Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы
Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы
Из опыта работы
Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы
Развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной и выразительной. И этому способствуют все уроки понемногу. Но эмоциональность, образность, связность и интонационная насыщенность приобретаются благодаря урокам литературы.
Всем известно, что образцом звучащей речи для учащихся является живое слово учителя.
Так с 5-го класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая интонацию, слова и выражения. Такое подражание в 5-м классе более осознанно, нежели в начальной школе.
Поэтому учитель, выбирая форму изложения в зависимости от темы, стремится сделать свой рассказ эмоциональным и верно подходящим к теме.
Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, но не только собственного. Необходимо показывать, что важно учитывать школьникам при формулировке вопроса вообще. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы, пробуют высказываться сами.
Не менее ответственным и осторожным должно быть слово учителя, дающего оценку работе ученика: насколько он правилен, эмоционален, интересен, в чем его ошибки? После устной рецензии учителя школьник четко должен понимать, за что он получил соответствующую отметку.
Слово учителя полезно закреплять чтением учащимися статей учебника.
Статьи, помещенные в учебнике, сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Особенности их построения предостерегают учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.
Важной стороной совершенствования устной речи являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное их усложнение и разнообразие. Например: выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок; прочитайте, как рассказывается о…; прочитайте описание природы…
Необходимой частью работы учителя литературы на каждом уроке является словарная работа. Она проводится во время рассказа учителя, во время чтения статей о писателях, во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.
Проводя словарную работу, необходимо объяснять слова, обращать внимание на повторяющиеся слова, выделять те слова, которые помогают более глубоко и осмысленно воспринять художественное произведение.
Таким образом, словарная работа способствует обогащению лексики учащихся.
Художественные тексты, изучаемые в школе, дают возможности для упражнений в пересказах, для развития монологической связной речи.
Виды пересказов хорошо известны учителю : свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного, цитированием, передачей некоторых диалогов ), выборочный, краткий, от другого лица. Перечисленные виды пересказов можно использовать при изучении любого произведения.
В выборе пересказа следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст содержит материал для того или иного пересказа.
Свободный пересказ – самый простой, поэтому с него и начинается работа.
К выборочному пересказу обращаемся в сказке, к тексту большого произведения.
Осторожно следует относиться к пересказу от другого лица. Такое переключение сложно для детей данного возраста. Этот пересказ нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя.
Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним следует идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т.д.
Постепенно требования к пересказам усложняются : вводятся элементы описаний, рассуждений.
Работа над стихотворным произведением требует от учащихся выразительного чтения, особой работы мысли и чувства, является средством общего развития, развития мышления и устной речи школьника. В процессе обучения выразительному чтению дети учатся ценить слово, правильно его произносить.
С целью углубления работы над художественным произведением учитель имеет возможность использовать иллюстрации.
Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, сопоставляя с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, совершенствуя свою устную речь.
Одним из путей реализации программы по развитию устной речи являются уроки развития устной речи. В течение года необходимо часть времени отвести на развитие письменной речи, а часть посвятить урокам развития устной речи. Последние можно провести после раздела устного народного творчества и после раздела о родной природе.
Приведу несколько вариантов хода каждого их таких уроков : один урок целиком посвятить словарной работе, основанной на изученных текстах, другой- диалогической речи, третий- пересказам, четвертый- рассказам. Возможны и другие виды уроков, но все они подчинены единой цели: проверить, как формируется навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов, проверить, насколько развивается вкус к художественному слову.
Проводя уроки развития устной речи, следует помнить о постепенном усложнении материала на каждом из последующих уроков : по времени они отделены друг от друга, и учитель сможет рассчитывать на различное качество чтения учащихся. Отмечая выразительность и беглость чтения учащихся, учитель на каждом уроке развития устной речи подчеркивает их достижения.
Усложняется и словарная работа : на первом- толкование новых слов, терминов; на втором- объяснения, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев; на третьем- осмысление многозначности слов, эпитетов, их роль в художественном произведении; на четвертом- осмысление сравнений и т.д.
То же следует сказать и о пересказах: на первом- свободный, выборочный; на втором- краткий пересказ; на третьем – рассказ по личным наблюдениям, выразительное чтение; на четвертом- пересказ с элементами рассуждения, описания и т.д.
