Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.
К первому классу неслышащий ребёнок владеет устной речью, произносит слова и в процессе общения, но задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она должна быть развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи детей с проблемами слуха связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи глухих учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным коррекционным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над развитием речи неслышащих учащихся»
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 1»
Методическое пособие для учителей коррекционных школ1 вида.
Тема: «Работа над развитием речи неслышащих учащихся начальных классов».
Выполнила: Н.Г.Жукова,
Учитель высшей категории
КГБ СКОУ СКШИ 1 вида 1
Содержание
Введение. Развитие речи – важная задача обучения языку……………………………………….стр 2 -3
Требования к речи……………………….стр 4-
Работа над развитием речи на уроках русского
языка………………………………………стр 5
Работа над развитием речи на уроках литературного чтения……………………………………стр 5-11
Обобщение……………………………….стр 12
Использованная литература……….стр.13
Развитие речи – важная задача обучению языку.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика с проблемами слуха – показатель его умственного развития.
Успехи неслышащих учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче в коррекционной школе 1 вида подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над РСВ и правильным произношением, выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи в школе-интернате 1 вида.
Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.
К первому классу неслышащий ребёнок владеет устной речью, произносит слова и в процессе общения, но задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она должна быть развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи детей с проблемами слуха связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи глухих учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным коррекционным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.
Речь неслышащих возникает из потребности высказаться, а высказывания порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника с проблемами слуха не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют “жёсткие задания”, которые дисциплинируют мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика” умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.
Учителю при работе по формированию связной речи неслышащих учащихся следует уделять внимание не только письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям по РСВ и РП, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.
В основе высказывания глухого ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи.
Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от неслышащего ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к сказанному.
Требования к речи.
Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок с проблемами речи “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, помогает жестами из-за чего его изложение делается малопонятным. Сам ученик обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.
Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.
Работа над развитием речи на уроках русского языка.
Основасвязной речи - предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Серьёзно способствуют развитию речи и мышлению учащихся письмо изложений и сочинений. Сочинения - один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Ученики должны захотеть поделиться своими мыслями, поэтому надо приложить максимум усилий. Сначала я учу детей устно составлять небольшие рассказы:
Прошу продолжить такие предложения:
- Если бы я был цветком, я бы::
- Если бы я был кошкой, я бы:.
- Если бы я был книгой, я бы:.
Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого
Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: "Почему он плачет?"
Записываю слова " мама" и "беда". После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.
Мама
беда
Семья
слёзы
Счастье и т.д.
боль и т. д.
Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов. Примерные темы сочинений:
Объясни африканцу, что такое снег.
Письмо сказочнику.
Если бы я был волшебником:
Что такое доброта?
Что такое семья?
Как я провёл зимние каникулы?
Особое место на уроке русского языка занимает словарная работа. Я считаю, что если ребёнок ушёл из школы домой, имея в словарном запасе пару новых слов, то уже день прошёл не зря. Поэтому на каждом уроке ведётся работа с этимологическим или же толковым словарём. Обогащение словаря способствует развитию речи.
Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии связной речи неслышащих школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно–экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.
На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.
На вопрос “Почему занялась этой проблемой? ” отвечала бы так:
Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Необходимо объединение всех сил, чтобы остановить “дебилизацию” детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать”.
Во–вторых, в классах много так называемых “детей риска”.
Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей с нарушением слуха и речи. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей.
В–третьих, первые два моих выпуска читали неважно. В конце 3–го класса, когда проверяли технику чтения, было по 2–3 “двойки”.
Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения.
В сентябре 1999 года пришли в первый класс дети с разной дошкольной подготовкой.
Из 18 человек не знали букв и дактильной азбуки 7 детей, знали несколько букв 5 учеников, читали отдельные слова 3 ученика, читали небольшие тексты 3 ученика.
С первого дня обучения чтению, читающие дети получали индивидуальные задания. С остальными учениками работала по традиционной системе. Букварь закончили в начале декабря. Многие ученики читали целыми словами.
Только трое, имеющие психофизиологические недостатки, читали медленно, по слогам. Их взяла под особый контроль.
Из своей практики заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (10–20 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1–го класса.
И чтобы не допустить предыдущие ошибки с этим выпуском, со второго полугодия на первый план вышла техническая сторона чтения.
На первой половине уроков чтения проводила речевые упражнения, которые помогают совершенствованию произносительных навыков и техники чтения.
У каждого ученика карточки , в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от 1 до 25 (2,3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:
Как можно быстрее назови все числа по порядку , указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.
Также проводили ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок, начинаю с пяти минут чтения.
Все читают 1 минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записывают в дневник.
Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие результаты.
В конце первого полугодия 1– го класса результат проверки техники чтения был таким : из 18 человек на “4” прочитал один, остальные на “5”. (Норма 15–24 слов в минуту, процент качества 100%).
В конце учебного года прочитали так: (норма 35–40 слов в минуту) на “4” прочитал один, на “3”– один ученик, остальные на “5”. (Процент качества 94%).
Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.
Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.
Игры со словами являются важным средством развития речи глухих учащихся во время всего обучения в школе.
Очень нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка с проблемами слуха и речи фонематический слух.
Например, для отработки произношения звуков б - п. используют скороговорки:
- Пилил Филипп полено из лип. Притупил пилу Филипп. - Бобры храбры - идут в боры. - Белые бараны били в барабаны. - Бабкин боб расцвёл в дождь, Будет бабке боб в борщ. - Кота Потап по лапе хлопал, И от Потапа кот утопал.
Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося "Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав",один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.
Также чистоговорку можно проинсценировать и помочь проговорить с помощью дактиля: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш. На часок мы заш-ш-ш-шли К черепаш-ш-ш-шке. Черепаш-ш-ш-ш-шка подала Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.
Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:
ЖЖжжж
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжжжж
Бац!Ж::..ж::
Жжжжж
Бац! Бац!
Жжж Жжжжжж
Бац! Бум! Дзинь! Жж Жжжжжжжжжж Топ! Жжжжжж Жжжж Топ-топ! Жжжжжжж Жжжжжжжжжж Топ-топ-топ! Шлёп! Шмяк. И стало тихо.
После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:
Ррр Ррррррр Ррррррррррррр Ой ой! ой!Рррр Рррррррррррррррррррр Топ! Топ! Топ!
И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.
Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции и ФП \эти упражнения придуманы не мной, но кто их автор я, к сожалению не знаю, а хотелось бы сказать огромное спасибо, т.к. они очень помогают в работе:
Проколотый мяч \имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с:.(воздух)\.
Имитация колокольного звона \ бом, бам, бим..\.
Больной зуб. \постанывание \.
Пятачок. \на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов \ .
Изображение цоканья копыт.
Остановить лошадь, произнося слово "тпрру".
Чищу зубы. \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы \ и т. д.
Обязательно надо работать над понятиями : аллитерация, метафора, сравнение, рифма, контраст, юмор, сатира, архаизмы, диалектизмы, омонимы, синонимы, антонимы.
На своих уроках я устраиваю " минутки поэзии", на которых ребята пробуют себя в роли поэтов. Даю детям начало от любых стихов и прошу придумать последнее слово врифмовке, это им очень нравится. К примеру:
Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.
Вот, что получилось у ребят:
Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот. Мышки бегают кругом. И хохочут над котом. И несколько не боясь, Залезают кошке в пасть \
В наше время возможность применения на уроке компьютерных технологий открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д. \ см. приложение № 1
Обобщение
Конечная цель по речевому развитию неслышащих учащихся младших классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.
Наблюдения за устной речью младших школьников с проблемами слуха и речи показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.
Литература
Коррекционная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998
Зикеев А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 272 с.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. Пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 200 с.
Красильникова О.А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения: Учебно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2005. – 176 с.
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей. // Развитие устной речи у глухих школьников. - М., 2001.