1. Организационный момент. . Вход в класс под музыку. Приветствие.
2. Игра «Зеркало»,направленная на раскрепощение членов групп,снятие напряжения и сокращения эмоциональной дистанции.
Ученики образуют пары.1-ведущий,2-й-ведомый.Под музыку ведущий показывает движения,2-й- их зеркально повторяет в течении 1-й минуты, затем поменялись.(звучит музыка танцев народов Казахстана)
3.У-ль читает:
А почему мы любим танцевать почти с рождения?
Да танцы выражают всегда чувства нашей жизни,
Они мечтаний отголосок и желаний тайных воплощение.
И что словами мы озвучивать не в силах,
Расскажут страстные и виртуозные движения.
И танец выбираем по душе, по настроению,
Порою просто отказаться не реально, невозможно,
Когда по сердцу музыка, на радость, в утешение,
Мы своим танцем воплощаем красоту, очарование мелодии.
Искусство танец и к прекрасному стремление.
Галина Бобылёва
Итак,друзья,вы догадались,мы продолжаем работу по теме « Искусство танца»
с помощью таблицы «Знаю,Хочу узнать,Узнал»мы сегодня преступим к продолжению изучения и закреплению темы «Искусство танца» мы будем продолжать работу в группах.напомните,пожалуйста,правила работы в группах.Начнём!(заполнение таблицы)
-что такое танец? мы знаем:
Танец —вид искусства, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.
Даю задания отразить каждой группе понятие“ танец“ с помощью различных приёмов.(кластер,концептуальное колесо,синквейн, круги по воде)
( Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев.
Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.
Танец имеет разные средства выразительности:
-
гармонические движения и позы,
-
пластика и мимика,
-
динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»
-
темп и ритм движения,
-
пространственный рисунок, композиция.
-
костюм и реквизит.
Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций». Темп — это простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка и подчинён законам определённой музыкальной системы
-Существуют основные жанры танцев:1)народный2), ритуальный,
3) классический (балет),4)исторический, 5)бальный, 6)акробатический,7)свинг8)эстрадный,9)современный10),уличный,11)клубный.. Эти жанры в свою очередь делятся на различные направления
у нас сегодня 5групп,используя дом. работу предлагаю каждой группе рассказать нам об одном из направлений танцевального искусства:
1 группа- «народный танец» -изложит нам свой ответ в «Синквейне»
2гр-« Балет»-используя приём « Круги по воде»(опорное слово записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные( глаголы,словосочетания,предложения. По сути это небольшое исследование)
3гр-«Бальный танец»- с помощью приёма «Кластер »
4гр-«Эстадный танец»-подготовит рекламу своего направления
5гр-«Современные танцы»с помощью приёма «Концептуальное колесо»(необходимо подобрать синонимы к слову,находящемуся в ядре понятийного «колеса»и вписать в секторы колеса,что им известно о данном понятии)
Народные танцы. (выступает 1-ая группа)
С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.
По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:
Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках);
Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);
Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);
Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.
Наиболее характерными особенностями казахского танца, исполняемого под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. В казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би-кюйев» — танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества». Искусством танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например, знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев и другие. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.
Просмотр презентации и видео танца «Акку»
К какому направлению отнесём это выступление и почему?
- Бытовые подражательные,т.к.имитирует лебедя.
-прощу группы дать характеристику танца.(обсуждение в группах)
2 Классические танцы. Балет (выступает 2-я группа)
Бале?т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.
Балет зародился в Италии в XVI веке. В начале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».
(презентации о балетместере Булате Газизовиче Аюханове, Ш.Жиенкуловой…)
Видео о приме-балерине Алие Таныкпаевой, о коллективе «Астана.Балет»
-Гимнастика А.Н. Стрельниковой
- Вокально -хоровая работа
-Тест
-Рефлексия.
-Приём «5 открытий урока»
Предлагается подумать над тем,какие открытия каждый из них сделал для себя на уроке. Предлагаю незаконченные словесные конструкции:
-на уроке я открыл для себя….
-возникли неожиданные мысли о…
-я понял,что … мне в дальнейшей жизни
-сегодня меня удивило…
-оценивание (я,дело,группа -самооценивание)
-дом.задание-тест 2-ая часть.
Приём «Весы успеха».
(Красные стикеры крепят на доске те,кто успешно работал, «зелёные»- кто мог бы лучше.)