Конечно, учитель по своему усмотрению может видоизменить этапы урока, но не их последовательность. Важно, чтобы огромная работа, проводимая на каждом уроке литературы, закреплялась и поддерживалась специальными уроками развития речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы »
Юлия Николаевна Юсупова
Учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №2 им. А.И. Герцена г.Клинцы Брянской области
Статья
Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы
Развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной и выразительной. И этому способствуют все уроки понемногу. Но эмоциональность, образность, связность и интонационная насыщенность приобретаются благодаря урокам литературы.
Всем известно, что образцом звучащей речи для учащихся является живое слово учителя.
Так с 5-го класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая интонацию, слова и выражения. Такое подражание в 5-м классе более осознанно, нежели в начальной школе.
Поэтому учитель, выбирая форму изложения в зависимости от темы, стремится сделать свой рассказ эмоциональным и верно подходящим к теме.
Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, но не только собственного. Необходимо показывать, что важно учитывать школьникам при формулировке вопроса вообще. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы, пробуют высказываться сами.
Не менее ответственным и осторожным должно быть слово учителя, дающего оценку работе ученика: насколько он правилен, эмоционален, интересен, в чем его ошибки? После устной рецензии учителя школьник четко должен понимать, за что он получил соответствующую отметку.
Слово учителя полезно закреплять чтением учащимися статей учебника.
Статьи, помещенные в учебнике, сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Особенности их построения предостерегают учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.
Важной стороной совершенствования устной речи являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное их усложнение и разнообразие. Например: выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок; прочитайте, как рассказывается о…; прочитайте описание природы…
Необходимой частью работы учителя литературы на каждом уроке является словарная работа. Она проводится во время рассказа учителя, во время чтения статей о писателях, во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.
Проводя словарную работу, необходимо объяснять слова, обращать внимание на повторяющиеся слова, выделять те слова, которые помогают более глубоко и осмысленно воспринять художественное произведение.
Таким образом, словарная работа способствует обогащению лексики учащихся.
Художественные тексты, изучаемые в школе, дают возможности для упражнений в пересказах, для развития монологической связной речи.
Виды пересказов хорошо известны учителю : свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного, цитированием, передачей некоторых диалогов ), выборочный, краткий, от другого лица. Перечисленные виды пересказов можно использовать при изучении любого произведения.
В выборе пересказа следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст содержит материал для того или иного пересказа.
Свободный пересказ – самый простой, поэтому с него и начинается работа.
К выборочному пересказу обращаемся в сказке, к тексту большого произведения.
Осторожно следует относиться к пересказу от другого лица. Такое переключение сложно для детей данного возраста. Этот пересказ нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя.
Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним следует идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т.д.
Постепенно требования к пересказам усложняются : вводятся элементы описаний, рассуждений.
Работа над стихотворным произведением требует от учащихся выразительного чтения, особой работы мысли и чувства, является средством общего развития, развития мышления и устной речи школьника. В процессе обучения выразительному чтению дети учатся ценить слово, правильно его произносить.
С целью углубления работы над художественным произведением учитель имеет возможность использовать иллюстрации.
Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, сопоставляя с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, совершенствуя свою устную речь.
Одним из путей реализации программы по развитию устной речи являются уроки развития устной речи. В течение года необходимо часть времени отвести на развитие письменной речи, а часть посвятить урокам развития устной речи. Последние можно провести после раздела устного народного творчества и после раздела о родной природе.
Приведу несколько вариантов хода каждого их таких уроков : один урок целиком посвятить словарной работе, основанной на изученных текстах, другой- диалогической речи, третий- пересказам, четвертый- рассказам. Возможны и другие виды уроков, но все они подчинены единой цели: проверить, как формируется навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов, проверить, насколько развивается вкус к художественному слову.
Проводя уроки развития устной речи, следует помнить о постепенном усложнении материала на каждом из последующих уроков : по времени они отделены друг от друга, и учитель сможет рассчитывать на различное качество чтения учащихся. Отмечая выразительность и беглость чтения учащихся, учитель на каждом уроке развития устной речи подчеркивает их достижения.
Усложняется и словарная работа : на первом- толкование новых слов, терминов; на втором- объяснения, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев; на третьем- осмысление многозначности слов, эпитетов, их роль в художественном произведении; на четвертом- осмысление сравнений и т.д.
То же следует сказать и о пересказах: на первом- свободный, выборочный; на втором- краткий пересказ; на третьем – рассказ по личным наблюдениям, выразительное чтение; на четвертом- пересказ с элементами рассуждения, описания и т.д.
Конечно, учитель по своему усмотрению может видоизменить этапы урока, но не их последовательность. Важно, чтобы огромная работа, проводимая на каждом уроке литературы, закреплялась и поддерживалась специальными уроками развития речи.