kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                           Из опыта работы

            Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы

       Развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной и выразительной. И этому способствуют все уроки  понемногу. Но эмоциональность, образность, связность и интонационная насыщенность приобретаются благодаря урокам литературы.

     Всем известно, что образцом звучащей речи для учащихся является живое слово учителя.

     Так с 5-го класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая интонацию, слова и выражения. Такое подражание в 5-м классе более осознанно, нежели в начальной школе.

     Поэтому учитель, выбирая форму изложения в зависимости от темы, стремится сделать свой рассказ эмоциональным и верно подходящим к теме.

    Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, но не только собственного. Необходимо показывать, что важно учитывать школьникам при формулировке вопроса вообще. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы, пробуют высказываться сами. 

    Не менее ответственным и осторожным должно быть слово учителя, дающего оценку работе ученика: насколько он правилен, эмоционален, интересен, в чем его ошибки? После устной рецензии учителя школьник четко должен понимать, за что он получил соответствующую  отметку.

   Слово учителя полезно закреплять чтением учащимися статей учебника.

   Статьи, помещенные в учебнике, сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Особенности их построения предостерегают учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.

    Важной стороной совершенствования устной речи являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное их усложнение и разнообразие. Например: выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок; прочитайте, как рассказывается о…; прочитайте описание природы…

    Необходимой частью работы учителя литературы на каждом уроке является словарная работа. Она проводится во время рассказа учителя, во время чтения статей о писателях, во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.

    Проводя словарную работу, необходимо объяснять слова, обращать внимание  на повторяющиеся слова, выделять те слова, которые помогают более глубоко и осмысленно воспринять художественное произведение.

    Таким образом, словарная работа способствует обогащению лексики учащихся.

    Художественные тексты, изучаемые в школе, дают возможности для упражнений в пересказах, для развития монологической связной речи.

      Виды пересказов хорошо известны учителю : свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного, цитированием, передачей некоторых диалогов ), выборочный, краткий, от другого лица. Перечисленные виды пересказов можно использовать при изучении любого произведения.

    В выборе пересказа следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст содержит материал для того или иного пересказа.

   Свободный пересказ – самый простой, поэтому с него и начинается работа.

   К выборочному пересказу обращаемся в сказке, к тексту большого произведения.

   Осторожно следует относиться к пересказу от другого лица. Такое переключение сложно для детей данного возраста. Этот пересказ нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя.

   Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним следует идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т.д.

    Постепенно требования к пересказам усложняются : вводятся элементы описаний, рассуждений.

    Работа над стихотворным произведением требует от учащихся выразительного чтения, особой работы мысли и чувства, является средством общего развития, развития мышления и устной речи школьника. В процессе обучения выразительному чтению дети учатся ценить слово, правильно его произносить. 

   С целью углубления работы над художественным произведением учитель имеет возможность использовать иллюстрации.

    Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, сопоставляя с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, совершенствуя свою устную речь.

     Одним из путей реализации программы по развитию устной речи являются уроки развития устной речи. В течение года необходимо часть времени отвести на развитие письменной речи, а часть посвятить урокам развития устной речи. Последние можно провести после раздела устного народного творчества и после раздела о родной природе.

    Приведу несколько вариантов хода каждого их таких уроков : один урок целиком посвятить словарной работе, основанной на изученных текстах, другой- диалогической речи, третий- пересказам, четвертый- рассказам. Возможны и другие виды уроков, но все они подчинены единой цели: проверить, как формируется навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов, проверить, насколько развивается вкус к художественному слову.

   Проводя уроки развития устной речи, следует помнить о постепенном усложнении материала на каждом из последующих уроков : по времени они отделены друг от друга, и учитель сможет рассчитывать на различное качество чтения учащихся. Отмечая выразительность и беглость чтения учащихся, учитель на каждом уроке развития устной речи подчеркивает их достижения.

   Усложняется и словарная работа : на первом- толкование новых слов, терминов; на втором- объяснения, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев; на третьем- осмысление многозначности слов, эпитетов, их роль в художественном произведении; на четвертом- осмысление сравнений и т.д.

   То же следует сказать и о пересказах: на первом- свободный, выборочный; на втором- краткий пересказ; на третьем – рассказ по личным наблюдениям, выразительное чтение; на четвертом- пересказ с элементами рассуждения, описания и т.д.

   Конечно, учитель по своему усмотрению может видоизменить этапы урока, но не их последовательность. Важно, чтобы огромная работа, проводимая на каждом уроке литературы, закреплялась и поддерживалась специальными уроками развития речи.

  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы »



Юлия Николаевна Юсупова

Учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №2 им. А.И. Герцена г.Клинцы Брянской области

Статья





























Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы

Развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной и выразительной. И этому способствуют все уроки понемногу. Но эмоциональность, образность, связность и интонационная насыщенность приобретаются благодаря урокам литературы.

Всем известно, что образцом звучащей речи для учащихся является живое слово учителя.

Так с 5-го класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая интонацию, слова и выражения. Такое подражание в 5-м классе более осознанно, нежели в начальной школе.

Поэтому учитель, выбирая форму изложения в зависимости от темы, стремится сделать свой рассказ эмоциональным и верно подходящим к теме.

Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, но не только собственного. Необходимо показывать, что важно учитывать школьникам при формулировке вопроса вообще. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы, пробуют высказываться сами.

Не менее ответственным и осторожным должно быть слово учителя, дающего оценку работе ученика: насколько он правилен, эмоционален, интересен, в чем его ошибки? После устной рецензии учителя школьник четко должен понимать, за что он получил соответствующую отметку.

Слово учителя полезно закреплять чтением учащимися статей учебника.

Статьи, помещенные в учебнике, сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Особенности их построения предостерегают учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.

Важной стороной совершенствования устной речи являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное их усложнение и разнообразие. Например: выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок; прочитайте, как рассказывается о…; прочитайте описание природы…

Необходимой частью работы учителя литературы на каждом уроке является словарная работа. Она проводится во время рассказа учителя, во время чтения статей о писателях, во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.

Проводя словарную работу, необходимо объяснять слова, обращать внимание на повторяющиеся слова, выделять те слова, которые помогают более глубоко и осмысленно воспринять художественное произведение.

Таким образом, словарная работа способствует обогащению лексики учащихся.

Художественные тексты, изучаемые в школе, дают возможности для упражнений в пересказах, для развития монологической связной речи.

Виды пересказов хорошо известны учителю : свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного, цитированием, передачей некоторых диалогов ), выборочный, краткий, от другого лица. Перечисленные виды пересказов можно использовать при изучении любого произведения.

В выборе пересказа следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст содержит материал для того или иного пересказа.

Свободный пересказ – самый простой, поэтому с него и начинается работа.

К выборочному пересказу обращаемся в сказке, к тексту большого произведения.

Осторожно следует относиться к пересказу от другого лица. Такое переключение сложно для детей данного возраста. Этот пересказ нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя.

Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним следует идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т.д.

Постепенно требования к пересказам усложняются : вводятся элементы описаний, рассуждений.

Работа над стихотворным произведением требует от учащихся выразительного чтения, особой работы мысли и чувства, является средством общего развития, развития мышления и устной речи школьника. В процессе обучения выразительному чтению дети учатся ценить слово, правильно его произносить.

С целью углубления работы над художественным произведением учитель имеет возможность использовать иллюстрации.

Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, сопоставляя с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, совершенствуя свою устную речь.

Одним из путей реализации программы по развитию устной речи являются уроки развития устной речи. В течение года необходимо часть времени отвести на развитие письменной речи, а часть посвятить урокам развития устной речи. Последние можно провести после раздела устного народного творчества и после раздела о родной природе.

Приведу несколько вариантов хода каждого их таких уроков : один урок целиком посвятить словарной работе, основанной на изученных текстах, другой- диалогической речи, третий- пересказам, четвертый- рассказам. Возможны и другие виды уроков, но все они подчинены единой цели: проверить, как формируется навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов, проверить, насколько развивается вкус к художественному слову.

Проводя уроки развития устной речи, следует помнить о постепенном усложнении материала на каждом из последующих уроков : по времени они отделены друг от друга, и учитель сможет рассчитывать на различное качество чтения учащихся. Отмечая выразительность и беглость чтения учащихся, учитель на каждом уроке развития устной речи подчеркивает их достижения.

Усложняется и словарная работа : на первом- толкование новых слов, терминов; на втором- объяснения, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев; на третьем- осмысление многозначности слов, эпитетов, их роль в художественном произведении; на четвертом- осмысление сравнений и т.д.

То же следует сказать и о пересказах: на первом- свободный, выборочный; на втором- краткий пересказ; на третьем – рассказ по личным наблюдениям, выразительное чтение; на четвертом- пересказ с элементами рассуждения, описания и т.д.

Конечно, учитель по своему усмотрению может видоизменить этапы урока, но не их последовательность. Важно, чтобы огромная работа, проводимая на каждом уроке литературы, закреплялась и поддерживалась специальными уроками развития речи.





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы

Автор: Юсупова Юлия Николаевна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 229994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_dlia_uchitelei_russkogo_iazyka_i_literatury_na_temu_razvitie_tvorcheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "529738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229110"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-uchashchikhsia-na-osnovie-ghazietnoi-stat-i"
    ["file_id"] => string(6) "187584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426529201"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Доклад на тему "Развитие устной речи на уроках английского языка" "
    ["seo_title"] => string(71) "doklad-na-tiemu-razvitiie-ustnoi-riechi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "206284"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430145054"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) ""Развитие разговорной речи учащихся на уроках английского языка, посредством применения новых подходов в обучении" "
    ["seo_title"] => string(133) "razvitiie-razghovornoi-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-posriedstvom-primienieniia-novykh-podkhodov-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "108657"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403797370"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства