kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Архаизмы и историзмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Историзмы и архаизмы» (7 класс)

Цели: 1) дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;

2) способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;

3) научить школьников пользоваться толковым и специальным словарем для определения значений устаревших слов;

4) развить логическое мышление;

5) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

–  Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.

– Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.

–  Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.

  1. Объяснение нового материала.

  2. –  В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

    –  Потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, вместе с ним уходит и слово. Такие устаревшие слова называются историзмами (учитель демонстрирует музейные экспонаты из быта прошлого и спрашивает: Есть ли среди этих вещей те, которые используются и сейчас в повседневной жизни?  – Нет

    – Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например:  –  – девушка.

    – Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые образовались от данных (очки, перстень, перчатки).

    – Где вы можете узнать значение незнакомых, в том числе и устаревших, слов?  (В толковых словарях).

    - Знакомство со «Словарем устаревших слов русского языка»

    Конспект урока «Историзмы и архаизмы» (7 класс)

    Цели: 1) дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;

    2) способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;

    3) научить школьников пользоваться толковым и специальным словарем для определения значений устаревших слов;

    4) развить логическое мышление;

    5) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

    Ход урока.

  3. Организационный момент.
  4. Объяснение нового материала.

  5. –  В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

    –  Потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, вместе с ним уходит и слово. Такие устаревшие слова называются историзмами (учитель демонстрирует музейные экспонаты из быта прошлого и спрашивает: Есть ли среди этих вещей те, которые используются и сейчас в повседневной жизни?  – Нет

    – Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например:  –  – девушка.

    – Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые образовались от данных (очки, перстень, перчатки).

    – Где вы можете узнать значение незнакомых, в том числе и устаревших, слов?  (В толковых словарях).

    - Знакомство со «Словарем устаревших слов русского языка»

  6. –  Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.

    – Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.

    –  Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Архаизмы и историзмы" »

Конспект урока «Историзмы и архаизмы» (7 класс)

Цели: 1) дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;

2) способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;

3) научить школьников пользоваться толковым и специальным словарем для определения значений устаревших слов;

4) развить логическое мышление;

5) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

–  Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.

– Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.

–  Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.

  1. Объяснение нового материала.

  2. –  В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

–  Потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, вместе с ним уходит и слово. Такие устаревшие слова называются историзмами (учитель демонстрирует музейные экспонаты из быта прошлого и спрашивает: Есть ли среди этих вещей те, которые используются и сейчас в повседневной жизни?  – Нет

– Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например:  –  – девушка.

– Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые образовались от данных (очки, перстень, перчатки).

– Где вы можете узнать значение незнакомых, в том числе и устаревших, слов?  (В толковых словарях).

- Знакомство со «Словарем устаревших слов русского языка»

  1. Закрепление нового материала.

Выполните такое задание (по вариантам): распределите данные ниже слова на две группы – историзмы и архаизмы, найдите значения непонятных вам слов в «Словаре устаревших слов русского языка» Р.П. Рогожниковой, Т.С. Карской или в имеющихся толковых словарях.

 ( в знач. плясунья); смерд; кольчуга;    (в знач. девушка); (в знач. девочка); завалинка;   (в знач. воровка); ступа;  (в знач. надсмотрщица); коромысло;  (в знач. няня); полати, перст, око, десница.

Архаизмы:  ( в знач. плясунья),  (в знач. девушка),

(в знач. девочка), завалинка,  (в знач. воровка),  (в знач. надсмотрщица),  (в знач. няня), перст, око, десница.

Историзмы: смерд, кольчуга, ступа, коромысло, полати.

– Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях. Например, бить баклуши – бездельничать. А что такое бить баклуши? Какой у этого слова (баклуши) смысл?

– Когда-то на Руси ели деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера. Работа эта считалась пустячной. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

– Где мы можем встретить устаревшие слова?

– В художественной литературе устаревшие слова используются в разных целях. Иногда они нужны писателю для характеристики той или иной эпохи, которую он описывает. Также для придания повествованию приподнятости, торжественности.

Задание: выписать из текста устаревшие слова, определить их тип и объяснить значение.

 В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых, дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…(Тургенев И.С. «Муму»).

Антресоль – в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками – историзм.

Барыня – человек из привилегированных классов – историзм.

Дворней – при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме – историзм.

Челядь – дворовые слуги помещика – историзм.

Вершок – 4,5 см. Герасим – 196 см – историзм.

Избушка – деревянный крестьянский дом – историзм.

Тягловый – государственная повинность крестьян в России XIX века – историзм.

Пахал – взрыхлять землю (при помощи сохи) – архаизм.

Соха – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли – историзм.

Дело спорилось – удавалось, протекала успешно – историзм.

  1. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, мы познакомились с устаревшими словами.

Дайте определение терминам «историзмы» и «архаизмы».

Где мы можем узнать значения устаревших слов?

Где мы можем встретить такие слова? С какой целью их употребляют?

– Действительно, уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, умирают слова, которые нам казались нужными. Может быть, наступит завтра, и ученики будущего не поймут многих, понятных нам слов.

Старый словарь где-нибудь откопают.

В споре сойдутся ученые мира:

Что означает лентяй и задира?

Что значит неряха, завистник, болтун?

Куда они делись – на Марс, на Нептун?

(В. Коркин «Откуда берутся лентяи?»)

– Какие слова, по вашему мнению, должны бы исчезнуть обязательно?

          (Лентяй, задира, неряха, завистник, болтун).

  1. Домашнее задание.

§ 21. Упражнение 173. (старый учебник)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Архаизмы и историзмы"

Автор: Сереш Чейнеш Сарыг-ооловна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Урок русского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика""
    ["seo_title"] => string(118) "urokrusskoghoiazykav6klassienatiemuustarievshiieslovaarkhaizmyistorizmyinovyieslovanieologhizmyzaimstvovannaialieksika"
    ["file_id"] => string(6) "293118"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455415484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Программа уроков развития по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(46) "proghramma-urokov-razvitiia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "110291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405849339"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока по теме "Лексика и фразеология" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "202543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429275027"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "План работы кружка по русскому языку «Любители русского языка» "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-raboty-kruzhka-po-russkomu-iazyku-liubitieli-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417235602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства