Рабочая программа учебного предмета ЛОГОПЕДИЯ для 2 класса коррекционной школы-интернат VIII вида
Рабочая программа учебного предмета ЛОГОПЕДИЯ для 2 класса коррекционной школы-интернат VIII вида
Программа логопедической коррекции
для учащихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пояснительная записка
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения (дислексия)
- нарушение письма (дисграфия).
Исходя из этого, логопедическое воздействие, должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Резкое увеличение числа учащихся с речевыми нарушениями, предъявление более высоких требований к работе логопеда, незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся 2 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 2 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи по средствам коррекции дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки по средствам повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общих интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Нормативно – правовые документы
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ «об образовании».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Просвещение». 2004 год.
Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 31.08.1981 г. № 241 – М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы».
Методическое письмо Министерства образования
Программа логопедической коррекции
для учащихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пояснительная записка
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения (дислексия)
- нарушение письма (дисграфия).
Исходя из этого, логопедическое воздействие, должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Резкое увеличение числа учащихся с речевыми нарушениями, предъявление более высоких требований к работе логопеда, незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся 2 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 2 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи по средствам коррекции дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки по средствам повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общих интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Нормативно – правовые документы
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ «об образовании».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Просвещение». 2004 год.
Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 31.08.1981 г. № 241 – М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы».
Методическое письмо Министерства образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета ЛОГОПЕДИЯ для 2 класса коррекционной школы-интернат VIII вида »
Программа логопедической коррекции
для учащихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида
Пояснительная записка
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения (дислексия)
- нарушение письма (дисграфия).
Исходя из этого, логопедическое воздействие, должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Резкое увеличение числа учащихся с речевыми нарушениями, предъявление более высоких требований к работе логопеда, незначительное количество специальной литературы, отсутствие чёткого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся 2 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 2 – 7 классов специальной коррекционной школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи по средствам коррекции дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки по средствам повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общих интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Нормативно – правовые документы
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ «об образовании».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Просвещение». 2004 год.
Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 31.08.1981 г. № 241 – М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы».
Методическое письмо Министерства образования РФ от 20.06.2002 г. №29/ 2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».
Устав специальной (коррекционной) школы – интерната № 5 п. г. т. Новобурейский.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи обучающихся СКОШ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно во 2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы строится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин).
В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4обучающихся.
На индивидуальные и групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 30 минут.
Занятия проводятся:
В 1 – 3 классах – 4 раза в неделю;
В 4 – 5 классах – 3 раза в неделю;
В 6 – 7 классах – 2 раза в неделю.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
В структуру занятия входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
Оценка эффективности программы
Оценка навыков звукопроизношения осуществляется два раза в год: в сентябре – первичная, в мае – повторная, с подведением итогов за учебный год, задачей, которой является: изучить динамику изменения звукопроизношения.
Ожидаемые результаты реализации программы
Поставлены звуки родного языка, уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова, восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.
Лексические темы для изучения во 2 классе с глубоко умственно отсталыми детьми
Дата
Тема
Содержание темы
Количество часов
СЕНТЯБРЬ
ЦВЕТ
-Знакомство с логопатами
-Свойства предмета
-Основные цвета – красный, жёлтый, синий.
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
-Правая сторона тела человека- рука, нога, ухо, глаз.
-Левая сторона тела человека.
ЦВЕТ
-Сопоставление предметов по цвету.
-Различение жёлтого, красного и оранжевого цветов.
ФОРМА ПРЕДМЕТОВ.
-Различение геометрических фигур.
-Геометрические предметы. Цвет – зелёный.
-Сопоставление предметов по цвету и форме.
-Закрепление знаний о геометрических формах.
ОКТЯБРЬ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ
-Основные цвета и оттенки в природе.
-Цвет предметов. Фиолетовый.
-Понятие – под, над, внутри.
-Закрепление знаний пространственных понятий.
ЦВЕТ
-Цвет белый и чёрный.
-Характеристика предметов в пространстве.
Цвет и форма.
ВЕЛИЧИНА
-Цвет, форма, величина.
-Форма предметов.
-Понятие – круг, овал.
-Сравнение предметов по величине.
-Понятие – за, над, под, около.
НОЯБРЬ
ПРИРОДА
ВОКРУГ НАС
-Предметы вокруг нас.
-Окружающая природа. Экскурсия.
-Сезонные изменения в природе.
-Начало осени. Погода.
-Жизнь растений и животных осенью.
-Охрана растений.
-Поздняя осень.
-Изменения в природе.
ДЕКАБРЬ
ДЕРЕВЬЯ. ЖИВОТНЫЕ
-Хвойные и лиственные деревья.
-Первые приметы зимы.
-Дикие животные зимой.
-Подкормка птиц зимой.
-Внешний вид животных.
-Питание диких животных.
-Отличительные признаки диких и домашних животных.
-Детёныши животных.
-Польза человеку от животных.
-Обобщающее занятие о животных.
ЯНВАРЬ
ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
-Забота человека о животных.
-Зимующие птицы.
-Внешний вид птиц. Питание.
-Отличительные признаки внешнего вида птиц.
-Зима. Изменения в природе.
НАСЕКОМЫЕ
-Внешний вид. Строение тела.
-Польза и вред насекомых.
-Животные ближайшего водоёма.
-Внешний вид рыб и других животных.
-Питание рыб. Польза людям.
-Обобщение: домашние и дикие животные,
птицы, рыбы, насекомые.
ФЕВРАЛЬ
НАШ ДОМ.
СЕМЬЯ
-Ближайшее окружение: дом, улица.
-Знание ребёнка о себе.
-Знание состава семьи.
-Труд взрослых на производстве.
-Использование техники в домашнем хозяйстве.
-Забота взрослых о детях.
-Спортивные принадлежности в семье.
-Праздники в семье.
-Отличительные признаки игрушек.
-Правила поведения дома.
-Режим дня.
-Режим питания.
-Спортивные игры в зимнее время.
-Бережное отношение к вещам.
-Хранение книг. Настольных игр, игрушек.
МАРТ
ПРИРОДА ВОКРУГ НАС.
ВЕСНА
-Признаки весны. Погода.
-Животные и птицы весной.
-Питание в весенний период животных и птиц.
-Деревья и кустарники сада.
-Фрукты и ягоды.
-Растения огорода.
-Отличительные признаки по цвету, форме, вкусу овощей и фруктов.
-Охрана плодовых растений.
-Обобщающее занятие. Растения сада.
АПРЕЛЬ
НАША ШКОЛА.
НАШ КЛАСС
-Наша школа. Наш класс.
-Название и назначение школьных комнат.
-Соблюдение правил поведения в классе.
-Профессии работников в школе.
-Ответственное отношение к порученному делу.
-Оборудование помещения.
-Классная мебель.
-Учебные вещи для уроков.
-Режим дня в школе – интернате .
-Растения в классе.
-Уход за растениями.
МАЙ
НАША РОДИНА
-Родная страна.
-Наша республика. Города и реки республики.
-Наш город, район.
-Города Татарстана.
-Охрана природы.
-Окружающая нас природа. Экскурсия па лесную поляну.
-Обобщающее занятие. Мой край.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ И ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