Конспект урока «Историзмы и архаизмы» (7 класс)
Цели: 1) дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;
2) способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;
3) научить школьников пользоваться толковым и специальным словарем для определения значений устаревших слов;
4) развить логическое мышление;
5) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.
Ход урока.
- Организационный момент.
– Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.
– Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.
– Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.
-
Объяснение нового материала.
-
– В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?
– Потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, вместе с ним уходит и слово. Такие устаревшие слова называются историзмами (учитель демонстрирует музейные экспонаты из быта прошлого и спрашивает: Есть ли среди этих вещей те, которые используются и сейчас в повседневной жизни? – Нет
– Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например: – – девушка.
– Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые образовались от данных (очки, перстень, перчатки).
– Где вы можете узнать значение незнакомых, в том числе и устаревших, слов? (В толковых словарях).
- Знакомство со «Словарем устаревших слов русского языка»
Конспект урока «Историзмы и архаизмы» (7 класс)
Цели: 1) дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;
2) способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;
3) научить школьников пользоваться толковым и специальным словарем для определения значений устаревших слов;
4) развить логическое мышление;
5) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.
Ход урока.
- Организационный момент.
-
Объяснение нового материала.
-
– В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?
– Потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, вместе с ним уходит и слово. Такие устаревшие слова называются историзмами (учитель демонстрирует музейные экспонаты из быта прошлого и спрашивает: Есть ли среди этих вещей те, которые используются и сейчас в повседневной жизни? – Нет
– Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например: – – девушка.
– Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые образовались от данных (очки, перстень, перчатки).
– Где вы можете узнать значение незнакомых, в том числе и устаревших, слов? (В толковых словарях).
- Знакомство со «Словарем устаревших слов русского языка»
-
– Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.
– Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.
– Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.