Средняя школа №26 при миницентре
в Еркинском сельском округе
«Глагол»
5 «А» класс
Учитель русского языка: Мухаметкалиева К.Д.
Цели урока
развивать речь обучающихся , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся;
обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Глагол»;
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Задачи
развивать умение давать самооценку своей деятельности,
самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе.
повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении ».
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе.
Планируемые результаты обучения:
предметные | метапредметные | личностные |
что обозначает глагол; на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является. соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол. знаки препинания в сложном предложении | Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. | Осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; умение оценивать поступки героев с нравственной точки зрения. воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе |
Основные понятия глагол, экспрессия, экспрессивные глаголы, режиссёр, мультипликация.
Ресурсы
Компьютер с колонками.
Мультимедийное оборудование.
Фрагмент мультфильма «Ну,погоди!»
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное).
Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
Словари: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»
Словарь синонимов русского языка.Под общей ред. проф. Л. Г. Бабенко
Методическая информация |
Тип урока | Тип урока по основной дидактической цели - вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол»); тип урока по основному способу проведения - сочетание различных форм занятий; тип урока по форме проведения – интегрированный урок (русский языка, литературы). |
Цели урока | развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Глагол»; воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения. |
Задачи урока | развивать умение давать самооценку своей деятельности; самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе; повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении»; воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применении; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе. |
предметные | метапредметные | личностные | что обозначает глагол; на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является. соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол. знаки препинания в сложном предложении | Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации,владение разными формами речи. | Осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; умение оценивать поступки героев с нравственной точки зрения. воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе | |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер с колонками. Мультимедийное оборудование. Диск с мультфильмом «Снежная королева» Презентация к уроку в программе PowerPoint. Задания для обучающихся (по группам и индивидуальное). Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика. Музыка Словари: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Словарь синонимов русского языка.Под общей ред. проф. Л. Г. Бабенко |
|
Мотивация учащихся | в процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности; яркая и образная подача нового теоретического и практического материалов позволяет заинтересовать обучающихся; включение в ткань урока фрагмента мультфильма позволяет позитивно настроить обучающихся на работу. |
Проверка и оценивание ЗУНКов | |
Рефлексия деятельности на уроке | В начале урока – оценивание эмоций , в конце урока ребятам предлагается вернуться к листку «Цели» и сопоставить цели, которые они ставили перед собой в начале урока с теми, которых они (по их мнению) достигли в конце. |
Домашнее задание | Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности): - Прочитать правило § 57 и выполнить упражнение 522. - Выписать глаголы из текста, с которым работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают. –Напишите продолжение истории, используя экспрессивные глаголы. Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить | Мультимедийная презентация дает возможность: каждой группе увидеть задания другой группы и оценить правильность его выполнения; максимально детализировать сведения, необходимые на каждом этапе урока; позволяет представлять информацию в наглядной форме, а также помогает на уроке русского языка обратиться к литературе; эффективно использовать время урока |
Сценарий урока
Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.
─ Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)
─ Какие части речи вы назвали? (глаголы)
Целеполагание.
Мотивация.
Глагол - самая огнепышущая часть речи,
самая живая и яркая. В глаголе струится
самая алая, самая свежая, артериальная кровь
языка. Да ведь и назначение глагола – выражать
само действие!
А. Югов
Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть один лист
- «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
| Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях. | |
| Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
| Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. | |
| Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
| Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
| Пополнить свой словарный запас. | |
| Отдохнуть на уроке. | |
И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой.
(2-3 ученика зачитывают поставленные цели).
Ребята, я знаю, что все вы любите сказки. Любите и мультфильмы, созданные по этим сказкам.
Мультфильмы - это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране.
Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые.
Какие действия они совершают? Они радуются,
грустят ,поют, играют…,т.е.действуют
С ними происходят невероятные чудеса.
А какие мультфильмы ваши любимые?
Я тоже люблю смотреть мультфильмы, и сейчас я вам покажу небольшой отрывок из одного моего любимого мультфильма .
Во время просмотра запишите, что делают наши герои?
( в тетрадь ,в левый столбик)
Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок?
( «Снежная королева» Смотрели ли вы этот мультфильм?
Кто знает, кто режиссёр, мультипликатор этого мультфильма?
Режиссер- Максим Свешников, он известен зрителям по мультфильмам о русских богатырях
Давайте узнаем, что обозначает слово «режиссер», «мультипликация».
(из индив.дом.зад.
Один из обучающихся зачитывает определение слова из толкового словаря.)
в «Толковом словаре русского языка» С.И Ожегова значение слова «режиссёр» , «мультипликация»( записывают в свои словарики).
Режиссёр — постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм , циркового представления, оперы.
“Мультипликация” означает – “съёмка отдельных рисунков, изображающая последовательность движений, что создает иллюзию движения неподвижных объектов”.
Итак, мы выяснили, что режиссёр - управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли .
Режиссёр был блестящим рассказчиком, который повествовал о необыкновенных приключениях Кая и Герды. . Одним из одарённых мастеров мультипликации считается режиссёр Максим Свешников , мультфильм «Снежная королева» был его первой работой .
Актуализация знаний.
Расскажите, что делают наши герои
(зачитывают записанные в тетради глаголы ).
Какой части речи все эти слова?
Все эти слова – глаголы
А что обозначают эти глаголы?
Действие.
Так что же такое глагол? Попробуйте сами сформулировать правило. Вспомните, что вы знаете уже о глаголе и дополните тем, что вы узнали сейчас
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? обозначает: действие предмета.
А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были ?
Читают правило
Развитие словарного запаса.
На доске записаны только имена существительные.
Образуйте глаголы , объяснить их значение
Гнев - гневаться - чувство сильного возмущения, негодования;
Улыбка - улыбаться - испытывать радость;
Страх - страховаться - ограждать себя от чего-нибудь неприятного;
Тревожность - тревожиться - приходить в тревогу, в волнение;
Радость - радоваться - ощущение большого душевного удовлетворения;
Стыд - стыдиться - чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка;
Смех - смеяться - выражение полного удовлетворения, радости, веселья или иных чувств.
Физкультурная минутка
Стоя, по схеме. Вариант расширения зрительно-пространственной активности - использование различных траекторий.
Предлагаю вернуться к нашим героям.
Перед нами листы с текстом. Это один из рассказов о наших героях
Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.
Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: маятник всё так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжёлый сон.
Давайте распределимся по группам.
(групповая работа (3группы, по рядам)
Каждой группе необходимо выполнить задание по данному тексту.
(задания на столах, по группам)
Чтение текста.
Групповая работа
Задания(работа 5мин)
1 гр.
Укажи синтаксическую роль глаголов во 2 абзаце. Найдите глаголы в прямом и переносном значении.
2 гр.
О чём этот текст? Какие слова раскрывают его содержание?
(тема ) Подчеркните глаголы . Дайте их толкование.
3 гр. Подберите синонимы и антонимы к глаголам, выделенным в тексте.
Проверка.(ответы обучающихся)
Самооценка; каждая группа оценивает работу другой группы
Общие вопросы для класса
1.Какова же синтаксическую роль глаголов?
2. Какая часть речи наиболее активна в тексте? Определите тип речи нашего текста.
3. В каком времени стоят глаголы текста? Почему?
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол?
(ответы обучающихся )
Рефлексия .
Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)
Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).
Домашнее задание.
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):
- Прочитать правило § … и выполнить упражнение ….
- Выписать из текста пару слов( глагол + сущ )
–Напишите продолжение истории, используя глаголы.
Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.