Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы"»
ГБОУ “ООШ с.п.Али-юрт”
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы Исследовательская работа
Учитель русского языка и литературы Машхоева Аза Джабраиловна
С.п. Али-юрт, 2019
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………………………3
2. Глава 1. Теоретические аспекты организации исследовательской работы……………6
1.1. Научные предпосылки организации исследовательской работы……………………..6
1.2. Специфика применения ИКТ в исследовательской деятельности………………….7
Глава II. Применение ИКТ в исследовательской деятельности на примере……………..10
2.1. Методическая система использования ИКТ в условиях исследовательской деятельности……………………………………………………………………………………10
Глава III. Этапы исследования……………………………………………………………….12
3.1. Первый этап……………………………………………………………………………….12
3.2. Второй этап……………………………………………………………………………….14
3.3. Третий этап……………………………………………………………………………....15
Вывод. Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка…………………16
Заключение……………………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………………………….23
Введение
В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.
Тема исследовательской работы «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка». Актуальная значимость темы исследовательской работы заключается в том, что в модернизации образования особое место занимает информатизация образования, разработка и оптимальное использование современныхинформационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. Проблема, на решение которой направлена исследовательская деятельность, создать обучающую среду, состоящую из отдельных компонентов, обеспечивающую в целом обучающий эффект. Обучающая среда, разработанная с применением образовательных информационных технологий, позволит создать систему обучения русскому языку, которая не только обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по русскому языку, но и повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины.
Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, информационно-коммуникативных технологий, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования ИКТ обучения в теории и практике обучения русскому языку;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования ИКТ обучения русскому языку;
- воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и сети Интернет.
Гипотеза исследования в опыте. Эффективность обучения русскому языку и качество знаний учащихся будет выше, если конструирование обучающей среды будет опираться на систему обучения русскому языку с применением ИКТ.
Методы: 1.Теоретические методы исследования: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования;
2. Методы исследования: индивидуальная работа, анкетирование;
Новизна темы исследовательской работы заключается в практическом применении на уроках русского языка ИКТ и приёмов интерактивного обучения.
База исследования:образовательный процесс основной общеобразовательнойшколы
Объектом исследования являются ИКТ и интерактивные методы обучения школьников русскому языку в основной общеобразовательной школе.
Участники исследовательской работы:
Администрация школы
Опытно-экспериментальные лаборатории (ШМО);
Педагоги;
Родители
Библиотекарь;
Классные руководители;
Сроки исследовательской работы: 2015-2018 гг.
1этап2015-2016уч. год
Разработать модель применения компьютера, интерактивной доски как универсального технического средства. Проведение уроков- презентации по отдельным темам.
2этап2016-2017 уч. год
Разработать модель использования компьютерных моделей на уроке, работы с компьютерной лабораторией.Системное использование цифровых образовательных ресурсов.
3этап2017-2018 уч.год
Разработать модель использования Интернет-ресурсов: выполнение виртуальных заданий, тестов по подготовке к ОГЭ, создание проектов.
Этапы исследования: 1. Подготовительный;
2. Организационный;
3. Обобщающий;
Структура. Исследовательская работасостоит из введения, трех глав, выводы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации исследовательской работы.
Научные предпосылки организации исследовательской работы
Ученые и учителя-практики констатируют, что приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении. В контексте нашего исследования основными понятиями являются «экпериментально-исследовательская деятельность» и «информационно-коммуникативные технологии». В связи с этим необходимо раскрыть научные предпосылки их изучения.
Исследование определяется Д.Н.Ушаковой как научное сочинение, в котором исследуется вопрос.Исследование научное,процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Основными компонентами исследования научного являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Для прикладных исследования научного выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в производство.
Под учебно-исследовательской деятельностью В.Н Борздун понимает такую форму организации образовательно-воспитательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (по крайней мере, для учащегося) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Они выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследований, а руководители выступают при этом как консультанты и при необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения.
Почему необходимо проводить исследовательскую и проектную работу:
1. Она позволяет полученные теоретические основы связать с практикой, применить их в нестандартной ситуации, а значит, позволит приобрести самое ценное на сегодняшний момент в образовании, способствующее повышению его качества – навык работы с компьютером и проведение исследовательских проектов.
