kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая статья содержит рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы.»

30


МОУ Алексейковская СОШ Лесного района Тверской области











Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы.



















Выполнила Гаврилова И.В.,

учитель русского языка и

литературы МОУ

Алексейковская СОШ









Тверь, 2019

Оглавление.

  1. Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе. – Стр. 3-6

  2. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. – Стр.7- 27

  • Цель и задачи исследовательской деятельности.

  • Этапы выполнения исследовательской работы.

  • Как готовиться к уроку-исследованию.

  • Критерии выполнения исследовательской работы.

  • Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.

  • Методические приёмы, задания исследовательского характера.

  1. Заключение. – Стр.28

  2. Использованная литература. – Стр.29
































Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе.

"Не мыслям надобно учить, а учить мыслить "

Э. Кант.


Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность – умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

Детская потребность в поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

В этом плане важен компетентностный подход в преподавании учебных дисциплин, в том числе русского языка и литературы. Он позволяет, по мнению специалистов, ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества.

Суть этого подхода в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить».

Одна из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Принято различать ключевые и специальные компетенции. А.В.Баранников на основе обобщения зарубежной и отечественной литературы предлагает систему ключевых компетенций, важнейшей из которых он считает исследовательскую, так как, по мнению В.И.Вернадского, через науку человек входит в мировую культуру.

Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи: развивает научное мышление, транслирует предметное содержание, формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность. Чтобы добиться результатов в процессе формировании исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. Задача педагога — создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме как научного, так и житейского плана с исследовательской, творческой позиции.

Определяя понятие исследовательская деятельности, следует рассматривать его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн СЛ., Врушлинский А.В.) Исследование — это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. В общественном сознании и сознании педагогов прочно утвердился миф о том, человек может начинать собственный исследовательский поиск только тогда, когда обогатит свою память множеством знаний. Многие из нас отвергают мысль о том, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, как родители поведут его в детский сад.

Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании является исследовательский метод обучения, который входит в арсенал методов, применяемых современными педагогами. Александр Ильич Савенков в своей книге «Одаренный ребенок в массовой школе» пишет о том что, в настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых преподавателем. Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ.

Открывать, искать, исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном уроке. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной»,- писал М.Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.

При таком подходе к урокам преподавание русского языка и литературы приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию. В результате учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности.

Что означает слово "исследование?

"Исследовать " - обозначает извлечь нечто из "следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Вместе с этим этимология слова "реферат", напротив связана с понятием "референция" т.е. интерпретация реально существующих, уже готовых для деятельности объектов. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Петербургский методист профессор М.Г.Качурин посвятил данной теме книгу “Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы”. В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г.Качуриным: "Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде".



































  1. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.


Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Задачи:

1. способствовать осознанному восприятию учащимися изучаемого материала;

2. содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

3. обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

4. проектировать ситуации, способствующие формированию субъектного опыта ученика;

5. показать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность).

6. показать эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках через активные формы работы;

Гипотеза: если в процессе обучения русскому языку и литературе эффективно использовать различные формы организации исследовательской деятельности учащихся, то это даст возможность способствовать формированию субъектного познавательного опыта всех участников образовательного процесса.

Другими словами, познавая язык и литературу, дети получат возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, оценить самих себя.

Таким образом, очень важно способствовать формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности учеников к саморазвитию и социализации.

Для того чтобы исследовательская работа строилась в соответствии с особенностями учащихся, используются различные методы психолого-педагогической диагностики – беседы, тестирование, анкетирование.

Таблица 1. Тест на выявление проблем, мешающих заниматься ИД.

Коммуникативные умения. Сделать это мне…

…трудно

…легко

Говорить перед классом



Составить тезисы












Коммуникативные ценности

“да”

“нет”

“не знаю”

1.

Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным




В результате проведения самодиагностики делается вывод учащимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности.

В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.

Поэтому важным становится вопрос о разграничении различных видов исследования: проекта, учебного исследования и научного исследования.

Мы работаем по алгоритму, в котором два вопроса.

1-й вопрос. Цель деятельности – создание объекта или модели? Что может быть объектом или моделью? Это книга, плакат, газета, игрушка, электронная энциклопедия… Если да, перед нами проект. Проект может и вовсе не носить исследовательский характер в чистом виде, когда ребенок просто систематизирует материал, найденный и собранный кем-то до него.

