Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение на уроках русского языка правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе»
Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка в начальной школе
Реализуя новый стандарт, сегодня каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
УУД формируются в процессе изучения различных учебных дисциплин, в частности и на уроках русского языка. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
На уроках русского языка в начальных классах личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в разработанных мной презентациях и на карточках, при написании сочинений и изложений и т.д.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Здесь я использую задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; сочинения на заданную тему и редактирование; смысловое чтение и извлечение необходимой информации.
Для формирования у учащихся регулятивных УУД материал в учебнике, презентациях, на уроках подается мной так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов.
Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение на уроках русского языка правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.
Хотелось бы также акцентировать внимание на некоторых технологиях, которые я использую на уроках русского языка.
1. Привлекая детей к открытию новых знаний, мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;
2. На уроке я уделяю большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. Дети понимают, что за ошибки не наказывают и что на ошибках учатся. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
3. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми мы определяем цель урока и активные действия по её решению. Главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже
не сможет работать по-другому;
4. Знакомлю детей с разными источниками, используемыми для поиска информации, так дети учатся способам эффективного запоминания. Все это помогает включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы; 7. Обучаю разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;
8. Выстраиваю общение с позиции сотрудничества. При этом активно включая каждого ребенка в учебный процесс, а также поощряя похвалой учебное сотрудничество между учениками и учениками, учениками и учителем. Я часто использую работу в сменных парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества детей: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. У учащихся повышается творческий потенциал. Знания
усваиваются прочнее;
9. Предоставляю возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Проектирование уроков русского языка по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, учителя начальных классов, должны идти в ногу со временем, чтобы дети с удовольствием учились дальше и в будущем были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель играет важную роль.