2. Исследовательская работа проводится по тому же принципу, что и в ВУЗах, поэтому её проведение в школе позволит создать преемственность, облегчить переход из школы в ВУЗы.
3. Углубленнее изучить программный материал, связать его с жизнью.
4. Принести пользу для местного сообщества, пытаясь в силу возможностей своего возраста, поднять волнующие всех вопрос, найти выход из сложных ситуаций.
Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации образовательно-воспитательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования.
особенности организации исследовательской деятельности заключается в создании благоприятных условий для стимулирования и профессиональной ориентации.
Специфика применения ИКТ в исследовательской деятельности
Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Работа на компьютере способствует развитию творческих способностей учащихся. При этом компьютерные программы служат дополнением к основному учебному материалу или выступают как средство, повышающее результативность обучения. Они создают условия, при которых акцент делается не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.
При использовании компьютера повышается мотивация обучения, происходит усиление интереса учащихся к урокам русского языка и расширение их кругозора. Использование компьютера и электронных средств обучения на уроках даёт возможность обучать активным методам мышления и способам поисковой деятельности, которые позволяют учащимся адаптироваться и ориентироваться в любой профессиональной деятельности, создаёт реальные условия для творческого саморазвития, как отдельной личности, так и всего коллектива.
На сегодняшний день выработаноопределение ИКТ–грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ–компетенции. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно–коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.. Введенное понятие ИКТ–грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. При применении ИКТ в проектно-исследовательской деятельности формируются все виды ключевых компетенций.
Усвоение различных приемов использования ИКТ в исследовательской деятельности учащихся можно выявлять по следующим показателям:
выход в Интернет, создание своего сайта и возможность информационных обменов с другими образовательными учреждениями.
поиск информации и участие в электронных конференциях
возможность дистанционного обучения
использование на уроках интерактивной доски
использование электронных учебников
представление информации с помощью мультимедиа
использование в учебном и научно-исследовательском процессе специальных программ (Excel, PowerPoint, AdobePhotoshop, Publisher и др.)
Наносить на них информацию, менять цвета, контуры.
Реставрировать материалы (фотографии, карты)
PowerPoint
Умение представлять информацию
Publisher
Умение создавать электронные страницы и представлять их.
Перейдем теперь от определения ИКТ – грамотности к понятию ИКТ– компетенции. Компетенция – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Учащиесядолжны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или ИКК) должна обеспечить школьникам возможность:
успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.
общую оценку познавательной и технической компетентности ученика;
более детализированную систему отчета о набранных баллах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны ученика;
связь с существующими или специально разработанными методическими материалами;
основываясь на результатах тестирования можно выделять конкретные цели обучения.
Диагностическая оценка позволит исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ–компетентности.
Исследовательская деятельность учащихся с использованием компьютера и его возможностей является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Глава II. Применение ИКТ в исследовательской деятельности на примере.
2.1. Методическая система использования ИКТ в условиях исследовательской деятельности
Инновационная работа в реальном образовательном пространстве школы существенно меняет критерии анализа деятельности всего учреждения. Она становится и стимулом, и средством развития школы, и даже источником новых параметров и способов диагностики результативности образовательного процесса. Она заставляет использовать современные технологии и методы обучения, оценивать и анализировать деятельность каждого ученика, профессиональную компетентность учителя.
Тема, по которой я работаю - «Повышение качества знаний учащихся через применение современных информационно-коммуникативных технологий». В своей профессиональной деятельности я стремлюсь формировать компетентностьобучающихся, что позволяет мне создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, а также повысить качество обучения по предмету, зримо воплотить в жизнь принцип наглядности, повысить интерес к предметам гуманитарного цикла.
Мониторинг успеваемости и качества знаний за 3
год
По классам
По ОУ
По муниципальному району
Русский
язык
литература
Русский
язык
Литература
Русский
язык
Литература
успеваем ость
качество
успеваем ость
качество
успеваем ость
качество
успеваемость
качество
успева
емость
каче
ство
успева-емость
качес
тво
2015-2016
100
56
100
73
100
54
100
75
99
58
100
75
2016-2017
100
59
100
75
100
58
100
78
99,6
61,5
100
76,7
2017-2018
100
65
100
74
100
65
100
75
99,8
62,3
100
76,9
За последние три года качество знаний обучающихся по русскому языку выросло с 54% до 65 %.
Информационно - коммуникационные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки.
К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе я отношу презентации, которые достаточно часто использую на своих уроках. Демонстрирование презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных.
Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада. Всё это позволяет построить мне учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности.
При проведении уроков по обобщению и повторению изученного материала, при объяснении нового материала, подготовке к ОГЭ работаю со специализированными компьютерными программами, тренажёрами, в которых предоставлены тестовые задания самых различных видов. Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными рамками, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением с детьми.
Особое внимание уделяю учебному проектированию, созданию условий для реализации креативных возможностей обучающихся. Школьники под моим руководством успешно создают мультимедийные проекты, компьютерные презентации, электронные доклады, обращаются к электронным учебникам, ресурсам Интернета.
Обучение с помощью интерактивного оборудования, которое имеется в моём кабинете, существенно отличается от привычных методов преподавания. Я по-разному классифицирую материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Дети часто выполняют задания, используя интерактивное оборудование: редактируют тексты, набирают тексты своих творческих работ, составляют сборники, оформляют свои доклады, проектные работы, рефераты, создают слайдовые презентации, клипы, компьютерные рисунки, дидактические материалы. Так можно соединять приятное с полезным, скучное с интересным.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию школьников к изучению предметов, развивает их творческую активность и коммуникативные навыки, позволяет осуществлять рефлексию своей деятельности и коррекцию пробелов, а также поддержи-вать интерес к процессу обучения.
Глава III. Этапы исследования.
3.1. Первый этап.
Технология организации исследовательской работы представляет собой логическую последовательность действий, включающую в себя ряд этапов.
На первом этапе деятельность направлена на осмысление своего собственного практического опыта с позиций научно педагогических идей, лежащих в основе «концепции школы». При этом основное внимание уделяется изучению научной литературы, прохождению курсов, поскольку любое педагогическое исследование базируется на уже существующих идеях, положениях, принятых в науке. Анализ научной литературы позволяет педагогу определить основные позиции, на которые он будет опираться в дальнейшем. Проблемы, существующие на данный момент и проанализировать, что сделано, что рассмотрено, а что требует доработки и уточнения (в научном плане), что разработано, но пока не апробировано на практике (в практическом), а также определить методологию своего исследования. Это в свою очередь позволяет определить актуальность, цели и задачи, выдвинуть гипотезу исследования, а затем сравнить результаты с существующими положениями педагогической теории. В результате такого анализа выявляются нерешенные проблемы и противоречия, свойственные педагогической практике.Также разрабатывается модель применения компьютера, интерактивной доски как универсального технического средства. Проводятся уроки - презентации по отдельным темам. Разрабатывается замысл эксперимента, который оформляется в программу исследовательской работы. Разработка её является способом моделирования исследовательской деятельности педагога. Программа исследовательской работы включает: обоснование и формулировку темы; определение объекта и предмета исследования, цели и задач эксперимента; формулировку гипотетических предположений, где максимально подробна, изложена модель, будущая методическая система, технология, т.е. механизм того нововведения, за счет которого ожидается получить высокую результативность; выбор и обоснование конкретных методик и методов исследования; определение сроков опытно экспериментальной работы в целом и ее этапов;разработку критериев оценки ожидаемых результатов эксперимента; определение основных направлений мониторинга текущего учебно-воспитательного процесса.
Программа исследовательской работы рассматривается и утверждается на заседании экспертного совета. Также на первом этапе разрабатывается научно-методическое обеспечение эксперимента (планы уроков, внеклассных мероприятий, дидактические материалы, технические средства, способы фиксации экспериментальных фактов и др.).
Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материала, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается мотивация обучения, усиливается интерес учащихся к урокам русского языка. С целью определения уровня знаний учащихся в области ИКТ, была проведена первичная диагностика: «ИКТ в жизни учащихся 7-9-ых классов»
Результаты: Опрошено – 22 учащихся.
У Вас есть ПК дома?
Имеется у 14 учащихся (64 %)
Оцените свой уровень знаний по пятибалльной шкале:
Word
Excel
Power Point
Paint
Компас (или 3d Max)
Turbo Pascal
Баллы:
2,9
1,8
2,7
3
0
2,13
Какой архиватор используете?