Создание проектов – очень нужный и полезный вид деятельности. Главное в проекте – то, что сразу видишь результат, то, что можно работать в группах и целым классом. Итогом проекта в среднем звене, например, может стать книжка с иллюстрациями, рисунками детей после прочтения сказок, рассказов. Или же плакат в защиту русского языка от сквернословия и иностранных словечек. В старшей школе учебные проекты позволяют систематизировать, например, очень объемный материал по темам «Литература периода Великой Отечественной войны», «Мотив дороги в русской поэзии»

2-й вопрос. Результат исследования ученика известен учителю (и шире – в науке) заранее? Результат работы семиклассницы уже был известен в науке, и, безусловно, был известен ее руководителю. Это исследование, но учебное. Его цель – смоделировать исследовательскую ситуацию, провести своего рода игру, в результате которой ребенок научится выделять проблему, ставить гипотезу, работать с различными источниками информации, обобщать, сравнивать, делать выводы. Элементы учебного исследования очень часто используются на уроках.

Если же результат заранее не известен, если мы можем его лишь предполагать, т.е. выдвигать гипотезу, то работа будет представлять собой научное исследование.

Цель его – не открытие новых сведений для ребенка, а вклад, пусть небольшой, в науку. Такая работа должна, к тому же, иметь и практическую пользу.



Этапы выполнения научно( учебно)-исследовательской работы

Первый этап – подготовка к исследованию:

Как происходит научное открытие? Случайно или закономерно его появление? Любой ли ребенок может быть исследователем? Что может исследовать ученик среднего звена или старшей школы? Каковы этапы и особенности работы над исследованием? Как сделать такую работу востребованной и успешной? Как выбрать тему? Что она дает ученику? Учителю? С чего начать?.. Это лишь немногие вопросы, которые встают перед любым исследователем.

Вспомним слова Пифагора: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения». Когда одни учащиеся видят успех других на ниве исследовательской деятельности, у первых возникает желание тоже поучаствовать в исследовании. Но нередко случается так, что учащийся желает, тема есть, а работы нет. Какова же формула успеха? Как сделать так, чтобы выполненная работа приносила удовлетворение и учащемуся, ее автору, и руководителю?

Для того чтобы решить эту проблему, уже в среднем звене необходимо выяснить круг интересов, возможности, а также интеллектуальные особенности ученика, желающего заниматься исследовательской деятельностью.

Любая исследовательская работа должна носить проблемный характер – то есть решать один или ряд вопросов. Что это за вопросы? Мы выделяем, например, такие:

Что? – предмет и объект исследования. Что я буду изучать? Что мне интересно? В чем я разбираюсь? Вместе с учащимся формулируем основные понятия исследования, выделяем аспект, ключевые слова.

Зачем? – цель исследования, которая должна быть актуальна. Зачем я провожу исследовательскую работу? Почему именно сегодня это необходимо? Однако не стоит предлагать новичку всё и сразу. Лучше пусть цель будет одна, но реально достижимая.

Что буду делать? – задачи, которые конкретизируют цель. Какие умения и навыки понадобятся? Постановка определенных шагов деятельности учащегося: выявить, описать, проанализировать, собрать материал, составить словарь… Задачи должны быть выполнимы, а также максимально конкретны.

Как? – методы и приемы исследования. Описание, анализ, сравнение, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, моделирование, изучение и анализ документации, шкалирование, ранжирование, эксперимент... Выбор методов зависит, в первую очередь, от возраста юного исследователя, а также от темы работы, степени подготовленности ученика, наличия или отсутствия гипотез.

Что нового получу? – научная новизна. Будет ли подтверждена или опровергнута гипотеза? Какие новые данные внесет мое исследование в науку? Будет ли оно востребовано?

Кому это нужно? – предполагаемая значимость исследования. Какие практические результаты внесет проделанная работа в науку? Где эти результаты смогут быть использованы?

Безусловно, с каждым школьником своя последовательность вопросов и их иерархия. Старшеклассник более самостоятелен. Ученик среднего звена сам ответит на вопросы «Что?», «Зачем?», «Что делать?», а вот с вопросами «Как?», «Кому это нужно?» ему придется помочь.

Позже ответы на данные вопросы помогут написать Введение к работе. Здесь уже содержатся все обязательные компоненты Введения.

И только сейчас, на наш взгляд, разведав всю обстановку и создав условия для успешного выполнения исследовательской работы, можно приступать к формулировке темы исследования. Причем тема будет отражать ответ на один или несколько вопросов. Чаще всего тема отвечает на вопрос Что?

Немаловажный вопрос при выборе темы исследования – ее актуальность.

Думаем, актуальна та тема, которая предполагает наличие определенного поля деятельности. Даже в рамках уже хорошо изученной в науке темы следует найти ту нишу, тот материал, который сможет занять ваше исследование. Работа подобного рода предполагает определенный синтез – совмещение различных дисциплин, теории и практики, взаимодействие гипотезы и эксперимента… Существенную роль играет и так называемый эгофактор – ученик должен понимать, что и зачем он делает, испытывать внутреннюю мотивацию и быть заинтересованным в выбранной теме не меньше, чем вы.

В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Основные этапы исследования:

 выявление и постановка проблемы исследования;

 формулирование гипотезы;

 планирование и разработка исследовательских действий;

 сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;

 анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;

 подготовка выступления;

 презентация проекта;

 переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;

 внесение корректив в работу и оформление отчета.

Как готовиться к уроку-исследованию.

Я уже на начальном этапе предлагаю каждому учащемуся следующую памятку:

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Метод поиска литературы

— Обращение к энциклопедическим словарям — для получения самой информации, или для нахождения ссылок на референтных авторов

— Использование библиотечных каталогов и указателей

— Консультации с работниками библиотеки

— Обращение к реферативным журналам

— Просмотр периодической печати

Информационное обеспечение решаемой задачи

· Сбор, обработка и обобщение сведений о проблеме

· Подбор и изучение разнообразной литературы, имеющей отношение к решаемой задаче

· Изучение опыта по решению аналогичных задач, оценка уровня и эффективности их решения.

Критерии выполнения исследовательской работы.

Долгое время устное выступление (до 10 минут), завершавшееся ответом на вопросы жюри и присутствующих конкурсантов, было формой защиты результатов исследования. Нередко возникали противоречивые ситуации: ученик, выполнив интересное самостоятельное исследование, к сожалению, защищал его неудачно. Причины разные: недостаточная проблемность изложения, вполне понятное волнение. И напротив, выполнив довольно скромную работу, но, обладая красноречием, другой выигрышно представлял свое исследование. Неизбежна и субъективность в оценке.

Устранить это противоречие нетрудно. Р.П.Терентьева предлагает использовать систему критериев. Эксперты, заранее познакомившись с работами, оценивают их по определенным критериям. Они могут быть такими:

1. Характер исследования проблемы:

— концептуальный - 10 баллов

— проблемно-аналитический - 6 - 8 баллов

— реферативный - 2 балла

2. Степень самостоятельности в решении проблемы - до 5 баллов

3. Владение теоретико-литературными понятиями - 3 балла

4. Знакомство с литературоведческими (и другими) источниками. Корректность в цитировании - до 5 баллов

5. Работа с текстом художественного произведения:

— анализ текста - до 5 баллов

— цитирование иллюстрированного характера - 2 балла

6. Структура исследования (план, введение, четкость в формулировке целей, выводы, библиография) - 5 баллов

7. Стиль изложения - 2 балла

(Максимум — 35 баллов)

Отдельно оценивается защита исследования в ходе научно-практической конференции. Возможные критерии: Критерии защиты исследовательской работы.

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подхо­дов, результатов; убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стрем­ление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, добро­желательность, контактность.

Каждый пункт оценивается по пятибалльной шкале.

Итоговая оценка слагается из суммы оценок за исследование и его защиту.

Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.

Учащимися разрабатываются исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты. С каждым годом растет количество проектов, улучшается их качество, расширяются виды и формы.

Лучшими проектами признаны:

Творческие

  • Книжки-малышки (5 класс), в которых представлены проиллюстрированные детьми жанры УНТ.

  • «Книга сказок», (5 класс)

Исследовательские:

  • Исследовательская работа «Жанровые особенности житийной литературы» ( на примере «Жития Александра Невского».)

  • Художественный мир повести Кузьмина «Паруса, изорванные в клочья»

Социально – ориентированные

  • «Поклонимся великим тем годам» , литературно-музыкальная композиция, посвящённая ВОВ.

  • «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать».

  • «Мои года – моё богатство»

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: “Судьба женщины-матери в произведениях В.Г.Распутина”, “Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"”.

