Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Поэтому моя методическая тема: «Совершенствование орфографических навыков на уроках русского языка» актуальна в данное время.
Цель: выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме
2) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
3) проследить тенденцию снижения орфографических ошибок при выполнении типичных видов работ.
В процессе работы были использованы следующие методы и приемы:
метод наблюдения и описание его результатов;
анализ учебников и письменных работ учащихся;
изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме;
проведение экспериментов и анализ его результатов.
Все мы знаем, что орфографический навык – это навык письменной речи. Когда человек пишет, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не над орфографией каждого слова..
Поэтому решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка, основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации.
В практике, на уроках и факультативах, я использую следующие виды орфографических умений и навыков:
нахождение в слове орфограмм;
написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
обоснование орфограмм;
нахождение и исправление орфографических ошибок.
Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:
высокий научный уровень преподавания орфографии;
связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
знание орфографических правил;
знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.
Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:
1) навык письма,
2) умение анализировать слово с фонетической стороны,
3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,
4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.
Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой. Поэтому проблема обучения правильному письму на всех этапах развития отечественной школы была и продолжает оставаться одной из центральных.
В дидактике существует много книг и статей, помогающих разобраться в лингвистических, психологических и методических основах обучения грамотному письму.
Однако, несмотря на разностороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, проблема продолжает оставаться актуальной. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ, а также студентов колледжей и вузов.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.
На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности.
Психологи Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Г. Г. Граник, П. С. Жедек, В. В. Репкин, методисты Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев, Е. Г. Шатова и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того – насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующего умения – орфографической зоркости – названные авторы считают важнейшей причиной орфографических ошибок.
Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах.
Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным. Важнейшим компонентом его решения является обеспечение готовности учителя начальных классов вести соответствующую работу на уроке.
Работу над совершенствованием орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе я строю
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе »
Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Поэтому моя методическая тема: «Совершенствование орфографических навыков на уроках русского языка» актуальна в данное время.
Цель: выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме
2) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
3) проследить тенденцию снижения орфографических ошибок при выполнении типичных видов работ.
В процессе работы были использованы следующие методы и приемы:
метод наблюдения и описание его результатов;
анализ учебников и письменных работ учащихся;
изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме;
проведение экспериментов и анализ его результатов.
Все мы знаем, что орфографический навык – это навык письменной речи. Когда человек пишет, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не над орфографией каждого слова..
Поэтому решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка, основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации.
В практике, на уроках и факультативах, я использую следующие виды орфографических умений и навыков:
нахождение в слове орфограмм;
написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
обоснование орфограмм;
нахождение и исправление орфографических ошибок.
Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:
высокий научный уровень преподавания орфографии;
связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
знание орфографических правил;
знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена и вряд ли может быть решена окончательно.
Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: 1) навык письма, 2) умение анализировать слово с фонетической стороны, 3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, 4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.
Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой. Поэтому проблема обучения правильному письму на всех этапах развития отечественной школы была и продолжает оставаться одной из центральных.
В дидактике существует много книг и статей, помогающих разобраться в лингвистических, психологических и методических основах обучения грамотному письму.
Однако, несмотря на разностороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, проблема продолжает оставаться актуальной. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ, а также студентов колледжей и вузов.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.
На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности.
Психологи Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Г. Г. Граник, П. С. Жедек, В. В. Репкин, методисты Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев, Е. Г. Шатова и др. настойчиво подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от того – насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Отсутствие соответствующего умения – орфографической зоркости – названные авторы считают важнейшей причиной орфографических ошибок.
Если признать, что умение обнаруживать и прогнозировать орфограммы в письменном тексте – это базовое орфографическое умение, то и закладывать его надежные основы следует, прежде всего, в начальных классах.
Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным. Важнейшим компонентом его решения является обеспечение готовности учителя начальных классов вести соответствующую работу на уроке.
Работу над совершенствованием орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе я строю следующим образом:
Орфографическое проговаривание.
Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с изученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и потому остается «в памяти» движений речевого аппарата. «В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове». Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.
При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя на письме.
Видео
Комментированное письмо.
Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигает более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
Например: под-ле-та-ет: «В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяют перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание –ет».
Видео
Графическое выделение орфограмм (подчеркивание).
Возможно при выполнении всех письменных работ. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографических навыков, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заменить их быстро. А некоторые подчеркивают все без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Учителю следует добиваться осознанности учащихся своих действий.
Перфокарты.
Аналогичным образом орфографические навыки развиваются при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних этапах обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Задача учителя при обучении младших школьников правописанию – обеспечить высокую познавательную активность детей, понимание ими материала, который изучается и тех приемов работы, которыми они пользуются.
Учитель должен учитывать, что мотивация орфографической работы реализуется через:
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
четкий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие форм работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своем успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Каждый из этих путей имеет свои средства, свои приемы.
Развитие познавательных интересов в области правописания:
понимание отдаленных целей обучения правописанию. Нужно, чтобы дети увидели, как пишут взрослые, образованные люди, старшеклассники. Пусть дети убедятся, что все люди овладевают письмом, пишут быстро и легко, в орфографии нет ничего непреодолимого,
осознание ближайших целей обучения правописанию: детям сообщается, к каким итогам они придут к концу учебного года, полугодия, что они должны усвоить по данной теме, определяется задача каждого урока, а если возможно, то и упражнения,
понимание социальной роли грамотного письма – для успешного обучения в школе, для жизни – общения, получения профессии.
Занимательные занятия и игры, содержащие разнообразные орфограммы, способствуют развитию интереса у учащихся к изучаемому материалу. Это : использование художественных текстов, загадок, пословиц, поговорок в качестве дидактического материала; хоровое и индивидуальное проговаривание; декламация небольших стихотворных отрывков, содержащих слова с орфограммами. Систематическое, ежеурочное использование подобных поэтических материалов, шуток, потешек повышает эмоциональный уровень работы учащихся, снимает напряженность, предупреждает утомление, способствует успеху обучения. Большое значение имеют языковые игры – словарное лото, кроссворды, шарады, ребусы, подбор слов с заданным сочетанием, например, «ло», «чу» и т. д.
В отборе дидактического материала соблюдаются следующие требования : дидактический материал подбирается интересный по содержанию, образцовый по языку (преимущественно из художественной литературы), насыщенный орфограммами. Размер дидактических единиц должен несколько превышать объём орфографического поля для данного типа орфограмм. Необходимо шире использовать, наряду со словами и словосочетаниями, текст, в том числе текст сочинений и изложений, для самопроверки. Орфограммы в дидактических материалах должны встречаться в доступных вариантах, с постепенным усложнением.
Учитывая эти требования, я разработала систему раздаточного дидактического материала для учащихся по отдельным темам курса русского языка 2 класса. Во 2 классе развиваются и углубляются те знания и умения, которые получены детьми на первой ступени обучения. Важнейшие темы 2 класса – «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах», «Звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами». Во 2 классе вводятся правила поверки парных звонких и глухих согласных и безударных гласных, дается понятие «проверочное слово». Вводится тема «Корень слова» и «Однокоренные слова», что дает научную основу для проверки согласных и гласных корня методом сопоставления проверяемого и проверочного слова.
Так, по теме «Правописание безударной гласной в корне слова» я предлагаю детям разнообразные карточки, содержащие задания в игровой форме, с учетом особенностей усвоения учащимися данного материала, дифференцируя задания от простого к сложному.
В I полугодии II класса до введения понятий «корень» , «родственные слова» дети пользуются карточками:
Работая в течение нескольких уроков по данному алгоритму, у учащихся формируется умение проверки безударной гласной. В дальнейшем, по мере безошибочного овладения алгоритмом и автоматизации умения, необходимость в постоянном воспроизведении каждого шага отпадает, однако умение должно сохраниться для самоконтроля, на случай необходимости. Постепенно дети учатся свертывать свои рассуждения. Необходимость пользоваться карточками с алгоритмом отпадает.
Ошибки на правописание безударной гласной происходят, во-первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость: они не замечают слов, где необходима и возможна проверка; во-вторых, у них мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют изменять слово нужным образом, подбирать родственные слова. Для овладения навыком проверки безударной гласной большую роль играют перфокарты. Их я тоже изготавливаю дифференцированно, с учетом усвоения материала. Например, одни учащиеся получают перфокарту, где в словах безударная гласная не пропущена, написана верно, нужно лишь подобрать проверочное слово. Перфокарта выглядит так:
Внутрь перфокарты подкладывается лист, на котором ученик пишет проверочные слова.
Наконец, часть перфокарт содержит только слова с безударной гласной. Нужно вписать гласную и проверочное слово.
На этапе закрепления знаний, умений и навыков детям предлагаю также карточки с дифференцированными заданиями.
1 вариант – на карточке написан текст. В проверяемых словах безударная гласная пропущена, в скобках даны варианты букв (е, и), (о, а)
2 вариант – использую тот же текст. В проверяемых словах безударная гласная пропущена, отмечена точкой.
3 вариант – тот же текст написан правильно, буквы не пропущены. Задание «Найди в тексте слова с безударной гласной и подбери к ним проверочные слова».
4 вариант – тот же текст написан с ошибками. Задание «Выпиши слова, в которых допущены ошибки. Докажи правильность написания подбором проверочных слов».
Очень нравятся детям карточки с заданием «Зажги свет в окошках». На карточке нарисован домик. В нём по этажам вырезаны окна – это пропущенные безударные гласные в словах. На доске висит цветограмма:
Дети получают эти карточки. Во внутреннюю сторону карточки подкладываю чистый лист. Ученик должен покрасить пропущенную гласную в нужный цвет, устно подобрав проверочное слово.
Предлагаю варианты карточек: «Зажги свет в окошках»
В классе встречаются ученики, которые раньше других заканчивают выполнение заданий из учебника. Таким детям предлагаю задания в виде словесного лото. Здесь уже дети не пишут (отдыхает рука). Они получают карточку с нарисованными на них домиками с безударными гласными и набор карточек-слов с пропущенной гласной. Дети распределяют, т. е. раскладывают карточки по соответствующим домам, устно подбирая проверочное слово.
Слова для карточек: б.льной, г.ра, с.сна, з.ма, б.да, стр.на, в.сёлый, д.брота, д.ревья, п.сьмо, гр.чи, кр.чит, вст.ют.
Вариант таких же карточек: «Рассели жильцов по этажам». Здесь в набор входит 1 карточка с изображением домика и 8 слов-карточек с безударной гласной.
Так как дети с удовольствием выполняют задания, предложенные в игровой форме, следующая разновидность карточек «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву», «Помоги зайцу убежать от волка», «Помоги колобку убежать от лисы», «Помоги Буратино выполнить задание Мальвины». Карточки обернуты скотчем, на них нарисованы сказочные герои и написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик вписывает гласную на карточку. В последующем использовании ее можно просто стереть.
Часто встречаются ученики, затрудняющиеся подобрать проверочное слово. Такие дети не умеют выявлять значение слова. В работах этих детей встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов проводится на основе формального созвучия, без учета лексического значения, например, водитель – воды, отравил - трава. Учащимся этой группы предлагаются следующие виды заданий:
Большое значение уделяется также правописанию слов с непроверяемой безударной гласной. Их тоже включаю в раздаточный материал. Так, использую карточки в игровой форме.
или
В зависимости от времени и этапа урока учащиеся могут либо списывать эти слова в тетрадь, либо написать пропущенную гласную на карточке, которая обернута плёнкой.
