Русская орфография представляет собой определенную систему, которая регламентирует написание значимых частей слова или отдельных слов. Эта регламентация осуществляется с помощью орфографических правил, основанных на фонетических, морфологических (фонематических), исторических, синтаксических и семантических законах языка.
Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Выделяются три группы правил:
- одновариантные;
- двухвариантные;
- правила-рекомендации.
Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один определенный вариант написания. Например, правописание гласных после шипящих (жи, ши, ча, ща, чу, щу).
Двухвариантные орфографические правила также содержат указания на правописание орфограмм. Однако в таких правилах дается несколько вариантов написания (обычно два). Выбор варианта написания обусловливается дополнительными фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм. Например, правописание приставок раз-, воз-, низ- и др.
Правила-рекомендации — это правила проверки безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных и некоторые другие.
При выборе методики изучения правила учитель ориентируется на его тип. Основными компонентами процесса работы над орфографическим правилом являются:
- раскрытие сущности правила;
- овладение формулировкой правила;
- применение правила в практике письма.
Письмо с опорой на правило требует осуществления ряда мыслительных операций. В дальнейшем путем многочисленных упражнений орфографические умения автоматизируются, превращаются в навык.
Для относительно успешного обучения грамотному написанию орфограмм по морфологическому принципу (как в период пребывания ученика в школе, так и по ее окончании) наряду с автоматизацией умений следует формировать у детей достаточно устойчивый навык самоконтроля и орфографической зоркости. Этот навык опирается, во-первых, на установившуюся и многократно повторенную связь речедвигательных, зрительных и моторных компонентов письма и, во-вторых, на осознанное пользование многими правилами на протяжении всех лет обучения.
Система работы, направленная на ослабление и устранение возникающих у детей трудностей, на формирование орфографических умений и навыков, должна включать следующие этапы:
- подготовка учащихся к усвоению правила;
- усвоение правила;
- формирование умения объяснить написание слов, пользуясь правилом;
- находить в тексте слова на данное правило;
- контролировать свое письмо правилом.
Ознакомление с орфографическим правилом важно начинать с создания в некотором роде проблемной ситуации (как написать то или иное слово). При этом совершенно необязательно, чтобы выход из нее дети находили сами. Например, при изучении правил правописания звонких и глухих согласных можно спросить школьников, как они пишут слово мед — с буквой т или д на конце. Как правило, мнения разделяются. Затем в верхнем углу доски записать два варианта в таком виде: мё<д или т? После этого объявить детям, что они сейчас познакомятся с правилом, которое поможет разрешить их спор и установить, кто прав. Далее анализируются примеры и выводится правило. Затем школьники пытаются применить его к записанному ранее слову. На протяжении всего занятия в процессе разрешения проблемной ситуации желательно постоянно поддерживать игровую ситуацию, создавать видимость поиска решения. Это важно в первую очередь для активизации мыслительной деятельности детей и пробуждения у них интереса к орфографическому материалу.
При подборе примеров для объяснения нового правила надо заботиться, чтобы слова были простыми по значению и структуре, а примеры — типичными для данной орфограммы. Весь комплекс примеров должен отражать основные закономерности правила.
Умение ребенка объяснять свои действия повышает регулирующую функцию речи.
Когда формируется умение объяснять написание слов в соответствии с правилом, используют упражнения, включающие в работу зрительный, речедвигательный, моторный анализаторы и помогающие запомнить написание слова. К таковым относятся: обведение в тетради орфограммы цветным карандашом, использование таблицы родственных слов с выделенной орфограммой, орфографическое проговаривание слов, зрительные диктанты, письмо по памяти, многократное воспроизведение слов с данными орфограммами при выполнении упражнений в тетрадях, заполнение перфокарт, подготовке таблиц и т.д.
Следующий этап — выработка у детей умения выделять в тексте слова на изучаемое правило. Это умение необходимо, поскольку обычно школьники пользуются правилом тогда, когда их внимание специально привлекают к орфограмме.
Поэтому необходимо использовать упражнения, способствующие развитию умения замечать орфограммы в тексте. Этот текст должен содержать не только изучаемые в данный момент орфограммы, но и те, с которыми их можно смешивать. В первую очередь важно предупредить ошибки школьников, характерные для этапа усвоения данного правила, а затем провести работу по дифференциации орфограмм, подчиняющихся разным правилам.
Формирование умения замечать орфограммы осуществляется сначала на отдельных словах, затем в предложениях и, наконец, в тексте. При этом первоначально дети выделяют нужные слова в тексте, который находится перед их глазами, а потом в предложениях диктанта по заданию учителя. Так постепенно школьники подводятся к выполнению упражнений типа комментированного письма.
Не менее важное значение имеет развитие у детей с патологией речи умения контролировать свое письмо правилом. Надо отметить, что в методике массовой школы самоконтролю отводится огромная роль в формировании навыка грамотного письма. Однако не все методисты массовой школы считают необходимым специально работать над развитием этого умения, справедливо полагая, что оно возникает в процессе предшествующей работы. В условиях специальной (коррекционной) школы подобных разногласий быть не может. Такая работа необходима.
Безусловно, что вся предшествующая работа, направленная на развитие умений объяснять орфограмму, выделять и опознавать ее в тексте, в определенной степени уже подготовила школьников к возможности осуществлять самоконтроль в процессе письма. Однако требуются еще и такие приемы, которые специально способствовали бы развитию и укреплению навыка самоконтроля. Эти приемы должны выработать привычку постоянно внимательно вглядываться в текст, видеть в нем орфограммы, правописание которых регламентируется правилом.
К таким приемам относятся:
- «сигнализация». Учитель пишет на доске проверочные слова или начальную форму слов (имен существительных или др.) и предлагает детям при написании диктанта контролировать самих себя с помощью этих слов;
- сообщение учителя о том, какое количество орфограмм на определенное правило имеется в предложении (абзаце). Задание - найти эти слова, отметив галочкой или подчеркнув соответствующие буквы, и проверить их написание;
- определение орфограмм, встретившихся в проверочной работе. Школьники вначале самостоятельно подсчитывают количество отмеченных ими орфограмм, затем сверяют результат с данными учителя;
- подчеркивание орфограмм в тексте тренировочного диктанта. Учитель наблюдает за работой учеников, предлагая некоторым из них шепотом, чтобы не мешать самостоятельной работе класса, рассказать, почему в словах подчеркнута та или иная буква;
- прием «Правильно ли я написал?» Учитель предлагает детям подчеркнуть в тексте орфограммы, а затем спросить у любого из одноклассников, правильно ли выполнено задание (в одном слове или предложении) и если нет, то почему.
Серия таких тренировочных диктантов повторяется при изучении каждого нового правила. В заключение проводится контрольный диктант. Анализируя ошибки, допущенные в нем, учителю необходимо обратить внимание класса на работы тех учащихся, которые успешно контролировали себя правилом.