж

Ответ: 3 Ответ: 4 Ответ: 3

13. Определите спряжение глагола…

брить смотреть держать

Ответ: 1 Ответ: 2 Ответ: 2

14. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? 14. Время глагола, обозначающее действие, которое произойдет вскоре. 14. Неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, только называет действие

Ответ: именительный Ответ: будущее Ответ: инфинитив

15. Как пишется… Слитно, раздельно или через дефис?

Предлог из-под Прилагательное железнодорожный Местоимение кое-кто

Ответ: через дефис Ответ: слитно Ответ: через дефис

Ведущий: пока жюри подводят итоги, команды выполняют последнее задание.



5-й конкурс “Найди овощ”.



В предложение бумага истлела “спрятано” слово “аист” (Слайд 20). В четырех из пяти следующих примерах найдите названия овощей, а в одном – название цветка. Предложения необходимо выводить на экран по одну. Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. 1 правильный ответ – 1 балл. Максимум 5 баллов.



Впереди скала (Слайд 21)



Банка пуста (Слайд 22)



На полу кошка (Слайд 23)



Зима кончается (Слайд 24)



На ковре паук (Слайд 25)



Ответы.

Впереди скала



Банка пуста



На полу кошка



Зима кончается



На ковре паук



Подведение итогов согласно протоколу (Приложение 3). Награждение победителей (Приложение 4).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Историзмы и архаизмы»

Автор: Чичерова Татьяна Ивановна

Дата: 20.04.2025

Номер свидетельства: 668681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский". "
    ["seo_title"] => string(111) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-istorizmy-i-arkhaizmy-v-romanie-a-s-pushkina-dubrovskii"
    ["file_id"] => string(6) "224226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438605447"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы"
    ["seo_title"] => string(80) "lieksika_russkogho_iazyka_s_tochki_zrieniia_ieio_aktivnogho_i_passivnogho_upotri"
    ["file_id"] => string(6) "437010"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509908233"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Историзмы и архаизмы"
    ["seo_title"] => string(21) "istorizmy_i_arkhaizmy"
    ["file_id"] => string(6) "563684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1605681398"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Контрольная работа по теме "Лексика" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(50) "kontrol-naia-rabota-po-tiemie-lieksika-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "117644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412862365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства