kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Устные формы опроса учащихся на уроках химии как один из методов повышения качества образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших требований, предъявляемых к школе сегодня, является повышение качества образования школьника. Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования.
Контроль результатов выполняет все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение. Особенно важен он для учащихся. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико. Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов. Контроль воспитывает целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности, т. е. способствует формированию нравственных качеств личности. Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля.
В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный,
- текущий,  
- итоговый.
     Методы  контроля  – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.
• Устный  опрос – наиболее распространенный метод  текущего контроля  знаний учащихся. Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.
• Письменная проверка наряду с  устной  является важнейшим методом  контроля  знаний, умений и навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися, определить направление для индивидуальной работы с каждым.
• Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.
• Тестовая проверка знаний осуществляется в  форме  ответов учащихся на контрольно-измерительные материалы, составленные и оформленные особым образом.
• Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.

Устный контроль знаний в работе учителя – очень важный способ учета результатов обучения. При устном контроле знаний есть возможность проверить весь изученный материал по теме урока или раздела курса. Устный контроль знаний помогает развивать коммуникативные качества учащихся (развивать устную речь, умение вести диалог в ходе бесед с учителем или одноклассниками, выдвигать и доказывать гипотезы при проблемном построении урока химии, общаться между собой и с учителем).
Важной стороной устного опроса учащихся на уроках химии является развитие химического языка. Например, верного произношения и ударения в химических терминах и выражениях, для отработки химической номенклатуры (названий веществ и процессов по формулам и уравнениям и наоборот).
Устный фронтальный опрос  применяется в зависимости от цели и типа урока: в его начале – перед изучением нового материала, в конце урока или его этапа – с целью контроля и одновременного повторения и закрепления пройденного.
Карточки для фронтального опроса учащихся.
С данной формой опроса я познакомилась на курсах АППО и уже много лет использую в своей работе. В основном карточки использую в 8 и 10 классах. Мною разработаны карточки почти для каждого урока в 8 классе и для многих уроков в 10 классе. Карточки могут использоваться как для устного фронтального опроса, так и для письменных проверочных работ. Преимущества данного вида опроса в том, что он занимает очень мало времени на уроке, кроме того, при использовании карточек для письменных проверочных работ, их многовариантность сводит к минимуму возможность списывания.
Предлагаю уважаемым коллегам примеры таких карточек. Попробуйте, и вам понравится. А уж дальше можете разработать свои варианты карточек.
8 класс. Тема «Введение» (учебник Габриелян О. С.). Урок 1.

«Вещество и тело»
№ 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант

1 Камень
 Резина Ацетон Кастрюля Иод
2 Поваренная соль Мяч Уксусная кислота Алюминий Банка
3 Стекло
 Сахар Кнопка Глицерин Портфель
4 Стакан
 Глина Крахмал Ваза Железо
5 Звезда
 Карандаш Палка Золото Капрон
6 Вода
 Кружка Топор Указка Ботинок
7 Медь
 Песок Ложка Парта Планета
8 Мрамор
 Книга Пластмасса Серебро Спирт
9 Скамейка
 Стол Тетрадь Глина Спичка
10 Покрышка
 Мел Гипс Машина Азот

При работе с карточкой перед учащимися ставится задача определить вещество и тело. Можно задавать дополнительные вопросы: описать свойства данного вещества, предложить тела, которые можно изготовить из данного вещества, из каких других веществ можно изготовить данное тело. При такой активной работе тема «Тела и вещества» будет проработана полностью.
10 класс. Обобщающий урок по теме «Углеводороды» (можно использовать при работе по любому учебнику).
«Формулы углеводородов».
№ 1 вариант 2 вариант 3 вариант
 4 вариант 5 вариант
1 СН4
 С3Н8 С2Н4 (-СН2-СН-)n
            |
           Cl (-СН2-СН2-)n

2 С5Н10
 С2Н6 С9Н18 С3Н6 C8H18
3 С8Н16
 С4Н6 С6Н14 С4Н10 C5Н10
4 С3Н4
 С5Н12 С4Н8 С10Н20 С8Н18
5 С10Н22
 С3Н6 С5Н8 С3Н8 С3Н4
6 С7Н16 (-СН2-СН=СН-СН2-)n
 С7H14 С7Н16 С4Н8
7 С6Н6
 С7Н14 (-СН2-СН-)n
            |
            CH3 С9Н20 С6Н14
8 (-СН2-СН2-)n
 С4Н6 С2Н2 С6Н6 С6Н5-СН3
9 С6Н12
 С9H20 С6Н6 С10H20 С6Н10
10 С5Н8
 С9Н18 С5Н10 С8Н14 С9Н20

Главная задача учащихся назвать углеводород. По ходу работы можно отработать не только номенклатуру. Учащиеся могут ответить на дополнительные вопросы: к какому классу относится вещество, какие виды изомерии и типы реакций характерны для этого класса и т. д.
8 класс. Обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических соединений»
Назвать вещество, определить к какому классу оно относится, дать классификацию этого вещества

 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант
1
 Ca(NO3)2 Fe(NO2)2 K2S Na2SO4 AlCl3
2
 ZnSO4 KOH CaSO4 K3PO4 Ba3(PO4)2
3
 NaCl NaHCO3 K2SiO3 HNO2 K2CO3
4
 Mg(HCO3)2 MgCl2 LiOH Ca(OH)2 NaOH
5
 Na3PO4 H2SO4 Na3PO4 BaCl2 MgCO3
6
 BaSO4 KNO3 Ba(OH)2 Ca(HSO4)2 Fe(OH)2
7
 HCl Cu(OH)2 AgCl NaH2PO4 Na2S
8
 NaOH H3PO4 Fe(NO3)2 Fe(OH)3 Li2SiO3
9
 Fe(HS)2 Na2SO4 HNO3 Na2SiO3 Zn(HSO4)2
10
 Fe(OH)2 Al(H2PO4)3 Na2SO3 H2SO4 Cu(NO3)2

Карточки на знание химических терминов
Обычно эту форму опроса я использую в 8 классе с целью выяснения уровня знания химических терминов. Одновременно проверяется не только правильность, но и грамотность написания терминов, т.е. контролируется  соблюдение учащимися единого орфографического режима. Карточки могут предлагаться учащимся в начале урока при опросе по пройденному материалу, либо в конце урока для контроля изученного материала. В данной форме опроса учащемуся выдается карточка и предлагается свободная доска, на которой он работает. Пока учащийся готовится, учитель может работать с классом – устный фронтальный опорос, проверка домашнего задания и т. д., затем весь класс проверяет работу и выставляет оценку отвечающему. Т. о. в работе задействован весь класс. Учащимся, активно участвующим в работе можно задать дополнительные вопросы и поставить оценку.
Тема 1. Введение.
1. В переводе с греческого «неделимый» - …
2. То, из чего состоят тела, называется…
3. Горизонтальный ряд элементов в ПСХЭ называется…
4. Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов, называются…
5. Явления, при которых из одних веществ образуются другие, называются…
6. Определенный вид атомов называется…
7. Вертикальные столбцы элементов в ПСХЭ называются…
8. Явления, при которых не происходит образования новых веществ называются…
9. Группы элементов в ПСХЭ делятся на …
10. Формы существования химических элементов…
Закрепление и актуализация вводимой информации – весьма важный элемент процесса обучения. Выполнение каких-либо упражнений по теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у учащихся системы химических понятий, логически связанных друг с другом. В конечном счете, это повышает эффективность труда учителя. В процессе обучения каждый учитель должен стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля, в том числе и игровые. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес к предмету и активизирует работу учащихся.
В данной статье хочу рассказать о некоторых игровых формах контроля, используемых мною на уроках химии, в основном в 8 классах.
Данные формы, наверняка, используются многими учителями. Наличие в кабинете интерактивной доски позволяет добиться максимальной эффективности при минимальных затратах времени. Задания можно разработать практически для каждого урока.

Игра «Крестики – нолики»
Выигрышный путь – формулы солей.

NaCl
 
Al2O3 
NH3

P2O3
 
AgNO3 
ZnSO4

KOH
 
KCl 
Fe(OH)3

Одновременно можно закрепить знание номенклатуры классов неорганических соединений, их классификацию.
Игра «Установи соответствие»
8 класс. Тема «Введение». Урок 4.Установите соответствие между знаком химического элемента и его названием.
Ca Железо
Cu Калий
Ag Медь
Fe Магний
K Алюминий
Mg Железо
Al Серебро
8 класс. Тема «Атомы химических элементов. Урок 10.
Установи соответствие между атомом химического элемента и строением его электронной оболочки:
+2  2)
 Хлор
+4  2)2)
 Гелий
+12  2)8)2)
 Кальций
+17  2)8)7)
 Бериллий
+20  2)8)8)2)
 Магний
Игра «Третий лишний».
8 класс. Тема «Изменения, происходящие с веществами». Урок 44.
Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных:
А)    1). 2NaCl = 2Na +Cl2
        2). CaO +CO2 = CaCO3
        3). C + O2 =CO2
      Б)    1). Zn + CuCl2 = Cu + ZnCl2
   2).NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl   
   3). CuO + H2 = Cu + H2 O
Такие задания позволяют проработать очень большой объем теоретических знаний: типы химических реакций, номенклатуру и классификацию классов неорганических соединений.
Приведенные мной формы устного контроля знаний учащихся можно использовать практически на каждом уроке. Достоинство их не только в том, что они занимают мало времени при большой эффективности, развивают интерес учащихся к предмету, но и в полной мере обеспечивают обратную связь, т.е. информация, которая поступает от ученика к учителю на каждом уроке будет свидетельствовать о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Этот канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих. Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию.
    И последнее. Данные формы работы дают возможность учителю на уроке не только поставить ученику отметку в баллах, но и оценить работу ученика похвалой, укором, мимикой, улыбкой, что внесет в урок элементы эмоциональности, чего так порой не хватает в нашей работе.  

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Устные формы опроса учащихся на уроках химии как один из методов повышения качества образования" »

Устные формы опроса учащихся на уроках химии как один из методов повышения качества образования


Одним из важнейших требований, предъявляемых к школе сегодня, является повышение качества образования школьника. Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования.

Контроль результатов выполняет все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение. Особенно важен он для учащихся. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико. Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов. Контроль воспитывает целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности, т. е. способствует формированию нравственных качеств личности. Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля.

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный,

- текущий,

- итоговый.

     Методы  контроля  – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

  • Устный  опрос – наиболее распространенный метод  текущего контроля  знаний учащихся. Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.

  • Письменная проверка наряду с  устной  является важнейшим методом  контроля  знаний, умений и навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

  • Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.

  • Тестовая проверка знаний осуществляется в  форме  ответов учащихся на контрольно-измерительные материалы, составленные и оформленные особым образом.

  • Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.



Устный контроль знаний в работе учителя – очень важный способ учета результатов обучения. При устном контроле знаний есть возможность проверить весь изученный материал по теме урока или раздела курса. Устный контроль знаний помогает развивать коммуникативные качества учащихся (развивать устную речь, умение вести диалог в ходе бесед с учителем или одноклассниками, выдвигать и доказывать гипотезы при проблемном построении урока химии, общаться между собой и с учителем).

Важной стороной устного опроса учащихся на уроках химии является развитие химического языка. Например, верного произношения и ударения в химических терминах и выражениях, для отработки химической номенклатуры (названий веществ и процессов по формулам и уравнениям и наоборот).

Устный фронтальный опрос применяется в зависимости от цели и типа урока: в его начале – перед изучением нового материала, в конце урока или его этапа – с целью контроля и одновременного повторения и закрепления пройденного.

Карточки для фронтального опроса учащихся.

С данной формой опроса я познакомилась на курсах АППО и уже много лет использую в своей работе. В основном карточки использую в 8 и 10 классах. Мною разработаны карточки почти для каждого урока в 8 классе и для многих уроков в 10 классе. Карточки могут использоваться как для устного фронтального опроса, так и для письменных проверочных работ. Преимущества данного вида опроса в том, что он занимает очень мало времени на уроке, кроме того, при использовании карточек для письменных проверочных работ, их многовариантность сводит к минимуму возможность списывания.

Предлагаю уважаемым коллегам примеры таких карточек. Попробуйте, и вам понравится. А уж дальше можете разработать свои варианты карточек.

8 класс. Тема «Введение» (учебник Габриелян О. С.). Урок 1.



«Вещество и тело»

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант


1

Камень


Резина

Ацетон

Кастрюля

Иод

2

Поваренная соль

Мяч

Уксусная кислота

Алюминий

Банка

3

Стекло


Сахар

Кнопка

Глицерин

Портфель

4

Стакан


Глина

Крахмал

Ваза

Железо

5

Звезда


Карандаш

Палка

Золото

Капрон

6

Вода


Кружка

Топор

Указка

Ботинок

7

Медь


Песок

Ложка

Парта

Планета

8

Мрамор


Книга

Пластмасса

Серебро

Спирт

9

Скамейка


Стол

Тетрадь

Глина

Спичка

10

Покрышка


Мел

Гипс

Машина

Азот



При работе с карточкой перед учащимися ставится задача определить вещество и тело. Можно задавать дополнительные вопросы: описать свойства данного вещества, предложить тела, которые можно изготовить из данного вещества, из каких других веществ можно изготовить данное тело. При такой активной работе тема «Тела и вещества» будет проработана полностью.

10 класс. Обобщающий урок по теме «Углеводороды» (можно использовать при работе по любому учебнику).

«Формулы углеводородов».

1 вариант

2 вариант

3 вариант


4 вариант

5 вариант

1

СН4


С3Н8

С2Н4

(-СН2-СН-)n

|

Cl

(-СН2-СН2-)n


2

С5Н10


С2Н6

С9Н18

С3Н6

C8H18

3

С8Н16


С4Н6

С6Н14

С4Н10

C5Н10

4

С3Н4


С5Н12

С4Н8

С10Н20

С8Н18

5

С10Н22


С3Н6

С5Н8

С3Н8

С3Н4

6

С7Н16

(-СН2-СН=СН-СН2-)n


С7H14

С7Н16

С4Н8

7

С6Н6


С7Н14

(-СН2-СН-)n

|

CH3

С9Н20

С6Н14

8

(-СН2-СН2-)n


С4Н6

С2Н2

С6Н6

С6Н5-СН3

9

С6Н12


С9H20

С6Н6

С10H20

С6Н10

10

С5Н8


С9Н18

С5Н10

С8Н14

С9Н20



Главная задача учащихся назвать углеводород. По ходу работы можно отработать не только номенклатуру. Учащиеся могут ответить на дополнительные вопросы: к какому классу относится вещество, какие виды изомерии и типы реакций характерны для этого класса и т. д.

8 класс. Обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических соединений»

Назвать вещество, определить к какому классу оно относится, дать классификацию этого вещества


1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

1


Ca(NO3)2

Fe(NO2)2

K2S

Na2SO4

AlCl3

2


ZnSO4

KOH

CaSO4

K3PO4

Ba3(PO4)2

3


NaCl

NaHCO3

K2SiO3

HNO2

K2CO3

4


Mg(HCO3)2

MgCl2

LiOH

Ca(OH)2

NaOH

5


Na3PO4

H2SO4

Na3PO4

BaCl2

MgCO3

6


BaSO4

KNO3

Ba(OH)2

Ca(HSO4)2

Fe(OH)2

7


HCl

Cu(OH)2

AgCl

NaH2PO4

Na2S

8


NaOH

H3PO4

Fe(NO3)2

Fe(OH)3

Li2SiO3

9


Fe(HS)2

Na2SO4

HNO3

Na2SiO3

Zn(HSO4)2

10


Fe(OH)2

Al(H2PO4)3

Na2SO3

H2SO4

Cu(NO3)2



Карточки на знание химических терминов

Обычно эту форму опроса я использую в 8 классе с целью выяснения уровня знания химических терминов. Одновременно проверяется не только правильность, но и грамотность написания терминов, т.е. контролируется соблюдение учащимися единого орфографического режима. Карточки могут предлагаться учащимся в начале урока при опросе по пройденному материалу, либо в конце урока для контроля изученного материала. В данной форме опроса учащемуся выдается карточка и предлагается свободная доска, на которой он работает. Пока учащийся готовится, учитель может работать с классом – устный фронтальный опорос, проверка домашнего задания и т. д., затем весь класс проверяет работу и выставляет оценку отвечающему. Т. о. в работе задействован весь класс. Учащимся, активно участвующим в работе можно задать дополнительные вопросы и поставить оценку.

Тема 1. Введение.

  1. В переводе с греческого «неделимый» - …

  2. То, из чего состоят тела, называется…

  3. Горизонтальный ряд элементов в ПСХЭ называется…

  4. Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов, называются…

  5. Явления, при которых из одних веществ образуются другие, называются…

  6. Определенный вид атомов называется…

  7. Вертикальные столбцы элементов в ПСХЭ называются…

  8. Явления, при которых не происходит образования новых веществ называются…

  9. Группы элементов в ПСХЭ делятся на …

  10. Формы существования химических элементов…

Закрепление и актуализация вводимой информации – весьма важный элемент процесса обучения. Выполнение каких-либо упражнений по теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у учащихся системы химических понятий, логически связанных друг с другом. В конечном счете, это повышает эффективность труда учителя. В процессе обучения каждый учитель должен стремиться применять на своих уроках разнообразные формы контроля, в том числе и игровые. Ведь использование и применение таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации учащимися, но и способствует развитию творческих способностей, моделирует окружающую обстановку, дает дополнительную информацию, побуждает интерес к предмету и активизирует работу учащихся.

В данной статье хочу рассказать о некоторых игровых формах контроля, используемых мною на уроках химии, в основном в 8 классах.

Данные формы, наверняка, используются многими учителями. Наличие в кабинете интерактивной доски позволяет добиться максимальной эффективности при минимальных затратах времени. Задания можно разработать практически для каждого урока.



Игра «Крестики – нолики»

Выигрышный путь – формулы солей.



NaCl




Al2O3



NH3



P2O3




AgNO3



ZnSO4



KOH




KCl



Fe(OH)3



Одновременно можно закрепить знание номенклатуры классов неорганических соединений, их классификацию.

Игра «Установи соответствие»

8 класс. Тема «Введение». Урок 4.Установите соответствие между знаком химического элемента и его названием.

Ca

Железо

Cu

Калий

Ag

Медь

Fe

Магний

K

Алюминий

Mg

Железо

Al

Серебро

8 класс. Тема «Атомы химических элементов. Урок 10.

Установи соответствие между атомом химического элемента и строением его электронной оболочки:

+2 2)


Хлор

+4 2)2)


Гелий

+12 2)8)2)


Кальций

+17 2)8)7)


Бериллий

+20 2)8)8)2)


Магний

Игра «Третий лишний».

8 класс. Тема «Изменения, происходящие с веществами». Урок 44.

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных:

А) 1). 2NaCl = 2Na +Cl2
2). CaO +CO2 = CaCO3
3). C + O2 =CO2

Б) 1). Zn + CuCl2 = Cu + ZnCl2

2).NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl

3). CuO + H2 = Cu + H2 O

Такие задания позволяют проработать очень большой объем теоретических знаний: типы химических реакций, номенклатуру и классификацию классов неорганических соединений.

Приведенные мной формы устного контроля знаний учащихся можно использовать практически на каждом уроке. Достоинство их не только в том, что они занимают мало времени при большой эффективности, развивают интерес учащихся к предмету, но и в полной мере обеспечивают обратную связь, т.е. информация, которая поступает от ученика к учителю на каждом уроке будет свидетельствовать о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Этот канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих. Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию.

    И последнее. Данные формы работы дают возможность учителю на уроке не только поставить ученику отметку в баллах, но и оценить работу ученика похвалой, укором, мимикой, улыбкой, что внесет в урок элементы эмоциональности, чего так порой не хватает в нашей работе. 



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чуйкова Татьяна Анатольевна

Дата: 06.09.2014

Номер свидетельства: 113356

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства