kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку на тему "Причастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для седьмого класса с казахским языком обучения. Тема урока "Причастие". Цель урока - это познакомить учащихся с понятием причастие, с его морфологическими признаками и употреблением в речи; научить различать действительные и страдательные причастия; развивать навыки мышления и речи; формирование познавательной активности учащихся. Урок проходит в виде игры "Путешествие на автомобиле". На данном уроке используется презентация, информационно-коммуникативные технологии, дидактические материалы, раздаточные материалы.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему "Причастие" »

Бокенбаева Асия Изтаевна

Учитель русского языка и литературы

сш № 17

г. Талдыкорган

Алматинская область

Урок русского языка по теме "Причастие"

Цели:

1.познакомить учащихся с причастием, его морфологическими признаками, употреблением в речи;

научить различать действительные и страдательные причастия; развивать навыки мышления и речь, формирование познавательной активности на уроке;

соблюдение правил дорожного движения.

Ход урока

Слайд 1,2 (Презентация).

I. Вступительное слово: Сегодня мы прокатимся по Стране знаний на нашем учебном автомобиле и узнаем много интересного. Во время нашей поездки мы узнаем, что такое причастие, научимся отличать причастия от прилагательных, а также выучим некоторые правила дорожного движения. В наше стремительное время, когда каждый четвёртый житель имеет автомобиль, это совершенно необходимо.

Поехали? (cлайд 3) Перед нами два автомобиля: один обгоняющий, другой обгоняемый.

1. К какой части речи вы бы отнесли эти слова?

(Ребята рассуждают, что данные слова похожи на прилагательные и глаголы, пытаются выяснить, что общего между этими частями речи).

В ходе размышлений приходим к выводу, что данные слова являются самостоятельной частью речи - причастиями.

2. Формулируем правило: (cлайд 4 )

Причастие – самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

3. В отличие от прилагательного, причастие имеет категорию времени.

Посмотрите:

Движущийся автомобиль – автомобиль, который движется в настоящее время

Остановившийся автомобиль – автомобиль, который остановился (прошедшее время)

4. Синтаксическая роль причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми

Остановленный автомобиль …

Автомобиль был остановлен.

II. Действительные и страдательные причастия.

Все причастия делятся на действительные и страдательные.

Помните наши два автомобиля: обгоняющий и обгоняемый?

5. Как вы думаете, какое из причастий действительное, а какое страдательное? Поразмышляйте.

(слайд 5) Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета:

обгоняющийавтомобиль, который сам обгоняет;

ученик, выучивший правила дорожного движения – действие совершает сам ученик

Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета:

обгоняемый – автомобиль, который обгоняют;

правила дорожного движения, выученные учеником

Поехали дальше?

III. Сейчас мы будем тренироваться различать действительные и страдательные причастия. В этом нам помогут дорожные знаки – суффиксы причастий.

Слайды 6,7.

Проверим, как вы запомнили наши «дорожные знаки». Определите, какие причастия являются действительными, а какие страдательными.

IVЦифровой диктант. Выпишите номера действительных причастий (можно по вариантам: 1 вариант – действительные, 2 – страдательные)

Слайды 8,9.

6. Пересыпанный, подвозивший, остановившийся, наблюдающий,   буксируемый, движущий, пишущий, остановленный, разбитый, отдыхающий, буксирующий, охлаждённый, угнетаемый, открытый, читающий, изготовивший, строящий, дышащий.

Проверим себя: действительные 5,7,8,11,12,17, 18.

страдательные 1,3, 4,6, 9, 10,13, 14,15, 16.

V. Для чего же нам нужны причастия?

В устной повседневной речи они встречаются очень редко. Причастия присущи речи книжной, даже научной. Я думаю, каждый из вас хочет в будущем уметь водить машину. Так вот чтобы разобраться в правилах дорожного движения, вам просто необходимо уметь разбираться в причастиях. Не верите? Давайте откроем сборник правил дорожного движения.

Читаем: «Прежде чем совершить обгон, водитель обязан выполнить 3 условия:

Слайд 10.

1) Полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим манёвром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

Слайд 11.

2) Следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

Слайд 12.

3) По завершении обгона водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Вы разобрались, кто кому должен уступить дорогу? Водитель обгоняющего или обгоняемого автомобиля? На кем занимаемую полосу надо вернуться? Вот они наши причастия – 5 причастий для совершения только одного манёвра!

Слайд 13.

Теперь вы знаете, что нужно сделать, прежде чем совершить обгон. А разобраться в правилах дорожного движения нам помогли действительные и страдательные причастия.

Поехали дальше?

Слайд 17. Правило-светофор: запретить – разделить - разрешить;

запрещающий – разделяющий – разрешающий.

Слайд 18.

VI. Тренировочная езда.

Ну теперь мы можем отправиться на учебном автомобиле в путешествие по тексту.

Нам нужно определить места, где необходимо поставить дорожный знак "Запятая".

Слайд 19. Дорожная история…

Однажды два приятеля разговаривающие о чём-то очень интересном отвлеклись  и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель заметивший пешеходов резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход переходящий улицу должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 20. Проверим себя: Однажды два приятеля, разговаривающие о чём-то очень интересном, отвлеклись  и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель, заметивший пешеходов, резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход, переходящий улицу, должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 21.

VII. Подведём итоги. Сегодня мы узнали…

Слайд 22.

VIII. Ну а теперь экзамен! Теоретическая часть. Ответьте на вопросы:

Что такое причастие?

Какие признаки прилагательного есть у причастия?

Какие признаки глагола есть у причастия?

Какие причастия называются действительными?

Какие причастия называются страдательными?

Назови суффиксы действительных причастий.

Назови суффиксы страдательных причастий.

Каким членом предложения могут быть причастия?

Слайд 23. Практическая часть.

Задание: Среди данных слов найдите причастия:

Встретить, встретивший, встреча, встречающий, встреченный, встречавший;

Построенный, построить, постройки, построившие;

Выращивание, выращенный, выращивать, выращивавшие;

IX.Выводы: "Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного".

В. И. Даль


На этом наше путешествие закончилось. До новых встреч!

X. Домашнее задание стр159, упражнение 206-207.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по русскому языку на тему "Причастие"

Автор: Бокенбаева Асия Изтаевна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 181978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Разработка урока русского языка в 7 классе  по теме «Причастие как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotkaurokarusskoghoiazykav7klassiepotiemieprichastiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451143687"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разработка урока по русскому языку в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "175630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424282509"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Разработка урока по теме "Грамматические  признаки  причастия.Типичные суффиксы причастия и определение признаков  глагола и прилагательного у причастия""
    ["seo_title"] => string(170) "razrabotka-uroka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-prichastiia-tipichnyie-suffiksy-prichastiia-i-opriedielieniie-priznakov-ghlaghola-i-prilaghatiel-nogho-u-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "254394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447759957"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Одна и две буквы Н в полных и кратких страдательных причастиях""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_v_7_klassie_na_tiemu_odna_i_dvie_bukvy_n_v_pol"
    ["file_id"] => string(6) "401493"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489918739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства