Формирование интереса к предмету русский язык через применение нестандартных форм урока
Формирование интереса к предмету русский язык через применение нестандартных форм урока
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса к предмету русский язык через применение нестандартных форм урока»
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя школа № 9
Отчёт по методической теме
«Формирование интереса к предмету русский язык через применение нестандартных форм урока»
Выполнила:
Яковлева С. В.
Г. Переславль-Залесский, 2016
Нестандартные формы и методы проведения уроков,
как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся
«Урок – это солнце, вокруг которого, как
планеты, вращаются все другие формы учебных занятий »
Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроках усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина, деятельного участника жизни государства. В современных условиях бурного развития начальной школы сложна и многообразна работа учителя. Сколько ему нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, строить уроки так, чтобы каждый ребёнок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать, что одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении сложного и объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале.
Тема актуальна, так как активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков – огромное количеств, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания.
Непривычные формы используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы урок-отчет и другие.Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении. Цель нетрадиционных уроков:отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?
Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
•более полное осуществление практической, воспитательной,
образовательной и развивающей целей обучения;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на младших школьников вдохновляющее и постоянно развивают их речь. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности.
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования).
Учащимся нестандартные уроки нравятся, они становятся общительнее и сплоченнее. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из – за большой потери времени.
Перечислю следующие алгоритмы проведения нестандартных уроков. В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока:
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, интервью, репортаж;уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, «живая газета», устный журнал; уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника;перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, утренники, спектакль, концерт, инсценировка.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме, и каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными
Виды нестандартных уроков:
1. Урок-суд
Элемент урока русского языка. Суд над несклоняемыми именами существительными иноязычного происхождения.
Главный принцип – развить умение анализировать и обобщать языковые явления, вести исследовательскую работу.
Тема: Несклоняемые заимствованные имена существительные
Цель: выяснить, виновны ли неизменяемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи.
Схема элемента урока
Судья: «Виновны ли несклоняемые заимствованные существительные в том, что люди, говорящие на русском языке, редко употребляют их в речи?»
1.Прокуроры: «Не всегда понятно лексическое значение этих слов»
Адвокаты: «Есть словари иностранных слов с толкованием значения»
2.Прокуроры: «Не изменяются»
Адвокаты: «Как можно изменить слово иноязычного происхождения по законам русской лингвистики?»
3. Прокуроры: «Не склоняются»
Адвокаты: «Но ведь можно определить род этих слов по роду нарицательных существительных, которыми эти названия могут быть заменены (Тбилиси – город – мужской род, Онтарио – озеро – средний род), а число и падеж – по именам прилагательным и числительным, которые к ним относятся (Он поклонился почтенной мадам (единственное число, дательный падеж).На зеленых авеню (множественное число, предложный падеж) проходил торжественный парад)»
Присяжные: «Признать невиновными, т.к.
1) это результат взаимодействия и взаимопроникновения многих языков;
2) эти слова обогащают состав русского языка»
Итог суда:«Несклоняемые заимствованные имена существительные не виновны в редком употреблении, т.к. каждый эрудированный человек должен обогащать свой словарный запас и использовать заимствованные слова в речи»
2. Урок брейн-ринг
Главный принцип этого урока – необходимость повторить материал изученной темы или раздела учащимися, что способствует закреплению.
Правила проведения урока брейн-ринга.
1. Класс делится на команды по 6 человек.
2. Играют одновременно по 2 команды.
3. Учитель задает по 3 вопроса в каждом раунде.
4. Учитель задает вопросы и произносит команду «время», после чего капитан имеет право поднять руку, что свидетельствует о готовности команды отвечать, затем один из участников должен дать правильный и полный ответ на вопрос.
5. Если одна команда дала неправильный ответ, тогда другая команда получает право на ответ и 20 секунд для размышления.
6. Если капитан команды поднял руку до команды «время», тогда учитель объявляет «фальш-старт» и команда лишается права отвечать на этот вопрос.
Вопросы к уроку-брейн-рингу по русскому языку (итоговый урок по теме «Имя существительное»)
1. Почему имя существительное отвечает на два вопроса: кто? и что?(существительные делятся на одушевленные и неодушевленные)
2. Какие имена существительные относятся к общему роду?( 1) существительные, содержащие оценку, качество характера: неряха, молодец; 2) существительные, называющие лица по профессии: редактор Иванова)
3. Какие имена существительные имеют форму только множественного числа? ( 1) название составных и парных предметов: брюки, сани; 2) название материалов или их остатков: консервы, очистки; 3) название промежутков времени, игр: сутки, шахматы; 4) название действий и состояния природы: переговоры, заморозки; 5) некоторые географические названия: Афины, Карпаты)
4. На какие лексико-грамматические разряды делятся нарицательные имена существительные?(конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные)
5. Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?( 1) собирательные существительные: листва, молодежь; 2) вещественные существительные: песок, щавель; 3) название качества или признака: белизна, злоба; 4) название действия или состояния:плавание, удивление; 5) собственные названия: Москва, Пушкин; 6) слова: бремя, вымя, пламя, темя)
6. В каких случаях мягкий знак пишется на конце имён существительных после шипящих?(в существительных женского рода, относящихся к III склонению)
7. Какие имена существительные относятся к І склонению? Приведите примеры (существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я: юноша, девушка)
8. Какие имена существительные относятся ко ІІ склонению? Приведите примеры (существительные мужского рода с нулевым окончанием: апрель, существительные среднего рода с окончанием -о, -е: поле)
9. Какие имена существительные относятся к ІІІ склонению? Приведите примеры (существительные женского рода с нулевым окончанием: ночь)
10. Назовите разносклоняемые существительные?( 10 существительных на -мя: имя, время, бремя, темя, вымя, пламя, племя, семя, знамя, стремя, существительное мужского рода путь)
11. Какие существительные являются несклоняемыми? (существительные иноязычного происхождения: кофе, кольраби, некоторые географические названия: Сочи, Баку, сложносокращенные слова: ГАИ, ТЮЗ)
12. Как определить род у несклоняемых географических названий? (по роду нарицательного существительного, которым это название может быть заменено:Сочи - город - мужской род)
13. В каких случаях НЕ пишется слитно с именами существительными?( 1) если без НЕ не употребляется: неряха; 2) если возможна замена синонимом без НЕ: неправда - ложь)
14. В каких случаях в именах существительных пишется суффикс ЧИК? (у существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных Д, Т, З, С, Ж: летчик)
15. Какую синтаксическую функцию выполняют имена существительные? (существительные могут выступать в роли всех членов предложения)
Для закрепления, систематизации и обобщения изученного материала по теме или разряду можно проводить не только уроки-брейн-ринги, но и уроки-викторины, и уроки-конкурсы «Самый умный», где вопросы могут использоваться те же, но состязания будут проходить не в командной, а в личной форме.
3. Интегрированные уроки
В своей учебно-воспитательной деятельности я часто практикую проведение интегрированных уроков, т.к. именно эти уроки:1) позволяют учащимся усвоить знания по русскому языку и литературе в совокупности с другими науками;
Тема: Развитие речи. Изложение с творческим заданием.
Цель: дополнить текст изложения описанием внешности персонажей, высказать свое мнение об их поведении и поступках.
Схема интеграции урока
Язык – соблюдение орфографических и синтаксических норм написания изложения.
Литература – знакомство с внепрограммным произведением – рассказом В. Морозова «Да, виноват большой Петя!», анализ литературного произведения, оценка поведения героев.
ОБЖ – беседа по технике пожарной безопасности, по правилам поведения ситуациях, угрожающих жизни людей.
Этика – соблюдение морально-этических норм в экстренных ситуациях.
Развитие творческих способностей учащихся – дополнить изложение описанием внешности героев, высказать мнение о поведении мальчиков.
4. "Проба пера" или "Я - автор". Для развития творческих способностей учащихся на уроках или в качестве домашнего задания я практикую творческие приемы «Проба пера» или «Я – автор» - написание басен, сочинений в стихотворной форме, составление кроссвордов, литературных викторин, ребусов, загадок, оформление агитационных плакатов, манифестов, рисование иллюстраций к произведениям и т.д.
5. Интерактивные игры. Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке программного материала. Как известно, ролевые игры на уроках способствуют выполнению важных методических задач:
- обеспечению необходимости многократного повторения программного материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
С помощью игр можно развивать память, внимание, логическое мышление. Среди ролевых игр, мною часто используемых, можно назвать:
1. Ситуации «Учитель–ученик», в которых предусматривается взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют их, исправляя ошибки, при словарных диктантах, при аудировании или чтении молча, при распределительных и выборочных диктантах, при языковых или литературных викторинах и т.д.) Такие ситуации позволяют учащимся почувствовать себя в роли обучающего и проверяющего.
2. Мозговой штурм – тренинговый метод, обычно используемый на уроках литературы. Например, после изучения рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни» на вопрос «Что такое настоящее мужество?» учащиеся отвечают: ответственность за свои поступки, способность защищать слабого, умение подавить в себе лень и зависть, способность сохранить до конца жизни собственную честь и достоинство, быть полезным Родине и миру вообще и т.д. Этот метод позволяет учащимся высказать свое мнение и толерантно принять точку зрения другого.
3. Театральные инсценировки (с применением элементов костюмов, масок), в которых учащиеся творчески переосмысливают литературный образ, представляемый ими, и обыгрывают его со своей позиции и точки зрения. Например, роль Лисы из известной басни И. Крылова «Лисица и ворона» может быть исполнена не в общепринятом образе хитрой и льстивой плутовки, а в образе агрессивно настроенного, голодного и бескомпромиссного животного, а Ворона вынуждена не демонстрировать свои вокальные данные, а беспрекословно и добровольно отдать сыр и улететь подальше то этого злого леса и его обитателей. Или, после изучения рассказа А. Чехова «Хамелеон», роль полицейского надсмотрщика Очумелова может быть исполнена не в обычном амплуа глупого и льстивого охранника базарного порядка, а в образе молчаливого бюрократа, который что и дело переписывает протоколы в зависимости от показаний свидетелей происшествия. Хрюкин так и не добивается компенсации за материальный ущерб (укушенный палец). А Собачка не понимает: кого кусать – бездействующую службу порядка или жадного золотника, который готов пожертвовать своим пальцем ради наживы.
Такой подход к инсценировкам литературных произведений, адаптированных к современной жизни, в которых учащиеся чувствуют себя не только актерами, но и авторами сценария, режиссерами, творческой комиссией, обеспечивает не только эффективную отработку и многократное повторение программного материала, но и стимулирует к исследовательской деятельности, мотивирует познавательный интерес (обычно после проведения в классе театральных представлений учащиеся читают внепрограммные произведения этих же авторов).
4. Игры на внимание
1) «Цветное склонение»
Учитель называет существительные – названия цветов (мимоза, ландыш, герань, орхидея, нарцисс, полынь, пион, ромашка, петуния, клевер, сирень, гладиолус, настурция, кактус и т.д.), если это существительное относится к І склонению – учащиеся кричат «Один», если ко ІІ склонению – «Два», если к ІІІ склонению – «Три». Главное условие – называть цветы быстро.
2) «Хлопок» - эта игра может быть использована на любом уроке или мероприятии, где нужно классифицировать слова на виды, типы, разряды. Например, определить разряд имён числительных: если учитель называет количественное числительное – ребята хлопают в ладоши. Если – порядковое числительное – топают ногой. Или, если в слове, названном учителем, пишется мягкий знак – учащиеся хлопают в ладоши, если мягкий знак не пишется – молчат, и т.д.
3) «Правый левому не товарищ» - эта игра также может быть использована абсолютно на любом уроке и мероприятии, где требуется также классифицировать слова на виды, типы или разряды. Например, определить в форме какого числа может употребляться имя существительное. Если учитель называет существительное, которое употребляется только в единственном числе (молодежь, молоко, человечество и т.д.) – учащиеся поднимают правую руку; если учитель называет существительное, которое употребляется только в форме множественного числа (сутки, сани, ножницы и т.д.) – ученики поднимают левую руку; если учитель называет существительное, которое может употребляться в форме и единственного, и множественного чисел (лист – листья, карандаш – карандаши и т.д.) – ребята поднимают обе руки. Такие игры способствуют быстрому запоминанию материала, а главное, проходят быстро, весело и интересно.
Таким образом, широко используя на практике формы проведения нестандартных уроков, способствуя развитию творческих способностей учащихся, часто прибегая к игровым моментам на уроках, мне удается привить интерес учащихся к изучению материала по русскому языку и литературе, а также развить диалогическую и монологическую, устную и письменную речь учеников на уроках. Дети не должны потерять интерес и рвение к обучению, значит, главная задача учителя – сделать урок разнообразным, интересным и эффективным.