1. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
1.Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихся
В современных условиях модернизации образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей, а потому учителю начальных классов особое внимание следует обращать на формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Поэтому я поставила перед собой ЦЕЛЬ: через применение здоровьесберегающих технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для реализации данной цели я выделила следующие задачи: (вы видите на слайде)
2. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, и родителей. Напрашивается вопрос, как сохранить здоровье учащихся. Здоровьесберегаюшее обучение ориентировано на обеспечение психоэмоционального, физического и социального здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров: 1) учёт особенностей класса; 2) создание благоприятного психологического фона на уроке; 3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4) создание условий для самовыражения учащихся; 5) обращение к разнообразным видам деятельности;
Психологическая комфортность урока. Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье не надо ничего придумывать что-то особенное. Необходима рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий. При рациональной организации урока должны учитываться: творческий характер образовательного процесса; психоэмоциональный комфорт каждого ученика; применение нестандартных форм урока; оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук); физкультминутки, музыкальные паузы; игровые моменты урока и занимательность; соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей; смена умственной и физической деятельности; чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью; проветривание кабинета перед началом занятий, гигиенические навыки;дыхательные упражнения;
На своих уроках ежедневно я провожу физкультминутки, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети' становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением. Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили - встают, кладут тетрадь и дожидаются остальных.
Уроки русского языка, а особенно письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительного чтения или письма. Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки- экскурсии, уроки –путешествия, проектная деятельность и т. п. Необходимо правильно организовать отдых детей подвижные игры малой и средней подвижности; музыкальные перемены; динамические паузы; проветривание и влажная уборка класса.
Большое значение имеет организация двигательной активности во внеурочное время.
Уроки здоровья
Достаточно важное место в организации здоровьесберегающего обучения занимает внеклассная работа с детьми и привлечение к ней родителей. Учеником, его родителями и учителем должна осознаваться ценность здоровья каждого ребенка, необходимость сохранения и укрепления. В классе проводятся классные часы по здоровьесбережению: классный час по профилактике вредных привычек; классный час по здоровому образу жизни «Уроки Мойдодыра»,
классный час по правилам безопасности жизнедеятельности; классный час по ПДД: «Школа пешехода». Я, думаю, мы будем участвовать в массовых оздоровительных мероприятиях и праздниках.
Дидактический материал по предметам в начальной школе
При рациональной организации урока учитывается: объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность; нагрузка дополнительных занятий в школе; время на активно-двигательные занятия.
Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий во многом зависит от состояния учащегося в процессе учебной деятельности. В содержании каждого урока можно использовать задания с элементами здоровьесберегающего характера, которые повысят интерес детей к здоровому образу жизни.
Заключение
Одной из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности. А в заключение хочется сказать словами Жана – Жака Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ПОС .ШМИДТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Шубина Нина Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта
г.о. Новокуйбышевск
Исследования здоровья детей.
По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России
14 % детей практически здоровы,
50 % имеют функциональные отклонения,
35 - 40 % - хронические заболевания.
Здоровье учащихся
Причины
Проблемы
Малоподвижный образ жизни.
Вредные привычки.
Незнание средств, форм.
Недостаточная освещённость.
Перегрузка учебными занятиями.
Накапливание отрицательных эмоций.
Заболевание опорно-двигательного аппарата.
Нарушение осанки, плоскостопие.
Снижение зрения.
Нервно-психические расстройства.
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья во время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
формирование привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений
создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья;
развивать творческие способности;
осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.
Гигиенические условия в классе (кабинете):
Критерии урока с позиции
здоровьесбережения
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
1.Смена видов учебной деятельности(4-7 видов).
2.Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут.
3.Количество методов не менее трёх.
4.Использование разных форм работы.
5.Наличие оздоровительных моментов на уроке(на 20-й минуте, по мере утомления).
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Начало урока
Точечный массаж
Перекрестные движения
Коси коса, пока роса.
Роса долой –
И мы домой.
Качание головой
« Ленивые восьмерки»
«Симметричные рисунки
Открывайся, третий глаз, Научи скорее нас.
Лучше станет наша память. Вы проверьте это сами.
«Уши»
Мягко расправить и растянуть одноимённой рукой внешний край уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха.
Во время урока
Дыхательная гимнастика
«Ладошки»
Лобно-затылочная коррекция
Медвежьи покачивания
«Насос»
«Кошка»
Поза дерева
«Маятник
головой»
«Ушки»
Поза скручивания
«Повороты головы»
«Перекаты»
Физкультминутки
В состав упражнений для физкультминуток можно включить:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Пальчиковая гимнастика
Посадили зернышко,
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,
Распускаются цветочки.
Маленькие ножки
За водой ходили,
Домой не спешили.
Воду набирали,
Крышку закрывали.
Упражнения для мышц глаз
Проследите глазами
за Винни Пухом
. 1. «Солнышко». Мягкие движения носом по кругу с движением глаз.
Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали(поморгать глазами).
Посмотрите все в окно, (вправо-влево)
Ах, как солнце высоко(посмотреть вверх),
Мы глаза сейчас закроем(закрыть глаза ладошками),
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём, а потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Следите глазами за большой пчелой
ОФТАЛЬМО
ТРЕНАЖЁРЫ.
Конец урока
Релаксация
«Водопад»
Закрыть глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд). Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
“Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
“Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
«Медуза»-сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.
«Роняем руки»- расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане– здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане– он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане– ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;