«Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка»
«Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка»
"Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка"
(из опыта работы)
В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности». Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.
Один из путей, способных решить назревшие проблемы, – развитие познавательной активности учащихся. От того, как ученик относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка» »
Веляник Татьяна Георгиевна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ п. Баляга
«Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка» ( из опыта работы)
В современном обществе за последнее время произошли перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанным прежде всего со сменой ценностных ориентиров.
Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни.
В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности». Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.
Один из путей, способных решить назревшие проблемы, – развитие познавательной активности учащихся. От того, как ученик относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.
Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
В основе познавательной деятельности – положительное отношение ученика к процессу учения, уважение человеческой индивидуальности, опора на личностные качества и субъективный опыт воспитанника. Показатели познавательной активности – прилежание, осознанность обучения, творческая инициатива, находчивость в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д.
Развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку может быть связано с активизацией творчества учащихся, включением их в исследовательскую, проектную деятельность, расширением кругозора, повышением общего культурного уровня. Реализуется эта цель использованием на уроках проблемных заданий, созданием творческих микрогрупп, проведением познавательных игр.
Главным в своей работе считаю – сделать процесс обучения радостным, активировать деятельность учащихся, воспитать потребность узнавать все больше и больше. Стараюсь с первой минуты увлечь школьников, повести их в удивительный, волшебный мир русского языка. Этому способствует использование различных форм: и традиционных, адаптированных для конкретного класса, и новых, найденных в методической литературе, увиденных на уроках коллег, разработанных самой. Очень живо и интересно проходят уроки – путешествия в страну Языкознание. После изучения нескольких тем по разделам языкознания отправляемся с пятиклассниками путешествовать, причем на разных видах транспорта (на поезде, пароходе, автобусе, самолете). Мы с ребятами очень любим работу над деформированными предложениями. Например, на доске даны слова:
берлоге зимой в медведь спит
Можно провести различные виды работ:
Составить предложение;
убрать лишнее слово;
Добавить недостающее слово;
Сгруппировать слова в предложении;
Написать маленькое сочинение.
Дети сами придумывают задания. Эта работа развивает внимание, логическое мышление, творческие способности и вызывает интерес учащихся.
Введение в обучение дифференцированных заданий, вызывающих интерес школьников, создаёт оптимальные условия для обучения всех учащихся, для активизации учебно-познавательной деятельности, реализации принципа доступности. При этом максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся, вариативность темпа изучения материала.
Формирование познавательного интереса и познавательной активности может стать средством предупреждения неуспеваемости школьников, часто связанной с состоянием пассивности, безучастности и «скуки» на уроках. Избежать этого поможет деятельностное обучение, в результате которого ребенок обучается умению думать, анализировать, сравнивать, формулировать цели, находить пути их достижения. Всякая деятельность — это решение каких-либо задач, в данном случае учебных. Из самостоятельных решений и маленьких открытий рождается познавательный интерес, желание познавать, активно приобретенное знание становится наиболее ценным, устойчивым.
Роль педагога - помочь преодолеть нежелание учиться, замечать успех и создать ситуацию успеха. Принципы сотрудничества в учебной деятельности, личностно ориентированного обучения характерны и для моей работы с детьми.
Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приемам рациональной организации учебной деятельности, развитию навыков культуры умственного труда. Такая работа будет эффективной, если учащиеся ставятся в позицию субъекта, понимающего цель урока. Выстраиваю объяснение нового, неизвестного с опорой на уже знакомое, связывая с изученным ранее материалом. Такие «мостики» - связи чрезвычайно важны в процессе познания, так как формируют представление о системности языка и усиливают мотивацию: а зачем это собственно нужно?
Например, сегодня на уроке русского языка тема «Краткие причастия». Спрашиваю: какая известная вам часть речи имеет этот признак? А как изменяется краткая форма прилагательных? Ответив на эти вопросы, вполне логично предполагаем, что и краткое причастие может иметь те же признаки. Оформляем наблюдения в виде опорной записи, сравниваем с учебником. Испытываем положительные эмоции: ведь все получилось, сами пришли к правильному выводу да еще и учителю помогли в объяснении.
Важно, когда правило не изучается, а к его формулировке учащиеся приходят самостоятельно в совместной с учителем диалогической работе – от примеров и текста через поиск объединяющих и выделяющих признаков – к формулированию правила «для себя» (в виде схемы, рисунка, короткого словосочетания).
Психологи отмечают, что преобразование информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные схемы, алгоритмы, таблицы, опорный конспект. Эту работу можно выполнять вместе с учителем, в диалоге и создавать на уроке атмосферу поиска, маленького открытия.
Например, рассказав учащимся о правописании НЕ с причастиями, учу их рассуждать, мыслить, использовать алгоритм для лучшего усвоения правила. Не говорить сразу ответ: не ищущий лёгких путей пишу раздельно, а проговорить всю цепочку рассуждений и составить вместе с ребятами алгоритм.
Особое внимание обращаю на работу с устным и письменным текстом. Умение верно воспринимать и грамотно обрабатывать информацию, правильно излагать собственные мысли становится необходимым не только на уроках и при сдаче экзаменов, но и во всех сферах жизни. Учитель на уроке выступает в роли проводника. Он не спешит исправить или дополнить ответы учащихся, использует приём столкновения разных точек зрения, привлекает внимание к несовпадению мнений. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Сам момент открытия доставляет детям огромную радость.
Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний и способов действий, отвечающая деятельной, любознательной природе ребёнка, создают основу для формирования самостоятельной и инициативной личности, способной жить и принимать решения в изменяющемся мире. Школьники учатся понимать, слышать и убеждать другого человека, уважать право другого человека на собственную точку зрения. При обсуждении учебных вопросов русского языка дети учатся культуре ведения спора, культуре отстаивания своих взглядов, не переходящего в агрессивное неприятие иной точки зрения, что способствует формированию установок толерантного сознания. Дети не боятся высказывать свою точку зрения, опасаясь негативной реакции одноклассников, нетерпимости учителя, зная, что у всех есть право на ошибку.
В каждом классе серьезно работаем с разнообразными источниками информации, включая СМИ и ресурсы интернета. И здесь важна помощь учителя, который подскажет, где искать точную, проверенную информацию и где ее можно использовать. Если доклад получился несамостоятельным, прошу рассказать об этом же своими словами.
Как сделать процесс усвоения знаний увлекательным и интересным? Наблюдения над речью учащихся показывают, что им не всегда известны значения слов, с которыми приходится встречаться в речевой практике и при чтении художественной литературы. Это затрудняет правильное понимание смысла художественного произведения, снижает ценность получаемой информации и осложняет общение. Поэтому на своих уроках всегда привлекаю внимание учащихся к новому слову, понятию, термину. В совместной поисковой деятельности учащиеся видят путь определения понятия. Это учит детей думать над каждым словом, предложением, способствует точной, доказательной речи, совершенствует логическое мышление, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Например, что значит название части речи – «наречие»?
Учителю просто необходимо отказаться от однообразия уроков и приемов обучения. Подготовка к уроку должна начинаться с вопроса: « Чем может быть интересна эта тема? Как привлечь внимание учащихся к этой теме?»
Каждый урок начинаю с разминки, в которую входят загадки, лингвистические задачи, кроссворды … Разминка-установка длится 3-4 минутыи преследует две цели: 1)мотивировать предстоящую деятельность, заинтересовать класс проблематикой урока; 2) «встряхнуть» учащихся, активизировать их мыслительную деятельность.
Например, в 5 классе провожу игру «Угадай часть речи». У доски работают два ученика. Первый загадывает (ставит крестик в таблице, подготовленной учителем на доске) любую часть речи из изученных. Другой, стоя спиной к доске, должен отгадатьеё, используя только три вопроса, в ответ , на которые слышит только да или нет. Потом ученики меняются местами. К примеру, если загадано существительное, диалог может быть таким:
-Может ли иметь род?
-Да.
- Изменяется по лицам?
- Нет.
-Отвечает на вопрос какой?
- Нет (значит, существительное).
При объяснении новой темы стараюсь подключить весь класс к исследованию нового языкового явления или понятия. Предварительно выбираю метод, продумываю сценарий урока. Например, проверив домашнее задание с помощью ассистентов, вызываю к доске одного из сильных учеников:
-Ты хорошо усвоил спряжение глаголов?
-Да.
-И можешь определить спряжение любого глагола?
- Да.
Тогда запиши слово бежать. Определи спряжение и гласную в личных окончаниях.
- Бежать… (они что делают?) бегут. Значит, I спряжение, в окончании – е.
Учитель или кто-то из учащихся:
-Значит, ты что делаешь? Бежешь?
Ученики предлагают гипотезы, основываясь на знании аналогичных явлений:
- Может быть, исключение?
- Традиционное написание?
- Возможно, это как разносклоняемые существительные?... Разно….спрягаемые?
Угаданный или почти угаданный термин, отражающий суть языкового явления, ученики сопоставляют с правилом в учебнике.
Можно предоставить возможность самому ученику объяснить тему «Образование страдательных причастий настоящего времени», предварительно вспомнив логику объяснения предыдущих тем учителем. Таким образом, ребенок сам думает, как сделать объяснение и наглядным, и эффективным. Можно в соответствии с целью урока использовать такую смену деятельности, как анимацию, звук (слайд: изучение правила о правописании ь после шипящих у существительных). Электронные средства обучения дают такую возможность.
При этом у учащихся развиваются коммуникативные навыки, дети учатся высказывать свое мнение, активно вовлекаются в новые для них виды деятельности.
Другой вопрос: как удержать этот интерес на уроке? Конечно же, вовлекая учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это прежде всего систематическая работа со словарями и справочной литературой. Учащимся необходимо знать о том, какие существуют справочные пособия, какие сведения в них можно получить, чтобы глубже понять родной язык, усвоить материал, развить свой интеллект.
Работу по обогащению своего словаря и по привитию навыков исследовательской деятельности нужно поддерживать постоянно. Например,
используя словарь, исправьте ошибки в предложениях.
Начиная с пятого класса, мы ведем тетради-справочники, где наряду со схемами и таблицами есть разделы по лексике, например: «Устаревшие слова», «Диалектные слова», «Фразеологизмы» и др. Эти разделы самостоятельно пополняются в течение нескольких лет. Учащиеся выступают с сообщениями об этимологии слов, об истории происхождения крылатых выражений, фразеологических сочетаний, некоторых трудных с точки зрения написания наречий.
В своей работе по организации самостоятельной деятельности использую проблемные задания, которые направляют развитие ребенка на опережение, на «завтра». Такие задания, достаточно трудные, готовят учащихся к предметным олимпиадам и просто побуждают мыслить:
- Почему в слове «следующий» есть ю, а в слове «будущий» нет?
- Какое минимальное количество букв может иметь причастие?
- Почему в слове искусство пишется две буквы СС, а в слове искусный –одна?
Наиболее актуальной проблема познавательной активности учащихся становится с переходом на II ступень общего среднего образования, когда учащиеся сталкиваются с увеличением учебной нагрузки, усложнением материалов учебной программы и резкой ломкой психики в связи с возрастными изменениями. В этот период важно не только не допустить потерю познавательного интереса, но и правильно организовать деятельность по развитию мотивации к обучению. На практике я убедилась, что решить данную задачу и сделать обучение эффективным можно при условии использования активных методов обучения, одним из которых является метод проектов.
Актуальность проблемы опыта состоит в том, что метод проектов при поэтапном и систематичном использовании позволяет:
стимулировать мотивацию к процессу обучения;
развивать творческую активность;
самостоятельно конструировать учащемуся свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;
формировать собственный жизненный опыт по взаимодействию с окружающим миром.
Эффективность в усвоении различных типов языковых норм и развитии учебной мотивации практически доказали следующие проекты:
лингвистические сказки и рассказы с орфографическими и грамматическими заданиями;
книжки-малышки,
памятки-кластеры;
кроссворды;
тематические выпуски школьных газет;
словари синонимов, антонимов, профессиональных слов и т.п.
Эффективным вспомогательным средством активизации познавательной деятельности учащихся считаю использование информационных компьютерных технологий. Имея в кабинете компьютер, локальную сеть и доступ к Интернету, я, в первую очередь, обучаю ориентировке в информационном пространстве. Как показывает практика, некоторые учащиеся уже с начальной школы владеют многими навыками работы на компьютере. Поэтому они с удовольствием составляют презентации в программе Power Point. Тематика может быть различная: биография и творчество поэтов и писателей, экскурсии по литературным музеям и другие.
Школьники активно и успешно участвуют в международном конкурсе «videourok», во Всероссийском «Молодёжном филологическом чемпионате» («Центр развития одарённости»), дистанционной олимпиаде «ФГОСТЕСТ», являются победителями и призерами муниципального этапа предметных олимпиад, участниками и победителями муниципальных и региональных конкурсов. Выпускники показывают хорошие знания при сдаче ГИА по русскому языку.
В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания – трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Вспомним слова Я.А.Коменского, мечтавшего о том времени, когда школа изобретет такой метод, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(224) ""Деятельностный метод обучения как основа формирования познавательной активности на уроках русского языка и литературы" "
["seo_title"] => string(130) "dieiatiel-nostnyi-mietod-obuchieniia-kak-osnova-formirovaniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "208080"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1430736762"
}
}