В конце полугодия, учебного года для проверки усвоения детьми написания слов с непроверяемой безударной гласной предлагаю задания в игровой форме «Кто больше забьет мячей в ворота». По вариантам ученики, сидящие за первой партой, получают карточку с изображением футбольных ворот. Передавая друг другу эту карточку, они пишут на ней слова с непроверяемой безударной гласной. Чей вариант быстрее и правильнее напишет слова, тот забивает больше голов в ворота соперника.
Остановлюсь на изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные». Во 2 классе изучаются слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. В качестве раздаточного дидактического материала на этапе ознакомления с данным правилом использую
Опыт показывает, что ошибки на это правило возникают не столько от неумения проверить, как оттого, что дети не замечают слов, подлежащих проверке. Поэтому нужно тренировать их в нахождении таких слов в тексте. Такая работа должна идти на протяжении всего учебного года.
По данной теме использую следующий раздаточный материал:
Вариант этой карточки – тот же текст, проверяемая согласная отмечена точкой. Задание – «Выпиши слова с пропущенными звонкими/глухими согласными, подбери проверочные слова»
Также широко использую перфокарты.
Следующий вид карточек «Найди пару». В первом столбике написаны слова, где согласный на конце пропущен, во втором столбике проверочные слова. Надо вписать пропущенную букву и соединить слово с проверочным словом.
Это задание можно предоставить более слабым учащимся.
Для учащихся, хорошо усваивающих материал, предлагаю карточки с таким заданием:
Так как дети любят выполнять задания, предложенные в игровой форме, использую раздаточный материал «Укрась ёлочку игрушками», «Раскрась цепочку шариков» или «Разноцветные шары». Все задания выполняются по цветограмме. В карточке «Укрась ёлочку игрушками» ученик получает карточку с изображением ёлочки и набор «ёлочных игрушек» - вырезанных из картона кружочков, сосулек и т.д., на которых написаны слова с пропущенной парной согласной на конце. Согласно цветограмме, ученик закрашивает игрушку и кладет её на ёлочку.
Согласные в цветограмме окрашены так:
По этой же цветограмме закрашивают бусы или цепочку в заданиях:
Эти карточки одноразового пользования. Каждый раз, изготовляя карточки, можно использовать другие слова. Тем самым у детей обогащается словарный запас, пробуждается интерес к изучаемой теме.
Таким образом, используя эти виды раздаточного дидактического материала на уроках русского языка, я стараюсь пробудить у учащихся интерес к изучаемым темам, добиться успешного усвоения ими изучаемого материала.
Взаимоконтроль (работа в парах).
Учащимся предлагается выполнить упражнение. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и в полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение. Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
6) Словарная работа.
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.
Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность работы: 1. активизация умственной деятельности учащихся и их памяти; 2. обучающий характер учебной деятельности; 3. регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Памятка для учителя «Как работать со словарными словами»
Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на доске.
Выяснить, понятен ли смысл слова учащимся.
Дать установку на запоминание.
Отметить буквы, которые могут вызвать затруднения при написании.
Записать слово печатными буквами.
Предложить учащимся сделать рисунки вместо «трудных» букв, опираясь на смысл слова.
( Готовые рисунки желающие могут продемонстрировать всему классу).
Условия, способствующие успешному запоминанию.
Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
При изучении словарных слов необходимо использовать различные приемы и методы:
приемы зрительного запоминания - зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, чернилами, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов.
метод сопоставления математических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы; метод противопоставления – ученик- учитель; и т.д.;
прием сопоставления зрительного и слухового образов ( состава) слов: различные виды слуховых диктантов;
метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания.
составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д.
составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
занимательные формы работы- включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание загадок, проведение конкурсов, викторин.
Игра «Цепочка слов».
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его.
Например: Береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.
Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.
