Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Данная презентация поможет учителям русского языка в организации работы по формированию орфографической зоркостиЭто одна из ведущих проблем в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, даёт положительные результаты:
- учащиеся усваивают основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;
- достигается довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости;
- возрастает интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка »
Формирование орфографического навыка является одной из ведущих проблем в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.
Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.
Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.
Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа – один из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы.
п ф б к т х е
ш с р ч ё
з ц а
Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Если найдёте прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтёте слово.
Большой интерес представляет собой приём “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Выявление трудной орфограммы.
2. Постановка перед учащимися проблемы: Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов
5. Выбор каждым учащимся приём запоминания.
Эффективные способы “усиления” орфограммы:
1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета
2) путем составления ребусов :
3) «Сильный и слабый».
Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
Сравни выделенные гласные буквы в словах к О т и к О тёнок.
Гласные буквы одинаковые.
Гласные звуки разные.
Помоги слабому!
Помоги слабому!
В слове к О т гласный под ударением – сильный.
В слове к О тёнок гласный безударный – слабый.
Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котёнок».
Когда ребенок сравнивает слабого котёнка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии : переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией – ударным гласным в корне кот.
Виды заданий дляформирования орфографическойзоркости
1 . Поиск орфограмм в “чистом” тексте .
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
Предлагаемые карточки позволяют:
- развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
- самостоятельно проверить результат работы;
- видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.
На паляне тичёт ручийок. Трова зилёное. Много цвитёт пьёстрых цвитов. Нацвитах роботают пчолы. Махнатыи шмили гудят. У старой сасны вюца коморы.
4. «Найди орфограммы».
Дети сами в тексте находит орфограммы и записывают текст с пропусками. Передают тетрадь соседу. Сосед вставляет пропущенные орфограммы.
5. Письмо под диктовку.
Наглядное представление о видах диктантов можно получить из схемы – классификации. Цифрами обозначены основания, по которым различаются диктанты: структура диктуемого материала (1), основная цель проведения (2), время объяснения орфограмм в тексте (3), характер операций учащихся с диктуемым материалом (4), способ восприятия материала в момент объяснения орфограмм (5).
Диктант “ Проверяю себя”
В ыполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
6. Специально организованное списывание
Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться, чего обычно не хватает ученикам. А еще Аристотель говорил: "Сомнение - начало поиска истины". Действительно, появилось сомнение - будет найдена истина.
Алгоритм списывания
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. По рекомендации психологов и методистов этот этап иначе называется активным орфографическим анализом текста.
4. Прочитай предложение так, как оно написано: как будешь себе диктовать во время письма.
5. Повтори предложение так, как будешь его писать.
6 . Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Дидактические игрыпо русскому языку
Пособие представляет собой сборник дидактических игр по русскому языку для 1-5 классов и описание способов их применения.
Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»
«Разноцветные буквы»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: Командам предлагаются для рассмотрения таблицы 5 х 5 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов).
Задание : Найти гласные буквы. Сколько их?
Сколько синих согласных?
Сколько зеленых согласных? и т. д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки – числом пальцев..
Тема: «Парные звонкие и глухие согласные»
«Хитрые буквы»
Цель: Закрепление учебного материала через игровую мотивацию
Описание: На карточках написаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласны х.
Задание: К ак можно скорее найти и обвести кружком все "хитрые буквы". Слова для 1- го столбика : ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД. Слова для 2- го столбика : МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.
Тема: «Слог»
«Найди пару»
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Класс делится на группы. Каждая группа получает карточки со слогами:
НА – СОС – КА – МЫШ – ЖИ – ЛЫ – НА – ВЕС
Задание: Найти пару каждому слогу и записать эти слова.
Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка.
Тема: «Большая буква»
«Кто быстрее исправит ошибки?»
Цель: Развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.
Описание: На карточках – текст с ошибками.
Задание: К ак можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
Тема: «Части речи»
«Кто больше придумает?»
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.
Описание: Класс делится на группы и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам).
Задание: Написать как можно больше имен существительных. Выигрывает та команда, которая напишет больше всех имен существительных. Аналогичную игру можно провести и по другим темам, например «Глагол», «Имя прилагательное».
Тема: «Части речи»
«Кто быстрее найдет?»
Цель: Развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На карточках тексты с равным количеством слов и глаголов.
Задание: Ученики должны как можно скорее найти и подчеркнуть все слова, отвечающие на вопрос "что делает?".
Тема: «Вопросы «Кто?» и «Что?»
"Кто быстрее?"
Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На карточках - два ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных.
Задание: Ученики подчеркивают слова, отвечающие на вопрос «кто?» - синим маркером, на вопрос «что?» - зеленым маркером.
Тема: «Имя прилагательное»
«Найди пару»
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Каждая команда получает карточку со словами: четыре существительных, и четыре прилагательных.
Задание: Найти подходящее прилагательное к существительному.
Тема: «Падежные окончания»
«Прочти предложение»
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но в место существительных помещены соответствующие рисунки.
Задание: Читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание .
Тема: «Предложение»
«Живые слова»
Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор.
Описание: Командам даются слова, записанные в разброс.
Задание: Дается задание, поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
Тема: «Предложение»
«Найди свое слово»
Цель: Развитие быстроты мышления, умение работать в группе, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: Класс делится на команды по 6 человек. Каждая команда получает карточки со словами.
Задание: Найти подходящие друг другу слова и соединить их в предложения как можно быстрее, так как выигравший определяется по времени. Когда предложения составлены проводится их сравнение и обсуждение. Например: РАСТЕТ. ВЫСОКАЯ. ЕЛЬ. ВАСЯ. ЕЛ. ЯБЛОКО.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Дети с удовольствием выполняют любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, даёт положительные результаты:
- учащиеся усваивают основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;
- достигается довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости;
- возрастает интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.