Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку "
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Некоторые изменения произошли. Школа стала более демократичной. Мы, учителя, получили определённые права в выборе методов обучения. Изменилась сегодня и цель образования. Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании. А отсюда изменилось отношение учителя к смыслу учебной дёятельности и к ученикам, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся.
Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?
Цель работы:
Использование активных стратегий обучения для повышения качества
«функциональной грамотности» школьников.
Задачи работы:
- стимулировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать у них способность не только решать познавательные задачи, но и включаться в практическое приложение своего познавательного опыта;
- осваивать новую социальную роль ученика.
Проблема:
Образованность учащихся является одним из показателей качества образования. Работая над повышением образованности учащихся, через внедрение активных стратегий обучения и воспитания достигаем улучшения качества функциональной грамотности учащихся.
Основная часть.
Что мы понимаем под образованностью человека? Образованность – это внутреннее свойство, которое:
а) развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов;
б) характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им мировой культуры, общечеловеческого опыта.
Особая роль в формировании образованности принадлежит образовательной деятельности, в процессе которой человек меняется сам и оказывается способным к решению более сложных жизненных задач.
Основой требований государства к образованности каждого ученика является образовательный стандарт.
В психолого-педагогическом обеспечении образовательного стандарта одной из трёх составляющих является обоснование сущности образованности, критериев выделения уровней образованности, обобщённых моделей образованности на различных ступенях образования.
Для повышения уровня образованности учащихся используются универсальные методы:
1) постановка проблемы;
2) формирование цели;
3) конкретизация цели в задачах;
4) самоконтроль;
5) самооценка.
Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование, использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение учащихся к активной работе. Важно активизировать деятельность всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.
Наша задача состоит в том, чтобы в распоряжении учащихся больше было средств, для достижения ими определенного уровня образованности. Существует три уровня образованности: Элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность. Элементарную грамотность можно определить как способность применять универсальные методы учебно-познавательной деятельности для использования сведений, полученных из адаптированных источников информации и личного житейского опыта, в целях решения учебно-познавательных проблем. Функциональная грамотность– это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на определенных правилах и нормах, для использования знаний (сведений, научных понятий, инструкций), полученных из различных источников информации, в целях решения проблем социальной адаптации на основе применения правил и приёмов к конкретной ситуации. Компетентность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на научных идеях и принципах, для использования системы знаний, полученных из оригинальных источников научной информации, внешкольных источников и в результате собственной исследовательской деятельности, в целях теоретического обоснования многокритериального выбора решения. В системе общего образования можно выделить три вида компетентности: общекультурную, до профессиональную, методологическую.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
-естественное стремление школьника к познанию;
-положительное отношение к учебе;
-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребёнка результата.
Активные стратегии обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», — писал В.А.Сухомлинский. Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.
Активные стратегии ведения уроков:
- «Корзина» идей, понятий, имен;
- Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы;
- Учебный мозговой штурм;
- Ассоциации;
- «Дерево предсказаний»;
- «Карта познания»;
- «Перепутанные логические цепочки»;
- Пометки на полях (инсерт);
- Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»);
- Лекция с остановками;
- Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»;
- Чтение с остановками;
- Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»);
- Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»);
- Написание синквейна (пятистрочный белый стих);
- Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов;
- РАФТ — Р(оль), А(удитория), Ф(орма), Т(ема);
- Дискуссия;
- «Зигзаг»;
- «Кубик»;
- «Карусель»;
- Стратегия «Галерея».
Работа в малых группах— это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания.
Начинать групповую работу следует, не торопясь. Мoжно организовать сначала пары. Уделить особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходить к работе в группе, которая состоит из трёх учащихся. Как только мы убеждаемся, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляем новых учащихся. Набирать в малую группу следует не более пяти человек.
Следует обязательно продумать метод поощрения, обеспечить групповые награды за групповые усилия.
Надо быть готовым к повышенному рабочему шуму, характерному, для методов совместного обучения.
На уроке повторения, обобщения и систематизации знаний организую работу малых групп. Делю класс на 2 группы: домашних животных.диких животных применив активную стратегию: вытащи карточку. Акцентирую внимание на том, что материал урока даёт им возможность развивать умения находить закономерности, применять полученные знания при решении нестандартных задач. Раздаю и объясняю каждой группе задания.
– Перед вами разноуровневые задание. Каждой группе предложено обсудить решение задание. В течение 15 минут вы обсуждаете задание и предлагаете ее выполнить. Затем по очереди из группы выходит ученик к доске и говарит решение задание. У каждой группы на парте есть ватман, на котором вы можете сделать к заданию пояснительную схему.
Заключение.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Активные стратегии проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие стратегии проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным стратегиям организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счёте приведёт к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал активных стратегий урока можно охарактеризовать следующим образом:
-формирование у учащихся стойкого интереса к предмету
-воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний в различных сферах деятельности;
-развитие, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, развитие творчества и фантазии.
Как бы не работал учитель, какие бы не давал задания детям, для того, чтобы они ощущали себя комфортно, необходимо всегда словесно поддерживать и подбадривать их, не скупиться на ласковое слово, на похвалу, на поддержку слабых. Обращение внимания на каждое удачное решение слабого ученика, для того чтобы вселить в него уверенность в себе, подхлестнуть его мнение о себе, для того, чтобы его стали уважать другие. Мое педагогическое кредо «Ученик – прежде всего личность», и я в своей работе никаким образом не должна обидеть эту личность, а всегда уважать и считаться с ней. Только при взаимном уважении, при взаимном доверии и понимании любой ученик будет чувствовать себя комфортно в школе и будет с удовольствием туда идти ежедневно.