Например:
З – завод
А – адрес
В – вдруг
Т – товарищ
Р – расстояние
А – автобус
Разумеется, чтобы предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы дети смогут подобрать словарные слова.
Игра « Замени одним словом».
Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес)
Седьмой день недели. ( воскресенье)
Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы)
Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир)
Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)
Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)
Единица веса, 1000 граммов. (килограмм)
Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции ( вокзал)
Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор)
Видео
Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
АКТУАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ начальной школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. В связи с этим возникает АКТУАЛЬНОСТЬ в разработках игровых технологий для современной школы. Одной из форм обучения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
ЦЕЛЬ – использование игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении материала на уроке русского языка
Достижение этой цели требовало решения СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
Провести теоретический анализ психологической и
педагогической литературы с целью выявления сущности
игры.
Изучить состояние практики использования игровых
технологий при изучении материала на уроках русского
языка в современной школе.
Выявить педагогические и методические основы
конструирования и использования игровых технологий.
Разработать игровые технологии, которые могут успешно
использоваться при изучении материала на уроках
русского языка.
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В качестве самодеятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
В качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
В качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Результативность дидактических игр зависит,
во – первых, от систематического их использования,
во – вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Обязательное соблюдение следующих условий:
Соответствие игры учебно –воспитательным целям урока;
2) Доступность для учащихся данного возраста;
3) Умеренность в использовании игр на уроках.
ВЫВОД: дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.
Игры с коллегами.
Круги.
Цель: накопление слов с изучаемой орфограммой.
Оборудование. Круги, сделанные из картона, со слогами.
Ход игры. Представители каждого ряда подбирают слоги, записанные в круге, так чтобы из них составились слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выигрывает ряд, который быстрее и без ошибок записал все слова.
Лесенка.
Цель: закрепление правописания слов с безударной гласной.
Оборудование: нарисованные «лесенки» со словами, в которых пропущены безударные гласные.
Ход игры. Класс делится на группы, у каждой своя «лесенка». Учащиеся выходят по очереди к доске и вставляют пропущенную букву в одном из слов начиная с верхней «ступеньки». Побеждает та группа, которая первой спустилась с «лесенки», не сделав при этом ни одной ошибки.
Пирамиды.
Цель. Закрепление правописания слов с безударной гласной.
Оборудование. На доске пирамиды, в кольца которых вписаны слова с пропущенной безударной гласной.
Ход игры. По сигналу учителя к доске выходят представители каждого ряда, вписывают букву в нижнее кольцо и передают мел следующему. Побеждает тот ряд, который быстрее других «собрал» свою пирамиду, т.е. добрался до верхнего кольца и не сделал ошибок.
Работа с тренажером.
В своей работе использую тренажер по русскому языку для начальной школы « Орфограммы». Автор тренажера Л.Л. Бодрягина. В основе работы лежит принцип отработки навыка грамотного письма путем многократного повторения довольно объемного словарного материала на отдельно взятую орфограмму. Материал предполагает упражнения, активизирующие различные виды памяти: слуховую, зрительную, моторную.
Орфографическое чтение: чтение слов с четким проговариванием звуков, обозначенных выделенным шрифтом буквами в этом слове (взрослый читает вместе с ребенком, следя за тем. Чтобы не было ошибок при произнесении звуков).
Определение места орфограммы в слове ( начало, середина или конец).
Списывание слова, выделение орфограммы красным цветом (использование красного цвета формирует «условный рефлекс» на орфограмму).
Вписывание орфограммы карандашом и исправление ошибки путем стирания ластиком (стирание ошибки эффективнее, чем традиционное зачеркивание).
Самопроверка: сопоставление самостоятельно выполненной работы с образцом.
Отработка трудных слов (слова ребенок записывает в личную карточку «Мои трудные слова»).
«Срочная логопедическая помощь» (в случае, если слово трудно заучивается, ребенок должен перед зеркалом произнести слово и определить, с помощью чего образовался звук ( губы, зубы, язык).
Алгоритм работы с материалом.
Работа с карточкой «Правило»
1.Прочитай правило.
2. Выучи его наизусть.
2. Работа с карточкой – образцом.
1. Орфографически прочитай слово с орфограммой и
проверочное слово, если таковое имеется.
2.Определи метонахождение орфограммы.
3. Работа с карточкой – тренингом.
1. Простым карандашом вставь в пропуски орфограммы.
4. Запиши в личную карточку «Мои трудные слова» те слова, в
которых допущены ошибки.
4.Работа с контрольными заданиями.
1. Простым карандашом самостоятельно вставь пропущенную
орфограмму.
2. Сравни с карточкой – образцом.
3. Исправь ошибки, стирая ластиком.
4.В карточку «Мои трудные слова» запиши слова вместе с
проверочными, выделяя орфограмму красным цветом.
5. Сделай упражнение перед зеркалом.
5. Работа с перфокартой.
1. Учитель читает слова.
2. Ученик записывает только орфограмму.
3. Ответы к перфокартам находятся в конце тетради.
Видео
Работа в группе продленного дня.
Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Задача воспитателя группы продленного дня заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и склонности создавать ситуацию успеха при выполнении детьми любой из вставших задач (будь то задача самообслуживания в группе продленного дня, самоподготовки или игровой деятельности).
Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня проводится в тесной связи с учителем начальной школы.
Учитель организует, направляет, контролирует в основном учебную деятельность, а воспитатель занимается организацией коллективного питания, досуга и выполнения домашних заданий. Его деятельность, так же как и учителя, включает изучение учащихся, их семей и приобщение родителей к педагогическим занятиям, привитие им необходимых воспитательных умений и навыков. Следует отметить, что в условиях продленного дня воспитатель, в отличие от учителя, значительно чаще встречается с родителями по различным поводам. Множество причин возникает и для экстренного общения с родителями. Важную роль при этом играют и личностные качества педагога: доброжелательность, умение выслушать, дать совет и т. д. В подобной ситуации часто воспитатель бывает в курсе всего, что происходит в семье, и это накладывает на него особую ответственность: быть хранителем семейных тайн.
Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня — самоподготовка. Это — педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Урок как основная форма школьного обучения закономерно дополняется домашней учебной работой, где и организуется собственно самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Видео
10)Внеклассная работа.
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, утренники, вечера, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенгазет, устных и рукописных лингвистических журналов и др. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развёртывание различных видов внеклассных мероприятий предлагает их гармоничные сочетание.
Внеклассная работа по русскому языку является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке.
Основные задачи внеклассной работы следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; выявлять наиболее одарённых и способных детей; развивать их интеллектуальные способности; вырабатывать интерес к изучению родного языка; вовлекать детей в активную познавательную деятельность по подготовке и проведению занимательных занятий по русскому языку, и тем самым воспитывать различные личностные качества учащихся.
Внеклассная работа отличается от классной тем, что она строится на принципе добровольности. Здесь учащимся не выставляют оценок, но обоснованность суждений, смекалка, быстрота и качество выполнения заданий, использование рациональных способов выполнения и, конечно же, умственная активность должны поощряться. Из этого следует, что учитель должен организовывать внеурочную работу детей по русскому языку так, чтобы все без исключения учащиеся хотели принимать в ней участие.
Для внеклассной работы учитель подбирает доступный материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса русского языка начальной школы, но с учётом преемственности с работой на уроке.
В отличие от урока внеклассная работа носит характер развлечений, игр, соревнований. Здесь широко используются упражнения в занимательной форме. Однако, используя занимательность, каждый учитель должен помнить, что она ценна лишь в том случае, если способствует пониманию сущности того или иного вопроса, уточнению и углублению знаний по русскому языку.
Учитель должен тщательно продумывать организацию внеурочной работы по русскому языку, с тем, чтобы она обеспечивала активность, инициативу и самостоятельность учащихся.
Для выявления лучшего знатока русского языка в классе проводятся тематические конкурсы. Тема конкурса и время его проведения намечается заранее. Учитель проводит соответствующую работу по разъяснению целей и задач конкурса, с тем, чтобы у детей появился интерес и желание участвовать в конкурсе, чтобы они смогли готовиться к этому соревнованию. Задания выполняются письменно и оцениваются очками.
Олимпиады имеют те же цели, что и конкурсы, но они позволяют из параллельных классов школы выбрать наиболее способных учащихся, проявляющих особый интерес к русскому языку. Победителей олимпиад обычно направляют на городские или районные, а далее и областные олимпиады.
Внеурочная работа по русскому языку должна строиться с учётом следующих положений:
· внеклассная работа строится на принципе добровольности;
· для внеклассной работы учитель подбирает доступный материал повышенной трудн6ости или материал, дополняющий изучение основного курса русского языка начальной школы, но с учётом преемственности с работой на уроке;
· важное условие эффективности работы – самостоятельная активность каждого ученика. Учитель должен так построить работу, чтобы все дети были задействованы, т.к. любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека;
· главным принципом организации внеурочной работы является опора на познавательные интересы детей;
· эффективность работы, направленной на активизацию познавательной деятельности учащихся зависит от сформированности высокой мотивации, которая неразрывно связана с познавательными интересами.
· учитель должен тщательно продумывать организацию внеурочной работы по русскому языку, с тем, чтобы она обеспечивала активность, инициативу и самостоятельность учащихся. Это требует от учителя специальной методической подготовки.
Таким образом, правильная организация внеурочной работы по русскому языку в значительной степени будет способствовать всестороннему развитию умственных сил учащихся: их активности, наблюдательности, любознательности, интересу к русскому языку.
Видео
11) Работа над ошибками.
Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Учителя постоянно используют этот вид работы с целью формирования у учащихся действия самоконтроля. Рекомендую использовать памятку «Работа над ошибками».
Результаты работы в 4 «А» классе КГУ «Школа - лицей №20:
На начало учебного года количество учащихся в классе составляло 24 человека. Присутствовало на входном срезе знаний – 24 учащихся.
На оценку «5» -4, что составляет 16,6%
«4»- 11, что составляет 45,8%
«3»- 7, что составляет 29,2%
«2»- 2, что составляет 8,3%
Качество знаний – 62,4%. Успеваемость -91,6%.
Самые распространенные ошибки:
-безударная гласная в корне слова-28 ошибок -35%;
-пропуск буквы, слога-16 ошибок-20%;
-написание словарных слов-15 ошибок-18,7%;
-падежные и родовые окончания-8 ошибок-10%;
-другие ошибки-13 -16,3%.
Всего допущенных ошибок – 80.
На конец учебного года количество учащихся в классе составляло 27 человек. Присутствовало на итоговом контрольном срезе – 27 учащихся.
На оценку «5» - 3, что составляет 11,1%;
«4»- 19, что составляет 70%;
«3»- 5, что составляет 18,5%;
«2»- 0.
Качество знаний составляет 81,1%. Успеваемость-100%.
Типичные ошибки:
-безударная гласная в корне слова-15 ошибок -33,3%;
-разделительный мягкий знак-10 ошибок-22,2%;
-непроизносимые согласные-8 ошибок-17%;
-другие ошибки-12-26,6%.
Всего допущенных ошибок – 45.
Сравнивая результаты допущенных ошибок, можно сказать, что количество их уменьшилось на 35.
Процент качества знаний учащихся увеличился на 18,7%.
Процент успеваемости увеличился на 0,4% и повысился мотив учащихся к изучению русского языка.
Данная система работы, показала, что качество обучения младших школьников орфографии и формированию навыка зависит от методов и форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и закрепления изученного материала.
Провела открытое мероприятие- игру по станциям «Страна правовых знаний».