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, “Традиции Ф.М.Достоевского в произведениях В.Г.Распутина”, “Пиковая Дама: временное и вечное” (на основе произведений А.С.Пушкина и Л.Е.Улицкой), “Образ "маленького человека" в русской литературе”, “Традиции сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина в философской сказке Ф.А.Искандера "Кролики и удавы"”, “Мотив сна в русской литературе ХІХ века”.

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: “Конфликт поколений в произведениях русских писателей ХІХ-ХХ веков”, “"Говорящие фамилии" героев комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”, “Особенности моды в литературном быте пушкинской поры”, “Сленг в молодёжных журналах”, “Роль личности в истории» (на примере одного или нескольких произведений».

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «Художественный мир повести Кузьмина «Паруса, изоранные в клочья», «Образ лейтенанта Ильина, героя Чесменской битвы в истории и литературе». « Тема природы в лирике поэтов Тверской земли 20 века».

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Приобретенный мной за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся в области литературы позволил выработать ее алгоритм.

Прежде всего после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом. На занятиях актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап — повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Будущие студенты таким образом не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

В учебно-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:

· словообразовательный анализ;

· семантический анализ;

· стилистический анализ;

· описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;

· лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;

· сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;

· экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.

Второй этап – подготовка и проведение исследования:

1.сбор материала;

2. обработка полученного материала;

3. формулирование выводов.

Третий этап – оформление исследовательской работы.

1. написание основной части работы, её введения и заключения:

· определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);

· выбор стиля и языка исследования;

· написание выводов;

· составление заключения.

2. составление списка литературы;

3. составление списка иллюстраций;

4. составление приложений;

5. оформление титульного листа.

Четвёртый этап – защита работы.

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

1) работать с первоисточниками;

2) наблюдать явления, факты;

3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

4) составлять и решать задачу;

5) формулировать гипотезу;

6) разрабатывать и проводить эксперимент;

7) обобщать материал и представлять его в виде текста.

Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.

Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.

Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.

Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

1. Психологическая целесообразность

Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.

Поэтому одной из главных задач воспитателя и учителя нужно считать умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

Конечно же, нужна педагогическая поддержка. Нужно начать с того, что разработать определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.

Естественно, этим процессом нужно управлять. Познавательную активность ребёнка нужно направлять и обязательно соотносить её с результатами учебной деятельности, чтобы корректировать индивидуальный познавательный маршрут ребёнка. Результатом этого процесса должно стать гармоническое развитие личности ребёнка.

Методические приёмы, задания исследовательского характера.

Признаками высоких способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование - основа моей преподавательской деятельности.

На первом этапе работы – 5 – 7 классы – одной из главных целей, наряду с овладением предметом «русский язык», для меня стало выявление способностей учащихся и их дальнейшее развитие. На этом этапе активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний учащихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.

Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в в 7 – 9 классах). И её тоже можно положить в копилку проблемной технологии. На этом этапе можно использовать такие виды заданий: Прочитайте указанные стихотворения С.А. Есенина, выделите ключевые образы. Какие средства выразительности кажутся вам наиболее яркими, образными. На чём основана индивидуальность творческого стиля автора. Класс целесообразно разделить на группы, задания определить дифференцированно.

При личностно ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с лексикой.

От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников. .

Обращаю внимание на тот факт, что на одном уроке могут использоваться фрагментарно различные педагогические технологии – игровая, поисковая, проблемная, личностно ориентированная – для того, чтобы развивать и индивидуальность учащихся, и творческий потенциал, и, самое главное, интеллект.

Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предмету «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

Вот так вот ненавязчиво мы приблизились к главному - к исследовательской работе как способу развития интеллектуального потенциала учащихся. На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка в 8 классе по теме «Виды обстоятельств» (по учебному комплексу В.В.Бабайцевой). На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии (все учащиеся за урок получили только «хорошо» и «отлично»), а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.

Такие же мини-исследования можно предлагать продвинутым ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа:

· письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку, способности и интересы учащихся;

· обсуждение лингвистических работ,

· выполнение упражнений, моделирующих исследование;

· выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке, заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор языкового материала.

Такая работа осуществляется на уроках русского языка и во внеклассной работе по русскому языку в 5 - 8 классах.

Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом учащихся продолжается и на элективных курсах при предпрофильном и профильном обучении, в 9 – 11 классах. Элективные курсы дают возможность учащимся глубже изучать школьные предметы, определиться в дальнейшем в выборе профессии.

Элективные курсы по русскому языку дают возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны.

Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь третий год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно (учебно)-исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя. Таким образом, руководство самостоятельной деятельностью старшеклассника — сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируется тема работы, цели и основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста. Руководитель помогает найти нужную литературу, консультирует, организует предварительное обсуждение доклада в группе.

Такая серьёзная работа на уроках русского языка и литературы воспринимается старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Ценно то, что и вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого будущему студенту.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров уроков:
- творческие проекты. Тема: «Литературные места Тверского края. Виртуальная экскурсия в Берново». Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта.
- ролевые игры. Тема: «Суд над Костылиным». Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты, свидетелей.
- уроки – литературно-музыкальные композиции. (Составляются уч-ся самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографических сведений, музыкального сопровождения, оформление урока иллюстрациями).

3. Словарная работа.
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя. Традиционно это уроки по изучению стиля Лескова, Гоголя, Маяковского. Зачастую происходит интеграция смежных дисциплин. На уроке русского языка по теме «Подготовка к ГИА. Речеведческий анализ текста» ученица выполняла исследовательскую работу следующего плана: Она должна была найти во всех возможных словарях и справочниках выражение «эолова арфа», которое является ключевым для понимания текста. Сравнить традиционное толкование с тем смыслом, который вкладывает в это понятие В.А. Жуковский в балладе «Эолова арфа». В данном случае процесс исследования проходил довольно интересно. Ученица 9 класса Веребчан Н. получила дополнительный опыт работы со справочной литературой, научилась добывать материал из разных источников, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. При этом, безусловно, расширяется кругозор школьников, повышается уровень самостоятельности.

Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени (максимум - 15 минут, если они носят характер контрольной работы); они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся.

Например, при изучении творчества С. А. Есенина, разрабатывая урок «Судьба поэта. Глубокое чувство родной природы», на завершающем этапе урока планирую мини-исследование. Предлагаю два варианта.

1-й вариант:

Составить палитру есенинской цветописи стихотворений:

«Гой ты, Русь моя родная...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...»,

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...», «Разбуди меня завтра рано...», «Пантократор» (гл. 4), «О красном вечере задумалась дорога...»,

«Осень», «Вот оно, глупое счастье...», «Закружилась листва золотая»,

«По-осеннему кычет сова...», «3аметался пожар голубой...», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я покинул родимый дом.. », «Я последний поэт деревни... ».

Перед выполнением даётся рекомендация: достаточно рассмотреть 7 стихотворений (на выбор); ход исследования представить словесно или графически; работу завершить выводом.

2-й вариант:

Исследовать, какую роль в стихах Есенина игpает образ дерева.

Рассмотреть 4-5 стихотворений:

«3елёная причёска...», «Я покинул родимый дом...», «Хорошо под осеннюю свежесть...», «По-осеннему кычет сова...», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...», «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню...»), «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Певущий зов».

Рекомендация: исследование можно проводить в двух направлениях: определить частотность наименований деревьев (какие деревья чаще всего упоминаются, почему?) или выделить семантическую и стилистическую роль образа дерева. Сделать выводы.

4. Работа над выразительным чтением.
- логическое ударение на ключевые слова. Исследователи ставят цель – выразительное чтение произведения. Выдвигают гипотезу: как следует читать, с какой интонацией, в каком тоне. На каких словах необходимо акцентировать внимание слушателя. Почему. Эта работа, конечно же, начинается с

Определения темы и проблемы текста, поиска изобразительно-выразительных средств, которые использовал автор. Как итог – ответ: на что нацелены все перечисленные средства изобразительности. Целесообразно организовать работу в группах, чтобы в конце урока были элементы концерта, этап рефлексии, на котором ребята сами подвели бы итог: у кого получилось лучше, кто подошёл ближе к реализации авторского замысла. Важно правильно расставить акценты: мы сравниваем, как у нас получалось чтение до анализа и после, показывая естественный рост каждой группы.

5. Выразительный пересказ.
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

6. Работа над датами.
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.

