kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН. г.КЫЗЫЛОРДА

 

 

Из опыта работы

 

Исследовательская работа учителя русского языка и литературы

Акмурзаевой М.Н

 

 

 

 

Тема исследования:

Игровые формы

уроков русского языка

 

           

 

 

 

г.Кызылорда, 2013г

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель данной работы:

 

показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема,  возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.

 

Задачи:

 

  1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.
  2. Рассказать о дидактических играх на уроках русского языка.
  3. Привести примеры уроков с использованием  дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.

 

План работы.

I. Введение.

Психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка.

 

II. Основная часть.

Дидактические игры на уроках русского языка.

 

III. Заключение.

Методическая часть. Конспект модели урока-игры.

 

IV. Приложение.

Фрагменты уроков, описание игр, дидактические материалы, игровые приемы.

 

V. Литература.

 

I. Психологическое обоснование роли игры

в жизни ребёнка.

Что представляет собой  игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского  «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет   Л. С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением  довольно сложных задач поведения,  требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется   множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности  всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение... мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и, тем самым, ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением  ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и

интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

            Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

            Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.

            Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В учебнике «Психология»  В.А.Крутецкого, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит.

Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

 

 

 

II.    Дидактические игры на уроках русского языка.

 

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1)         Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2)         Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3)         Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4)         Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5)         В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе. Некоторые из них упомянуты в методической части данной работы.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1)         Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2)         Доступность для учащихся данного возраста;

3)         Умеренность в использовании игр на уроках.

Виды уроков с использованием игр:

1)         Ролевые игры на уроке (инсценирование);

2)         Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3)         Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4)         Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5)         Различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

           

  1. Методическая часть.

                                           Конспект модели урока-игры.

 

            Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать эту  встречу с незнакомым не пугающей, без разочарований, что будет способствовать возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 4 часа русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.         Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" »



РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН. г.КЫЗЫЛОРДА



Из опыта работы


Исследовательская работа учителя русского языка и литературы

Акмурзаевой М.Н





Тема исследования:

Игровые формы

уроков русского языка





г.Кызылорда, 2013г









Цель данной работы:


показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.


Задачи:


  1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.

  2. Рассказать о дидактических играх на уроках русского языка.

  3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.

План работы.

I. Введение.

Психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка.


II. Основная часть.

Дидактические игры на уроках русского языка.


III. Заключение.

Методическая часть. Конспект модели урока-игры.

IV. Приложение.

Фрагменты уроков, описание игр, дидактические материалы, игровые приемы.


V. Литература.

I. Психологическое обоснование роли игры

в жизни ребёнка.

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение... мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и, тем самым, ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и

интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.

Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В учебнике «Психология» В.А.Крутецкого, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит.

Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.




II. Дидактические игры на уроках русского языка.


В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе. Некоторые из них упомянуты в методической части данной работы.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1) Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) Доступность для учащихся данного возраста;

3) Умеренность в использовании игр на уроках.

Виды уроков с использованием игр:

1) Ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) Различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

  1. Методическая часть.

Конспект модели урока-игры.


Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать эту встречу с незнакомым не пугающей, без разочарований, что будет способствовать возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 4 часа русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.



Конспект модели урока - игры.

Учебник «Русский язык. 5 класс».

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема. Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока.

Словосочетание.


Цель.

1. Раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица, грамматическая связь;

2. Познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.

Ход урока.

На видном месте висит плакат:

Синтаксис.

Заимствовано в 18 веке из греч. языка.

Буквально значит - построение, сочетание, порядок.

Раздел грамматики, который изучает строение и

значение словосочетаний, предложений, текста.

Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис. Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определённом порядке.

Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в класс вбегают ученики (работа с ними была проведена заранее). У каждого на груди висит табличка с определённым словом. То есть, каждый ученик представляет собой Слово.

Например, Учитель.

Учитель (делает вид, что удивился). Вы кто?

Слова. Мы - Слова.

Учитель. Вы чем-то расстроены?

Слово (один из учеников). Да. Мы ходим каждый сам по себе. Нам грустно и одиноко.

Учитель. Ребята мы поможем словам? Но для этого нам нужно ответить на несколько вопросов. Что надо сделать со словами, чтобы их объединить?

Ученики (с помощью учителя). Соединять слова по смыслу, подставлять предлоги.

Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики. Сочетание слов.

Учитель. Верно. (Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания. Затем обращается к Словам). Ну-ка, идите сюда Яркий и Листва.

Выбранные слова выступают вперёд.

Учитель. Ребята, листва может быть яркой?

Ученики. Да!

Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь всё-таки не хватает. Чего же?

Ученики (с помощью учителя). Наверное, того, что называется грамматической связью.

Учитель. Как сказать правильно?

Ученики. Яркая листва.

Учитель. Правильно.

Меняет окончание -ий на -ая (Заранее приготовленный лист бумаги с написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакату).

Учитель. А почему окончание -ая? О чем оно нам говорит?

Ученики. Потому что слово листва имеет женский род.

Учитель. Значит, мы ориентировались по слову листва. Оно является...

Ученики. ...главным. А слово яркая - зависимым.

Учитель записывает на доске: какая x

Яркая листва (ж.р.; им.п.)

Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

Учитель. А что же делать с остальными Словами?

Слова. Составьте из нас предложение.

Учитель. Что для этого мы должны сделать?

Ученики (с помощью учителя). Построить слова в определённом порядке и связать по смыслу и грамматически.

Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке. Учитель меняет, где необходимо, окончания.


Получилось:

На яркой листве деревьев блестит роса.

Далее учитель объясняет, что словосочетание и предложение - единицы синтаксиса. Приступают к работе над словосочетанием.

* * * * *


IV. Фрагменты уроков, описание игр, дидактические материалы.

Тема. Диалог. Фрагмент урока.

Цель.

1. Познакомить учащихся с понятиями диалог, реплика;

2. Выработать навык постановки знаков препинания при диалоге.

Развитие речи. Выразительное чтение по ролям.

Ход урока.

На видном месте висит плакат с определением слова диалог.

На доске записана тема урока.

Учитель. Ребята, тема нашего урока «Диалог». Что это такое, вы прочитали, а чтобы было понятнее, ваши товарищи сейчас покажут сценку.

(Здесь можно, например, разыграть отрывок из басен Крылова, которые инсценировали на литературе.)

Учитель. Ребята, сколько человек принимали участие в разговоре?

Ученики. ...

Учитель. Как называется такая беседа?

Ученики. Диалог.

Учитель объясняет, что если к участникам беседы присоединится третий, четвёртый и т.д. говорящий, то эта беседа тоже будет называться диалогом.

* * * * *

Конец года. Контрольные работы написаны, а впереди ещё несколько учебных дней. Как наиболее эффективно можно использовать оставшееся учебное время?


Тема. Повторение и систематизация изученного.

Цель. Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение года;

Ход урока.

На видном месте висит плакат со словами: «Отправляемся в путешествие». Доску украшает красочно выполненная карта страны Лингвинии.

После звонка на урок на пороге класса появляется ученик с большим конвертом в руках.

Ученик. Вам письмо.

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно. (Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка из сказочной страны Лингвиния! Слушайте:

«Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы по учебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями и законами городов Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса, Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты Лингвинию?» победители получат звание «Лучший знаток Лингвинии - 2006» и приз. С уважением, король Русский Язык».

Ого! Здесь целый пакет с заданиями и условиями конкурса. Согласны принять предложение короля?

Ученики. Да!

Учитель. Тогда отправляемся в заключительное турне по стране Лингвинии.

Делит класс на команды (по 4,5 человек), выбирает капитанов. Можно выбрать жюри.

На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по разным разделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего начать?

На доске висит подобного вида плакат:

Морфология

Синтаксис

Словообразование

Фонетика

Орфография

Орфоэпия

Лексика





Каждая клеточка закрыта листом ватмана с изображением забавной рожицы или цветка.



Представители команд по ходу урока открывают любую клеточку на выбор. Характер задания будет соответствовать названию раздела.

После открытия окошка команды должны расшифровать название города королевства Лингвинии (раздела). Очко присуждается за быстроту и правильность ответа.

Каждое задание - 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Задания.

Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой. Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых для проведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этих заданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, что, на мой взгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока.

1. Карточка - тест.

Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов.

Данные сочетания слов являются словосочетаниями:

1) осенний день;

2) урок начался;

3) купить книгу;

4) в лесу.

Ответ: 1); 3).

2. Карточка – тест

Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.

К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:

1) Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)

2) Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)

3) Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)

4) Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.

Ответ: 3).

(Варианты: найти предложение с однородными дополнениями, определениями и т.д.)

3. Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:


сп...ртивный з...лёный ст...лбовая

дес...ть цв...тной ш...рстяной

бе...заботный ра...свет бе...цветный

рису...шь пиш...шь чита...шь

к...пуста т...атр ап...льсин





5. Карточка.

В каком примере неправильно названа буква?

1) Книга - кэ, эн, и, гэ, а.

2) Палец - пэ, а, эль, е, цэ.

3) Марка - эм, а, эр, ка, а.

Ответ :1 – кэ


6. Карточка. Игра «Справочное бюро»

Использовать словарь.

Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

Колорит, компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»).


7. «От каждой буквы - столбик - слово»

Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово.

Условия:

1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;

2) Слова не должны повторяться;

3) Слова должны быть написаны правильно.

К о р п у с к о р п у с к о р п у с

р к о у к у р б а о с а о р е у р ю

о н г с р г а р з л п п с е к л о р

т о к о р н ы б ё е о т х о ь к п

п о в о т х г ю р т р

б р м д и

з

* * * * *







"Лингвистическое путешествие"

(Обобщающий урок в конце года)

Оборудование:

карта путешествия;

карточки с заданиями;

воздушные шары с морфемами;

толковые словари для каждой команды

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. Эта страна имеет много городов, и в некоторых из них мы с вами побываем. Чтобы перейти из одного города в другой вам нужно будет выполнить задания, которые приготовили жители этих городов. Страна Русского Языка содержит много интересных достопримечательностей и особенностей. Все города этой страны связаны между собой и об этом не стоит забывать. Совершать лингвистическое путешествие мы будем на 2-х вагончиках ( 1 и 2 команды ). А какой вагон у нас самый главный, ведущий и умный мы узнаем в конце нашего путешествия. И, конечно же, победившие получат пятерки по предмету. За каждый правильный ответ вы будите получать 1 жетон, за неполный ответ – полжетона. За нарушение дисциплины - штраф 1 жетон. В конце мы подсчитаем жетоны и объявим победителей.

Итак, начинаем наше лингвистическое путешествие.

А начнем мы его с представления наших вагончиков (название, девиз, эмблемы, капитан).

Представление команд закончено и теперь можно смело двигаться вперед!

1. Чтобы нам войти в страну Русского Языка, нужно справиться с небольшим препятствием : отгадать загадки. Кто вперед?

  • Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)

  • Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )

  • Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )

  • Буквы значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется….. (Алфавит)

  • Все загадки связаны с алфавитом и буквами, как вы думаете почему? (Потому что мы входим в страну Русского языка)

- Вот теперь- то мы можем зайти в страну Русского Языка.

Заходя туда, мы видим на воротах замечательную надпись (учитель читает выразительно):

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, наших спутников и ракет.
На совете, за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой!

И вот на пути, перед нами

ГОРОД МОРФОЛОГИЯ.

А встречает нас один из жителей этого города (выходит один ученик и читает приветственное слово гостям, затем отдает конверт с заданиями):

Ученик:

Части речи, как чудесно,
Знать, что вы со мною вместе,
Что всегда вы рядом, здесь,
Благодарности не счесть.
Существительное – школа, просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.

Учитель: - Какие же задания приготовили нам жители этого городка?..

1 ЗАДАНИЕ: отгадать, о какой части речи говорится в стихах и рассказать о ней.

1 команда

– Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.  (Наречие).

2 команда

– Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей! (Существительное).



1 команда

- Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!  (Прилагательное )

2 команда

- Прошедшее время -
То, что прошло:
“Вчера мы писали,”
“Солнце ушло”
Настоящее время –
Проходящее теперь:
“Мою окно”,
“Закрываю дверь”.
А в будущем:
“Я полечу на ракете,
Хочу побывать
На далекой планете”. (Глагол )

2 ЗАДАНИЕ: “Четвертый лишний”

(Найти лишнее слово и объяснить почему).

(1 человек от команды).

1 команда – существительное, наречие, сказуемое, предлог.

2 команда - частица, предлог, наречие, союз.

3 ЗАДАНИЕ: Конкурс капитанов.

Определить часть речи у данных слов и распределить их на группы по определенному признаку.

1 команда – парты, занятия, урок, полет, походы, огурец.

(По числу –2 группы )

2 команда – книга, тетрадь, портфель, перо, пенал, знание.

(По родам –3 группы ).

Учитель: - Итак, успешно вы преодолели препятствия в чудесном городке,

Но так же смело будете ходить в

ОРФОГРАФИЧЕСКОМ ЗАМКЕ?

в который мы сейчас и отправимся.

Нас приветствует мэр этого города (выходит 1 человек – мэр с короной на голове, где написано орфография и приветствует участников):

ОРФОГРАФИЯ.

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
“зуб” на “зубы”, “лед” на “льды” –
Будешь грамотным и ты.



(Вручает конверт с заданиями ).

Учитель: - Что же ждет нас в этом городе ?

1 ЗАДАНИЕ: отгадать загадку, указав в отгадке орфограмму, как ее  проверить?

1 команда

- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза ).

2 команда

- Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко-
Не пролезет даже кошка. (Скворечник ).

1 команда

- Лежит веревка,
Шипит,плутовка
Брать ее опасно-
Укусит. Ясно?  (Змея ).

2 команда

- В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит
На суку сидит,
Мышей сторожит.  (Сова ).

2. ЗАДАНИЕ: Найти и исправить ошибки в предложениях,  аргументировать свой ответ.

“Сова жила в великом замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком.

Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные

Кристофером Робином”. Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте ошибки, если они есть.

1 команда - Прашу ножать если незапускают.

2команда - Прошу падергать если ниаткрывают.

3. ЗАДАНИЕ: “Кто быстрее” (Ответить на вопрос ).

А) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

Б) Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Алла, Анна).

В) Какие буквы всегда маленькие?

Сказала Й сестре родной :
- Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я - ужасно редко.

- Ну, редко – это не беда,
Иные буквы - никогда!
И много их?

-Да целых три:
Сестра и с ней 2 брата.
Зовут их так……

- Не говори………
Скажите вы , ребята ! ( _ъ и _ь , _ы ).


Г) Чем оканчиваются день и ночь? ( Ь)

Д) Что стоит посредине земли? ( М)

Е) Чем кончается лето и начинается осень? ( О)

Ж) Может быть в слове 100 одинаковых букв? ( Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к)


Учитель:-Лихо замок орфографии, вы сумели обойти, но скажите, так же прытко, синтаксис и пунктуацию вы сможете пройти ?

Давайте посмотрим. (Выходят 2 ученика с коронами “Синтаксис” и “Пунктуация” )

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

С:

Cинтаксис и пунктуация рядышком идут,
Держатся за руки, песенки поют.

П:

Словно две подружки не разлей -вода
И об этом помнить нужно вам, друзья!

1 ЗАДАНИЕ:

Учитель:

Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте же, ребята, поможем,
Им в нелегкой и грустной судьбе.


Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу).

1 команда- дерево, хвойных, семейства, сосна.

2 команда - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.


2 ЗАДАНИЕ: “Кто больше!”.

Составить словосочетание из предложения, указать тип связи - подчинительный и сочинительный.

Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.

(1 уч-к из команды выходит с листом и читает, что получилось).

- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал,
- гулял и мяукал.

Учитель:

-Прекрасный город!,
Там все знаки препинания,
Все члены предложения дружны между собой.
Прощаясь с нами,
Кричат нам: “ До свидания!”.
И машут весело рукой.
А мы уходим, но вернемся в этот город обязательно,
Когда диктанты станем все писать,
И расставляя знаки препинания,
Заглянем в синтаксис и пунктуацию опять.

Учитель: А сейчас мы переходим в другой город.

ГОРОДМ О Р Ф Е М И К А”

Ученик:

Слово делится на части, ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей
На конце любого слова окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет.
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она,
И при помощи приставки образуются слова.
После корня он стоит, перед окончанием
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначу уголком, называю суффиксом.

(Житель города передает конверт с заданиями).

1 ЗАДАНИЕ: составить слово из морфем, указать лексическое значение этих слов.


(Карточки могут остаться лишние). (Карточки находятся в воздушных шарах. Шар необходимо лопнуть так, чтобы задания не разлетелись, не потерялись! 1 ученик из команды.)

1 команда - приготовить.

ПРИ- , - ИТЬ , - ГОТОВ - , О- , -ЕТЬ - , -БЕЖ - , - УТ ;

2 команда - расписка

РАС - , - ПИС - , К , А , У , -ЛИС - , - ИТЬ - .

2 ЗАДАНИЕ: Отгадать слова.

1 команда

- Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. ( Оценка ).

2 команда

- В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете. ( Расписание ).

3 ЗАДАНИЕ: “ Кто больше

Составьте из одного большого слова: предпринимательство новые слова за 30 секунд.

( 1 человек зачитывает).

Учитель: Преодолев препятствия, покидаем этот город, и нас приветствует новый город:

ГОРОД “Л Е К С И К А”

Учитель:

- Жители этого города изучают словарный состав языка.
И они приготовили вам немало испытаний.

СЛОВАРЬ.

Ученик:

Усердней с каждым днем гляжу в слова,
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой….”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, ни словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

(Мэр города дает конверт с заданиями и словари).

1 ЗАДАНИЕ Найти значение слов (кто быстрее).

1 команда - предложение

2 команда - лавка

-Вы видите, что эти слова имеют не одно значение, а несколько. Значит это какие слова? (многозначные)


2 ЗАДАНИЕ: Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки.

( око , лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

Учитель: Итак, это последний город, в котором мы с вами сегодня побывали, но в стране русского языка, еще есть много других городов, и их мы с вами обязательно посетим, но не сегодня. А сейчас, выходя из ворот, ведущих в эту чудесную страну, хочется прочитать вам такое стихотворение.

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Спросят меня: что похоже на море?
-Русский язык,- не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова,
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово…
В сад прихожу под зеленые своды,
Как здесь отрадно, красиво и ново:
Если ж в саду и садовник отменный,
Кажется - в мире нет счастья иного!
Так же и в класс мой пришел я когда-то
Он был подобен зеленому своду;
Русская женщина с доброй душою
Не уступала ни в чем садоводу…
Русское слово я пил неотрывно,
Как родниковую звонкую воду;
Сколько бы влаги живой ни вбирал я –
Жажда сильнее была год от году.
Русский язык! Cловно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений!



ИТОГ: Подсчет жетонов, награждение грамотами, выставление оценок.


* * * * *

При изучении второстепенных членов предложения дети с удовольствием воспринимают "веселые" рифмы, помогающие лучше запомнить, понять то или иное языковое явление.
Дополнение.

Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.

(Рисую книгу (что? вин.пад.). Спорю с товарищем (с кем? тв.пад.).
Дети быстро и с удовольствием запоминают вполне доступные для них строчки и используют это при синтаксическом разборе предложений.
Определение. Обстоятельство.

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? - ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответ вам, да-да-да.

При изучении знаков препинания при однородных членах предложения хороши такие строчки:

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

Для лучшего запоминания главных членов предложения можно также использовать "веселые" рифмы.

Когда перед вами задача - найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщи глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружишь этот глагол
Между другими словами,
То подчеркни его поскорее
Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся - перед тобой
Главные члены предложения.

При изучении словосочетания дети нередко путают понятия грамматическая основа предложения и словосочетание. Устранить это могут помочь строчки

Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда - наоборот,
Запомни как основу.





Все эти рифмы дают хороший материал и для повторения различных разделов грамматики.
При изучении написания Ъ и Ь знаков дети с удовольствием выполняют замену словами - отгадками

1. Растолковать, сделать понятным (объяснить).
2. Полоса земли вдоль берега моря, озера (побережье).
3. Вход в здание (подъезд).
4. Снежная буря, метель (вьюга).
5. Служащий, разносящий почту (почтальон).
6. Мясной отвар (бульон).
7. Идущий в пищу, пригодный для еды (съедобный).

Разобрать слова - отгадки по составу, сделать фонетический разбор слов: вьюга, подъезд.
При изучении чередования гласных в корнях слов уместны рифмованные строчки.

Если после корня - А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
"Ноги вытер? Вытирай!"

При изучении написания приставок ПРЕ- и ПРИ- полезно использование "веселых" рифм.

У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - Приставка,
А злит она его одним -
Стоит всегда лишь перед ним.

Приставка ПРИ-

1. Приближение.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной -
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ-, несомненно.

2. Присоединение.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Помни, что ПРИ- говорят обо всем,
Что добрые руки приделали.

3. Нахождение.

На пригорке придорожном
В пригороде приморском
На пришкольном участке пригожем
Даже привередливому - приволье.

4. Неполнота действия.

Язык прикусил - не совсем откусил.
Пригорела - не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ-.

Приставка ПРЕ-

1. В значении "очень".

Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой -
ПРЕ- мы пишем при этом.

2. Сходна с ПЕРЕ-.

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь - не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
Там только ПРЕ- ставить надо...

(исключения: прискорбный, причудливый)

Трудно объяснить правописание.
Пренебрегать, преследовать, презрение.
Запомни их - разумное решение.


При изучении имени существительного провожу дидактические игры "Четвертый лишний". Из каждой группы предложенных слов исключить лишнее.

1. Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.
2. Врач, "Скорая помощь", лекарства, троллейбус.
3. Портрет, акварель, кисть, портьера.
4. Шкаф, ковер, диван, полки.
5. конверт, телеграмма, деньги, марка.
6. Аудитория, студенты, знамена, преподаватель.

С записанными словами далее возможны различные варианты работы.

«Выбери три слова» (ЛОТО)(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.



огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  2. Составить предложения, используя данные слова.



Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).



Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово по горизонтали. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:
  • Заменить словосочетания одним словом:

    • - промежуток времени в 60 минут,

    • - военнослужащий, стоящий на посту,

    • - ребенок, любящий сладкое,

    • - очень смешной фильм.

  • Распредели слова на две группы.

    • Найди родственные слова. Выдели корень.

  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..

  • Составь рассказ по опорным словам:

    • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью разнообразить учебный процесс.




IV. Список литературы

1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.

2. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

3. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.

4. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.

5. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8

6. «Русский язык в школе», 1989 г., №4

7. «Русский язык в школе», 1992 г., №5

8. «Русский язык в школе», 1993 г., №3

9. http://www.rusedu.info

10. http://www.ukazka.ru

11. http://festival.1september.ru

12. http://schools.keldysh.ru






Содержание работы.


1. Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка……………… …

2. Дидактические игры на уроках русского языка……………………….

3. Методическая часть…………………………………………………….

4. Конспект модели урока-игры…………………………………………..

5. Фрагменты уроков, описание игр, дидактические материалы…….

6. Игровые приемы…………………………………………………………

7. Список литературы……………………………………………………….

28




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка"

Автор: Акмурзаева Мария Мухамбетназаровна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства