Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Задача словесника - научить детей грамотно писать и правильно выражать свою мысль. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Над проблемой повышения грамотности учащихся я работаю в течение нескольких лет. В классах есть такие ученики, которые хорошо знают теоретический материал, но не всегда применяют его при написании. В результате допускают орфографические и пунктуационные ошибки. А есть и другие ученики, которые безграмотны. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной работы. Для многих учеников это утомительно и трудно. Словесники настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка. »
Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Задача словесника - научить детей грамотно писать и правильно выражать свою мысль. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Над проблемой повышения грамотности учащихся я работаю в течение нескольких лет. В классах есть такие ученики, которые хорошо знают теоретический материал, но не всегда применяют его при написании. В результате допускают орфографические и пунктуационные ошибки. А есть и другие ученики, которые безграмотны. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной работы. Для многих учеников это утомительно и трудно. Словесники настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению.
Можно выделить несколько причин безграмотности учащихся:
- понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики пытаются запомнить правила, осознать,
- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; ученики лучше выберут компьютерную игру, чем чтение книги,
- неумение «видеть» орфограммы
Что же такое орфографическая зоркость учащихся? “Умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением, называется орфографической зоркостью”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике. Академик А.В.Текучёв трезво, реалистично оценивает место орфографической работы в общей системе занятий по русскому языку. Реалистично трактуется им и понятие грамотности. «По-настоящему грамотным, – пишет он в коллективной монографии “Основы методики русского языка в 4–8-х классах”, – можно считать человека, который не только знает орфографию, но и умеет логически правильно и в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли, осознанно и быстро читать».
В деятельности учителя можно выделить несколько направлений:
1 поиск интенсивных приемов формирования орфографической зоркости учащихся;
2 формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся путем создания творческой атмосферы на уроке;
3 реализация задачи развития логического мышления учащихся, обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
4 усиление практической направленности обучения русскому языку;
5 поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в начальной школе.
Навыки грамотного письма требуют непрерывной целенаправленной работы.
С начала учебного года я стараюсь выявить слабых учащихся для того, чтобы использовать дифференцированный подход. В отдельной тетради успеваемости делаю записи допущенных ошибок учениками. После этого составляю карточки с индивидуальным заданием. Учащиеся работают с этими карточками, тем самым ещё раз обращают внимание на данные орфограммы.
На своих уроках требую с учащихся опознавать орфограммы. В любой письменной работе ребята выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно называют её и комментируют. Когда затрудняются в ответе, то обращаются к форзацу учебника или к параграфу.
Практика в школе показала, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения:
1 Списывание текста с пропущенными буквами;
Так при выполнении упражнения важно не просто списать, но и вставить буквы, объяснить свои действия. Выделить окончания имён прилагательных. ( В своей работе я предлагаю упражнения для 5 класса).
В глубочайш… озеро, по лёгк… плащу, на син… юбку, без видим… эффекта, в дремуч… лесу, с жёлт… цветка, о железн… ящике, с сыпуч… крупой, о громк… смехе, в дальн… поездку, о колюч… еже, на красн… шапке.
2 Письмо по памяти; Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. В своей работе я стараюсь давать детям для запоминания небольшие прозаические тексты.
Природа украшает нашу жизнь. Она несёт человеку много радостных минут.
С большим удовольствием слушаешь удивительное пение птиц, ласковое журчание лесного ручья. Любуешься простором полей, зеркальной гладью широких рек.
Хороша наша русская природа!
3 Предупредительные диктанты;
Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой).
4 Объяснительные диктанты; Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух.
Как хорошо посидеть в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя!
Хохлатый рябчик залетит в середину густой ёлки. Под веточкой ели устроится весёлый зяблик. Мимо гигантской сосны пробежит заяц. Колючий ёжик покажет свою мордочку из-за высокого пня.
Пройдёт дождик, и яркое солнце заглянет под густые ветви ели. (По М.М. Пришвину)
5 Подготовленные диктанты;
Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.
6 Комментированные диктанты; Учитель читает предложение, все слушают. Предложение учителем читается повторно (по частям) Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.
Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень.
На опушке лесов ещё растут грибы. На старых пнях жмутся друг к другу тонконогие опёнки. В моховых болотах рассыпалась румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Многие птицы готовятся к отлёту в тёплые края.
7 Графические диктанты; Графические диктанты помогают повысить пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания.
Игра
Солдатики - это была наша любимая игра.
Мы играли в неё летом. За два года в больших коробках у нас лежали разные солдатики: пехотинцы, конники, разведчики. Мы рисовали их на картоне и вырезали потом ножницами.
Виталька настоящий художник. Он придумывал разноцветные мундиры, шлемы с перьями, барабаны, знамёна. Тётя Валя отдавала нам катушки от ниток, и они сразу превращались в орудийные стволы и колёса. Стреляли пушки горохом, сухой рябиной и шариками от старых бус.
За окном шёл дождь, и мы устраивали на полу поле сражения.
8 Цифровые диктанты; Верны ли мои утверждения? Я утверждаю, что в словах, которые назову, есть непроизносимая согласная, найдите эти слова( указываются только цифры).
Ненастная
Опасный
Горестный
Ясный
Доблестный
Прекрасный
Интересный
Вестник
Радостный
Ответ: 1,3, 5,8,9.
9 Творческие, Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения.
