kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Единые требования к письменной и устной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         1.Требования к речи учащихся.

      Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

                       Учащиеся должны уметь:

      - говорить или писать на тему, соблюдая  её границы;

      - отбирать наиболее существенные факты и сведения  для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

      - излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между  фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

      - правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

      - строить высказывание в определенном стиле  в зависимости от цели и ситуации общения; 

      - отвечать громко и чётко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

      - оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

      Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

      1) правила произношения и ударений;

      2) правила употребления слов в соответствии с их значением,  закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;

      3) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

      4) правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.

      Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным  использованием эмоционально окрашенных средств речи.

      Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

                     П. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых       

                          требований  к устной и письменной речи учащихся

      Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

      С этой целью рекомендуется:

      1.Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно  оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.); писать разборчивым подчерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.

      2.Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи – письменной, всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по математике,  при планировании работы предусматривать развитие навыков связной речи и обучение выразительному чтению на всех уроках; учителям-предметникам, ведущим в начальных классах уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры, усилить внимание к вопросам повышения культуры речи младших школьников, учитывая, что в 1-1У классах закладываются основы грамоты и речевой культуры.

      3.Учителям-предметникам:

      - Больше внимания уделять формированию на всех уроках умений активизировать, сравнивать, сопоставлять наученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и общения.

      - На уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как, например: сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Единые требования к письменной и устной речи »

О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, К ПРОВЕДЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ И ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ

Методическое письмо Министерства просвещения (Извлечения)

А. ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого гражданина СССР: производственной и общественной жизни страны.

Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуа­ционными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако родной язык в общеобразова­тельной школе не только предмет изучения, но и средство обу­чения основам всех наук. В связи с этим необходима такая по­становка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддержи­ваться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий... Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе.

I. Требования к речи учащихся

Учащиеся должны уметь:

- излагать материал логично и последовательно.

- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударе­ний, пауз и правильной интонации;

- оформлять любые письменные высказывания с соблюде­нием орфографических и пунктуационных норм, чисто и акку­ратно

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

II. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно про­думывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок.

2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое вни­мание уделять новой и более трудной для школьников форме речи - письменной, всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по математике, записям наблюдений за природой в

3. Учителям-предметникам:

Больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материл, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

Шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмыс­ления текста,

Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуацион­ные ошибки.

4. Всем работникам школы;

Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уро­ке, так и вне урока.

Шире использовать все формы внеклассной работы (олим­пиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

Б. О ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

1. Виды письменных работ учащихся

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы.

1.2. По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы .

Время проведения итоговых контрольных работ в целях пре­дупреждения перегрузки учащихся определяется общешколь­ным графиком, составляемым руководителями школ по со­гласованию с учителями.

2. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по русскому языку в I - III классах — по 2 тетради,

в IV-VIII классах — по 3 тетради, в том числе одна тет­радь для изложений и сочинений;

по литературе - 1 тетрадь;

по математике в I-V классах — по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе),

в VI-VIII классах - 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геомет­рии),

в IX-X (XI) классах — 2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 — по геометрии;

по иностранным языкам — по 2 тетради в IV-VIII классах

1 - в IX-X классах, по 1 тетради-словарю для записи иност­ранных слов в V-X классах;

по физике и химии — 2 тетради, одна — для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая -для оформления лабораторных, практических, эксперимен­тальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года);

по биологии, географии, природоведению (IV класс), исто­рии, обществоведению, основам Советского государства и пра­ва, факультативам, трудовому обучению в IV-X классах и начальной военной подготовке - по 1 тетради;

по изобразительному искусству - 1 тетрадь по рисованию;

по музыке — 1 нотная тетрадь.

Фиксация наблюдений природных явлений по природоведе­нию во II и III классах ведется в «Дневниках наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека».

2.2. Для контрольных работ по русскому, родному языкам, литературе, математике, физике, химии выделяются специаль­ные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

3. Порядок ведения тетрадей учащимися. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблю­дением следующих требований:

3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.

3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц записываются словами в форме имени­тельного падежа (например, десятое сентября).

3.5. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ.

3.6. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы.

3.7. Соблюдать красную строку

3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, услов­ные обозначения карандашом или ручкой.

3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой гори­зонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

 

4. Порядок проверки письменных работ учителями

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по русскому языку и математике:

в I-IV и в первом полугодии V класса — после каждого урока у всех учеников;

во I полугодии V класса и в VI-VHI классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности

в IX-X (XI) классах - после каждого урока у слабых учащих­ся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значи­мые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в ме­сяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

по иностранным языкам в IV-V классах - после каждого урока; в VI-X классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значи­мые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради учащихся VI-VIII классов и не реже одного раза в учебную четверть — тетради учащихся IX-X классов, а тетради-словари - не реже одного раза в месяц;

по литературе в V-VIII классах — не реже 2 раз в месяц;

в IX-X (XI) классах — не реже одного раза в месяц;

по истории, обществоведению, основам Советского государ­ства и права, географии, биологии, физике, химии, трудовому обучению и начальной военной подготовке — выборочно, одна­ко каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть.

4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литера­туре, а также все виды контрольных работ по предметам прове­ряются у всех учащихся.

4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляет­ся в следующие сроки:

контрольные диктанты и контрольные работы по матема­тике в I-VIII классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

контрольные работы по математике в IX-X(XI) классах, физике, химии и иностранному языку в IV-X классах проверя­ются, как правило, к следующему уроку, а при большом количе­стве работ (более 70) — через один-два урока,

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

при проверке изложений и сочинений в IV-X(XI) классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходи­мых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает факти­ческие ошибки знаком Ф, логические — знаком Л, речевые — знаком Р, грамматические - знаком Г;

при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся IV-X (XI) классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, кото­рую исправляет сам ученик;

подчеркивание и исправление ошибок производится учите­лем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

проверив диктант, изложение или сочинение, учитель под­считывает и записывает количество ошибок по видам, в диктан­тах дробью указывается количество орфографических (числи­тель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактичес­ких, логических, речевых и грамматических ошибок;

после подсчета ошибок в установленном порядке выставля­ется оценка работы.

4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учи­телем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть вы­ставлены по усмотрению учителя. По иностранным языкам в IV-V классах оцениваются все работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые. В VI-X классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях; в журнал выставляются оценки за наиболее значимые.

По остальным предметам все проверяемые работы по усмот­рению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководст­вуются соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников.

4.6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражне­ний, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письмен­ные работы

Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. М., Просвещение

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Единые требования к письменной и устной речи

Автор: Пономарева Анжелика Владимировна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(74) "razvitiie-ustnoi-riechi-uchashchikhsia-5-gho-klassa-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441948137"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа учебного предмета ЛОГОПЕДИЯ для 2 класса коррекционной школы-интернат VIII вида "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-logopiediia-dlia-2-klassa-korriektsionnoi-shkoly-intiernat-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142738"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418356221"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Работа над развитием речи неслышащих учащихся"
    ["seo_title"] => string(55) "rabotanadrazvitiiemriechinieslyshashchikhuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "293604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455520149"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Статья "Устные формы опроса учащихся на уроках химии как один из методов повышения качества образования" "
    ["seo_title"] => string(119) "stat-ia-ustnyie-formy-oprosa-uchashchikhsia-na-urokakh-khimii-kak-odin-iz-mietodov-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "113356"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409993793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства