kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе затронута тема важности формирования орфографической зоркости учащихся начальной школы. Приведены различные упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Кучеренко Анна Ивановна

Студентка 4 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», Шахтерский педагогический колледж

Аннотация. В данной работе затронута тема важности формирования орфографической зоркости учащихся начальной школы. Статья рассказывает о причинах, которые задерживают развитие орфографического навыка и некоторых приемах формирования орфографической зоркости. Приведены различные упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфограммы, начальная школа, русский язык, задания.

Важнейшая роль, стоящая перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Обычно, самыми сложными являются именно первые шаги учащихся на пути познания родного языка. В то же время, от того на сколько качественно сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных предметов.

Формирование орфографической грамотности – одна из самых важных задач обучения младших школьников русскому языку [1, с.7]. Орфографическая грамотность является весомой частью общей языковой культуры, которая обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

В последнее время все большее количество учителей, изучивших результаты контрольных работ по русскому языку, отмечают, что орфографическая грамотность достаточно большого количества учащихся не достигает отметки хорошего или даже удовлетворительного уровня.

Такой уровень качества грамотности вызывает тревогу не только у учителей, родителей, но и общественности в целом. Одна из причин – низкий уровень орфографической грамотности детей, который проявляется в несформированности орфографической зоркости у младших школьников.

Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы [1]. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, будь то собственные или чужие.

П.Я. Гальперин определяет орфографическую зоркость, как выработанную способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не соответствует произношению [3, с. 64 - 69].

Одной из главных причин, ко которой учащиеся допускают ошибки, является отсутствие орфографической зоркости или же ее слабая сформированность. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил, так как школьник даже не видит место возможной ошибки.

Попробуем разобраться, как же предупредить ошибки и добиться орфографической грамотности. Существует несколько условий успешного формирования орфографического навыка.

  1. Знание правила - теоретическая база.

  2. Знание приёмов применения правила – рассуждение на основе алгоритма.

  3. Различные виды упражнений – вырабатывают орфографические навыки.

Главным в обучении правописанию считается орфографическое правило и умение применять его. Однако это возможно лишь при том условии, что учащийся видит то место, где необходимо применение правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Отсюда следует, что умение обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость) выступает центровым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию и является залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, которые задержат развитие орфографического навыка.

Отечественный педагог и методист по русскому языку М. Р. Львов выделяет шесть этапов работы над решением орфографической задачи:

  1. увидеть орфограмму в слове;

  2. определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

  3. определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

  4. определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

  5. решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

  6. написать слово в соответствии с решением задачи [5].

Используя данные этапы работы над решением орфографической задачи, можно составить «Алгоритм работы над написанием слов с орфограммами». Такой алгоритм поможет учащимся легко запомнить порядок действий при работе с орфограммами.

Алгоритм работы над написанием слов с орфограммами:

  1. Найди в слове орфограмму (место, где возможна ошибка).

  2. Подчёркни орфограмму одной чертой.

  3. Определи тип орфограммы:

    1. написание значимых частей слова;

    2. слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

    3. употребление прописных букв;

    4. способы переноса слов [6].

  1. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма, если необходимо, определи часть речи.

  2. Далее, если орфограмма находится в:

  1. корне, то подбери проверочные слова.

  2. приставке, то действуй согласно правилам написания приставок.

  3. суффиксе, то действуй согласно правилам написания суффиксов.

  4. окончании, то действуй согласно правилам написания окончаний.

  1. Запиши слово правильно.

Конечно, одного лишь знания правил и алгоритма не достаточно, чтоб научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы. Главное во всей словарно-орфографической работе – выработка орфографической зоркости [7]. Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы, необходима «грамматическая база», то есть умение видеть орфограммы. Помогают формировать такое умение грамотного письма, в том числе и орфографическую зоркость, различные виды упражнений:

  • Орфографическое проговаривание;

  • Графическое выделение орфограмм;

  • Словарный диктант;

  • Комментированное письмо;

  • Письмо под диктовку с предварительной подготовкой;

  • Письмо под диктовку;

  • Списывание (основа проговаривания по слогам) ;

  • Письмо по памяти;

  • Орфографический разбор;

  • Орфографические минутки;

  • Орфографические сказки;

  • Работа над ошибками;

  • Работа по карточкам;

  • Работа с линокартами;

  • Работа с перфокартами;

  • Использование сигнальных карточек;

  • Творческие работы;

  • Стихи с правилами;

  • Дидактические игры [4].

Стоит отметить, что только проведение целенаправленной, систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительный результат. Тогда умения видеть орфограмму автоматизируются и становиться частью орфографического навыка. Так же систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.


Список литературы:

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. М.: Просвещение, 2017. 189 с

  2. Батраченко И.П. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. Ст. По матер. IX междунар. Науч.-практ. Конф. Часть II. – Новосибирск: сибак, 2011.

  3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников // Вопросы психологии, 1983. №5.

  4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в начальных классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. М., 2003. 288 с.

  5. Львов М.Р. «Правописание в начальных классах», М.: Просвещение, 1990. 160 с.

  6. Маторина Н.М. Русский язык в вопросах и ответах / Наталья Михайловна Маторина. – Славянск, 2009. – Часть 2. – 241 с.

  7. Маслова Л.М. выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма / Л.М. Маслова // Русский язык (приложение к газете «1 сентября»). 2006. №10. 24 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Кучеренко Анна Ивановна

Дата: 03.02.2021

Номер свидетельства: 572220

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Презентация к выступлению на ГМО на тему "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкав начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_vystupleniiu_na_gmo_na_temu_razvitie_orfograficheskoi_zorkosti_n"
    ["file_id"] => string(6) "528855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574787622"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка для 3 класса по теме :"Имя прилагательное". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-3-klassa-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "222408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436269747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Развитие орфографической зоркости. "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "135446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416923554"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства