kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка"

(из опыта работы)

В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности». Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.

      Один из путей, способных решить назревшие проблемы, – развитие познавательной активности учащихся. От того, как ученик относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка» »

Веляник Татьяна Георгиевна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ п. Баляга

«Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка» ( из опыта работы)


В современном обществе за последнее время произошли перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанным прежде всего со сменой ценностных ориентиров.

Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни.

В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности». Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.

Один из путей, способных решить назревшие проблемы, – развитие познавательной активности учащихся. От того, как ученик относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.

Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В основе познавательной деятельности – положительное отношение ученика к процессу учения, уважение человеческой индивидуальности, опора на личностные качества и субъективный опыт воспитанника. Показатели познавательной активности – прилежание, осознанность обучения, творческая инициатива, находчивость в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д.

Развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку может быть связано с активизацией творчества учащихся, включением их в исследовательскую, проектную деятельность, расширением кругозора, повышением общего культурного уровня. Реализуется эта цель использованием на уроках проблемных заданий, созданием творческих микрогрупп, проведением познавательных игр.

Главным в своей работе считаю – сделать процесс обучения радостным, активировать деятельность учащихся, воспитать потребность узнавать все больше и больше.  Стараюсь с первой минуты увлечь школьников, повести их в удивительный, волшебный мир русского языка. Этому способствует использование различных форм: и традиционных, адаптированных для конкретного класса, и новых, найденных в методической литературе, увиденных на уроках коллег, разработанных самой. Очень живо и интересно проходят уроки – путешествия в страну Языкознание. После изучения нескольких тем по разделам языкознания отправляемся с пятиклассниками путешествовать, причем на разных видах  транспорта (на поезде, пароходе, автобусе, самолете).  Мы с ребятами очень любим работу над деформированными предложениями. Например, на доске даны слова:

берлоге зимой в медведь спит

Можно провести различные виды работ:

  1. Составить предложение;

  2. убрать лишнее слово;

  3. Добавить недостающее слово;

  4. Сгруппировать слова в предложении;

  5. Написать маленькое сочинение.

Дети сами придумывают задания. Эта работа развивает внимание, логическое мышление, творческие способности и вызывает интерес учащихся.

Введение в обучение дифференцированных заданий, вызывающих интерес школьников, создаёт оптимальные условия для обучения всех учащихся, для активизации учебно-познавательной деятельности, реализации принципа доступности. При этом максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся, вариативность темпа изучения материала.

Формирование познавательного интереса и познавательной активности может стать средством предупреждения неуспеваемости школьников, часто связанной с состоянием пассивности, безучастности и «скуки» на уроках. Избежать этого поможет деятельностное обучение, в результате которого ребенок обучается умению думать, анализировать, сравнивать, формулировать цели, находить пути их достижения. Всякая деятельность — это решение каких-либо задач, в данном случае учебных. Из самостоятельных решений и маленьких открытий рождается познавательный интерес, желание познавать, активно приобретенное знание становится наиболее ценным, устойчивым.

Роль педагога - помочь преодолеть нежелание учиться, замечать успех и создать ситуацию успеха. Принципы сотрудничества в учебной деятельности, личностно ориентированного обучения характерны и для моей работы с детьми.

Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приемам рациональной организации учебной деятельности, развитию навыков культуры умственного труда. Такая работа будет эффективной, если учащиеся ставятся в позицию субъекта, понимающего цель урока. Выстраиваю объяснение нового, неизвестного с опорой на уже знакомое, связывая с изученным ранее материалом. Такие «мостики» - связи чрезвычайно важны в процессе познания, так как формируют представление о системности языка и усиливают мотивацию: а зачем это собственно нужно?

Например, сегодня на уроке русского языка тема «Краткие причастия». Спрашиваю: какая известная вам часть речи имеет этот признак? А как изменяется краткая форма прилагательных? Ответив на эти вопросы, вполне логично предполагаем, что и краткое причастие может иметь те же признаки. Оформляем наблюдения в виде опорной записи, сравниваем с учебником. Испытываем положительные эмоции: ведь все получилось, сами пришли к правильному выводу да еще и учителю помогли в объяснении.

Важно, когда правило не изучается, а к его формулировке учащиеся приходят самостоятельно в совместной с учителем диалогической работе – от примеров и текста через поиск объединяющих и выделяющих признаков – к формулированию правила «для себя» (в виде схемы, рисунка, короткого словосочетания).

Психологи отмечают, что преобразование информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные схемы, алгоритмы, таблицы, опорный конспект. Эту работу можно выполнять вместе с учителем, в диалоге и создавать на уроке атмосферу поиска, маленького открытия.

Например, рассказав учащимся о правописании НЕ с причастиями, учу их рассуждать, мыслить, использовать алгоритм для лучшего усвоения правила. Не говорить сразу ответ: не ищущий лёгких путей пишу раздельно, а проговорить всю цепочку рассуждений и составить вместе с ребятами алгоритм.

Особое внимание обращаю на работу с устным и письменным текстом. Умение верно воспринимать и грамотно обрабатывать информацию, правильно излагать собственные мысли становится необходимым не только на уроках и при сдаче экзаменов, но и во всех сферах жизни. Учитель на уроке выступает в роли проводника. Он не спешит исправить или дополнить ответы учащихся, использует приём столкновения разных точек зрения, привлекает внимание к несовпадению мнений. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Сам момент открытия доставляет детям огромную радость.

Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний и способов действий, отвечающая деятельной, любознательной природе ребёнка, создают основу для формирования самостоятельной и инициативной личности, способной жить и принимать решения в изменяющемся мире. Школьники учатся понимать, слышать и убеждать другого человека, уважать право другого человека на собственную точку зрения. При обсуждении учебных вопросов русского языка дети учатся культуре ведения спора, культуре отстаивания своих взглядов, не переходящего в агрессивное неприятие иной точки зрения, что способствует формированию установок толерантного сознания. Дети не боятся высказывать свою точку зрения, опасаясь негативной реакции одноклассников, нетерпимости учителя, зная, что у всех есть право на ошибку.

В каждом классе серьезно работаем с разнообразными источниками информации, включая СМИ и ресурсы интернета. И здесь важна помощь учителя, который подскажет, где искать точную, проверенную информацию и где ее можно использовать. Если доклад получился несамостоятельным, прошу рассказать об этом же своими словами.

Как сделать процесс усвоения знаний увлекательным и интересным? Наблюдения над речью учащихся показывают, что им не всегда известны значения слов, с которыми приходится встречаться в речевой практике и при чтении художественной литературы. Это затрудняет правильное понимание смысла художественного произведения, снижает ценность получаемой информации и осложняет общение. Поэтому на своих уроках всегда привлекаю внимание учащихся к новому слову, понятию, термину. В совместной поисковой деятельности учащиеся видят путь определения понятия. Это учит детей думать над каждым словом, предложением, способствует точной, доказательной речи, совершенствует логическое мышление, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Например, что значит название части речи – «наречие»?

Учителю просто необходимо отказаться от однообразия уроков и приемов обучения. Подготовка к уроку должна начинаться с вопроса: « Чем может быть интересна эта тема? Как привлечь внимание учащихся к этой теме?»

Каждый урок начинаю с разминки, в которую входят загадки, лингвистические задачи, кроссворды … Разминка-установка длится 3-4 минутыи преследует две цели: 1)мотивировать предстоящую деятельность, заинтересовать класс проблематикой урока; 2) «встряхнуть» учащихся, активизировать их мыслительную деятельность.

Например, в 5 классе провожу игру «Угадай часть речи». У доски работают два ученика. Первый загадывает (ставит крестик в таблице, подготовленной учителем на доске) любую часть речи из изученных. Другой, стоя спиной к доске, должен отгадатьеё, используя только три вопроса, в ответ , на которые слышит только да или нет. Потом ученики меняются местами. К примеру, если загадано существительное, диалог может быть таким:

-Может ли иметь род?

-Да.

- Изменяется по лицам?

- Нет.

-Отвечает на вопрос какой?

- Нет (значит, существительное).

При объяснении новой темы стараюсь подключить весь класс к исследованию нового языкового явления или понятия. Предварительно выбираю метод, продумываю сценарий урока. Например, проверив домашнее задание с помощью ассистентов, вызываю к доске одного из сильных учеников:

-Ты хорошо усвоил спряжение глаголов?

-Да.

-И можешь определить спряжение любого глагола?

- Да.

Тогда запиши слово бежать. Определи спряжение и гласную в личных окончаниях.

- Бежать… (они что делают?) бегут. Значит, I спряжение, в окончании – е.

Учитель или кто-то из учащихся:

-Значит, ты что делаешь? Бежешь?

Ученики предлагают гипотезы, основываясь на знании аналогичных явлений:

- Может быть, исключение?

- Традиционное написание?

- Возможно, это как разносклоняемые существительные?... Разно….спрягаемые?

Угаданный или почти угаданный термин, отражающий суть языкового явления, ученики сопоставляют с правилом в учебнике.

Можно предоставить возможность самому ученику объяснить тему «Образование страдательных причастий настоящего времени», предварительно вспомнив логику объяснения предыдущих тем учителем. Таким образом, ребенок сам думает, как сделать объяснение и наглядным, и эффективным. Можно в соответствии с целью урока использовать такую смену деятельности, как анимацию, звук (слайд: изучение правила о правописании ь после шипящих у существительных). Электронные средства обучения дают такую возможность.

При этом у учащихся развиваются коммуникативные навыки, дети учатся высказывать свое мнение, активно вовлекаются в новые для них виды деятельности.