У лесного озера
Широко раскинулось (лесное) озеро. Восходит над озером и лесом солнце. На (яркий) ковёр похожи берега (пустынного) озера. Над (редкими болотными) кочками стоят (гигантские) сосны.
Тихо утром в (тёмном густом) лесу. Редко пролетает синичка. А на дерево садится дятел.
На рассвете вылетает глухарь на берег озера клевать (береговую) гальку. Ищет (круглые) камешки и бьёт по ним своим (крепким) клювом. Галька нужна ему, чтобы перемалывать в зобах (грубую зимнюю) пищу. Всю долгую зиму глухарь питается (колючей сосновой) хвоей.
10 Свободные диктанты; Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
11 Выборочные диктанты; позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания. Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.
На уроках проводится словарно-орфографическая и орфоэпическая работа. При словарно - орфографической работе, как правило, у доски 4 ученика. Остальные ученики по цепочке диктуют словарные слова. После написания проверяется работа вслух, можно одновременно выполнить и взаимопроверку. При выполнении словарных диктантов включаю слова, над ошибками в которых класс работал.
12 Словарный диктант;
Укреплять сердце, разбивать палаточный лагерь, напишешь пером, расположиться в палатке у речки, в сборной команде по баскетболу, развивать силу и выносливость, не испугаться трудностей в путешествии, не бояться соперников в спортивных состязаниях, негодовать на несправедливость судьи, опереться на друга в трудную минуту, достичь хорошей формы на тренировке, ненавидел ложь и обман, всякая работа мастера хвалит.
13 Контрольный диктант; Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием.
Ежи
Есть удивительные повадки у ежей. Люди рассказывают, что ежи воруют яблоки. Наколют их на иглы и уносят в своё жилище. Зачем ежам яблоки? Ведь ежи - насекомоядные животные.
Отгадка вот в чём. Учёные заметили любовь к этим животным к разным пахучим веществам и выбирают именно их. Ежи любят разложить на свои иглы зёрна кофе и сигареты. Им особенно приятны табачные и кофейные запахи. В атмосфере этих запахов ежи как будто дезинфицируют себя и отпугивают паразитов. А их у ежей на коже много: блохи, клещи, кожееды. Все они очень мучают ежей и заставляют искать ароматы.
Яблоки и привлекают ежей своим ароматом!
15 диктант « Проверяю себя»
14 Контрольный тест; Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме.
1. В каком ряду во всех словах надо вставить букву О ?
1. отл…жить, распол…гаться,зам…лчать
2. предпол…жение, выр…сла, отк…лоть
3.ул…жить, зак…нчить, выр…щеннный
2.В каком ряду во всех словах надо вставить букву ё ?
1. щ…тка, реш…тка, ш…рох
2.щ…лканье, ш…рстка, ж…лудь
3.ш…в, ч…тный, крыж…вник
3.В каком ряду во всех словах надо вставить букву с ?
1. бе…чувственный, и…жога, в…порхнуть
2. …дать, …дание, …десь
3. бе…шумный, во…стание, в…тряхнуть
4. В каком ряду во всех словах надо вставить букву и ?
1. инструкц…я, ц…клон, мотоц…кл
2. ц…плята, птенц…, станц…я
3. лекц…я, ц…почки, сестриц…н
5. В какой группе слов после шипящих надо писать ь?
1. рощ…. много туч…, дрож…
2. молодёж…, помощ…, роскош…
3.решение задач…,сургуч…, реч…
6. В какой группе все существительные имеют окончание е?
1. на собрании…, на тренировк…, у Марь…
2. на берёз…, по улиц…, на порог…
К Мааш…, к Лиди…, к Софь…
Ответ: 2, 2,3, 1, 2
16 Пользование орфографическими словарями; На уроках русского языка ученики работают с орфографическими словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.
16 Работа над ошибками;
В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам ( карточки с заданием).
Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать орфографические трудности, нужно систематически работать на протяжении многих лет. Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли заинтересовать ребят и удивить.
17 Проверочная работа с использованием перфокарт, сигнальных карточек. В ходе урока учащиеся работают с перфокартой и сигнальными карточками. Эта работа нравится детям. Она развивает внимание и быстроту реакции. Этот вид работы помогает лучше закрепить изученные орфограммы.
Разделительные Ь и Ъ
несъедобный объёмный серьёзный
предъюбилейный ружьё необъятный
добьётся подъём предъявить
съёжится муравьи вьюга
подъезд льём взъерошить
листья съездил объединил
подъехал прольёт собьются
вьётся объявление необъятный
объединить разъяснить барьер
В результате работы по теме исследования можно сделать следующие выводы:
1) Повысилось качество выполняемых письменных классных, домашних, контрольных работ.
2) Большинство учащихся при написании письменных работ быстро и правильно определяют вид орфограммы.
3) Учащиеся стали более активно работать на уроках.
4) С большим интересом и желанием выполняют различные задания по русскому языку.
На уроках развивается эмоционально-волевая сфера учащихся, формируется у них вера в себя и высокая самооценка при стремлении к постоянному росту.
Полученные результаты в течение последних трёх лет подтверждают стабильность системы работы. За весь период проведения исследований ученики принимали активное участие не только в школьных олимпиадах, но и в областных и Всероссийских конкурсах по русскому языку. За последние три года процент успеваемости составил 100%.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».