Просмотр содержимого документа
«« Искусство владения словом»»
Устный журнал « Искусство владения словом»
Встреча открывается песней о Родине.
Учитель. Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу мы открыли песней о Родине. Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина, Россия – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей, живущих на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому языку, мы посвящаем эту встречу, наш устный журнал « Искусство владения словом»
1-й ведущий. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты.
2 – й ведущий. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык.
1 – й ведущий. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать друг друга при общении, в общих делах.
2 – й ведущий. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
1 – й ведущий. Значение языка ( речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки:
От доброго слова язык не усохнет.
Каков разум, таковы и речи.
Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Живое слово дороже мертвой буквы.
2 – й ведущий. Давно известно и доказано, что русский язык – один из богатейших языков мира.
1 – й ведущий. Это так. Но и один из труднейших, мне так кажется.
2 – й ведущий. Ты так думаешь?
1 – й ведущий. Конечно, ведь столько нужно знать всяких правил и исключений, чтобы наша речь была правильной и красивой.
2 – й ведущий. Вот в этом мы и разберемся сегодня, перелистывая страницы нашего устного журнала « Искусство владения словом».
1 – й ведущий. Остановимся на некоторых правилах, которые помогут нам избежать ошибок в устной и письменной речи.
2 – й ведущий. Первая страница – « Русский язык – один из богатейших языков мира».
Ученики представляют монтаж « Русский язык»
Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.
Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами : мастер , умелец, виртуоз.
О верном друге можно сказать и словами: надежный, преданный.
А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия» засмеяться»! Если человек рассмеется негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул, если громко – захохотал, разразился смехом.
Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: ЯЗЫК РАЗУМ ОТКРЫВАЕТ, НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ, НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает ее яркой и образной.
Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы. Сравните: бежать – прибежать, забежать, убежать; мальчуган. Одну и ту же мысль можно выразить как простыми, так и сложными предложениями, используя слова, относящиеся к разным частям речи.
Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке « все тоны и оттенки, все переходы звуков: от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно…»
Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: « Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это помнить.
1 – й ведущий. Оказывается, чтобы язык зазвучал и был «чрезвычайно гибок и живописен», необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом. Об этом наша следующая страница »Речь и наш голос»
2 – й ведущий. Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.
1 – й ведущий. А истоки этого открытия уходят в глубокую древность.
Ученица читает рассказ о Сократе.
Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был сказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: » Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать».
И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека…Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и его мысли…
Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:
Черным – черна однажды затесалась
Ворона между черными дроздами.
Ее никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык!
2 – й ведущий. Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.
1 – й ведущий. С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.
Ученица воспроизводит « Правила Цицерона».
« Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке…Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например, голос слабый, женственный или неблагозвучный и глухой».
1 – й ведущий. На первый взгляд, это кажется очень просто. Но вот история языка и ораторского искусства говорит об обратном.
2 – й ведущий. Так чтобы стать великим греческим оратором , Демосфен изобрел систему сложных тренировок.
Ученики рассказывают о Демосфене.
1 – й ведущий. Но, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно, и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо.
2 – й ведущий. Писатель А. Н. Толстой отмечал: « Обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно».
1 –й ведущий. Об этом наша следующая страница – « Речь правильная и хорошая»
2 – й ведущий. Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.
1 – й ведущий. Ведь не случайно Сократ сказал:» Заговори, что б я тебя узнал».
2 – й ведущий. Так давай предложим несколько миниатюр на узнаваемость.
1 – й ведущий. Хорошо. Приглашаем на сцену Петрухина из рассказа М. Зощенко « Свободная личность».
Ученик читает рассказ М. Зощенко « Свободная личность»
2 – й ведущий. Наверняка многие наши знакомые в этом персонаже узнают себя.
1 – й ведущий. А вот одному шестикласснику вовсе было не до смеха.
Ученики разыгрывают сценку « Двоечник».
Случилось это на первом уроке.
Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.
- Где же ты учился, Сережа Елкин? – спросила Зинаида Антоновна.
-Теперя? В этом году?
- Ну, разумеется.
_ Теперя в 35 й школе. – А раньше?
- Раньше... Начал в 147 й , а еще первее в 549 й.
В классе сделалось тихо.
- Сначала садись вон туда, - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.
- Я не хочу сидеть с двоечником, – обиженно заявила Люся..
Комментарии из- за кулис. В соответствии с нормами русского языка Сережа должен был сказать: теперь ( вместо « теперя» ), начал ( вместо « начал» ), раньше ( вместо « первее» ).
2- й ведущий. Да, подвела речь мальчика, что и говорить! А вот какой случай рассказал известный режиссер Брянцев – основатель Ленинградского театра юного зрителя. Однажды ему позвонили из школы.
Ученики представляют сценку « Телефонный разговор»
- Вам звонит учительница…
- Не верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку.
Через минуту снова раздался звонок.
- Вам звонит преподавательница…
- Не верю!
В третий раз звонок:
- Товарищ Брянцев, Вам звонит преподавательница, почему Вы не верите?
- Потому что я не верю, чтобы так говорила учительница
1 – й ведущий. Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические, лексические нормы языка. Вот несколько примеров.
Ученики разыгрывают сценку « Тест».
Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.
« Успею», - подумала Катя и принялась решать сложный тест ( тэст) . Через некоторое время мама позвонила по телефону.
- Что делаешь? – спросила она.
- Вожусь с тестом ( тэстом), - честно ответила Катя.
Ученица читает стихотворение « Между прочим».
Говорил он, между прочим,
« Красивее», « Мы так хочем»,
« Досуг, шофер, процент, билютень»,
« Поверх плана выполняем»,
« Агент звонит целый день».
Комментарии из – за кулис. Герою стихотворения следовало бы сказать: красивее( вместо « красивее), хотим ( вместо « хочем»), досуг ( вместо « досуг» ), шофёр ( вместо « шофер» ), процент ( вместо « процент» ), заём ( вместо «заем» ), квартал ( вместо « квартал» ), портфель ( вместо « портфель» ), бюллетень ( вместо « билютень» ), сверх ( вместо « поверх» ), агент ( вместо «агент» ), звонит ( вместо» звонит» ).
ученица читает стихотворение « Творог – Творог»
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: - творог,
А может, правильней – творог?!
И как – то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,
Лицо, как роза, расцвело , Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог…
А как спросить: « Почем творог?
А может, правильнее – творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -
Сказав: « Прошу Вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: « Не осталось!
Она распродата уже!».
Комментарий из – за кулис. Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь, где указано, что будет правильно произносить это слово и творог, и творог.
Ученица читает текст « Бобкин палец»
Самым находчивым из всех Бобкиных пальцев оказался безымянный палец левой руки. Позже Бобка даже собирался вылепить его из глины, а внизу поставить подпись: « Памятник безымянному пальцу, который спас всех других пальцев и всего остального, не был уверен, что такая подпись правильная.
Комментарий из – за кулис. Нарушение грамматических норм языка затрудняет общение, в некоторых случаях вовсе разрушает его.1 –й ведущий. Мы всегда должны помнить, что правильная речь – это речь без ошибок, без нарушения норм.
2 –й ведущий. А хорошая речь – это уместная, удачная речь.
1 –й ведущий. Ведь как смешно можно выглядеть, используя неуместное слов.
2 –й ведущий. Так, как это произошло с одним учеником.
Ученики разыгрывают сценку « На уроке».
Однажды на уроке математики Бобка задумался, и только у него начало кое – что изобретаться, как вдруг послышался голос:
- Пончиков, к доске. Скажи – кА нам, сколько будет десять отнять ноль?
Тут надо было ответить: « Так и будет десять». А Бобка от неожиданности только тупо уставился на доску, а уши у него покраснели, как флаги в Первомай. Постояв так с минуту, Бобка хотел было промямлить: « Не знаю», - как вдруг у него будто что – то щелкнуло в голове, и он выпалил: « О высокочтимый мой учитель, я имею честь сказать тебе, о великодушнейшая дочь Николая, что ответа я не знаю».
У Ольги Николаевны даже очки на лоб полезли от удивления.
2 – й ведущий. Красота и разнообразие речи зависят не только от правильных форм и норм, но и от того, в какой мере мы используем богатства нашего языка. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. А общая наша знакомая Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
1 – й ведущий. Предлагаем вашему вниманию диалог персонажей романа И. Ильфа и Е. Петрова « Двенадцать стульев».
Ученики инсценируют фрагмент из произведения И. Ильфа и Е. Петрова « Двенадцать стульев».
2– й ведущий. Вот так, к сожалению, смешно выглядит человек, если не работает над своей речью. При этом нужно помнить, что мы должны
« Говорить и писать точно». Об этом наша следующая страница. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации.
Ученики представляют несколько инсценировок.
Карлсон
- Я прилечу за тобой приблизительно часа в три, или в четыре, или в пять, но ни в коем случае не раньше шести, - сказал Малышу Карлсон.
Малыш так толком и не понял, когда же, собственно, Карлсон намерен прилететь, и переспросил его.
- Уж никак не позже семи, но едва ли раньше восьми…Ожидай меня примерно к девяти, после того, как пробьют часы.
…Когда же Карлсон прилетел, Малыш воскликнул:
- Я тебя совсем заждался! В котором часу ты обещал прийти?
- Я сказал приблизительно, - ответил Карлсон. – Так и вышло: я пришел приблизительно.
« Волга»
А Мишка:
- Нет, это « Москвич».
- Много ты понимаешь! – говорю я .
- Конечно, « Москвич», - говорит Мишка. – Посмотри, какой у него капор.
- Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины – капот. Ты посмотри, какой кузов.
Мишка посмотрел и говорит:
- Ну, такое пузо, как у «Москвича».
- Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.
- Ты же сам сказал – « пузо».
- « Кузов» я сказал, а не « пузо».
- А у « Волги» разве есть буфер? Это у « Москвича» - буфер.
Я говорю: - Ты бы лучше помолчал, Выдумал еще буфер какой – то. Буфер – это у вагона на железной дороге, а у автомобиля – бампер.
1 –й ведущий. Передать четко информацию, сообщить что – либо очень мешают слова – пустышки.
Ученики читают стихи.
Видит как – то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по « 01»,
Срочно сообщает:
– Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
--Как проехать на вокзал? –
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
- В общем, где – то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать,
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
- Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного…
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану…
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
1 –й ведущий. Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было избежать, умело используя правило русского языка.
2 –й ведущий. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.
1 –й ведущий. Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование, его глубокий смысл.
Ученики читают стихотворения о России.
2 –й ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
1-й ведущий. Обращаясь к последующим поколениям, И. С. Тургенев писал: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! «
2 – й ведущий. Будем беречь и любить наше русское слово.
1- й ведущий. Ведь с него начинается наш родной язык.
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) "Статья "Проблемы преподавания русского языка и культуры речи и пути их решения (на примере Кызылского колледжа искусств)" "
["seo_title"] => string(135) "stat-ia-probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-i-kul-tury-riechi-i-puti-ikh-rieshieniia-na-primierie-kyzylskogho-kolliedzha-iskusstv"
["file_id"] => string(6) "172436"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1423821346"
}
}