Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка»
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:1) личностный; 2)регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Обратим внимание только на 3 группу: познавательные УУД.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
· самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· структурирование знаний;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
· моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково – символическая);
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
· синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
· выбор оснований и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов;
· подведение под понятия, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений;
· доказательство;
· выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем:
· формирование проблемы;
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
При анализе содержания учебников русского языка можно заметить, что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее частотны. Так же я использую в работе и дополнительные источники: контрольно-измерительные материалы, итоговые диагностические работы по ФГОС, тетради творческих работ, тетради комплексных работ.Но, конечно, есть много заданий, которые я подбираю сама и предлагаю детям. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали от простого к сложному. Хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания и приёмы позволят: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, контролировать дисциплину.
Упражнения и задания для развития общеучебных универсальных действий:
“Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
“Четвёртое лишнее”.
Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
“Альтернативные задания”
1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.
2. Подберите сложные антонимы, например, умная девочка – глупый мальчик
Хороший друг – Слабый мороз
Поздний вечер – Грустная старость
Короткий день – Радостная встреча
3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:
Лучше _____ правда, чем______ ложь.
_______мир лучше _______ войны.
Приведите свои примеры.
4. Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:
После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.
« Восстановление деформированного текста».
Из данных предложений составь рассказ, запиши его.
Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.
Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: снегурочка сочинение писать
«Напиши как можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».
М…………… в……….. с………… п……………. г………… .
Мы всей семьёй пошли гулять.
В……………. у……………… в………………. м…………. .
М……………. с………………. г……………….. б……………. .
Сочинение на тему“Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме”
Редактирование текста. Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.
Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
Определение границ предложений.
Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.
1. По реке плывёт лодка. И плот. 2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали. 3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
Составление рассказа по его началу.
1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку…
2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…
“Кто быстрее”
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.
1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…
2. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- – о (село, сено, сало…)
3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, – гора – алмаз – зима).
Грамматические сказки – это неотъемлемая часть урока русского языка при изучении некоторых тем: «Глагол», «Изменение имён существительных по падежам», «Части речи», «Правописание суффиксов –ек; -ик;» Например, по теме: «Обобщение. Имя существительное» я предлагаю школьникам раскрыть секреты, которые «спрятала» эта часть речи: «Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена набрала много слов и сказала: «А это будут мои, женского рода». А остальные слова остались посередине – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия».
Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.
Словарные диктанты и орфографические минутки тоже стараюсь всегда проводить разнообразно. Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.
Не велик…. да краснеет нос. (Мороз)
….любит чистоту. (Посуда)
Чужбина – калина, родина -…. (Малина)
…. человек добро помнит. (Русский)
При повторении изученного материала мне помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная бочка, а у нас с ребятами обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!
Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить.
1) е, м, р, о 2) к, у, а, п 3) а, к, о, р, о, с
р, а, е, к з, я, а, ц в, л, е
ш, а, а, м, р, о, к а, и, с, л щ, а, у, к
о, о, е, з, р х, м, а, у а, а, ь, с, р, к
ь, ю, т, л, н, а, п м, й, е, в, а, у, р т, р, г, и
Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо.
Постановка и решение проблемы как неотъемлемая часть познавательного блока УУД включают формулирование проблемы, а также самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. «Проблемным» оно называется потому, что соотносится с главной категорией проблемного обучения – проблемной ситуацией. В процессе решения такого задания учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск способа решения или само решение возлагается на учащихся. Как показывает опыт, необходима не случайная совокупность проблемных заданий, а их система. Задания должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, иметь разную степень сложности. Структура содержания задания необязательно должна отвечать принципу дидактики «от легкого к трудному».
Для того чтобы подобрать или самостоятельно разработать систему проблемных заданий, учителю необходимо руководствоваться программой действий, в основе которой лежат следующие принципы:
1. Учебный материал следует излагать так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства понятия или явления, подлежащие дальнейшему изучению.
2. Практические умения и навыки необходимо даже в младших классах развивать на базе соответствующих теоретических сведений.
3. Создаваемая система проблемных заданий должна содержать не только фактический материал, но и описание действий самих детей по его усвоению.
4. В разрабатываемую систему следует включать задания, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств.
3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы
а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?
4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?
Пример.
Прочитай текст. Найди в нём существительное с такой характеристикой: неодушевленное, нарицательное, среднего рода, стоит в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является подлежащим.
Байкал находится на востоке России. Люди называют его голубым оком Сибири. По количеству пресной воды это озеро занимает первое место на Земле. В Байкале живут тысячи видов редких животных и растений.
Пример.
I. В каждой группе найди «лишнее» слово, обоснуй свой выбор:
1) море, кофе, солнце, растение
2) соль, пыль, ремень, пристань
3) камень, конь, лань, огонь.
II. Объедини глаголы в группы по значению: 1) начало действия; 2) окончание действия; 3) неполное действие:
Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках русского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.
Заключение.
Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты. Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД использую комплексные диагностические работы (входная, промежуточная, итоговая). Таким образом, формируя познавательные УУД, я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
object(ArrayObject)#887 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(236) "Урок русского языка в 3 классе по теме «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам», по учебнику: Русский язык Соловейчик М.С. "
["seo_title"] => string(148) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-kak-ieshchie-izmieniaiutsia-slova-izmienieniie-po-padiezham-po-uchiebniku-russkii-iazyk-solovieichik-m-s"
["file_id"] => string(6) "126558"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415195720"
}
}