7. Работа с краеведческим материалом. В соответствии со стандартами второго поколения выпускник школы должен осознавать судьбу Родины, как свою собственную. Это результат, к которому стремится педагоги. В этом плане проводится постоянная работа по патриотическому воспитанию. В 5-7 классах мы на уроках развития речи пишем сочинения по теме. Учащиеся собирают богатый исследовательский материал по истории своего края, своей семьи, знакомятся с героическим прошлым, извлекают уроки мудрости, человечности. Так, казалось бы, самая традиционная форма работы – сочинение, приобретает черты исследования, становится значимой и интересной. А как приятно прочитать свои размышления в районной газете, почувствовать себя корреспондентом!

В последнее время проводится огромное количество различных конкурсов. Мы приняли участие в 7 Международном конкурсе «Звёзды в защиту животных». Рассказ Белякова В., ученика 6 класса, был отмечен дипломом номинанта. Мальчику пришлось выполнить собственное исследование: познакомиться с повадками птиц, почитать научно-популярную литературу о синицах. Ученица 9 класса собрала и обобщила большой материал по истории родной деревни.

Уроки творческого исследования имеют свободную форму проведения. Они являются более гибкими по форме, структуре и более разнообразными по конечному результату. Поэтому уроки данного типа наиболее часто используются учителями. Например, в форме творческого исследования провожу один из уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема: «Образы- двойники Раскольникова». Главная задача урока - исследовать проблему «Роль вульгарных двойников Раскольникова в развитии идеи романа». Учитель может организовать эту работу как персональную и самостоятельную, дать конкретные задания по вариантам или предложить выбрать персонаж самим учащимся.

Можно выбрать другой путь решения проблемы - организовать работу в группах. На подготовительном этапе работы, которая рассчитана на один урок, даю рекомендации по логике развития исследования:

- составить цитатную характеристику героя;

- отметить различие и сходство между ним и Раскольниковым;

- предложить своё понимание смысла их противопоставления.

После завершения исследования учащиеся отчитываются о проделанной работе и коллективно вырабатывают вывод-решение проблемы, поставленной на мотивационном этапе урока.

Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока и на этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, интересному решению проблемы.

Исследование как один из приёмов организации опережающего задания может быть использовано на разных этапах изучения литературного произведения, определённой темы. Например, при работе над романом И. С. Тургенева «Отцы и дети», готовясь к уроку «Любовь в жизни героев романа», даю опережающее задание: текстуально исследовать проблему «Роль любви в жизни

- Базарова;

- Павла Петровича;

- Николая Петровича;

- Аркадия;

- Одинцовой».

Результаты исследований, которые проводятся группами учащихся, реализуются в ходе урока.

Заканчивая изучение романа, провожу с ребятами обобщающее занятие «Базаров - лицо трагическое». К уроку даю опережающее задание (по группам): текстуально исследовать следующие проблемы:

- «Дружба в жизни Базарова»;

- «Отношение Базарова к родителям».

Группе сильных учащихся предлагается изучить статьи Писарева, Антоновича о романе «Отцы и дети» и, пользуясь методом стилистического эксперимента, определить авторское решение названных проблем.

Как видим, подобные исследовательские задания не только становятся определённой программой работы над темой на уроке, но и позволяют осуществить индивидуальный подход к учащимся, организовать работу над разноуровневыми заданиями в группах.

Пробудить интерес учащихся к исследовательской деятельности можно средствами уроков русского языка. При этом урок может быть подчинен полностью исследовательской деятельности или содержать ее элементы, исследование под руководством учителя может заниматься весь класс или отдельные ученики, а также задания такого характера можно планировать как на уроке, так и в качестве домашней работы.

Урок – исследование по теме «Понятие об обособлении» в восьмом классе начался с проблемной задачи. Ребятам нужно было доказать следующее заключение: «В устной речи наиболее важные по смыслу второстепенные члены произносятся с наиболее выраженной интонацией и на письме выделяются запятыми». В ходе выполнения ряда поисковых, исследовательских заданий ученики обращали внимание на важность смысловой информации, синтаксическую роль причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов предложения, интонацию предложения и отмечали эти особенности в картах – исследованиях.

В конце урока ребята узнали, что такое обособление, какие члены предложения могут быть обособленными, научились находить и конструировать предложения с обособлением.

Можно привлекать к выполнению заданий исследовательского характера не весь класс, а отдельных учеников, в помощь которым выдается карточка с текстом и подробным планом действия. Например, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» карточка имела следующие содержание заданий:

Анализ предложений текста:

    • Прочитайте текст. Выделите сложные предложения. Из скольких простых предложений состоит каждое сложное? Какими /союзными словами/ связываются простые предложения в составе сложного? Определите группу союзов по значению: сочетательные и подчинительные.