WinZip,WinRar
Создаете ли самостоятельно клипы?
Создают 5учащихся (23%)
Каким Интернет-браузером пользуетесь?
Opera,Mozilla
Сколько времени в день уходит у Вас на Интернет?
0-1,1 часов
Какими поисковыми системами пользуетесь?
Yandex, Google, Rambler
Какие образовательные сайты Вы посещаете?
www.edu.ru
Составьте рейтинг самых Вами посещаемых сайтов.
1. www.vkontakte.ru
2. www.odnoklassniki.ru
3. www.edu.ru
Используете ли Вы ИКТ в научной деятельности?
Используют 4учащихся (18%)
Используете ли Вы ИКТ в исследовательской деятельности?
Используют 4 учащихся (18%)
Какими еще источниками информации, кроме Интернета, Вы пользуетесь?
Книги, учебники, газеты, ТВ, радио…
3.2. Второй этап заключается в реализации педагогом программы опытно-экспериментальной работы. Данный этап предполагает осуществление той системы мер по преобразованию учебно-воспитательного процесса, которые были заложены в гипотезе: реализация новой технологии, методики, апробация методов, приемов обучения и воспитания, за счет которых ожидается получение качественно более высокого результата.
После проведения уроков информационно-коммуникативными методами у учени-ков повышается способность мыслить и развиваются следующие направления:
1. От индивидуальности к общественному
2. От зависимости к независимости
3. К навыкам использования ИКТ
4. От интуиции к логике
5. От единомыслия к альтернативности
6. К творчеству и визуальным эффектам
7. Эволюция навыков ведения независимых исследовательских работ
8. Повышаются способности анализировать, исследовать, освоить и обобщать
9. Формируется способность охарактеризовать любой объект, окружающий нас
11. Ученики знакомятся с компьютерными программами
12. Формируется способность представить в форме презентации личные исследования
13. Создается способность свободно выступать перед аудиторией
Активное внедрение преподавания элементами интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах.Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего не получится.
Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею работы на основе общих правил поведения. Вскоре это приводит к более доверительным отношениям в классе, ученики становятся на уроках более активными.
3.3На третьем этапе проводится теоретическое осмысление полученных результатов, их рефлексия (обобщение проведенных уроков, внеучебной деятельности учащихся, приемов и методов обучения и воспитания и др.), работа над выводами, описание хода эксперимента. Осуществляется обобщение результатов опытно экспериментальной работы и их распространение. Для этого готовится выступление на заседании педагогического совета, методического семинара, научно-практической конференции, статья в журнал или сборник, тезисов по итогам исследовательской работы.
С целью определения отношения учащихся к применению ИКТ на уроках русского языка была повторно проведена анкета: «ИКТ в жизни учащихся 7-9 классов»
Результаты: Опрошено –12 учащихся.
У Вас есть ПК дома?
Имеется у 12 учащихся (100%)
Оцените свой уровень знаний по пятибалльной шкале:
Word
Excel
Power Point
Paint
Turbo Pascal
Photoshop
Corel Drow
Баллы:
3,71
3,24
2,98
3,10
2,13
1,13
0,13
Какой архиватор используете?
WinZip,WinRar
Создаете ли самостоятельно клипы?
Создают 9 учащихся (75%)
Каким Интернет-браузером пользуетесь?
Opera,Mozilla
Сколько времени в день уходит у Вас на Интернет?
0,5-1,5 часов
Какими поисковыми системами пользуетесь?
Yandex, Google, Rambler
Какие образовательные сайты Вы посещаете?
www.edu.ru
Составьте рейтинг самых Вами посещаемых сайтов.
1. www.vkontakte.ru
2. www.odnoklassniki.ru
3. www.edu.ru
4. www.mp3ex.net
5. www.musicostrov.ru
Используете ли Вы ИКТ в научной деятельности?
Используют 12учащихся (100%)
Используете ли Вы ИКТ в исследовательской деятельности?
Используют 12 учащихся (100%)
Какими еще источниками информации, кроме Интернета, Вы пользуетесь?
Исследования психологической комфортности учащихся на уроках русского языка показали, что у всех учащихся (100%) отмечено позитивное отношение к ним. Уроки интересны, и на них чувствуют себя спокойно все опрошенные. За последние три года качество знаний обучающихся по русскому языку выросло с 58.2% до 68.5 %.
Выводы.Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка. Результатом деятельности учащихся становятся проекты, полученные в ходе исследовательской работы. За четыре года работы с использованием метода исследовательских проектов повысилась мотивация учащихся к изучению русского языка.Компьютеризация учебного процесса направлена на повышение качества обучения. Обучение в условиях компьютеризации способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, т.е. способствует усилению их познавательной деятельности. Последнее отражает повышение интереса учащихся не только к изучаемой дисциплине, но и к техническим средствам обучения. Компьютеры развивают логическое мышление, закрепляют умение спокойно анализировать ошибочные ситуации в процессе поиска правильного ответа. Работа с компьютером развивает у учащихся внимательность, точность, аккуратность, творчество. Использование на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения информационных компьютерных технологии позволяет привлечь внимание учащихся, наиболее точно и красочно разобрать представленную репродукцию картины и добиться оптимального результата при написании работы.
Тематика мероприятий, проведенных с использованием современных технологий, доказывает систематическое использование современных образовательных технологий:
Учебный год
Вид мероприятия
(урок, классный час идр)
Тематика, возраст учащихся
Класс
Используемая технология
2015-2016
Урок
«Стели речи»
7
Проектная, ИКТ
Мастер- класс
«Использование исследовательского метода на уроках русского языка»
Педсовет
Исследовательский
Урок
«Виды односоставных предложений»
8
Исследовательский,
ИКТ
Урок
Сочинение по картине Н.Н Фешина «Варя Адоратская»
9
учителя
ИКТ, исследовательский
Родительское собрание
«Компьютер и ребенок»
7-9
ИКТ, проектный
2016- 2017
Мастер-класс
«Использование исследовательского метода на уроках русского языка»
Педсовет
Исследовательский,
ИКТ
Публичный доклад
«Применение ИКТ в проектно- исследовательской деятельности на уроках русского языка»
учителя
Исследовательский,
ИКТ
Мастер-класс
«Особенности сжатого изложения»
9 класс, для учителей русского языка
ИКТ, проблемный
2017-2018
Доклад
«Исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеклассных мероприятиях»
Педсовет
Исследовательский,
ИКТ
Открытый урок
Урок « Виды СПП»
(С помощью компьютерной программы MicrosoftPowerPoint реализован проект: «Виды СПП»
9
учителя
ИКТ, проектный
Защита проектов
«Музы Пушкина»
9 класс, Неделя русского языка и литературы
ИКТ, проектный
Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую преподаватель использует при подготовке к занятиям.
Компьютер заменяет основную часть наглядных пособий и моделей. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником.
Заключение.
Среди множества способовповышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем.
Конструирование обучающей среды с использованием ИКТ -есть формирование культуры учащихся в её формах (учебная дисциплина- дополнительное образование - внеклассные мероприятия), где управление конструированием рассматривается как процесс создания среды, адекватной изменениям социума.
Модель учебного процесса, в которой используются возможности новых информационных технологий, позволяет эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и учащегося, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету,направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности. Она представляет собой своеобразный, уникальный для данной среды сплав отдельных,педагогических и др. компонентов, обеспечивающих в целом обучающий эффект, повышающий мотивацию учащихся к изучению дисциплины и их творческую активность.
Учитывая загруженность современного учителя, можно порекомендовать воспользоваться мультимедийными новинками рынка. Сегодня их особенно много и, что самое приятное, увеличиваются их технические и дидактические возможности.
Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, а зачастую применение электронных образовательных программ на уроке требует больше времени, но дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом применение мультимедийных курсов помогает учащимся изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.
.
Литература
Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. - С. 22.
Мингазов Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. - Л, 2005. - С. 76.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008. - С. 110.
Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000. – С. 92.
Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. - М.: ВАКО,2005. - С. 211.
Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2002. - С. 357.
Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002. - С. 212.
Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006. - С. 187.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.edu.ru
2. Подготовка словарной работы. (http://dazor.narod.ru/books/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm,)
3. Создание докладов и рефератов по теме (www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru).