kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Искусство владения словом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

О важности владения русским языком, его значении в жизни общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Искусство владения словом»»

Устный журнал « Искусство владения словом»

Встреча открывается песней о Родине.

Учитель. Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина, Россия – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей, живущих на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому языку, мы посвящаем эту встречу, наш устный журнал « Искусство владения словом»

1-й ведущий. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты.

2 – й ведущий. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык.

1 – й ведущий. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать друг друга при общении, в общих делах.

2 – й ведущий. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

1 – й ведущий. Значение языка ( речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки:

От доброго слова язык не усохнет.

Каков разум, таковы и речи.

Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Живое слово дороже мертвой буквы.

2 – й ведущий. Давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира.

1 – й ведущий. Это так. Но и один из труднейших, мне так кажется.

2 – й ведущий. Ты так думаешь?

1 – й ведущий. Конечно, ведь столько нужно знать всяких правил и исключений, чтобы наша речь была правильной и красивой.

2 – й ведущий. Вот в этом мы и разберемся сегодня, перелистывая страницы нашего устного журнала « Искусство владения словом».

1 – й ведущий. Остановимся на некоторых правилах, которые помогут нам избежать ошибок в устной и письменной речи.

2 – й ведущий. Первая страница – « Русский язык – один из богатейших языков мира».

Ученики представляют монтаж « Русский язык»

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами : мастер , умелец, виртуоз.

О верном друге можно сказать и словами: надежный, преданный.

А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия» засмеяться»! Если человек рассмеется негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул, если громко – захохотал, разразился смехом.

Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: ЯЗЫК РАЗУМ ОТКРЫВАЕТ, НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ, НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает ее яркой и образной.

Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы. Сравните: бежать – прибежать, забежать, убежать; мальчуган. Одну и ту же мысль можно выразить как простыми, так и сложными предложениями, используя слова, относящиеся к разным частям речи.

Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке « все тоны и оттенки, все переходы звуков: от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно…»

Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: « Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это помнить.

1 – й ведущий. Оказывается, чтобы язык зазвучал и был «чрезвычайно гибок и живописен», необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом. Об этом наша следующая страница »Речь и наш голос»

2 – й ведущий. Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.

1 – й ведущий. А истоки этого открытия уходят в глубокую древность.

Ученица читает рассказ о Сократе.

Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был сказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: » Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать».

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека…Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и его мысли…

Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным – черна однажды затесалась

Ворона между черными дроздами.

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

2 – й ведущий. Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.

1 – й ведущий. С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.

Ученица воспроизводит « Правила Цицерона».

« Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке…Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например, голос слабый, женственный или неблагозвучный и глухой».

1 – й ведущий. На первый взгляд, это кажется очень просто. Но вот история языка и ораторского искусства говорит об обратном.

2 – й ведущий. Так чтобы стать великим греческим оратором , Демосфен изобрел систему сложных тренировок.

Ученики рассказывают о Демосфене.

1 – й ведущий. Но, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно, и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо.

2 – й ведущий. Писатель А. Н. Толстой отмечал: « Обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно».

1 –й ведущий. Об этом наша следующая страница – « Речь правильная и хорошая»

2 – й ведущий. Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.

1 – й ведущий. Ведь не случайно Сократ сказал:» Заговори, что б я тебя узнал».

2 – й ведущий. Так давай предложим несколько миниатюр на узнаваемость.

1 – й ведущий. Хорошо. Приглашаем на сцену Петрухина из рассказа М. Зощенко « Свободная личность».

Ученик читает рассказ М. Зощенко « Свободная личность»

2 – й ведущий. Наверняка многие наши знакомые в этом персонаже узнают себя.

1 – й ведущий. А вот одному шестикласснику вовсе было не до смеха.

Ученики разыгрывают сценку « Двоечник».

Случилось это на первом уроке.

Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.

- Где же ты учился, Сережа Елкин? – спросила Зинаида Антоновна.

-Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

_ Теперя в 35 й школе. – А раньше?

- Раньше... Начал в 147 й , а еще первее в 549 й.

В классе сделалось тихо.

- Сначала садись вон туда, - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.

- Я не хочу сидеть с двоечником, – обиженно заявила Люся..

Комментарии из- за кулис. В соответствии с нормами русского языка Сережа должен был сказать: теперь ( вместо « теперя» ), начал ( вместо « начал» ), раньше ( вместо « первее» ).

2- й ведущий. Да, подвела речь мальчика, что и говорить! А вот какой случай рассказал известный режиссер Брянцев – основатель Ленинградского театра юного зрителя. Однажды ему позвонили из школы.

Ученики представляют сценку « Телефонный разговор»

- Вам звонит учительница…

- Не верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова раздался звонок.

- Вам звонит преподавательница…

- Не верю!

В третий раз звонок:

- Товарищ Брянцев, Вам звонит преподавательница, почему Вы не верите?

- Потому что я не верю, чтобы так говорила учительница

1 – й ведущий. Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические, лексические нормы языка. Вот несколько примеров.

Ученики разыгрывают сценку « Тест».

Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.

« Успею», - подумала Катя и принялась решать сложный тест ( тэст) . Через некоторое время мама позвонила по телефону.

- Что делаешь? – спросила она.

- Вожусь с тестом ( тэстом), - честно ответила Катя.

Ученица читает стихотворение « Между прочим».

Говорил он, между прочим,

« Красивее», « Мы так хочем»,

« Досуг, шофер, процент, билютень»,

« Поверх плана выполняем»,

« Агент звонит целый день».


Комментарии из – за кулис. Герою стихотворения следовало бы сказать: красивее( вместо « красивее), хотим ( вместо « хочем»), досуг ( вместо « досуг» ), шофёр ( вместо « шофер» ), процент ( вместо « процент» ), заём ( вместо «заем» ), квартал ( вместо « квартал» ), портфель ( вместо « портфель» ), бюллетень ( вместо « билютень» ), сверх ( вместо « поверх» ), агент ( вместо «агент» ), звонит ( вместо» звонит» ).

ученица читает стихотворение « Творог – Творог»

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: - творог,

А может, правильней – творог?!

И как – то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,

Лицо, как роза, расцвело
, Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог…

А как спросить: « Почем творог?

А может, правильнее – творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -

Сказав: « Прошу Вас получить

За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: « Не осталось!

Она распродата уже!».

Комментарий из – за кулис. Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь, где указано, что будет правильно произносить это слово и творог, и творог.

Ученица читает текст « Бобкин палец»

Самым находчивым из всех Бобкиных пальцев оказался безымянный палец левой руки. Позже Бобка даже собирался вылепить его из глины, а внизу поставить подпись: « Памятник безымянному пальцу, который спас всех других пальцев и всего остального, не был уверен, что такая подпись правильная.

Комментарий из – за кулис. Нарушение грамматических норм языка затрудняет общение, в некоторых случаях вовсе разрушает его.1 –й ведущий. Мы всегда должны помнить, что правильная речь – это речь без ошибок, без нарушения норм.

2 –й ведущий. А хорошая речь – это уместная, удачная речь.

1 –й ведущий. Ведь как смешно можно выглядеть, используя неуместное слов.

2 –й ведущий. Так, как это произошло с одним учеником.

Ученики разыгрывают сценку « На уроке».

Однажды на уроке математики Бобка задумался, и только у него начало кое – что изобретаться, как вдруг послышался голос:

- Пончиков, к доске. Скажи – кА нам, сколько будет десять отнять ноль?

Тут надо было ответить: « Так и будет десять». А Бобка от неожиданности только тупо уставился на доску, а уши у него покраснели, как флаги в Первомай. Постояв так с минуту, Бобка хотел было промямлить: « Не знаю», - как вдруг у него будто что – то щелкнуло в голове, и он выпалил: « О высокочтимый мой учитель, я имею честь сказать тебе, о великодушнейшая дочь Николая, что ответа я не знаю».

У Ольги Николаевны даже очки на лоб полезли от удивления.

2 – й ведущий. Красота и разнообразие речи зависят не только от правильных форм и норм, но и от того, в какой мере мы используем богатства нашего языка. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. А общая наша знакомая Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

1 – й ведущий. Предлагаем вашему вниманию диалог персонажей романа И. Ильфа и Е. Петрова « Двенадцать стульев».

Ученики инсценируют фрагмент из произведения И. Ильфа и Е. Петрова « Двенадцать стульев».

2– й ведущий. Вот так, к сожалению, смешно выглядит человек, если не работает над своей речью. При этом нужно помнить, что мы должны

« Говорить и писать точно». Об этом наша следующая страница. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации.

Ученики представляют несколько инсценировок.

Карлсон

- Я прилечу за тобой приблизительно часа в три, или в четыре, или в пять, но ни в коем случае не раньше шести, - сказал Малышу Карлсон.

Малыш так толком и не понял, когда же, собственно, Карлсон намерен прилететь, и переспросил его.

- Уж никак не позже семи, но едва ли раньше восьми…Ожидай меня примерно к девяти, после того, как пробьют часы.

…Когда же Карлсон прилетел, Малыш воскликнул:

- Я тебя совсем заждался! В котором часу ты обещал прийти?

- Я сказал приблизительно, - ответил Карлсон. – Так и вышло: я пришел приблизительно.

« Волга»

А Мишка:

- Нет, это « Москвич».

- Много ты понимаешь! – говорю я .

- Конечно, « Москвич», - говорит Мишка. – Посмотри, какой у него капор.

- Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины – капот. Ты посмотри, какой кузов.

Мишка посмотрел и говорит:

- Ну, такое пузо, как у «Москвича».

- Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.

- Ты же сам сказал – « пузо».

- « Кузов» я сказал, а не « пузо».

- А у « Волги» разве есть буфер? Это у « Москвича» - буфер.

Я говорю: - Ты бы лучше помолчал, Выдумал еще буфер какой – то. Буфер – это у вагона на железной дороге, а у автомобиля – бампер.

1 –й ведущий. Передать четко информацию, сообщить что – либо очень мешают слова – пустышки.

Ученики читают стихи.

  1. Видит как – то гражданин,

  2. Что сарай пылает.

  3. Он звонит по « 01»,

  4. Срочно сообщает:

  5. – Я не знаю, как начать…

  6. Но, как говорится,

  7. Я звоню вам, так сказать,

  8. Чтобы поделиться…

  9. В общем, значит, стало быть,

  10. Тут такое дело…

  11. Можно трубку положить:

  12. Все уже сгорело!





--Как проехать на вокзал? –

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

- В общем, где – то, так сказать,

Это близко очень,

Просто тут рукой подать,

Говоря короче…

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе:

Вы проехали давно.

Возвращаться нужно.



Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

- Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного…

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

1 –й ведущий. Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было избежать, умело используя правило русского языка.

2 –й ведущий. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

1 –й ведущий. Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование, его глубокий смысл.

Ученики читают стихотворения о России.

2 –й ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

1-й ведущий. Обращаясь к последующим поколениям, И. С. Тургенев писал: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! «

2 – й ведущий. Будем беречь и любить наше русское слово.

1- й ведущий. Ведь с него начинается наш родной язык.

2 –й ведущий. Наша Родина!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Искусство владения словом»

Автор: МОУ Карл-Марксовская СОШ

Дата: 31.01.2025

Номер свидетельства: 664502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Открытый урок по теме "Настоящее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-po-tiemie-nastoiashchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "210051"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431358659"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) ""Правописание глаголов будущего времени""
    ["seo_title"] => string(48) "pravopisaniie-ghlagholov-budushchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "276402"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452709864"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока "Искусство танца" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-iskusstvo-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "183706"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425916152"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Статья "Проблемы преподавания русского языка и культуры речи и пути их решения (на примере Кызылского колледжа искусств)" "
    ["seo_title"] => string(135) "stat-ia-probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-i-kul-tury-riechi-i-puti-ikh-rieshieniia-na-primierie-kyzylskogho-kolliedzha-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "172436"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423821346"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства