Разработка урока по русскому языку на тему "Причастие"
Разработка урока по русскому языку на тему "Причастие"
Данная разработка урока предназначена для седьмого класса с казахским языком обучения. Тема урока "Причастие". Цель урока - это познакомить учащихся с понятием причастие, с его морфологическими признаками и употреблением в речи; научить различать действительные и страдательные причастия; развивать навыки мышления и речи; формирование познавательной активности учащихся. Урок проходит в виде игры "Путешествие на автомобиле". На данном уроке используется презентация, информационно-коммуникативные технологии, дидактические материалы, раздаточные материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему "Причастие" »
Бокенбаева Асия Изтаевна
Учитель русского языка и литературы
сш № 17
г. Талдыкорган
Алматинская область
Урок русского языка по теме "Причастие"
Цели:
1.познакомить учащихся с причастием, его морфологическими признаками, употреблением в речи;
научить различать действительные и страдательные причастия; развивать навыки мышления и речь, формирование познавательной активности на уроке;
соблюдение правил дорожного движения.
Ход урока
Слайд 1,2 (Презентация).
I. Вступительное слово: Сегодня мы прокатимся по Стране знаний на нашем учебном автомобиле и узнаем много интересного. Во время нашей поездки мы узнаем, что такое причастие, научимся отличать причастия от прилагательных, а также выучим некоторые правила дорожного движения. В наше стремительное время, когда каждый четвёртый житель имеет автомобиль, это совершенно необходимо.
Поехали? (cлайд 3) Перед нами два автомобиля: один обгоняющий, другой обгоняемый.
1. К какой части речи вы бы отнесли эти слова?
(Ребята рассуждают, что данные слова похожи на прилагательные и глаголы, пытаются выяснить, что общего между этими частями речи).
В ходе размышлений приходим к выводу, что данные слова являются самостоятельной частью речи - причастиями.
2. Формулируем правило: (cлайд 4 )
Причастие – самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?
3. В отличие от прилагательного, причастие имеет категорию времени.
Посмотрите:
Движущийся автомобиль – автомобиль, который движется в настоящее время
Остановившийся автомобиль – автомобиль, который остановился (прошедшее время)
4. Синтаксическая роль причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми
Остановленный автомобиль …
Автомобиль был остановлен.
II. Действительные и страдательные причастия.
Все причастия делятся на действительные и страдательные.
Помните наши два автомобиля: обгоняющий и обгоняемый?
5. Как вы думаете, какое из причастий действительное, а какое страдательное? Поразмышляйте.
(слайд 5) Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета:
обгоняющий – автомобиль, который сам обгоняет;
ученик, выучивший правила дорожного движения – действие совершает сам ученик
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета:
обгоняемый – автомобиль, который обгоняют;
правила дорожного движения, выученные учеником
Поехали дальше?
III. Сейчас мы будем тренироваться различать действительные и страдательные причастия. В этом нам помогут дорожные знаки – суффиксы причастий.
Слайды 6,7.
Проверим, как вы запомнили наши «дорожные знаки». Определите, какие причастия являются действительными, а какие страдательными.
IVЦифровой диктант. Выпишите номера действительных причастий (можно по вариантам: 1 вариант – действительные, 2 – страдательные)
В устной повседневной речи они встречаются очень редко. Причастия присущи речи книжной, даже научной. Я думаю, каждый из вас хочет в будущем уметь водить машину. Так вот чтобы разобраться в правилах дорожного движения, вам просто необходимо уметь разбираться в причастиях. Не верите? Давайте откроем сборник правил дорожного движения.
Читаем: «Прежде чем совершить обгон, водитель обязан выполнить 3 условия:
Слайд 10.
1) Полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим манёвром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;
Слайд 11.
2) Следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;
Слайд 12.
3) По завершении обгона водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Вы разобрались, кто кому должен уступить дорогу? Водитель обгоняющего или обгоняемого автомобиля? На кем занимаемую полосу надо вернуться? Вот они наши причастия – 5 причастий для совершения только одного манёвра!
Слайд 13.
Теперь вы знаете, что нужно сделать, прежде чем совершить обгон. А разобраться в правилах дорожного движения нам помогли действительные и страдательные причастия.
Ну теперь мы можем отправиться на учебном автомобиле в путешествие по тексту.
Нам нужно определить места, где необходимо поставить дорожный знак "Запятая".
Слайд 19. Дорожная история…
Однажды два приятеля разговаривающие о чём-то очень интересном отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель заметивший пешеходов резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…
Помни! Каждый пешеход переходящий улицу должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.
Слайд 20. Проверим себя: Однажды два приятеля, разговаривающие о чём-то очень интересном, отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель, заметивший пешеходов, резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…
Помни! Каждый пешеход, переходящий улицу, должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.
Слайд 21.
VII. Подведём итоги. Сегодня мы узнали…
Слайд 22.
VIII. Ну а теперь экзамен! Теоретическая часть. Ответьте на вопросы:
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(208) "Разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Одна и две буквы Н в полных и кратких страдательных причастиях""
["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_v_7_klassie_na_tiemu_odna_i_dvie_bukvy_n_v_pol"
["file_id"] => string(6) "401493"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1489918739"
}
}