Другой вопрос: как удержать этот интерес на уроке? Конечно же, вовлекая учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это прежде всего систематическая работа со словарями и справочной литературой. Учащимся необходимо знать о том, какие существуют справочные пособия, какие сведения в них можно получить, чтобы глубже понять родной язык, усвоить материал, развить свой интеллект.

Работу по обогащению своего словаря и по привитию навыков исследовательской деятельности нужно поддерживать постоянно. Например,

используя словарь, исправьте ошибки в предложениях.

Начиная с пятого класса, мы ведем тетради-справочники, где наряду со схемами и таблицами есть разделы по лексике, например: «Устаревшие слова», «Диалектные слова», «Фразеологизмы» и др. Эти разделы самостоятельно пополняются в течение нескольких лет. Учащиеся выступают с сообщениями об этимологии слов, об истории происхождения крылатых выражений, фразеологических сочетаний, некоторых трудных с точки зрения написания наречий.

В своей работе по организации самостоятельной деятельности использую проблемные задания, которые направляют развитие ребенка на опережение, на «завтра». Такие задания, достаточно трудные, готовят учащихся к предметным олимпиадам и просто побуждают мыслить:

- Почему в слове «следующий» есть ю, а в слове «будущий» нет?

- Какое минимальное количество букв может иметь причастие?

- Почему в слове искусство пишется две буквы СС, а в слове искусный –одна?

Наиболее актуальной проблема познавательной активности учащихся становится с переходом на II ступень общего среднего образования, когда учащиеся сталкиваются с увеличением учебной нагрузки, усложнением материалов учебной программы и резкой ломкой психики в связи с возрастными изменениями. В этот период важно не только не допустить потерю познавательного интереса, но и правильно организовать деятельность по развитию мотивации к обучению. На практике я убедилась, что решить данную задачу и сделать обучение эффективным можно при условии использования активных методов обучения, одним из которых является метод проектов.

Актуальность проблемы опыта состоит в том, что метод проектов при поэтапном и систематичном использовании позволяет:

  • стимулировать мотивацию к процессу обучения;

  • развивать творческую активность;

  • самостоятельно конструировать учащемуся свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

  • формировать собственный жизненный опыт по взаимодействию с окружающим миром.

Эффективность в усвоении различных типов языковых норм и развитии учебной мотивации практически доказали следующие проекты:

  • лингвистические сказки и рассказы с орфографическими и грамматическими заданиями;

  • книжки-малышки,

  • памятки-кластеры;

  • кроссворды;

  • тематические выпуски школьных газет;

  • словари синонимов, антонимов, профессиональных слов и т.п.

Эффективным вспомогательным средством активизации познавательной деятельности учащихся считаю использование информационных компьютерных технологий. Имея в кабинете компьютер, локальную сеть и доступ к Интернету, я, в первую очередь, обучаю ориентировке в информационном пространстве. Как показывает практика, некоторые учащиеся уже с начальной школы владеют многими навыками работы на компьютере. Поэтому они с удовольствием составляют презентации в программе Power Point. Тематика может быть различная: биография и творчество поэтов и писателей, экскурсии по литературным музеям и другие.

Школьники активно и успешно участвуют в международном конкурсе «videourok», во Всероссийском «Молодёжном филологическом чемпионате» («Центр развития одарённости»), дистанционной олимпиаде «ФГОСТЕСТ», являются победителями и призерами муниципального этапа предметных олимпиад, участниками и победителями муниципальных и региональных конкурсов. Выпускники показывают хорошие знания при сдаче ГИА по русскому языку.

В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания – трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Вспомним слова Я.А.Коменского, мечтавшего о том времени, когда школа изобретет такой метод, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.




























Литература:

1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности// Педагогика, 1998,№ 8

2.Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование.- 1964.- № 1

3.Русский язык в школе.- № 5, 2005, № 6, 2006

4.Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 1989

5.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003, № 8

6.Хуторской А.В. Современная дидактика. –СПб: Питер,2001

7.Широкий Е.Н. Развитие мыслительной активности учащихся // Педагогика, 1990, № 10

8.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М., 1989







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка»

Автор: Веляник Татьяна Георгиевна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) ""Деятельностный метод обучения как основа формирования познавательной активности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(130) "dieiatiel-nostnyi-mietod-obuchieniia-kak-osnova-formirovaniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "208080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430736762"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "536213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579274559"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Использование коммуникативно-речевых игр на уроках русского языка. "
    ["seo_title"] => string(74) "ispol-zovaniie-kommunikativno-riechievykh-ighr-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "228807"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441486181"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка: «Порядок слов в предложении»"
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_poriadok_slov_v_predlozhenii"
    ["file_id"] => string(6) "606751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652428838"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Разработка урока по русскому языку на тему "Причастие" "
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "181978"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425444192"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства