kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола

Урок по русскому языку на тему «Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола»
Джумасултанова А.Б., Богатыревская средняя общеобразовательная школа Казталовского района Западно-Казахстанской области 


Тема: Сказуемое, выраженные разными видо-временными формами глагола.
Цель : Обучающие: систематизировать сведения о глаголе; сформировать знания об изменениях глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; совершенствование умений распознавания таких категорий глагола, как время, вид;
Развивающие: развивать интеллектуальную, коммуникативную, речевую культуру учащихся и память; 
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, любовь к родной земле, к родному языку.
Тип урока: урок-путешествие 
Методы урока: словесный, поисковый, творческий.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, таблицы, картины о зиме.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок. Мы за партой дружно сели, друг на друга посмотрели. Пожелали успехов глазами – и вперед! За новыми знаниями! (Ученики, взявшись за руки и посмотрев друг на друга, мысленно желают друг другу удачи). 
II.Проверка домашнего задания. «Мозговая атака»
1.Что такое глагол?
2. Что такое вид глагола? Что он обозначает?
3. Как изменяется глагол в настоящем времени?
4. Как изменяется глагол в прошедшем времени?
5. Как изменяется глагол в будущем времени?
6. Назовите синтаксическую роль глагола в предложении?


1. Вступительное слово учителя: 
- Ребята, сейчас какое время года? Любите ли вы зиму? (На интерактивной доске картина зимнего леса). 

Да, мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно другое время года не может нас порадовать таким великолепным пейзажем. По дороге в школу вы, наверное, не раз любовались зимней природой. Искусник- мороз «убирает в алмазы, жемчуга, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться её богатствами. 
Итак, ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в зимний лес, который поистине сейчас выглядит сказочным. Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы встретим наших старых знакомых - грамматическую основу, подлежащее и сказуемое.
Итак, отправимся в лес, который манит нас загадочной красотой. Но начала ознакомьтесь с правилами поведения. 
• Не ловите, не обижайте птиц, зверей.
• Не шумите в лесу.
• Не ломайте ветки на деревьях и кустах.
• Не жгите костер.
• Не оставляйте в лесу мусор: бутылки, пакеты, бумагу.
Спишите, дописывая личные окончания глаголов. 
Как свеж морозный воздух! Как чист! А зна… ли ты, почему зимой воздух чистый? Его очища… снег. Когда снег пада…,он забира… из воздуха пыль.
III. Объяснение новой темы.
-Как изменяется сказуемое? По временам.
Также глаголы изменяются по видам. Запишите тему урока.
Глаголы в русском языке имеют два вида: несовершенный (что делать?) – писать, читать, рассказывать, отвечать и совершенный (что сделать?) – написать, прочитать, рассказать, спросить. 
Глаголы совершенного вида и несовершенного вида объединяются в пары: 
писать-написать
читать –прочитать
играть-выиграть
Эти пары называются видовыми: они имеют одно значение и различаются только грамматически – относятся к разным видам.
Запомните глаголы, видовые пары которых имеют разные корни.

Несовершенный вид Совершенный вид
Говорить
Ловить
Брать
Садиться
Ложиться
Находить
класть Сказать
Поймать
Взять
Сесть
Лечь
Найти
положить

Образование временных форм в зависимости от вида глагола
Неопределенная форма глагола Вид Настоящее время Прошедшее время Будущее время
простое сложное
Учить 
читать Несовершенный (что делать?) Учу
читаю Учил
читал -
- Буду читать
Буду писать
Выучить
прочитать Совершенный (что сделать?) -
- Выучил
прочитал Выучу
прочитаю -
-

1. Работа с учебником.
1. Упр.3. В каком столбике даны глаголы совершенного вида, в каком – несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары?
1) расти, строить; вырасти, построить;
2) окружать, вспахивать, окружить, вспахать,
3) преодолевать; преодолеть; 
4) сооружать, освещать; соорудить, осветить;
5) срезать, рассыпать. срезать, рассыпать.
2. Упр.6 Напишите предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркните эти слова, зайдите к глаголам вопросы.

Несовершенный вид Совершенный вид
Каждый раз
Всегда
Иногда
Часто что делал?
Долго
Весь день
Много раз
Один раз
На этот раз
Наконец
Сразу же что сделал?
Тут же
уже

3.Упр 7 Прочитайте предложения, используя глаголы из правого столбика.((устно)
Вчера вечером я долго …задачу. решить
Наконец я ее …. решал
Мы долго … задание в классе. выполнять
Дома я его вдруг…очень быстро. выполнить
Прозвенел звонок, но мы еще долго …слова в словари. записывать.
5. От данных пар глаголов образуйте все возможные временные формы (Упр.9)
Читать, прочитать; верить, поверить; желать, пожелать; делать, сделать; чувствовать, почувствовать.
6. Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.
Пришл… долгожданная зим…. Красивые снежинк… закружил…сь в воздухе. Они похожи на яркие звездочки. Птицы не узнал… белого и пушистого леса.

Фонетический разбор слова «зима».
Читаю стихотворение Вадима Шефнера «Миг»:
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, -
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повторится.

1. Какие ассоциации возникают при слове «лес». Ассоциативная карта:

Лес 
2.Потихоньку, утопая в снегу, мы друг за другом входим в глубь леса. Душа переполнена чувствами, хочется говорить стихами. 

Ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?

Ученица.
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Вместе.
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола»

Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола

Урок по русскому языку на тему «Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола»
Джумасултанова А.Б., Богатыревская средняя общеобразовательная школа Казталовского района Западно-Казахстанской области
 

Тема: Сказуемое, выраженные разными видо-временными формами глагола.
Цель : Обучающие: систематизировать сведения о глаголе; сформировать знания об изменениях глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; совершенствование умений распознавания таких категорий глагола, как время, вид;
Развивающие: развивать интеллектуальную, коммуникативную, речевую культуру учащихся и память; 
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, любовь к родной земле, к родному языку.
Тип урока: урок-путешествие 
Методы урока: словесный, поисковый, творческий.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, таблицы, картины о зиме.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок. Мы за партой дружно сели, друг на друга посмотрели. Пожелали успехов глазами – и вперед! За новыми знаниями! (Ученики, взявшись за руки и посмотрев друг на друга, мысленно желают друг другу удачи). 
II.Проверка домашнего задания. «Мозговая атака»
1.Что такое глагол?
2. Что такое вид глагола? Что он обозначает?
3. Как изменяется глагол в настоящем времени?
4. Как изменяется глагол в прошедшем времени?
5. Как изменяется глагол в будущем времени?
6. Назовите синтаксическую роль глагола в предложении?


1. Вступительное слово учителя: 
- Ребята, сейчас какое время года? Любите ли вы зиму? (На интерактивной доске картина зимнего леса). 

Да, мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно другое время года не может нас порадовать таким великолепным пейзажем. По дороге в школу вы, наверное, не раз любовались зимней природой. Искусник- мороз «убирает в алмазы, жемчуга, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить и оберегать, разумно пользоваться её богатствами. 
Итак, ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в зимний лес, который поистине сейчас выглядит сказочным. Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы встретим наших старых знакомых - грамматическую основу, подлежащее и сказуемое.
Итак, отправимся в лес, который манит нас загадочной красотой. Но начала ознакомьтесь с правилами поведения. 
• Не ловите, не обижайте птиц, зверей.
• Не шумите в лесу.
• Не ломайте ветки на деревьях и кустах.
• Не жгите костер.
• Не оставляйте в лесу мусор: бутылки, пакеты, бумагу.
Спишите, дописывая личные окончания глаголов. 
Как свеж морозный воздух! Как чист! А зна… ли ты, почему зимой воздух чистый? Его очища… снег. Когда снег пада…,он забира… из воздуха пыль.
III. Объяснение новой темы.
-Как изменяется сказуемое? По временам.
Также глаголы изменяются по видам. Запишите тему урока.
Глаголы в русском языке имеют два вида: несовершенный (что делать?) – писать, читать, рассказывать, отвечать и совершенный (что сделать?) – написать, прочитать, рассказать, спросить. 
Глаголы совершенного вида и несовершенного вида объединяются в пары: 
писать-написать
читать –прочитать
играть-выиграть
Эти пары называются видовыми: они имеют одно значение и различаются только грамматически – относятся к разным видам.
Запомните глаголы, видовые пары которых имеют разные корни.

Несовершенный вид Совершенный вид
Говорить
Ловить
Брать
Садиться
Ложиться
Находить
класть Сказать
Поймать
Взять
Сесть
Лечь
Найти
положить

Образование временных форм в зависимости от вида глагола
Неопределенная форма глагола Вид Настоящее время Прошедшее время Будущее время
простое сложное
Учить 
читать Несовершенный (что делать?) Учу
читаю Учил
читал -
- Буду читать
Буду писать
Выучить
прочитать Совершенный (что сделать?) -
- Выучил
прочитал Выучу
прочитаю -
-

1. Работа с учебником.
1. Упр.3. В каком столбике даны глаголы совершенного вида, в каком – несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары?
1) расти, строить; вырасти, построить;
2) окружать, вспахивать, окружить, вспахать,
3) преодолевать; преодолеть; 
4) сооружать, освещать; соорудить, осветить;
5) срезать, рассыпать. срезать, рассыпать.
2. Упр.6 Напишите предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркните эти слова, зайдите к глаголам вопросы.

Несовершенный вид Совершенный вид
Каждый раз
Всегда
Иногда
Часто что делал?
Долго
Весь день
Много раз
Один раз
На этот раз
Наконец
Сразу же что сделал?
Тут же
уже

3.Упр 7 Прочитайте предложения, используя глаголы из правого столбика.((устно)
Вчера вечером я долго …задачу. решить
Наконец я ее …. решал
Мы долго … задание в классе. выполнять
Дома я его вдруг…очень быстро. выполнить
Прозвенел звонок, но мы еще долго …слова в словари. записывать.
5. От данных пар глаголов образуйте все возможные временные формы (Упр.9)
Читать, прочитать; верить, поверить; желать, пожелать; делать, сделать; чувствовать, почувствовать.
6. Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.
Пришл… долгожданная зим… . Красивые снежинк… закружил…сь в воздухе. Они похожи на яркие звездочки. Птицы не узнал… белого и пушистого леса.

Фонетический разбор слова «зима».
Читаю стихотворение Вадима Шефнера «Миг»:
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, -
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повторится.

1. Какие ассоциации возникают при слове «лес». Ассоциативная карта:

Лес 
2.Потихоньку, утопая в снегу, мы друг за другом входим в глубь леса. Душа переполнена чувствами, хочется говорить стихами. 

Ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?

Ученица.
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Вместе.
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола

Автор: Нуртолеуова Жанар Кабылгазиевна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола""
    ["seo_title"] => string(82) "urokrusskoghoiazykaskazuiemoievyrazhiennoieraznymividovriemiennymiformamighlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "304800"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457793027"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола""
    ["seo_title"] => string(83) "urokrusskoghoiazykaskazuiemoievyrazhiennoieraznymividovriemiennymiformamighlaghola1"
    ["file_id"] => string(6) "304801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457793034"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок русского языка "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола" ."
    ["seo_title"] => string(83) "urokrusskoghoiazykaskazuiemoievyrazhiennoieraznymividovriemiennymiformamighlaghola2"
    ["file_id"] => string(6) "304811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457794388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Урок русского языка в 6 классе на тему: "Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола""
    ["seo_title"] => string(111) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-skazuiemoie-vyrazhiennoie-raznymi-vidovriemiennymi-formami-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "282445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453705688"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ": «Сказуемое, выраженное разными видовременными формами глагола» "
    ["seo_title"] => string(68) "skazuiemoie-vyrazhiennoie-raznymi-vidovriemiennymi-formami-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "152593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420884026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства