В школе мы изучаем раздел русского языка под названием «Орфография». Давайте вспомним, что означает это слово (др.-греч. орфография, от орфос-«правильный» и графо-«пишу») –то есть правописание.
Нередко дети задают вопрос: «А зачем нужны правила?» И приходится вспоминать о фонетическом принципе орфографии, т.е. было такое время, когда люди писали так, как слышали. Казалось бы отличный выход из положения… Но как же быть с диалектной лексикой? Люди, живущие в разных регионах, не могли понимать друг друга. Вот поэтому русские ученые много работали над этой темой. И (на мой взгляд ) нам сейчас намного легче выучить ряд правил и следуя им писать правильно.
Я хочу поделиться своим опытом работы на уроках русского языка. Работая на уроках, мы не довольствуемся только лишь учебником. Нам нередко приходится обращаться к дополнительной литературе, мы составляем разные карточки, добавляем свои примеры, предложения. Ведь нам необходимо научить детей не только переписывать, но и осмысливать то, что они пишут.
Особенно много ошибок учащиеся допускают в словах с безударными гласными, в том числе и проверяемыми. И моя цель – добиться такого положения, чтобы ученик, прежде чем писать слово, вначале определил, какую гласную писать, а потом уже писал (но не наоборот). Хотя встречаются и такие дети, которые не умеют подобрать проверочное слово: проверяют таким словом, в котором проверяемый звук под ударение не попадает. Поэтому, видя проблему детей в том, что у них не сформирован навык различать ударные и безударные слоги, я стала работать по карточкам. В карточке написано слово с пропущенной гласной, но прежде чем вставить букву, учащийся должен написать проверочное слово, где на эту гласную падает ударение.
Проверяю: Пишу:
1.Тропка 1.Тр_пинка.
2.Тяжесть 2.Т_желый.
3. Водный 3. В_да. и т. д.
Этот прием очень прост, но эффективный.И детям намного легче работать с карточками именно так, потому что есть ученики, которые испытывают трудность именно в подборе проверочных слов. Некоторые ребята не могут подбирать проверочные слова в уме. Также можно поступать и с непроизносимыми согласными.
Проверяю: Пишу:
1.Капуста 1.Капус_ный.
2.Звезда 2.Звез_ный.
3.Солнышко 3.Со_нце. и т. д.
Когда мы проводим орфографическую работу в классе, то я прошу детей сначала устно определить гласную, а потом уже писать. Следующий этап - это, когда дети пишут и комментируют, то есть подбирают слова вслух (негромко), т.е. самостоятельно и тихо. Еще один вид задания – это групповая работа. Детей можно разделить на группы. У каждой команды своя буква: Е,И,Я. Даются слова: осень,письмо,запрягать,прямой,ряды,чистота,пчела,весна,число,вязать,звезда,лесник,гнездо,свисток,верхушка,тяжелый,снежинка,село. Каждая группа должна найти свои слова и объяснить, почему эти слова относятся именно к ним (т.е. им необходимо подобрать проверочные слова).
В результате работы с карточками я заметила, что дети, которые не могли подбирать проверочные слова с ударением на нужную гласную, теперь могут подбирать правильное слово. Также повышается грамотность. Теперь дети не задаются вопросом: «А какую букву писать?» Также работа с карточками помогает мне в работе со слабоуспевающими. Вид такой работы заставляет их мыслить, а не просто писать наугад.
Когда ученик не допускает ошибок в словах с проверяемой безударной гласной, то это облегчает ему работу с литературным материалом, а также в работе с сочинением, так как ученик не чувствует себя скованным боязнью допустить орфографические ошибки.
Несмотря на то, что сейчас многие учителя используют компьютерные технологии на уроках. Я думаю, что пока есть школы, мы должны развивать у детей каллиграфические навыки, что очень помогает мне на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков правописания »
Формирование навыков правописания.
В школе мы изучаем раздел русского языка под названием «Орфография». Давайте вспомним, что означает это слово (др.-греч. орфография, от орфос-«правильный» и графо-«пишу») –то есть правописание.
Нередко дети задают вопрос: «А зачем нужны правила?» И приходится вспоминать о фонетическом принципе орфографии, т.е. было такое время, когда люди писали так, как слышали. Казалось бы отличный выход из положения… Но как же быть с диалектной лексикой? Люди, живущие в разных регионах, не могли понимать друг друга. Вот поэтому русские ученые много работали над этой темой. И (на мой взгляд ) нам сейчас намного легче выучить ряд правил и следуя им писать правильно.
Я хочу поделиться своим опытом работы на уроках русского языка. Работая на уроках, мы не довольствуемся только лишь учебником. Нам нередко приходится обращаться к дополнительной литературе, мы составляем разные карточки, добавляем свои примеры, предложения. Ведь нам необходимо научить детей не только переписывать, но и осмысливать то, что они пишут.
Особенно много ошибок учащиеся допускают в словах с безударными гласными, в том числе и проверяемыми. И моя цель – добиться такого положения, чтобы ученик, прежде чем писать слово, вначале определил, какую гласную писать, а потом уже писал (но не наоборот). Хотя встречаются и такие дети, которые не умеют подобрать проверочное слово: проверяют таким словом, в котором проверяемый звук под ударение не попадает. Поэтому, видя проблему детей в том, что у них не сформирован навык различать ударные и безударные слоги, я стала работать по карточкам. В карточке написано слово с пропущенной гласной, но прежде чем вставить букву, учащийся должен написать проверочное слово, где на эту гласную падает ударение.
Проверяю: Пишу:
1.Тропка 1.Тр_пинка.
2.Тяжесть 2.Т_желый.
3. Водный 3. В_да. и т. д.
Этот прием очень прост, но эффективный.И детям намного легче работать с карточками именно так, потому что есть ученики, которые испытывают трудность именно в подборе проверочных слов. Некоторые ребята не могут подбирать проверочные слова в уме. Также можно поступать и с непроизносимыми согласными.
Проверяю: Пишу:
1.Капуста 1.Капус_ный.
2.Звезда 2.Звез_ный.
3.Солнышко 3.Со_нце. и т. д.
Когда мы проводим орфографическую работу в классе, то я прошу детей сначала устно определить гласную, а потом уже писать. Следующий этап - это, когда дети пишут и комментируют, то есть подбирают слова вслух (негромко), т.е. самостоятельно и тихо. Еще один вид задания – это групповая работа. Детей можно разделить на группы. У каждой команды своя буква: Е,И,Я. Даются слова: осень,письмо,запрягать,прямой,ряды,чистота,пчела,весна,число,вязать,звезда,лесник,гнездо,свисток,верхушка,тяжелый,снежинка,село. Каждая группа должна найти свои слова и объяснить, почему эти слова относятся именно к ним (т.е. им необходимо подобрать проверочные слова).
В результате работы с карточками я заметила, что дети, которые не могли подбирать проверочные слова с ударением на нужную гласную, теперь могут подбирать правильное слово. Также повышается грамотность. Теперь дети не задаются вопросом: «А какую букву писать?» Также работа с карточками помогает мне в работе со слабоуспевающими. Вид такой работы заставляет их мыслить, а не просто писать наугад.
Когда ученик не допускает ошибок в словах с проверяемой безударной гласной, то это облегчает ему работу с литературным материалом, а также в работе с сочинением, так как ученик не чувствует себя скованным боязнью допустить орфографические ошибки.
Несмотря на то, что сейчас многие учителя используют компьютерные технологии на уроках. Я думаю, что пока есть школы, мы должны развивать у детей каллиграфические навыки, что очень помогает мне на уроках.