    • Выпишите предложения с подчинительными союзами /союзными словами/. Найдите главное и придаточное предложения /заключите главное в квадратные скобки, придаточное — в круглые/. Обратите внимание на место прилагательного предложения.

    • Определите, к чему относится придаточное: к слову, словосочетанию, ко всему главному /задайте вопрос к придаточному/.

    • Составьте графическую схему СПП с обозначением в ней знаков препинания и указанием зависимости придаточного предложения от главного.

    • Обратите внимание на вопрос к придаточным предложениям. По характеру вопросов определите вид придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.

2. Сделайте вывод о своих наблюдениях.

В девятом классе к уроку «Речевой этикет как правила речевого поведения» группе учащихся было дано задание собрать информацию для исследования по темам: употребление слов благодарности и извинения в общественном транспорте, в школе, в магазине и других местах. Другой группе — законспектировать статью о словах благодарности из книги Н. И. Формановской «Речевой этикет». На уроке ученики ознакомили одноклассников с собранным материалом, разыграли мини-сценки, предложили речевые ситуации для анализа на уроке. Урок закончился своеобразной речевой цепочкой: каждый ученик произносил слова благодарности, а затем слова извинения так, чтобы они не повторялись и не прерывали цепочку.

Для домашней работы исследовательского характера можно предложить задания типа: Подобрать доказательства к данному тезису: «Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей»;

  • Составить обобщающую таблицу «Правописание НЕ с различными частями речи»;

  • Подготовить сообщение «Словари русского языка»;

  • Составить словарь основных этических форм: обращения, приветствия, прощания, извинения и др. с включением различных моделей речевых ситуаций;

  • Составьте словарный диктант на заданную тему;

  • Подготовить сообщение по 2 — 3 источникам на тему «Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи русского языка» и др.

Приобретенные знания на такой основе обычно оказываются прочными и служат надежной базой для дальнейшего развития ученика.

Чтобы пробудить интерес к такой деятельности, часто задаю ребятам вопрос ПОЧЕМУ? Следующего содержания:

  • ПОЧЕМУ после шипящих надо писать гласные И, У, А?

  • ПОЧЕМУ на конце кратких прилагательных после шипящих не пишется Ь знак?

  • ПОЧЕМУ возникает необходимость изучать правописание приставок ПРИ - и ПРЕ- ?

  • ПОЧЕМУ, изучая правописание О-Е-Ë после шипящих, надо определять часть речи и морфему? И др.

Вопросы ПОЧЕМУ? заставляют задумываться учеников, искать ответ, а некоторые ученики сами готовят занимательные «почемучки».

От простых проблем переходим к сложным. Ребятам интересно знать:


  • Как возникла письменность?

  • Какова роль языка в жизни человека?

  • Почему меняется словарный состав языка?

  • Кто придумал правила правописания?

  • Как возникли знаки препинания?

  • Что такое речевой этикет и как он связан с культурой поведения? и др.

Чтобы удовлетворить потребности детей в познании, можно включать в урок сведения из истории развития языка, работаем с дополнительной литературой, со словарями, ребята с удовольствием готовят сообщения, собирают информацию по интересующим вопросам, подбирают книги, старшеклассники пишут рефераты. Со своими находками и открытиями ребята выступают перед одноклассниками, учащимися младших, а иногда и старших классов. Способствуют формированию интереса к творческому поиску и самовыражению внеклассные мероприятия, в которых ребята могут принять участие, показать свою эрудицию, проверить свои знания, заявить о себе.

5 – 6 класс

К уроку по теме «Род, число, падеж имён существительных»:

А) Запишем строки из стихотворений Державина и Пушкина:


И тихая луна, как лебедь величавый, Глядь – поверх текучих вод

Плывёт в сребристых облаках. Лебедь белая плывёт.

- Что необычного для вас в этих стихах? ( Лебедь у Державина мужского рода, а у Пушкина – женского).

Вывод: В 19 веке эта прекрасная птица не имела устойчивого рода. Собиратель русских сказок Афанасьев связывает женский род этого слова с былинами и легендами:

Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит рассказ о том, что богатырь Поток женился на вещей Красавице, которая впервые ему явилась на тихих морских заводях в виде белой лебеди.

В современном русском языке победила форма мужского рода – форма, использовавшаяся Державиным, а для женского рода нашлись слова ЛЕБЁДКА, ЛЕБЁДУШКА.

Б) Два французских слова: КАКАО и КОФЕ – употребляются как слова двух родов:

Ароматное какао – среднего рода;

Терпкий кофе – мужского рода.

Вывод: Слово современной науке.

«Русская грамматика» (М., 1980) подтверждает, что в современном языке слово КОФЕ мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде»: сгущённое кофе с молоком.

В) Интересно и то, что когда – то все профессии были мужского рода, но в ХХ веке женщины активно приобщались к труду, и язык моментально отреагировал на это явление.

-К словам мужского рода подберите пару женского рода:

Учитель-……., писатель - …., скрипач - …., разведчик - …, певец - …., спортсмен-…., чемпион - …., лыжник-…., пловец - …..

Нетрадиционные лингвистические задания

  • Самостоятельное составление тематического Словаря

  • Исследование лингвистического текста

  • Разработка наглядных пособий

  • Разработка кроссвордов

  • Задания на основе исследования материалов газет, радио, телевидения

  • Составление «бестолковых» словарей (сопоставление значения и состава слова): безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты

  • Редактирование текста

  • Исправление ошибок в тексте

  • Решение лингвистических задач, придумывание лингвистических задач

  • Анализ детского словотворчества

  • Многоаспектный анализ слова

Примеры заданий исследовательского характера, которые получали учащиеся на разных этапах подготовки к учебному занятию и во время его проведения:

  • подобрать ряд однокоренных слов к слову водить, выявить чередования согласных и объяснить их исторически.

  • выделить корень в словах воротить, ворочать, поворачивать, возврат, вращать, обнаружить чередования звуков и доказать лексическое родство данных слов.

  • в скольких орфографических вариантах представлен корень в словообразовательном гнезде слова отец

  • Являются ли слова дерево и здоровье исторически родственными? Прокомментируйте ответ. Какие исторически родственные слова вы можете подобрать к данным?

  • Проверьте безударные гласные в корне. Проверочные слова запишите. Вставьте орфограмму. Обозначьте корни. Подчеркните чередующиеся звуки.

Образец: значение – знак (ч//к)

  • Проверьте две безударные гласные в корне слова. Проверочные слова запишите. Обозначьте корни. Проверочные слова запишите. Подчеркните чередующиеся звуки.

Образец: трепетать от волнения – трепет, трепещет (т//щ)





























Заключение.

Учитель, подготавливая учащихся к достижению поставленных целей, на всех этапах урока должен продуманно, с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся организовать их совместную деятельность так, чтобы ученик не испытывал чувства страха, адекватно реагировал на происходящее в классе, чувствовал свою личностную значимость и осознавал свою роль в общем деле. Так и руководство исследовательской деятельностью требует от учителя постоянного совершенствования своих умений. И это правильно. Развитию и совершенству нет предела. Ребята не только с большим интересом работают, представляют и защищают, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.

Проводя анкетирование на этапе рефлексии, убеждаюсь, что учебное время использовано продуктивно, поставленные цели и задачи реализованы. Как видим, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы по-горьковски «смысл жизни видел в творчестве». Наша задача – ему в этом помочь.


Изучение литературы и русского языка через организацию исследовательской деятельности помогает учащимся получить универсальное образование. Следует заметить, что универсальность - это не энциклопедичность. Универсальное образование, в современном понимании, вооружает учеников навыками самообразования, формирует потребность саморазвития.

















Использованная литература.

1.Безрукова В. С. «Все о современном уроке: проблемы, решения», «Сентябрь», 2004

2.Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

3.Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

4.Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998.

5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Современный урок», изд. Учитель, 2005

6.Леонтович А. В.  Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. № 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- № 1-2.- C. 132-137.

7. Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7

8. „Педагогическое творчество в школе“ (из опыта работы педагогов России), изд. НИИ школ МО », 2001

9.Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- № 1.- C. 85-95.

10.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

11. Резниченко И. Л. «Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе», Москва, «Просвещение», 2000

12.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с

13. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" - Москва, "Народное образование", 1998г.

14.Турчанинова Ю. «Свобода учиться и учить»//«Директор школы», №1 - 1997 (38).

15. Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения"//"Директор школы", №3 - 1998 (66).











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы.

Автор: Гаврилова Ирина Викторовна

Дата: 14.06.2019

Номер свидетельства: 514709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства